Образовательные: создать условия для усвоения учащимися понятий «социальная группа», «социальный диалект», «жаргон», «сленг», «арго»; познакомить учащихся с разновидностями социальных диалектов; содействовать в определении особенностей употребления жаргона в повседневной речи и в художественных произведениях.
Развивающие: развивать монологическую устную и письменную речь учащихся, умение вести диалог, навыки поисково-исследовательской деятельности, навыки анализа художественного произведения.
Воспитательные: воспитывать толерантное отношение к различным социальным группам общества, культуру речи.
Ход урока
Учитель: Хай, чуваки и чувихи! Меня реально прикалывает видеть ваши мажорные лица. Я думаю, что на сегодняшнем уроке все у нас будет ништяк!
- Скажите, какие мысли, эмоции, чувства возникли у вас, когда вы услышали такое приветствие в начале урока из уст учителя? Только попрошу без оскорблений!
(Ответы: недоумение, удивление, стало смешно и т.д.)
Учитель: Почему эти же слова, сказанные, например, вашим одноклассником, у большинства из вас не вызывают недоумения?
(Ответы: один возраст, одинаковое положение, статус в обществе)
Учитель: Правильно. Все дело в том, что мы с вами относимся к разным социальным группам населения.
- Что обозначает это понятие? (ответы учащихся)
Учитель: Социальная группа – это сообщество людей, объединенных общими интересами, взглядами или профессией.
- К какой социальной группе относитесь вы? (Ответы: школьники, учащиеся школы)
- Как можно назвать (номиновать) следующие социальные группы?
(Учащиеся называют группы по изображениям на слайдах: чиновники, крестьяне, учителя, политики, рабочие, неформальная молодежь, пенсионеры, студенты…)
Учитель: Язык, свойственный определенной социальной общности людей называется социальным диалектом.
Предметом изучения сегодняшнего урока как раз и будут социальные диалекты.
(Учащиеся записывают тему, определение социального диалекта.)
Учитель: В рамках данной темы попробуйте сформулировать и записать цели урока, которые ставит перед собой каждый из вас. Сформулировать их вам помогут следующие глаголы. ( Учащиеся с помощью глаголов формулируют и записывают цели урока, озвучивают их. Учитель предлагает свои формулировки, дополняет и обобщает ответы учащихся.)
Учитель: В составе социальных диалектов выделяются следующие разновидности:
1) Профессионализмы – слова, характерные для людей определенной профессии. Например, язык чиновников, учителей, рабочих ит.д. А также…
2) Жаргон (сленг)
3) Арго
О жаргоне, сленге и арго расскажет ваша одноклассница. А вы попробуйте на основе ее сообщения определить отличительные особенности этих социальных диалектов. (Сообщение учащегося, варианты ответов учащихся)
Учитель: Итак, жаргон и сленг – близкие понятия, характерные для определенных социальных групп, относительно открытых, не стремящихся отгородиться от других людей. Мое приветствие, в общем-то, было бы понятно и чиновникам, и учителям, несмотря на всю нелепость ситуации.
Арго же – язык социально замкнутой группы людей, стремящейся к обособлению это тайный язык преимущественно социальных низов общества, преступного мира. Например, воровское арго, арго офеней (бродячих торговцев 19 века).
Наибольший интерес для изучения представляет жаргон, о котором мы и будем более подробно говорить на сегодняшнем уроке.
- Для чего люди внутри своей социальной группы придумывают свой язык? Зачем он нужен? (Ответы учащихся: делает речь более краткой, емкой; придает речи богатую эмоциональную окраску; является опознавательным знаком принадлежности к данной среде; является источником для общего разговорного и даже для литературного языка). Запишите функции жаргона в тетрадь.
Учитель: В настоящее время существует большое количество жаргонов. Назовите их и запишите в тетради. (Ответы учащихся: жаргоны студентов, учащихся, спортсменов, рокеров, фанатов, хиппи ит.д.)
С ростом компьютерных технологий ко второй половине 20 века образовался жаргон компьютерный – относительно новое в социолингвистике понятие. Но не смотря на это, компьютерный жаргон уже активно используется в художественных произведениях современных авторов.
Учитель: У вас на партах – распечатки рассказа молодой писательницы Ирины Денежкиной «Смерть в чате». Давайте прочитаем его, назовем жаргонные слова и определим, для чего автор употребляет их в тексте произведения. (Ответы учащихся, «перевод» жаргонных слов, определение их функции в тексте.)
Учитель: Жаргонные слова автор использует для характеристики героя, а также как средство выражения авторской позиции.
- Как относится втор к герою рассказа? (Ответы учащихся: автор иронизирует, но в то же время высказывает беспокойство по поводу оторванности героя от реальности.
