-Чем отличаются эти языковые единицы? (по строению, по значению, поназначению)
Задание №1
Перед вами записи. Чем они отличаются одна от другой? Есть ли среди них тексты? Как вы можете это доказать?
1.Золотая осень, шорох листьев, разноцветье деревьев, листья разных цветов.
2.Осень, листья, дерево, цвет.
3.Облетевший тополь серебрист и светел.
/С. Есенин/
4.Осыпался с берёзы лист и, как ковёр, устлал дорогу.
/А. Майков\.
5.Листва ложилась на дорожку бледно – жёлтым пятном.
/М. Пришвин/
6.Стояла осень в солнце и туманах. Сквозь облетевшие леса были видны далёкие облака и синий густой воздух. По ночам в зарослях вокруг нас шевелились и дрожали низкие звёзды.
/По К. Паустовскому/
7.Озеро около берегов было засыпано ворохами жёлтых листьев. Их было так много, что мы не могли ловить рыбу. Лески ложились на листья и не тонули.
/По К. Паустовскому/
8. Осенние листики
На голубом небе между золотыми деревьями не поймёшь, что творится: уносит ветер листья или стайками собрались мелкие птички и несутся в дальние тёплые края.
Ветер - заботливый хозяин. За лето везде побывает, и у него даже в самых густых местах не остаётся ни одного знакомого листика.
А вот осень пришла – и заботливый хозяин убирает свой урожай.
Листья, падая, шепчутся, прощаясь навек. У них так всегда: раз ты оторвался от родимого царства, то и прощайся, погиб.
/М. Пришвин/
-Итак, какой языковой единицы нам достаточно, чтобы назвать предмет?
Чтобы выразить какую-то мысль? Достаточно ли одного предложения, чтобы рассказать о чем-то?
N.B. Изучите Опорные записи №1 и №2
Задание №2
Можно ли считать следующую запись текстом?
Текст№1
Прекрасно было узкое озеро, держащее в своих объятиях лес, где берёзы стоят, уже расцвеченные прядками золотой своей середины, как цветами.
/В. Бианки. Миниатюра/
Задание№3
Какая группа предложений является текстом? Почему нельзя назвать текстом другие высказывания?
1.На старой липе ещё кое – где остались разноцветные листья. Утро тёплое. Сквозь облако солнце пробивает себе путь.
/По М. Пришвин/
2.Уже золотыми стали березы, а дуб всё ещё зелён. Замечал ли ты, что упрямый дуб позже других деревьев поддаётся осени? Уже давно покраснели листья осины.
/По В. Рубцовой/
3. Наступила поздняя осень. Стоит ненастная погода. Вчера подул ранний ветер. Кружатся в воздухе разноцветные осенние листья.
Я люблю листопад. На дорожке лежат красные листья осинки, шуршат под ногами бурые листья ольхи. Два листика прилипли к моим сапогам.
/По Г. Скребицкому/
2.Выполняем тренировочные упражнения
Задание №1
Из данных предложений составьте текст(Текст №2). Озаглавьте его и запишите. Докажите, что это именно текст.
(1) Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. (2) Листья падали дни и ночи. (3) Начался листопад.
Задание №2
На основе записи составьте текст (Текст №3).
Красив, наряден лес в дни ранней осени. Золотятся …. Костры горят … Словно груды малахита, зеленеет молодые … Весёлым многоцветьем радуют … Шелестят под ногами опавшие листья.
- Как его можно озаглавить?
- Какова главная мысль текста?-
- Докажите, что это текст.
3.Работаем самостоятельно
а)Решаем тест
(А) В мертвой тишине леса слышится шуршание падающих листьев.
(Б) Вот золотисто- красный лист дрогнул, полетел по воздуху.
(В) Идешь по разноцветному ковру из листьев и любуешься золотистой осенью.
(Г) Они сами ложатся ковром между деревьев.
1. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы
получился текст:
1. А, Б, В, Г 2. А, В, Г, Б 3. В, Г, А, Б 4 .А, Г, Б, В
2. Укажите ошибку в характеристике предложения :
предложение Б: повествовательное, сложное.
предложение Б: простое, с однородными членами.
предложение В: нераспространённое.
предложение. А: простое, с однородными членами.
3. Какие из средств выразительности использованы в тексте?
1.эпитет2.олицетворение 3.сравнение 4.метафора.
4. Определите, в каком значении используется слово дрогнуть в
предложении Б?
зябнуть, находиться долгое время на холоде.
трястись от частых колебаний.
не выдерживать натиска
5. Из предложения А выпишите слова, употреблённые в переносном
значении
6.Какое предложение связано с предыдущим с помощью местоимения?
Перед самым заходом солнце вдруг прорвало тяжёлые тучи и, медленно выплывая и сощуриваясь, стало приглядываться ко всему.
Постепенно пролезло дальше сквозь тучи … и вот показалось целиком – сказочно-огромной выспевшей брусничной ягодой.
Но причудливые тучи и облака заволновались, заходили, надвинулись на солнце и, поймав его в мешок, завязали над ним лохматый узел.
Прошло время – и мешок стал разлезаться, наконец, лопнул: солнце всё-таки нашло в нём дыру и потом долго ещё смотрело в неё, пока не скрылось в озере.
(В.Веенцев)
- Докажите, что эта миниатюра – текст.
- Почему автор так озаглавил текст?
- Есть ли у вас другие варианты заглавия?
- Чем вам кажется интересным текст?
-Как автор смог заинтересовать читателей?
- Перескажите текст.
4.Решаем контрольные задания
Вариант1
Задание №1.Обладает ли приведённый пример признаками смысловой цельности и связности? Ответ обоснуйте.
Русская история в прошлом - это история бесконечных испытаний, несмотря на которые народ сохранял и достоинство, и доброту.
