Официальный сайт avufa 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Социальные диалекты

Фото пользователя Елена Ивановна Мамонтова
Submitted by Елена Ивановна Мамонтова on Sat, 24/04/2010 - 00:53
Данные об авторе
Автор(ы): 
Мамонтова Елена Ивановна
Место работы, должность: 
МОУ СОШ № 35
Регион: 
Республика Коми
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Другое
Цель урока: 
Образовательные: создать условия для усвоения учащимися понятий «социальная группа», «социальный диалект», «жаргон», «сленг», «арго»; познакомить учащихся с разновидностями социальных диалектов; содействовать в определении особенностей употребления жаргона в повседневной речи и в художественных произведениях. Развивающие: развивать монологическую устную и письменную речь учащихся, умение вести диалог, навыки поисково-исследовательской деятельности, навыки анализа художественного произведения. Воспитательные: воспитывать толерантное отношение к различным социальным группам общества, культуру речи.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
22
Используемые учебники и учебные пособия: 

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. 10-11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений.- М.: Дрофа, 2001.

Используемая методическая литература: 

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

 Мокиенко В. М., Никитина Т. Г. Большой словарь русского жаргона / Вед. ред. изд-я С. М. Скарская. СПб., 2000.

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

http://www.philology.ru/linguistics2/khorosheva-02.htm

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%BE%D0%BD

http://www.gramota.ru/slovari/types/17_22

http://ru.wiktionary.org/wiki/%D0%B6%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%BE%D0%BD

http://shpora07.narod.ru/all_q/lit_language.htm

http://www.podrobnee.ru/microuho/referat.php?url=microuho/disk1/Humanities/ya_z71.htm

http://www.russian.licey.net/culture/4

http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/b/b0/1006978.htm

Используемое оборудование: 

Мультимедийный проектор

Краткое описание: 
Урок по основам русской словесности
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;} table.MsoTableGrid {mso-style-name:"Сетка таблицы"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; border:solid windowtext 1.0pt; mso-border-alt:solid windowtext .5pt; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-border-insideh:.5pt solid windowtext; mso-border-insidev:.5pt solid windowtext; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Тема урока

Социальные диалекты

Цели учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План урока

1. Ориентировочно-мотивационный этап.

Приветствие. Вступительное слово учителя. Беседа с учащимися.

 

 

 

 

 

Введение понятия «социальная группа»

 

Слайд 1 (см. Презентацию к уроку)

 

 

 

Слайды 2-9

 

 

 

 

Введение понятий «социальный диалект», «социолингвистика».

2. Объявление темы урока.

 

 

Целеполагание.

Слайд 10.

 

 

 

Слайд 11.

 

 

3. Поисково-исследовательский этап. Изучение нового материала.  

Слайд 12 (гиперссылка)

Введение понятий «жаргон», «сленг», «арго»

Сообщение учащегося (см. Приложение к уроку)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запись в тетради функций жаргона

 

Запись в тетради разновидностей жаргона.

 

 

 

 

 

4. Практический этап. Анализ текста. (см. Приложение к уроку)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Рефлексивно-оценочный этап.

Слайд 13.

 

 

 

Слайд 14,15

 

 

 

 

Домашнее задание

 

 

 

 

Использованная литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интернет-ресурсы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

Образовательные: создать условия для усвоения учащимися понятий «социальная группа», «социальный диалект», «жаргон», «сленг», «арго»; познакомить учащихся с разновидностями социальных диалектов; содействовать в определении особенностей употребления жаргона в повседневной речи и в художественных произведениях.

Развивающие: развивать монологическую устную и письменную речь учащихся, умение вести диалог, навыки поисково-исследовательской деятельности, навыки анализа художественного произведения.

Воспитательные: воспитывать толерантное отношение к различным социальным группам общества, культуру речи.

 

 

Ход урока

 Учитель: Хай, чуваки и чувихи! Меня реально прикалывает видеть ваши мажорные лица. Я думаю, что на сегодняшнем уроке все у нас будет ништяк!

 - Скажите, какие мысли, эмоции, чувства возникли у вас, когда вы услышали такое приветствие в начале урока из уст учителя? Только попрошу без оскорблений!

(Ответы: недоумение, удивление, стало смешно и т.д.)

