Используемые учебники и учебные пособия:
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}
Тема: Дети и война. (Рассказ В.О.Богомолова «Иван»)
Цели урока: познакомить учащихся с биографией писателя и его рассказом, показать необычность характера героя; выяснить, какие нравственные вопросы поднимает автор; приобщить к хорошей, яркой прозе детей, воспитывать чувство патриотизма у учащихся.
Оборудование: выставка книг писателя, его портрет, иллюстрации к повести.
Я зарастаю памятью,
Как лесом зарастает пустошь,
И птицы-память по утрам поют,
И ветер-память по ночам гудит,
Деревья-память по ночам лепечут…
Но в памяти моей такая скрыта мощь,
Что возвращает образы и множит…
Шумит, не умолкая, память-дождь,
И память-снег летит и пасть не может.
Д.Самойлов
Зачем ты, война, у мальчишек
их детство украла
и синее небо, и запах простого цветка?
В.Рыдкевич
I. Слово учителя.
Дети и война… Нет более несовместимого на свете, чем дети и война. Точно сказано: «У войны не женское лицо». И тем более не детское.
Во множестве были затоптаны страшными сапогами – безоружные, слабые дети. Вот как об этом пишет Глеб Еремеев в стихотворении «Война вошла в мальчишество мое…»
Война вошла в мальчишество мое
Сперва без дыма, крови и тревоги,
А как заходят путники в жилье
Передохнуть, испить воды с дороги.
«Во время Второй мировой войны на земле погибло около 13 миллионов детей.
Кто теперь скажет, сколько среди них было русских детей, сколько белорусских, польских или французских? Погибли дети – граждане мира».
II. Сообщение учащихся.
III. Беседа.
- Почему рассказ называется «Иван»?
- В чем особенность композиции рассказа?
- Кто он, от чьего лица ведется повествование?
- Почему ему автор поручает рассказ о герое?
- Расскажите о первой встрече Ивана и Гальцева?
- Каким мы видим мальчика?
- Почему снова и снова вглядывается Гальцев в Ивана?
- Почему в описании героя необычное сочетание детского и взрослого?
- Какой взгляд у мальчика?
- Как он ведет себя?
- Имел ли право Иван чтобы о нем сообщили в тыл?
- «Он один дает больше, чем… разведрота». Докажите справедливость этих слов.
- Можно ли предположить, какие данные доставил Иван после первой разведки?
- Попытайтесь представить путь мальчика в тыл врага.
- Что пришлось ему преодолеть?
- Может быть, ничего детского не осталось в этой душе, опаленной войной?
- Но вот Иван снаряжен в разведку. Как он выглядит теперь?
- Каким словом определяют главный мотив мальчика хорошо знающие его люди?
- В чем причина поражающей нас взрослости Ивана?
- Попробуйте представить и сформулировать задание, которое должен он выполнить.
- В чем трудность задания?
- Докажите, что посылавшие Ивана в разведку сделали все, чтобы по возможности уберечь его от опасности.
- Мы не знаем, что пришлось пережить Ивану на этот раз в немецком тылу, известно только, что он выполнил задание, вернулся и снова ушел, ушел сам, потому что не хотел, не мог ехать в суворовское училище, куда его направляли.
- Почему Иван отказывается ехать в суворовское училище?
- Что помогает нам понять мотивы его поведения?
- Вместе с Гальцевым оказываемся мы 2 мая 1945 года в центре Берлина, где в составе опергруппы он перебирает документы и архивы гестапо. Представьте, что он испытал, когда из одной из папок глянуло на него лицо Ивана… «Я узнал его сразу по скуластому лицу и большим широко расставленным глазам…»
- Чтение копии сообщения начальника тайной полиции 2-ой немецкой армии.
- Что поражает нас в этом документе? Что открывается нам за бесстрастными строками документа?
- Какие награды имеет Иван?
- Ваше отношение к герою. Совпадает ли оно с авторским?
- Когда был расстрелян Иван? Почему важна эта деталь?
- Иван расстрелян ранним утром 25 декабря.
- О чем говорит нам эта дата?
- С каким чувством мы закрываем книгу?
IV. Слово учителя.
В.Богданов так определил идею рассказа: «Главное для меня в «Иване» - это гражданственность, неприятие человеком зла и несправедливости, изображение ненависти ребенка к немецким захватчикам и его самого активного противодействия».
Но суровые строки рассказа рождают с сердце и щемящую боль за исковерканную войной судьбу, несостоявшее «завтра», за то, что юные Иваны навсегда остались за огненной чертой.
Память войны стучит нам в сердце…
V. Чтение учащихся стихотворения С.Щипачева «Павшим».
Весь под ногами шар земной.
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою.
Пусть всех имен не назову,
Нет кровнее родни,
Не потому ли я живу,
Что умерли они.
Чем им обязан – знаю я,
И пусть не только стих,
Достойна будет жизнь моя
Солдатской смерти их.
VI. Задание на дом.
I группа – отзыв о рассказе.
II группа – рассказ о последнем подвиге Ивана.
VII. Итоги.