(Д. Лихачёв)
Задание №2.Является ли данный отрывок текстом? Обоснуйте свой выбор.
Память противостоит уничтожающей силе времени.
Это свойство памяти чрезвычайно важно.
Принято примитивно делить время на прошедшее, настоящее и будущее. Но благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединённым с прошедшим.
Память - это преодоление времени, преодоление смерти.
(Д. Лихачёв)
Вариант2
Задание №1.Обладает ли приведённый пример признаками смысловой цельности и связности? Ответ обоснуйте.
Сосна поднимала свою крону из года в год всё выше и выше, роняя на землю отживающие хвоинки.
(М. Пришвин)
Задание №2.Является ли данный отрывок текстом? Обоснуйте свой выбор.
Гнались они друг за другом, ёлка и дуб, вверх к свету, кто кого перегонит.
Не по радости, или жадности, или вольности, или гордости затеяли они этот гон, а по смертной нужде: кто раньше высунется в светлое окошко, тот собой и закроет его и сойдётся вершиной кроны с другими деревьями как победитель. И все, кто останутся над пологом в полусвете, те и останутся чахнуть на всю жизнь свою.
Вот почему они и гнались и тянулись вверх, ёлка и дуб, изо всех сил.
(М. Пришвин)
Опорная запись №1
Текст. Признаки текста.
Тема и основная мысль текста
Текст - (от лат. ткань, связь, соединение.) – это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью.
У текста есть автор (тот, кто его создал)
Основные признаки текста:
- заглавие (или возможность его);
- тематическое единство;
- композиционное единство частей;
- наличие грамматической связи между частями (цепная, параллельная);
- смысловая цельность (связность всех частей по смыслу);
- относительная законченность;
- стилистическое единство (подчинение одному стилю речи)
· Связный текст членится на абзацы.
Абзац– часть текста (мелкий отрезок речи), в котором выражается относительно законченное высказывание. Абзац служит для выделения основной микротемы, для перехода от одной микротемы к другой.
·Тема текста – это то, о чём говорится в тексте.
Основные способы выражения темы текста
Заглавие/тема представлена заглавием/
Начало и конецтекста /они актуализируют: выде-ляют, усиливают ос-новной смысл текста – его тему/
Ключевые слова/называют предметы или явления, их дей-ствия, признаки и.т.д., важные для раскрытия темы/
Идея текста- (основная мысль) – это главная мысль, лежащая в основе текста. Эта мысль - отношение автора к предмету речи (к изображаемому), его оценка и понимание им предмета речи (оценка изображаемого). То есть идея текста – это то, что хотел сказать автор этим текстом.
Требования к языку текста:
-правильность (соответствие нормам литературного языка),
-соответствие определённому стилю (стиль соответствует функции высказывания).
Опорная запись №2
Материалы для проверки:
Миниатюра М.Пришвина «Осенние листики» - пример текста. Докажем это
1.У текста есть заглавие
В нашем примере - «Осенние листики».
(Если в каком-либо тексте его нет, то оно все равно возможно).
2.В заглавии прямо или косвенно находит отражение его тема или основная мысль, иногда то и другое вместе.
Тема нашей миниатюры - «Осенние листики» (Листья осенью); основная мысль - интересно наблюдать за листьями осенью.
3.В тексте всегда есть начало
Начало текста «Осенние листики» - 1-е предложение, в нем говорится, что не понять того, что происходит: «уносит ветер листы» или же это «стайки птичек» улетают.
4.Тема и основная мысль текста раскрываются постепенно, поэтому текст обычно делится на части - композиционное единство(композиция-построение)
В нашем тексте - «Осенние листики»: Начало- первое предложение; Основная часть - 2-й и 3-й абзацы (что делает ветер летом и осенью с листьями). Заключение - последнее предложение (последний абзац), оно же - конец текста (листья прощаются навек).
5.Все части текста связаны между собой по смыслу (все они раскрывают одну и ту же тему и основную мысль) и грамматически (т.е. между предложениями существуют определенные способы связи). В нашем тексте предложения связаны цепным способом (сцепляющие слова): «уносит ветер» - «ветер-хозяин» - «у него» - «заботливый хозяин»; «листья» - «у них».
6.Для текста характерна относительная композиционная законченность, т.е. завершенность.
(Конец текста как бы перекликается с заглавием и его началом. Это значит, что тема и основная мысль текста раскрыты и ничего не нужно ни убавлять, ни прибавлять. Текст завершен, закончен).
Итак, важнейшие признаки текста:
-заглавие;
-тематическое единство (тема и основная мысль);
-композиционное единство (деление на части: начало, основная часть, конец);
-смысловая цельность;
-связность (наличие грамматической связи между частями);
-относительная законченность.
Всеми этими признаками обладает миниатюра М.Пришвина «Осенние листики». Следовательно, это текст.
N.B. Возможно, что какой-либо из признаков текста будет отсутствовать, но его можно найти, определить. Такое может быть и в большом по объему тексте, и в миниатюре (особенно). Но это не дает право не называть отрывок текстом, если основные признаки явно выражены.
Практикум №2
Тема текста. Способы выражения темы текста
…чтобы словам было тесно, а мыслям
просторно.
Н.Некрасов
Тема высказывания: «Снег»
1.Наблюдаем
Задание№1
Прочитайте предложения. Какая группа предложений является текстом? Почему другие нельзя назвать текстом?
1.Серебром блестят в синеве неба стволы берез, и ярко блестят кристаллики снега на ветвях деревьев. Я катаюсь на санках. Искрятся сосульки.
2.Настали чудесные солнечные февральские дни. Утром, как всегда, я вышел побродить вокруг усадьбы и понаблюдать. В природе творилось нечто необычайное. Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу.