Учитель: Почему эти же слова, сказанные, например, вашим одноклассником, у большинства из вас не вызывают недоумения?

(Ответы: один возраст, одинаковое положение, статус в обществе)

Учитель: Правильно. Все дело в том, что мы с вами относимся к разным социальным группам населения.

- Что обозначает это понятие? (ответы учащихся)

Учитель: Социальная группа – это сообщество людей, объединенных общими интересами, взглядами или профессией.

- К какой социальной группе относитесь вы? (Ответы: школьники, учащиеся школы)

 

- Как можно назвать (номиновать) следующие социальные группы?

(Учащиеся называют группы по изображениям на слайдах: чиновники, крестьяне, учителя, политики, рабочие, неформальная молодежь, пенсионеры, студенты…)

Учитель: Язык, свойственный определенной социальной общности людей называется социальным диалектом.

 

 

Предметом изучения сегодняшнего урока как раз и будут социальные диалекты.

(Учащиеся записывают тему, определение социального диалекта.)

Учитель: В рамках данной темы попробуйте сформулировать и записать цели урока, которые ставит перед собой каждый из вас. Сформулировать их вам помогут следующие глаголы. ( Учащиеся с помощью глаголов формулируют и записывают цели урока, озвучивают их. Учитель предлагает свои формулировки, дополняет и обобщает ответы учащихся.)

 

Учитель: В составе социальных диалектов выделяются следующие разновидности:

 

 

1)     Профессионализмы – слова, характерные для людей определенной профессии. Например, язык чиновников, учителей, рабочих ит.д. А также…

2)     Жаргон (сленг)

3)     Арго

О жаргоне, сленге и арго расскажет ваша одноклассница. А вы попробуйте на основе ее сообщения определить отличительные особенности этих социальных диалектов. (Сообщение учащегося, варианты ответов учащихся)

Учитель: Итак, жаргон и сленг – близкие понятия, характерные для определенных социальных групп, относительно открытых, не стремящихся отгородиться от других людей. Мое приветствие, в общем-то, было бы понятно и чиновникам, и учителям, несмотря на всю нелепость ситуации.

Арго же – язык социально замкнутой группы людей, стремящейся к обособлению это тайный язык преимущественно социальных низов общества, преступного мира. Например, воровское арго, арго офеней (бродячих торговцев 19 века).

Наибольший интерес для изучения представляет жаргон, о котором мы и будем более подробно говорить на сегодняшнем уроке.

- Для чего люди внутри своей социальной группы придумывают свой язык? Зачем он нужен? (Ответы учащихся: делает речь более краткой, емкой; придает речи богатую эмоциональную окраску; является опознавательным знаком принадлежности к данной среде; является источником для общего разговорного и даже для литературного языка). Запишите функции жаргона в тетрадь. 

Учитель: В настоящее время существует большое количество жаргонов. Назовите их и запишите в тетради. (Ответы учащихся: жаргоны студентов, учащихся, спортсменов, рокеров, фанатов, хиппи ит.д.)

С ростом компьютерных технологий ко второй половине 20 века образовался жаргон компьютерный – относительно новое в социолингвистике понятие. Но не смотря на это, компьютерный жаргон уже активно используется в художественных произведениях современных авторов.

Учитель: У вас на партах – распечатки рассказа молодой писательницы Ирины Денежкиной «Смерть в чате». Давайте прочитаем его, назовем жаргонные слова и определим, для чего автор употребляет их в тексте произведения. (Ответы учащихся, «перевод» жаргонных слов, определение их функции в тексте.)

Учитель: Жаргонные слова автор использует для характеристики героя, а также как средство выражения авторской позиции.

- Как относится втор к герою рассказа? (Ответы учащихся: автор иронизирует, но в то же время высказывает беспокойство по поводу оторванности героя от реальности.

- Какую проблему поднимает Ирина Денежкина? (Ответы учащихся: проблему отстранения молодежи от реального мира, реальных трудностей).

Учитель: А теперь пора подвести итоги урока, выразить собственную позицию по теме. Я предлагаю сделать это с помощью методики незаконченных предложений. Напишите небольшое рассуждение на их основе. (Учащиеся записывают свои варианты в тетради, озвучивают их, обмениваются мнениями)

Учитель: Я же хочу вам напомнить, что все мы принадлежим к одному большому социальному сообществу – ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ, высшей формой общения которого является литературный язык! А выводы делайте сами!

