Submitted by Ирина Ревина on Wed, 28/04/2010 - 21:15
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ ЛЫСКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5
Г. ЛЫСКОВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Проект
«Школа - самообучающаяся организация»
Авторы – разработчики:
1. Г.И. Турлаев– директор школы, администратор высшей категории, звание «Почётный работник образования»;
2. И.В.Ревина – зам. директора по УВР, администратор высшей категории;
3. Н.В.Лисина - зам. директора по ВР, учитель первой категории;
4. И.А.Тесакова – рук-ль РМО начальных классов, учитель первой категории;
5. А.Ю.Вострякова – рук-ль РМО начальных классов, учитель первой категории
г. Лысково
Паспорт проекта
1.
Образовательное учреждение
МОУ средняя общеобразовательная школа №5 с углубленным изучением отдельных предметов г. Лысково
2.
Местоположение школы
606211 г. Лысково Нижегородской области ул. Семёнычева д.3
3.
Полное название программы
Проект «Школа - самообучающаяся организация»
4.
Нормативно-правовые основания программы
· Закон РФ « Об образовании»
· Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2005 года №854
· Декларация прав и свобод человека
· Конвенция о правах ребёнка
· Устав школы
·
5.
Автор программы.
Г.И. Турлаев– директор школы,
И.В.Ревина – зам. директора по УВР;
Н.В.Лисина - зам. директора по ВР,;
И.А.Тесакова – рук-ль РМО;
А.Ю.Вострякова – рук-ль РМО начальных классов,
6.
Основные идеи разработки программы
Проектирование самообучающейся организации предполагает создание ситуаций развития или ситуаций неопределенности на каждой ступени школьного образования, в которой способы действий, нормы должны быть выстроены самим человеком, оказавшимся перед проблемой выбора: каждый участник образовательного процесса становится субъектом непрерывного процесса собственного развития.
7.
Цель программы
Созданиеусловий для становления педагога - профессионала, способного к проектированию ситуаций развития собственными педагогическими средствами.
8.
Задачи программы
§обновление методической работы в школе в аспекте ее ориентации на позиционное и методологическое самоопределение педагога;
§создание проектной команды и развитие инновационно-ориентированного коллектива;
§разработка индивидуальных научно-исследовательских программ педагогов - участников проектной группы;
§разработка новых форм стимулирования проектной и исследовательской деятельности педагогов
10.
Основные направления.
Разработка условий и механизмов соорганизации учебно-профессионального сообщества школы
Распространение метода проектирования как ведущего способа организации содержания и форм построения практики развивающего и развивающегося образования.
Создание модели инновационного опыта учителя
Разработка авторских образовательных программ на основе концепции деятельностного процесса проектирования.
11.
Исполнители основных мероприятий программы
Администрация школы , педагоги образовательного учреждения , обучающиеся, родители, социальные партнеры.
12.
Этапы проектирования
1этап.
Актуализацияипроблематизацияпрофессиональных средств
§Формирование позиции МОУ СОШ № 5 с углубленным изучением отдельных предметов в муниципальной образовательной системе как самообучающейся организации, способной осуществлять ответственный, достойный и свободный выбор направлений и содержания своего развития.
§Развитие креативности, рефлексивности, мировоззренческое и профессиональное самоопределение, становление профессиональной позиции педагога.
§Создание системы научно-сервисного сопровождения профессиональной деятельности педагога в образовательном учреждении.
В школе трудится 53 преподавателя: 10 учителей высшей и 29 учителя первой категорий, 9 учителей второй категории, 4 Почетных работника общего образования, 6 учителей награждены Почётными грамотами Министерства образования РФ.
Педагоги школы в своем большинстве имеют высшее образование (87%), квалификационные категории (91%, из них 73,5% - первую и высшую категории), регулярно повышают свой профессиональный уровень на курсах повышения квалификации (87%), мотивированы заниматься инновационной и экспериментальной деятельностью (84 %).
Сегодня в условиях непрерывного обновления применяемых в образовании новых информационных и компьютерных технологий перед школой стоит актуальная задача постоянной коррекции как самого учебного процесса в области информатики, так и развития информационно-технического обеспечения всей учебно-организационной деятельности. Уровень информационной культуры педагогических кадров обуславливает успешное решение задачи информатизации образования в целом. Сегодня информационная культура учителя становится важнейшей составной частью его общей педагогической культуры. Однако практика показывает, что еще рано говорить о всеобщей грамотности работников образования в области использования новых информационных технологий в образовательном процессе.
Проведенный опрос педагогов МОУ СОШ № 5 с углубленным изучением отдельных предметов показал:
§33,3 % от всего числа педагогов не умеют пользоваться компьютером;
§67,2 % учителей используют новые информационные технологии при подготовке отчетов, методических материалов;
§53,7 % - при подготовке к урокам;
§93 % педагогов мотивированы на овладение новыми информационными технологиями, на совершенствование своих умений и навыков.
Анализразвитияифункционированияобразовательногоучрежденияв современномнормативно-правовом,социокультурномпространствефедеральной,региональнойимуниципальнойобразовательнойполитикипозволилвыявитьпроблему:недостаточная сформированность проектной и рефлексивной культуры педагога как приоритетных факторов становления инновационного типа личности.
Объект проектирования:образовательная система школы.
Предмет проектирования:внутрикорпоративная ситуационно-позиционная модель повышения квалификации педагогов.
Цель проекта:созданиеусловий для становления педагога - профессионала, способного к проектированию ситуаций развития собственными педагогическими средствами.
Задачи:
§обновление методической работы в школе в аспекте ее ориентации на позиционное и методологическое самоопределение педагога;
§создание проектной команды и развитие инновационно-ориентированного коллектива;
§разработка индивидуальных научно-исследовательских программ педагогов - участников проектной группы;
§разработка новых форм стимулирования проектной и исследовательской деятельности педагогов
Ожидаемые результаты:
§Формирование позиции МОУ СОШ № 5 с углубленным изучением отдельных предметов в муниципальной образовательной системе как самообучающейся организации, способной осуществлять ответственный, достойный и свободный выбор направлений и содержания своего развития.
§Развитие креативности, рефлексивности, мировоззренческое и профессиональное самоопределение, становление профессиональной позиции педагога.
§Создание системы научно-сервисного сопровождения профессиональной деятельности педагога в образовательном учреждении.
Вывод:Учитывая достаточно высокий уровень общей профессиональной педагогической компетентности педагогического коллектива школы, высокую мотивированность педагогов к освоению новых образовательных и информационных технологий приоритетным направлением повышения качества профессиональной педагогической деятельности считаем активизацию процесса информатизации школьного обучения и воспитания через:
- использование обучающих программ и электронных изданий;
- конструирование уроков и систем занятий с использованием информационно-коммуникационных обучающих средств;
- совместную с учащимися проектную деятельность по созданию информационно-дидактических материалов.
Самообучающееся организация представляет собой организацию, внутри которой каждый педагог и каждый учащийся, проходя ситуацию развития, занимает определённую профессиональную позицию и соответственно является носителем позиционного знания, исходящего из общей концептуальной идеи образовательного учреждения. Данное сообщество представляет собой единое целое, открытую и развивающуюся систему, где её элементы объединены единым принципом управления и согласного функционирования при различной структуре и выполняемой особой роли.
Модель «Школа - самообучающаяся организация» связана с проектированием ситуаций развития или ситуацией неопределённости на каждой ступени школьного образования, в которой способы действий, нормы должны быть выстроены самим человеком, оказавшимся перед выбором.
Для развитияспецифическойчеловеческойспособностиделатьсобственнуюжизнедеятельностьпредметомсвоихпреобразованийвпроектируемойсистеме«Школысамообучающейсяорганизации»предусматриваетсявыделениечетырехорганизационно-содержательныхмодулей:
1. «Развитие» всестороннее развитие детей старшего дошкольного возраста, позволяющие им в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы.
Самообучающееся организация в образовании – это открытая развивающаяся педагогическая система, которая сознательно меняет свои границы и перестраивает свою функциональную структуру путём постоянного преобразования связей и отношений, их взаимопревращения друг в друга с тем, чтобы более полнее реализовать своё главное предназначение – профессиональное развитие педагога, способного создать условия для развития и саморазвития учеников и социального развития родителей.
Концептуальная идея проекта:проектирование самообучающейся организации предполагает создание ситуаций развития или ситуаций неопределенности на каждой ступени школьного образования, в которой способы действий, нормы должны быть выстроены самим человеком, оказавшимся перед проблемой выбора: каждый участник образовательного процесса становится субъектом непрерывного процесса собственного развития.
Принципсоцио-икультуросообразности образовательного процесса.Вобразовательномпространствешколыдолженбытьпредставлен весьуниверсум ценностей культуры и совокупность социальных, культурных, жизненных выборов, осуществляемых в педагогическом процессе, с целью включенияребенкавсоциокультурныйопыт,развитаяценностно-смысловойсферыегосознания,самореализациикаждоговсвободноизбираемыхвидахжизнедеятельности.
ЗавершениеработпоПрограмме,проведениемониторинговисоциологическихопросов,анализсоответствияитоговработыпредполагаемымрезультатам;оценкасоциально-экономическогоэффекта реализации Программы;выходвпроектированиеновыхэталоновсредствипредметадеятельности.
.
Ожидаемый результат
1. Формирование позиции МОУ СОШ № 5 с углубленным изучением отдельных предметов в муниципальной образовательной системе как самообучающейся организации, способной осуществлять ответственный, достойный и свободный выбор направлений и содержания своего развития.
2. Развитие креативности, рефлексивности, мировоззренческое и профессиональное самоопределение, становление профессиональной позиции педагога.
3. Создание системы научно-сервисного сопровождения профессиональной деятельности педагога в образовательном учреждении.
1.Игнатьева, Г.А. Деятельностное содержание профессиональногоразвития педагога в системе постдипломного образования: монография/ Г.А.Игнатьева. - Н. Новгород: Изд-во НГЦ, 2005.
2.Сенге, П. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации / П. Сенге; пер. с англ. -М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003.
3.Слободчиков, В.И. Очерки по психологии образования.-2-е изд., перераб. и доп..- Биробиджан: Изд-во БГПИ, 2005.
4. Управление организацией: учебник / под ред. А.Г.Поршнева, З. П.Румянцевой, Н.А. Саломатина. - 3-е изд. перераб. и доп. – М.:ИНФРА-М,2003.