(И.Грабарь)
3.Заметает пурга белый путь. Ветер резвый уснул на пути. Разгулялась вьюга.
(По С.Есенину)
-Сделайте вывод, что такое текст?
-Как вы понимаете, что такое тема текста? Как она может быть выражена?
Опорная запись №3
Способы выражения темы текста
Каждый текст создается на определенную тему.
Тема – это то, о чем говорится в тексте.
Основные способы выражения темы текста нам известны: заглавие, начало и конец текста, ключевые слова. (См. Опорную запись №1)
2.Анализируем
Задание№2
Определите тему текста. Каковы способы её выражения?
Текст №1
День был мягкий и мглистый. Красноватое солнце невысоко висело над длинными, похожими на снеговые поля, слоистыми облаками. В саду стояли покрытые инеем розовые деревья. Неясные тени на снегу были пропитаны теплым светом.
(А.Толстой)
Текст №2
Зимнее утро
Утро белое, пушистое и радостно светлеет. На заре в далеком высоком здании окна горят, и не можешь сказать: от зари этот свет или свой, домашний, остался забытый.
(М.Пришвин)
Текст №3
Первый мороз
Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лёг первый мороз. Все было седое, но лужи не замерзали. Когда явилось солнце и разогрело, то деревья обдались такой сильной росой, такими светящимися узорами глянули из темного леса ветки елей, что на эту отделку не хватило бы алмазов всей нашей земли.
(М.Пришвин)
Задание№3
Из данных предложений составьте текст(Текст №4).
(1)Они наполнили весь воздух движением и поразительной тишиной. (2)Я всегда любил смотреть на тихое падание снега. (3)Чудное зрелище представлялось глазам моим. (4)Чтобы вполне насладиться этой картиной, я вышел в поле. (5)Все безграничное пространство вокруг меня представляло вид снежного потока, будто небеса разверзлись, рассыпались снежным пухом.
(По С.Аксакову)
1.Какой порядок предложений соответствует тексту?
1)1,2,3,4,5 2)2,3,4,5,1 3)2,4,3,5,1 4)5,4,3,2,1
2.Назовите тему текста. Озаглавьте. Какие предложения помогают раскрытию темы текста?
3.Почему мы не можем озаглавить так: «Снег», или «Снег в поле»?
Задание№4
Можно ли из данных предложений составить текст? Что для этого необходимо сделать? Можно ли определить тему текста? Как? Озаглавьте текст.
1.В густом сосновом бору было тихо.
2.В этом сказочном наряде каждая ветка казалась удивительной.
Внимательно прочитайте сочинение ученика. Проанализируйте по плану:
1.Можно ли определить тему? Удачно ли заглавие?
2.Полностью ли соответствует содержание теме? Нет ли отступления от темы?
3.Как бы вы посоветовали улучшить текст?
Текст №5
Тишина в лесу
Однажды я пошел в лес. В еловом лесу стояла тишина. Всё было покрыто снегом. Деревья трещали и издавали стоны. Иней осыпал ветки пушистым инеем, а птицы, щебетавшие повсюду, садились на деревья и стряхивали его. Он падал и издавал странный шорох, как будто кто-то просыпал на пол крупу. Мне понравился зимний лес.
4.Самостоятельно работаем с текстами
Текст №6
Белым по чёрному
Сыплет белый снег на черную землю. На белых речках черные полыньи, на черных дорогах – белые лужи. Черное озеро и белые берега. Черные пни в белых шапках. Черные галки над белым полом.
Белые зайцы на черной земле. Белые муравейники у черных стволов. Белые кочки на черном болоте. Черный дом с белой крышей. Белый дым из черной трубы.
Одно небо ровное – серое, скучное.
Ни звонкого голоса, ни гулкого эха.
Серо, сыро, пусто и глухо.
(Н.Сладков)
Текст №7
Март
Голубой месяц март. Голубое небо, снега голубые. На снегах тени синие. Голубая даль, голубые льды. Голубые на снегу следы. Голубые перелески. А на горизонте – синяя полоска далёкого леса. Весь мир голубой.
(Н.Сладков)
-Определите темы текстов. Каковы способы выражения темы?
-Какое настроение передает писатель в текстах? Что ему помогает при этом?
-Какова главная мысль текста №6? №7? Схожи ли они?
-Оправдан ли повтор в текстах? Какова его роль?
Практикум №3
Главное в тексте – идея, основная мысль. А как её найти?
Прежде чем начать писать, я задаю себе три
вопроса: что хочу написать, как написать и
для чего написать.
М.Горький
Тема высказывания: «Деревья»
1.Повторяем
Что такое текст? Что такое тема текста?
1)Рассуждаем, что такое текст
Когда мы говорим или пишем, мы используем не отдельные слова, а связываем их в предложения. Как вы знаете, предложение – это главное средство выражения и сообщения мысли. Предложения также существуют не в отдельности, а связываются друг с другом и образуют текст.
Текст – это единое целое, он имеет начало и конец. Это может быть одно предложение (например, пословица), группа предложений, даже целая книга.
2)Наблюдаем
Чтобы понять, что такое текст, попробуем составить текст из отдельных предложений. С этой целью выполним тестовое задание №1(см. Тест №1 – Рабочие материалы – лист №1)
Итак, из предложений, представленных в 1-м задании Теста №1 невозможно было понять, что же происходит. Мы восстановили порядок, связь между предложениями, тем самым получили текст.
-Докажите, что это текст. Вспомните признаки текста.
3)Вспоминаем,что такое тема текста?
Тема текста – это то, о чём говорится в тексте.
-Какова тема данного текста?
-Каковы способы выражения темы? Как доказать, что такое тематическое единство? (см. Рабочие материалы – лист №2)
Напоминаем о том, что тема может быть названа в заглавии (но оно есть не всегда).