На основе §32 учебника словесности подготовьте устное сообщение о еще одной разновидности социальных диалектов – арго, а также о роли арго в произведениях словесности.

 

1. Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. 10-11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений.- М.: Дрофа, 2001.

2. Мокиенко В. М., Никитина Т. Г. Большой словарь русского жаргона / Вед. ред. изд-я С. М. Скарская. СПб., 2000.

3. Ермакова О. П., Земская Е. А., Розина Р. И. Слова, с которыми мы все встречались: Толковый словарь русского общего жаргона. Около 450 слов. М., 1999.

 

                    

http://www.philology.ru/linguistics2/khorosheva-02.htm

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%BE%D0%BD

http://www.gramota.ru/slovari/types/17_22

http://ru.wiktionary.org/wiki/%D0%B6%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%BE%D0%BD

http://shpora07.narod.ru/all_q/lit_language.htm

http://www.podrobnee.ru/microuho/referat.php?url=microuho/disk1/Humanities/ya_z71.htm

http://www.russian.licey.net/culture/4

http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/b/b0/1006978.htm

 

Приложение 1.

Сообщение учащегося

Жаргон – социальный диалект; отличается от общеразговорного языка специфической лексикой и фразеологией, экспрессивностью оборотов и особым использованием словообразовательных средств, но не обладает собственной фонетической и грамматической системой.

Сленг – терминологическое поле, набор особых слов или новых значений уже существующих слов, употребляемых в различных человеческих объединениях. К сленгу примыкают более негативный жаргон и более закрытый арго.

Сленг, слэнг – эмоционально и экспрессивно окрашенная лексика разговорной речи, отклоняющаяся от принятой языковой литературной нормы.

Арго – язык какой-либо социально замкнутой группы лиц, характеризующийся специфичностью используемой лексики, своеобразием ее употребления, но не имеющий собственной фонетической и грамматической системы.

 

Приложение 2

Текст для анализа

 

Ирина Денежкина

Смерть в чате.

    Однажды сижу я за компом. Вдруг – стук. Так явственно слышу: «Тук-тук!» Кто это в два часа ночи? Странно… Сижу дальше. Тут дверь тихонько приоткрывается и входит нечто в балахоне. И с косой.

- Ты кто? – спрашиваю, оробев для начала.

- Смерть, - тихо так отвечает. Стесняется.

- З-з-зачем?

    Стоит, с ноги на ногу переминается. Косу в ручках вертит.

- Да так, - говорит. – шла мимо, ну, и зашла… А чё? Жалко, что ли?

- Нет, - отвечаю приободрившись. – С чего ты взяла? Проходи. Чай пить будешь?

    Она смущенно так плечиком пожимает. Стесняется. Села все-таки на краешек стула. А я – за чаем. Вскипятить ведь надо. И схару положить. Не без сахара же, в самом деле…

    Возвращаюсь в комнату – Смерть у компа сидит и пальцами по клавиатуре перебирает. Медленно. Сразу видно – редко общается с компом.

- Чего, - спрашиваю, - делаешь?

- Чатюсь… - отвечает такая довольная.

    Ну и хрен с ней. Пусть чатится. Чё, жалко, что ли? Я не жмот.

    Сел рядом, смотрю на экран. Смерть чатится от имени Nasty. Пишет всякую фигню. Здоровается. «Смайлы» кидает. В общем, освоилась.

    Ну, потом мы попили чаю. С пряниками, между прочим. Я же не жмот. Не жалко для Смерти. Пусть кушает. Вот… Попили чаю, она и засобиралась.

- Пойду, - говорит. – Дела у меня. Сам понимаешь.

- А то ж, - соглашаюсь. – Дела так дела. Заходи еще.

- Обязательно!

    И улыбается. Понравился я ей, видно. Я вообще добрый парень. Нравлюсь людям.

    Ушла она. А я – в чат. Заждались, поди. Захожу – а там нет никого. То есть есть. Но видно, что давнишние сообщения. Не обновляются. Самое последнее такое: «Ну чё, придурки, допрыгались?» От имени Nasty. Где-то я уже этот ник видел… Ну да ладно. Пойду мыло проверю.

Прикрепленный файл Size
Социальные диалекты.ppt 4.34 MB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн