В условиях модернизации Российского образования меняются роль и функции учителя. Главной функцией учителя становится выстраивание продуктивного взаимодействие с учащимися по освоению предметного содержания на уроке, создание необходимых условий для развития ребенка в предметном пространстве. Каждый учитель создает эти условия на основе собственных принципов, выработанных в процессе практической деятельности. В моей профессиональной практике учителя истории часто возникал вопрос: «Как обеспечить эффективное усвоение учебного материала, сложность и объемность которого затрудняют его целостное восприятие и осмысление? Как преодолеть информационную перенасыщенность и не всегда продуманное структурирование материала?» Поиск ответов на этот вопрос привел меня к пониманию того, что решить эту проблему поможет систематизация материала через структурно-логические схемы. Главная особенность этого подхода – активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности.
Все это позволяет представить исторические события в максимально сжатом виде и без ущерба содержанию.
Каждая схема состоит из определенного количества «матриц», между которыми существуют причинно-следственные связи. Эти связи обозначаются стрелками.
Матрица – это основная единица информации, которая отражает главные аспекты учебного материала. Все матрицы делятся по степени значимости на основные и дополнительные. Основные являются стержнем, обозначая главное направление, дополнительные матрицы носят более детализированный характер.
Рассматриваемое историческое событие может иметь несколько направлений, и тогда к стержню схемы будут примыкать несколько модулей, которые можно обозначить цифрами или буквами. Наличие одной или нескольких дополнительных матриц разбивает прочтение схемы на несколько этапов.
Опыт по составлению схем накапливается постепенно и преследует учебные цели – найти, понять, запомнить, изложить и дополнить. Учитель не только дает знания, но и учит детей добывать эти знания, работать самостоятельно (индивидуально или в мини-группах), объективно оценивая себя и свои возможности, отвечать за результаты своего труда.
Для создания схем необходимо выделить несколько этапов. 1. Внимательно изучить тему по программе, обязательно отметив основные знания и умения по разделу
2. Просмотреть и изучить дополнительную методическую литературу по данной теме, используя ЦОР и Интернет-ресурсы.
3. Выделить «матрицу» и основные причинно-следственные связи по каждому блоку раздела
4. Преобразовать все записи графически и символически
5. По мере расширения и углубления знаний по теме потребуется дополнение схемы и переработка
Наглядность и логичность схем повышает уровень понимания учащихся.: Структурно-логические схемы дают возможность системно (связно и полно) представить содержание нового раздела, темы. Это упрощает усвоение (запоминание) трудного и объемного материала. Схемы позволяют учащемуся визуально определить необходимый объем знаний по разделу и теме. Относительно структуры схемы учащийся может осуществлять самоконтроль на полноту полученных знаний, как по отдельной теме, так и по разделу в целом.
Совместная работа учителя и учеников ориентирует учащегося на исследовательскую деятельность, творчество, обеспечивает системность и последовательность в освоении содержания предмета, прочность знаний, развивает сознательное (положительное) отношение к учебной деятельности, саморазвитие. Эта работа вызывает интерес к предмету истории, развивает аналитическое мышление, стимулирует творческую и познавательную активность.
Поняв принцип построения структурно-логических схем, научившись систематизировать и обобщать свои знания, учащиеся впоследствии смогут переработать любую историческую информацию в удобные для усвоения блоки и модули, что будет способствовать формированию у них глубоких знаний по истории и другим школьным предметам.
Схема выполняет важную роль – формирование у учащихся осознанных, прочных умений и навыков. При составлении схем у ученика включаются в работу слуховая, зрительная и смысловая память, которая повышает интеллектуальную активность. Учитель должен не только научить ребенка построению логических схем, но и сохранить и приумножить стремление к поисковой активности, осмыслению и творчеству. Каждый ученик имеет возможность в полной степени самообразовываться, что способствует мотивации обучения.
Практика проведения уроков по принципу системности в личностно-ориентированном обучении показала возможность:
1. вовлечения в работу всех учащихся без исключения
2. увеличить объем изучаемого материала
3. усилить мотивацию к обучению
4. обеспечить самоконтроль учащихся
5. закрепить знания и умения в процессе изучения материала
6. дать большую самостоятельность
7. расширить логические способности и познавательную активность учащегося
8. развивать нравственное сознание и самосознание
9. включать ученика в мыслительный процесс для получения самостоятельного удовлетворительного результата.
Учитель должен не только научить ребенка построению логических схем, но и сохранить и приумножить стремление к поисковой активности, осмыслению и творчеству. Каждый ученик имеет возможность в полной степени самообразовываться, что способствует мотивации обучения.
Учащиеся восьмых классов основную модель построения схемы делают по одному принципу. Сначала выстраивается основная матрица, а затем по мере изучения материала, в режиме самостоятельного поиска, к основной единице информации постепенно наращиваются дополнительные матрицы. В конечном результате у каждого ученика структурно-логическая схема должна быть индивидуальной. Насколько схема будет большой, полной, интересной зависит от возможностей учащихся.