2.Рассуждаем и анализируем:
Главное в тексте – идея, основная мысль. А как её найти?
1)Рассуждаем: что такое основная мысль текста
Текст всегда создан ради чего-то, правда? Писатель нам может изобразить картину весны, чтобы показать, как прекрасно пробуждение природы, а чтобы мы почувствовали красоту, он в свою картину вставит красивые слова. Он может рассказать какую-то веселую историю (например, спор деревьев). Для чего? Чтобы рассмешить нас, позабавить, заставить задуматься о том, что хорошо, а что плохо.
Школьный учебник по биологии, например, написан для того, чтобы мы усвоили систему знаний о животном мире, а по истории – чтобы мы знали своё прошлое. Ведь в учебниках также представлены тексты.
То, для чего создан текст, - это его основная мысль, идея.
-Посмотрите на эпиграф урока и скажите, какой из вопросов, который задаёт себе писатель М.Горький, отражает основную мысль текста?
-Итак, что такое основная мысль текста?
2)Работаем с алгоритмом
-Решите в Тесте №1 задание №2. На чем основан ваш поиск основной мысли текста?
-Познакомьтесь с алгоритмом определения основной мысли текста
(см.Рабочие материалы - лист №3)
3)Определяем основную мысль текста
а)Работа с текстами №1 , №2
(коллективная работа)
(см. Рабочие материалы – лист №4)
б)Работа с текстами №3 - №7
(групповая работа)
(см. Рабочие материалы – лист №4)
Задание по вариантам:
Определите тему и основную мысль текста (см. Алгоритм):
1 вариант – текст №3, №4;
2 вариант – текст №5;
3 вариант – текст №6, №7.
3.Выполняем самостоятельно
-см. Рабочие материалы - лист №1 – тест №2
4.Выполняем дома:
-см. Рабочие материалы – лист №5
Рабочие материалы – Лист №1
Тест №1
1.В какой последовательности необходимо расположить предложения, чтобы получился текст?
А. Лимонно желтеют березы.
Б.Необыкновенно красивы осенью леса.
В.А иногда подует ветер и закружится золотая метель и обкидает их желтыми веснушками.
Г.Ярко выделяются на фоне осеннего горения берез темные ели.
а)А,Г,В,Б б)Б,Г,В,А в)Б,А,Г,В г)А,Б,В,Г
2.Определите, какие мысли НЕ являются основными в данном тексте:
а)На фоне берез выделяются ели.
б)Березы очень красивы.
в)Лес осенью красив.
Тест №2
1.Укажите темы сочинений, которые подсказывают и их основную мысль:
а)Мы увидели дерево.
Береза в лесу.
б)Красота осеннего леса.
Я не люблю орешник.
в)Маленькое деревце.
Охрана природы.
г)Отважная сосна.
Берегите лес.
2.В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?
а)что писать б)как писать в)для чего писать г)о чём писать
Рабочие материалы - Лист №2
Опорная запись №4
Докажем, что тексту свойственно тематическое единство
Тематическое единство выражается в том,
что все элементы текста прямо или опосредованно (через что-то) связаны с предметом речи (темой высказывания) и с задачей речи (основной мыслью высказывания).
Анализируем текст
Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них ни яблочка». Старик сказал: «Я не съем – другие съедят, мне спасибо скажут». (Л.Толстой)
1.Предмет речи– Старик сажал яблони.
2.Все словатак или иначе связаны с предметом речи и основной мыслью.
Основная мысль заключена в последнем предложении (желание автора внушить читателю мысль о том, что надо уметь жить для других).
Не случайно в этом маленьком тексте, состоящем из 32 слов, дважды употребляется слово «старик» и пять раз местоимения «ему, я, мне и т.д.), пять раз – слова «яблони, яблочко, плод», три раза – глагол «съесть» («не съешь, не съем, съедят»). Также тематически обусловлено употребление слов «сажал, зачем, долго, ждать, спасибо скажут» (эти слова и словосочетания несут на себе большую смысловую нагрузку в раскрытии основной мысли текста.(Повторяемые слова, последовательно проводимые через текст, «сшивают» предложения.
3.Тематическое единство текста находит выражение в заголовке (он обозначает тему, т. е. предмет речи и может формулировать основную мысль текста (но не всегда).
Заголовка здесь нет, но он возможен, т.е. его нетрудно сформулировать: «Старик и яблоня», «Как старик сажал яблоню», «Зачем старик сажал яблоню», «Спасибо скажут» (последний вариант выражает и основную мысль текста.
4.Завершенность текста – она проявляется в том, что содержание текста соотносится с заголовком и с его концовкой.
5.Обозначение темы нередко содержится в начальном предложении (предложениях) текста. «Старик сажал яблони» - здесь уже обозначен предмет высказывания.
6.Стилевое единство текста (стиль разговорный: писатель делится своим жизненным опытом, чтобы воздействовать на чувства читателей, вызвать эмоциональное восприятие. В этой связи используется диалог, общеупотребительные слова.
Вывод:Данный текст не просто совокупность предложений, а тематически единое целое.
Рабочие материалы - Лист №3
Опорная запись №5
Главное в тексте – идея, основная мысль
Идея текста (основная мысль) – это главная мысль текста, его идея.
Она обычно передаёт отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого.
То есть идея текста – это то, что хотел автор сказать этим текстом,
-это то, ради чего написан текст,
-это то, к чему он призывает, чему учит.
Алгоритм
Как определить основную мысль текста?
Нам дан текст, нужно определить его основную мысль:
Рябина
Есть что-то веселое, радостное, русское в этом деревце, которое всегда и всем улыбается.