- Какую проблему поднимает Ирина Денежкина? (Ответы учащихся: проблему отстранения молодежи от реального мира, реальных трудностей).
Учитель: А теперь пора подвести итоги урока, выразить собственную позицию по теме. Я предлагаю сделать это с помощью методики незаконченных предложений. Напишите небольшое рассуждение на их основе. (Учащиеся записывают свои варианты в тетради, озвучивают их, обмениваются мнениями)
Учитель: Я же хочу вам напомнить, что все мы принадлежим к одному большому социальному сообществу – ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ, высшей формой общения которого является литературный язык! А выводы делайте сами!
На основе §32 учебника словесности подготовьте устное сообщение о еще одной разновидности социальных диалектов – арго, а также о роли арго в произведениях словесности.
1. Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. 10-11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений.- М.: Дрофа, 2001.
2. Мокиенко В. М., Никитина Т. Г. Большой словарь русского жаргона / Вед. ред. изд-я С. М. Скарская. СПб., 2000.
3. Ермакова О. П., Земская Е. А., Розина Р. И. Слова, с которыми мы все встречались: Толковый словарь русского общего жаргона. Около 450 слов. М., 1999.
|
http://www.philology.ru/linguistics2/khorosheva-02.htm
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%BE%D0%BD
http://www.gramota.ru/slovari/types/17_22
http://ru.wiktionary.org/wiki/%D0%B6%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%BE%D0%BD
http://shpora07.narod.ru/all_q/lit_language.htm
http://www.podrobnee.ru/microuho/referat.php?url=microuho/disk1/Humanities/ya_z71.htm
http://www.russian.licey.net/culture/4
http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/b/b0/1006978.htm
Приложение 1.
Сообщение учащегося
Жаргон – социальный диалект; отличается от общеразговорного языка специфической лексикой и фразеологией, экспрессивностью оборотов и особым использованием словообразовательных средств, но не обладает собственной фонетической и грамматической системой.
Сленг – терминологическое поле, набор особых слов или новых значений уже существующих слов, употребляемых в различных человеческих объединениях. К сленгу примыкают более негативный жаргон и более закрытый арго.
Сленг, слэнг – эмоционально и экспрессивно окрашенная лексика разговорной речи, отклоняющаяся от принятой языковой литературной нормы.
Арго – язык какой-либо социально замкнутой группы лиц, характеризующийся специфичностью используемой лексики, своеобразием ее употребления, но не имеющий собственной фонетической и грамматической системы.
Приложение 2
Текст для анализа
Ирина Денежкина
Смерть в чате.
Однажды сижу я за компом. Вдруг – стук. Так явственно слышу: «Тук-тук!» Кто это в два часа ночи? Странно… Сижу дальше. Тут дверь тихонько приоткрывается и входит нечто в балахоне. И с косой.
- Ты кто? – спрашиваю, оробев для начала.
- Смерть, - тихо так отвечает. Стесняется.
- З-з-зачем?
Стоит, с ноги на ногу переминается. Косу в ручках вертит.
- Да так, - говорит. – шла мимо, ну, и зашла… А чё? Жалко, что ли?
- Нет, - отвечаю приободрившись. – С чего ты взяла? Проходи. Чай пить будешь?
Она смущенно так плечиком пожимает. Стесняется. Села все-таки на краешек стула. А я – за чаем. Вскипятить ведь надо. И схару положить. Не без сахара же, в самом деле…
Возвращаюсь в комнату – Смерть у компа сидит и пальцами по клавиатуре перебирает. Медленно. Сразу видно – редко общается с компом.
- Чего, - спрашиваю, - делаешь?
- Чатюсь… - отвечает такая довольная.
Ну и хрен с ней. Пусть чатится. Чё, жалко, что ли? Я не жмот.
Сел рядом, смотрю на экран. Смерть чатится от имени Nasty. Пишет всякую фигню. Здоровается. «Смайлы» кидает. В общем, освоилась.
Ну, потом мы попили чаю. С пряниками, между прочим. Я же не жмот. Не жалко для Смерти. Пусть кушает. Вот… Попили чаю, она и засобиралась.
- Пойду, - говорит. – Дела у меня. Сам понимаешь.
- А то ж, - соглашаюсь. – Дела так дела. Заходи еще.
- Обязательно!
И улыбается. Понравился я ей, видно. Я вообще добрый парень. Нравлюсь людям.
Ушла она. А я – в чат. Заждались, поди. Захожу – а там нет никого. То есть есть. Но видно, что давнишние сообщения. Не обновляются. Самое последнее такое: «Ну чё, придурки, допрыгались?» От имени Nasty. Где-то я уже этот ник видел… Ну да ладно. Пойду мыло проверю.
|