Ствол рябины чист и гладок, покрыт тонкой блестящей корою. Цветёт рябина поздней весной, когда оденутся в зеленую одежду леса, поют, заливаются звонкоголосые соловьи. Летом на рябине начинают краснеть гроздья небольших круглых ягод
(По И.Соколову – Микитову)
1.Основная мысль иногда может быть выражена в заглавии.
Рябина – нет, это тема текста, но не основная мысль.
Радостное деревце – если бы, например, было такое название, то оно могло бы быть и темой, и основной мыслью текста.
Итак, в заглавии я не увидела того, чтобы была выражена идея текста. Поэтому смотрю далее – 2.
2.Основная мысль может быть выражена в одном из предложений текста (четко там сформулирована). Смотрим наш текст. Нет, четкой формулировки нет. Поэтому смотрю далее – 3.
3.Значит, основную мысль я должна «найти» сама и четко её сформулировать. Для этого я нахожу ключевые слова: «радостное…деревце», «всем улыбается», «цветёт».
Значит, основная мысль: радостное деревце
Рабочие материалы - Лист №4
Текст №1
У освещённой солнцем старой сосны резвятся весёлые проказницы-белки. Радуются они тёплому солнышку, светлой весне. Сменили к весне свои пушистые серые шубки …
С сучка на сучок, с вершины на вершину друг за дружкой гоняются они по деревьям, встречают светлую тёплую весну.
Весело, радостно играют у старой сосны проказницы-белки.
(По И. Соколову – Микитову)
Задание:
Определите тему и основную мысль текста.
Текст №2
Ласково пригревает в редком лесу весеннее солнышко. Уже надулись на деревьях душистые клейкие почки. Из надломанной лосями берёзовой ветки прозрачными каплями сочится сладкий сок.
Отражая высокое небо, синими кажутся в лесу весенние лужи. А над синими лужами, над обогретой, пробудившейся землёй, в золотых лучах солнца «толкут мак» комары-толкунцы.
-Попробуйте найти ключевые слова и по ним определить идею текста.
Текст №3
Хорош сосновый лес в осенние ясные дни! В пурпурно – красный и жёлтый цвет окрашена листва. Цветным чистым ковром расстилаются под деревьями опавшие листья. Там и тут видны под ними красноватые шляпки грибов-подосиновиков. Ещё цветут кое-где запоздалые лесные цветы.
(И.Соколов – Микитов)
Текст №4
Осина
Не утомляются трепетать осинки до осени, когда лист покраснеет, до последней бури, когда он оторвётся и улетит.
(М.Пришвин)
Текст №5
Осенняя мелодия
Гонкая осина в лесу достигла света и, поднимая высоко вершину, теряла все боковые сучки. Когда же лес вырубили, осина, высокая и голая, осталась с метёлочкой листиков. Теперь даже и от этих листьев осталось немного, и каждый листик сейчас как на клавиш нажимает невидимый палец, и осенняя мелодия, какую все слышим, когда бываем в одиночку в таком осеннем лесу, кажется, исходит из-под невидимых пальцев.
(М.Пришвин)
(Гонкий – быстрый, неутомимый).
Текст №6
Я, признаюсь, не слишком люблю это дерево – осину – с её бледно-лиловым стволом и серо-зелёной металлической листвой, которую она вздымает как можно выше и дрожащим веером раскидывает на воздухе. Не люблю я вечное качанье её круглых неопрятных листьев, неловко прицепленных к длинным стебелькам.
(И.Тургенев)
Текст №7
Многим не нравится, но мне нравится вечное беспокойное, даже в полное безветрие лопотание осины. Это ведь не скрежет и не стекло по стеклу. Это – очень нежное, неназойливое, безобидное и, я бы сказал, какое-то прохладное лепетание, вроде вечного плеска моря.
(В.Солоухин)
Рабочие материалы - Лист №5
Задания для работы дома
Задание №1
Выделите те заголовки, в которых содержится основная мысль сочинения.
1.Моё любимое дерево. – Дерево зимой.
2.Как мы ходим в лес. – Необычная прогулка.
3.В зимнем лесу. – Тайны зимнего леса.
4.Забавная история. - История из жизни дерева.
5.Веселое деревце. – Пожалейте деревце.
6.Гроздья рябины. – «Костёр рябины красной».
-Какая тема из предложенных вам интересна? Чем? Как можно её раскрыть? Напишите сочинение на выбранную вами тему.
Задание №2
Всегда ли основная мысль сформулирована в тексте чётко? Определите, в каком из предложенных текстов она выражена автором прямо, а в каком она вытекает из текста (в этом случае мы должны её сформулировать сами.)
Текст №1
Какое русское, какое милое дерево берёза! Ни одно из деревьев не вмещает столько национальных понятий, не рождает столько образов и сравнений.
Берёза – это воистину крестьянское дерево, в ней есть всё: и бабий ситцевый платок, о побеленная хата, и русская печь, и холщовая рубаха, и курочка ряба … (Н.Жуков)
Дополнительные задания:
-Выразительно прочитайте текст.
-Определите тип речи текста. Докажите свой выбор.
Текст №2
Воздух живительный, воздух смолистый
Я узнаю.
Свет не слепит, упоительный, чистый,
Словно в раю.
Узкой тропинкой к гранитам прибрежным
Вышел, стою.
Нежу простором, суровым и нежным,
Душу мою.
Сосны недвижны на острове, словно
В дивном краю.
Тихие волны лепечут любовно
Сказку свою.
(В.Брюсов)
Дополнительные задания:
-Выразительно прочитайте текст.
-Какая картина встаёт перед вашим взором?
-Какие слова помогают описать пейзаж?
-Какова роль сравнения?
-Найдите слова с одинаковым корнем. Как вы думаете, родственные ли они или нет?
-Определите тип речи текста.
Практикум №4
Смысловые отношения между предложениями и последовательность предложений в тексте
Тема высказывания: «Птицы»
А)Наблюдение №1
1.Коллективно работаем
Задание №1:
1.Перед нами группа предложений. Является ли она текстом? Если нет, то переставьте предложения так, чтобы получился текст. Чем будет определяться последовательность предложений?
А.А у трав по-разному.
Б.Сейчас все растения находятся в оцепенении.
В.Где зимуют почки?
Г.У деревьев – высоко над землёю.
Д.Но они готовы встретить весну и развёртывать свои почки.
(По В.Бианки)
а)А,Б,В,Г,Д б)В,Г,Д,А,Б в)Б,Д,В,Г,А г)Б,В,Г,Д,А
2.Чем же определяется последовательность предложений в тексте?
N.B. Запомните:
Между предложениями в тексте устанавливаются смысловые отношения.
1.Самостоятельно выполняем
Задание №2:
1.Перед нами группа предложений. Является ли она текстом? Если нет, то переставьте предложения так, чтобы получился текст. Чем будет определяться последовательность предложений?
А.Птицу не трогали, но и не кормили.
Б.Оказывается, зинзивер целыми днями охотился по всей избе на сверчков, мух, подбирал крошки.
В.Однако она с каждым днём заметно толстела.
Г.Хозяева закрыли дверь – и зинзивер очутился в плену.
Д.Целую неделю он прожил в избе.
(По В.Бианки)
а)А,Б,В,Г,Д б)Б,А,В,Г,Д в)Г,Д,В,А,Б г)Г,Д,А,В,Б
Б) Наблюдение №2
1.Коллективно работаем
Задание №3:
Наша задача усложняется, и мы должны будем установить, что это за смысловые отношения и одинаковые ли они.
Алгоритм наших наблюдений таков:
Предмет наблюдения Ответ
1.Может ли предложение в тексте быть независимым от других предложений? (т.е. содержание такого предложения понятно без других) Где оно может стоять?
Да, такое предложение может быть. Самостоятельное предложение обычно 1-е:
Хозяева закрыли дверь – и зинзивер очутился в плену.
Его содержание понятно и вне текста, в отличие от других предложений, т.е. оно независимое.
2.Остальные предложения могут быть и самостоятельными, но чаще всего они зависимые. Что является сигналом зависимости?
Сигналом зависимости являются:
-местоимения (в нашем тексте – «он»)
-синонимы ( «он» – «зинзивер, птица»)
-союзы («но» – в 1-м предл-и текста)
-вопросительные слова («где» – в тексте задания №1)
3.Наблюдаем, каковы же смысловые отношения между зависимыми предложениями: одинаковые или различные? Можем поставить от одного к другому вопрос.
а)Может ли быть одно предложение противопоставлено другому?
б)Может ли содержание одного предложения раскрывать смысл первого или пояснять один из его членов?
в)Может ли одно предложение указывать причину, следствие, цель, условие того, о чём говорится в другом?
N.B.Такие смысловые отношения выяв-ляются постановкой вопросов: почему? При каком условии? Для чего? Что из этого следует?
а)Да, содержание одного предложения может быть противопоставлено содержанию другого: см. задание №1 – 1-е – 2-му (союз НО), задание №2 – 3-е – 4-му.
б)Да - см. задание №1 – 3-4.
в)Да - см задание №2 – 4-5.
4.Делаем вывод→
Смысловые отношения между предложениями могут быть различными: предложения могут быть как самостоятельными, так и зависимыми.
2.Самостоятельно выполняем
Задание №4:
Прочитайте текст и выполните задания.
(10Чуть раньше первого снега появляются снегири. (2)и народ заметил: снегири прилетели – значит, завтра – послезавтра пойдёт снег. (3)Почти всегда так и бывает. (4)Поэтому эта красногрудая птица и зовётся снегирём.
(Б.Павлов)
1.Какое предложение в тексте является независимым?
1)1 2)2 3)3 4)4
2.Какое предложение указывает причину того, о чём говорится в предыдущем?
1)1 2)2 3)3 4)4
Задание №5:
Прочитайте текст и определите смысловые отношения между предложениями (поставьте вопросы). Не забудьте воспользоваться алгоритмом наблюдений.
(1)Весенний лес пронизан трелями зябликов. (2)Один распелся прямо под окном. (3)Не поладил с другими зябликами или прилетел посостязаться с канарейками? (4)Канарейки смолкли и долго слушали незамысловатые звонкие напевы. (5)Может быть, мои канарейки позаимствуют что-то для своих песен и у зяблика, но никогда не смогут заменить нам певчих птиц.
(По В.Королькову)
В)Наблюдение №3
Рассуждаем:
То есть в данном тексте есть самостоятельные и зависимые предложения.
А можно ли проигнорировать тем, как их расставил автор? То есть можно ли переставить предложения в тексте? Изменится ли что-то при этом? Да, изменится смысл.
Запомните:Порядок расположения предложений в тексте изменить нельзя, так как нарушатся при этом смысловые отношения (связи) между ними.
Г)Обобщаем наблюдения
Воспользуйтесь записями, алгоритмами, материалами для проверки и сделайте выводы по поводу темы занятия.
Д)Выполняем контрольное задание
Задание №6:
Превратите группу предложений в текст. Определите смысловые отношения между предложениями и расставьте их в нужной последовательности. Текст озаглавьте.
1.Но самыми частыми гостями на кормушке были синицы.
2.Другая синичка – трусиха: улетала при малейшем шорохе или движении в комнате.
3.С рассветом появлялись другие синицы, ночевавшие далеко.
4.Разные птицы гостили в моих столовых.
5.Все они были разные.
6.Одна – смелая: порой залетала в приоткрытое окно и склёвывала с подоконника семена.
7.Зимой они прилетали ещё затемно.
(По В.Королькову)
Практикум №5
Понятие о ситуации общения. Что изучает стилистика?
Тема высказывания: «Первоцвет»
Благодаря стилям язык приобретает такие качества,
как гибкость, разнообразие, богатство. Трудно даже
представить себе, насколько унылой, однообразной,
убогой оказалась бы русская речь, если бы писатели,
учёные, публицисты, ораторы изъяснялись на
каком-то одинаковом, усреднённом языке.
Г.Я.Солганик
1.Рассуждаем
Все мы говорим на одном языке, но пользуемся им по-разному. Дома мы разговариваем не так, как в школе или на работе; совсем другие слова мы употребляем в разговоре с друзьями; с незнакомыми людьми мы, бывает, разговариваем куда вежливее, нежели с близкими. С одним человеком мы разговариваем не так, как если бы обращались ко многим людям. Когда выступаем с докладом, наши высказывания носят иной характер.
То есть наша речь зависит от …
-от того, с кем говорим
-от того, где говорим} т.е. от речевой ситуации
- от того, с какой целью говорим (ситуации общения)
Конкретных ситуаций может быть много. Стилистику же интересует типовая ситуация общения. Её можно представить в виде схемы:
Опорная запись №6
Типовая ситуация общения
в официальной обстановке
где говорим?
в неофициальной обстановке
Ситуация
с одним человеком (1-1)
с кем говорим?
общения со многими людьми (1-много)
общение
сообщение
с какой целью воздействие
говорим?
Итак, стилистика – это наука о стилях языка (речи).
Стиль – совокупность специфических средств языка, которые характерны для определенной речевой ситуации.
2.Наблюдаем
Посмотрим и понаблюдаем над тем, что и как мы говорим об одном и том же, но в разных речевых ситуациях (ситуациях общения).
Задание №1
Прочитайте тексты. Определите темы. Докажите, что предмет речи один и тот же.
Текст №1
Ландыш майский относится к семейству лилейных. Другие названия – маёвка, ландышник, лесной язык и другие. Название рода происходит от греческих слов «долина», «лилия» и «цветущий в мае».
Текст №2
Торгующих цветами, занесёнными в «Красную книгу», ждёт наказание в виде штрафа. Как сообщил председатель городского комитета по охране окружающей среды Иван Офицеров, каждую весну на орловских рынках появляются люди, продающие собранные в орловских лесах ландыши. Год за годом экологи совместно с сотрудниками милиции ведут борьбу с этими «предпринимателями».
(Орловское информбюро)
Текст №3
Мне довелось как-то видеть раскопки учёных-ботаников. С осторожностью археологов сняли они 6-8-сантиметровый слой земли и обнажили сложную систему – сеть белых нитевидных его корневищ.
-Вот вам, батенька, и заросли ландыша, - сказал, обращаясь ко мне, старый ботаник, - ведь это, по существу, одно растение.
-Хотите иметь цветущий ландыш в квартире в конце зимы, а то и раньше? – спросил он меня.
В ответ на моё согласие он прочитал целую лекцию о комнатной культуре и добавил:
-Не захотите и в лес ехать.
Текст №4
…Росой обрызганный душистый,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо качает головой.
(М.Лермонтов)
Наблюдения ведутся по плану:
1.Где может быть использован каждый из текстов, в какой ситуации общения?
2.Можно ли, сохраняя речевую ситуацию, поменять тексты (например, при диалоге использовать текст №3 и т.д.) Почему? Вспомните о том, какова цель каждого высказывания.
3.Сравните тексты по содержанию. Покажите, что с изменением цели, задачи речи меняется и содержание высказывания. Почему не должно быть описания в тексте №2?
4.В какой речевой ситуации был бы возможен практический совет: по охране ландыша, по использованию его в качестве лекарственного растения?
5.Одинаково ли речевое оформление всех четырёх текстов?
3.Подводим итоги наблюдений
Содержание и речевое оформление наших высказываний зависит от ситуации общения.
Вот эту зависимость высказываний от типовой ситуации и составляет предмет изучения стилистики. Стилистика изучает стили речи, т.е. типы речи, обусловленные сферой и задачей общения (речевой ситуацией общения)
4.Выполняем самостоятельно
Задание:
-Представьте, что вам нужно:
-рассказать другу о том, что на улице появились первые подснежники,
-рассказать о том же в сочинении - миниатюре (задание вы получили на уроке),
-дать толкование на уроке биологи, что за цветы подснежники (кстати, у них есть другое название)
- Подумайте, что вы будете писать в каждом конкретном случае? Будут ли отличаться ваши тексты по содержанию и речевому оформлению?
-В каком случае вы будете использовать средства художественной выразительности? Все ли тексты будут содержать элементы описания?
Практикум №6
Определяем стиль и тип речи
1.Выполняем действия подведения текста под понятие. (Определяем стиль и тип речи)
Задание:
Рассмотрите текст и определите стиль и тип речи.
Текст №1
Я поднял глаза. Впереди была прорубь. По краю её, у самой воды, прыгала белогрудая птичка. Она дёргала коротким хвостом и заливалась на все лады самой весёлой песней.
«Вот сумасшедшая, - подумал я. – Как она может радоваться в такой мороз!»
Белогрудая птичка не обращала на меня никакого внимания. Мне захотелось ближе посмотреть её. Но едва я сделал несколько шагов к ней, как птица с размаху бросилась в прорубь вниз головой. Одно мгновенье я ещё видел, как она быстро двигала крыльями, словно летела к воде. Потом она исчезла подо льдом.
Я так и остался стоять с выпученными глазами и открытым ртом.
«Утопилась!» - мелькнула вдруг у меня страшная мысль. Я бросился к проруби. Мелкая вода текла здесь очень быстро.
Утопленницы нигде не было видно.
Слёзы навернулись мне на глаза.
Я прибежал домой, к отцу, с рассказом про белогрудую птицу-утопленницу.
(По В.Бианки)
1)Повторяем теорию. Определяем стиль речи
-На что мы должны обращать внимание при определении стиля речи: на языковые признаки или на РС (речевую ситуацию)?
Памятка №1:
Стиль определяется на основе внеязыковых признаков, составляющих РС, в которой может быть употреблено данное высказывание.
-Какими вопросами определяется структура РС?
(см. Опорную запись №6)
-Доказываем, какой это стиль речи
Этот текст взят из книги рассказов В.Бианки: он адресован многим (всем, кто интересуется его рассказами). В тексте хорошо просматривается задача, характерная для художественного стиля речи (произведения) – изобразить, нарисовать картину, состояние чего-либо (кого-либо), а не просто сообщить о факте. Прочитав текст, нам стало ясно, что мальчик хотел помочь птице и был расстроен тем, что птица «утопилась» по его же вине. Значит, стиль художественный. (РС - о/о, 1-много, воздействие).
2)Повторяем теорию. Определяем тип речи
-На что же обращать внимание при определении типа речи?
Памятка №2:
Тип речи определяется по общему, типовому значению высказывания:
-говорится о действиях, которые сменяют друг друга → повествование.
-действия эти постоянные, одновременно наблюдаемые → описание.
-есть причинно – следственные связи → рассуждение.
- Доказываем, какой тип речи
Это повествование, так как в тексте говорится о последовательных действиях (мальчика и оляпки).
2.Выполняем действия выведения следствия из понятия
(Анализируем язык текста)
Наблюдаем над языком и содержанием:
а)С точки зрения стилевых особенностей языка
-Итак, мы продолжаем рассматривать наш текст под призмой понятия: стиль - художественный, тип – повествование.
1-я линия наблюдений:образность, изобразительность речи
В нашем случае использован художественный стиль речи. Следовательно, и содержание текста, и его речевое оформление должны соответствовать речевой задаче, решаемой средствами этого стиля, - нарисовать словом картину, передать своё отношение к предмету речи.
То есть мы должны найти приметы образной (изобразительной) и эмоциональной речи.
-За счёт чего же создаётся в тексте эта образность?
1)много глаголов: тем самым автор как бы дробит действия птички и героя на составляющие и в деталях показывает, как это делают герои:
Птичка (оляпка)
Мальчик
«прыгала у воды», «дёргала» хвостом, «заливалась», «не обращала внимания» на героя, «бросилась» в прорубь, «двигала» крыльями, «исчезла подо льдом»
«поднял» глаза, «подумал» (что сумасшедшая), «сделал несколько шагов» к ней, «остался стоять», «мелькнула» мысль, и он «бросился к проруби», «навернулись слёзы», «прибежал домой»
2)каждое действие уточняется с помощью обстоятельств места, образа действия. Это используется в художественном стиле.
-Обратим внимание на то, что в данном тексте совсем почти отсутствуют слова в переносном значении (т.е. почти нет метафор, эпитетов и олицетворений). Если бы их было обилие, то мы не сомневались бы в определении стиля. А нам приходится выискивать в тексте образность по крупицам.
Но образность может создаваться и простыми средствами: прямым, а не переносным значением слов, конкретной лексикой, обычными словами и сочетаниями (нам остаётся одно: искать в них необычное), рядами однородных членов и простых предложений – это так называемая образная конкретизация речи.
Например, в чём особенность прямой речи: «Утопилась! – мелькнула вдруг …мысль» - прямая речь представляет собой нераспространённое предложение, и тем самым подчёркивается горечь мальчика. Всё ясно, и уже не надо слов типа «мне было жаль, что птичка утопилась из-за меня…». Восклицательное предложение, неполное – его достаточно, чтобы показать конкретную ситуацию.
2-я линия наблюдений:наблюдения над эмоционально-экспрессивной лексикой
(хотя частично и об этом уже велась речь).
-Итак, каков же экспрессивный синтаксис?
1)восклицательные предложения: «Утопилась!»
2)риторический вопрос: «Как она может радоваться в такой мороз?»
3)инверсия (неправильный порядок слов): «Утопленницы нигде не было видно»
4)безглагольное предложение с частицей «вот»: «Вот сумасшедшая» - обозначает наличие предмета.
б)С точки зрения типовых особенностей языка
-Итак, мы уже говорили о том, что речь идёт о последовательных действиях.
1)Динамизм, обилие глаголов как раз свойственно такому типу речи, как повествование.
-Какие же глаголы используются в тексте?
а)Глаголы движения, касающиеся двух действующих лиц.
б)Глаголы статичности, связанные с размышлениями одного из героев: «подумал», «мелькнула мысль».
-Что же оказалось труднее: выполнить действие подведения текста под понятие (определять стиль и тип речи) или действие выведения следствия из понятия (анализ языка текста, структуры его)?
4.Самостоятельная работа
-Произведите подобную работу над текстом №2
Текст №2
Я опять побежал на реку. Отец мой любил и хорошо знал птиц. Если он говорит, что оляпка бросилась в прорубь нарочно, - значит, есть надежда, что моя белогрудая птичка жива.
У проруби оляпки не было. Но дальше на реке я увидел вторую прорубь, пошёл к ней – и вдруг заметил мою утопленницу на обрывистом берегу реки. Она была жива и здорова, бегала по снегу и распевала свою негромкую песенку, похожую на писк и журчанье ручья.
Я побежал к ней. Она слетела к проруби, закачалась на высоких ножках, словно кланялась мне, а когда я приблизился, бухнула в воду, словно лягушка в болото.