Официальный сайт welinux 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Методические рекомендации по организации безотметочного обучения в начальной школе

Submitted by Светлана Александровна Денисова on чт, 22/04/2010 - 08:42
Данные об авторе
Автор(ы): 
Денисова Светлана Александровна
Место работы, должность: 
учитель начальных классов МОУ СОШ №4
Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
начальное общее образование
Класс(ы): 
1 класс
Класс(ы): 
2 класс
Предмет(ы): 
Педагогика
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
рекомендации (советы) по обучению и воспитанию
Краткое описание ресурса: 
Даны пошаговые рекомендации по организации безотметочного обучения

 

 
Муниципальное образовательное учреждение
средняя (полная) общеобразовательная школа №4
город Волжск Республика Марий Эл
 
 
 
 
 
 
 
 
ПРАКТИКА 
БЕЗОТМЕТОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
 
 
 
Разработала: Денисова
 Светлана Александровна,
учитель нач. классов
 
 
 
 
 
 
 
 
2006-2007 уч.г.
СОДЕРЖАНИЕ
 
1. Введение.
2. Нормативно – правовая база безотметочного обучения.
3. Общие подходы к оцениванию при безотметочном обучении: 
-   общая самооценка;
-   конкретная самооценка.
4. Этапы формирования самооценки учащихся:
-1 класс (''линеечки'');
-2 класс;
-3 класс.
5.      Формы фиксации результатов:
                     1) Папки индивидуальных достижений;
         2) Тематические оценочные листы. Виды работ (диагностическая, тестовая и пр.);
         3) Дневник моих достижений;
                     4) Характеристика (Справка о содержательной оценке результатов обучения и развития);
                     5) Письмо ученику;
    6) Графики;
    7) Электронные приложения.
6.      Ожидаемый результат работы учителя.
 
 


ВВЕДЕНИЕ
 
О реформировании оценочной системы сегодня говорят и с высокой трибуны, и с журнальных страниц, и с экрана телевизора. Традиционная пятибальная система(а точнее- трехбальная, т.к. в аттестат ни единицы, ни двойки выставлять не принято) уже давно требует замены. Эта потребность вытекает из задач, которые поставлены в Концепции модернизации российского образования перед общеобразовательной школой. Одна из них :выращивание самостоятельных, инициативных и ответственных молодых людей, способных в новых социально-экономических условиях быстро и эффективно найти свое место в обществе.
Категория «самостоятельность» сегодня, пожалуй, самая популярная в педагогической литературе и в текстах документов, касающихся проблем современного образования. Под самостоятельностью понимают ответственное, инициативное поведение, независимое от посторонних влияний, совершаемое без посторонней помощи, собственными силами - это основной вектор взросления. Быть самостоятельным означает также и умение самостоятельно добывать любые знания. Именно переход от получения знаний в готовом виде к их «добыванию» самими учащимися становится главной характерной чертой обновляющейся школы.
Основным педагогическим средством для становления самостоятельности является радикальный пересмотр системы оценивания, целенаправленная работа учителя по становлению адекватной оценки (точнее, самооценки) ребенком границ своих знаний и умений. Отметка в баллах непригодна для младшего школьного возраста, как и любой другой вариант сравнения достижения ребенка со стандартом. Оценка должна отражать процесс продвижения ребенка, а не уровень, достигнутый на данный момент.
Школа, прежде всего, должна научить учиться – т. е. научить учебной самостоятельности, точнее – сформировать учебную деятельность – деятельность по саморазвитию, деятельность по изменению самого себя.
Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, – перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельных учебных действий – влекут за собой и изменение системы оценивания.
Безотметочное обучение – это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей «отметочной» системы оценивания.
Традиционная пятибальная система оценивания:
-не дает полноценной возможности для формирования у учащихся оценочной самостоятельности. Общепринятая «отметочная» система выполняет функцию внешнего контроля успешности обучения со стороны учителя. Она не предполагает ни оценки учеником собственных действий, ни сопоставления его внутренней оценки с внешней оценкой (оценкой учителя, других учеников);
-затрудняет индивидуализацию обучения. Учителю трудно зафиксировать и положительно оценить реальные достижения каждого конкретного ребенка в сравнении с предыдущими результатами его обучения. Даже если учитель склонен к оценке индивидуального результата ребенка, официальный статус отметки сводит на нет все старания педагога и ученика;
-является малоинформативной. В силу своей формализованности и скрытости критериев по отметке часто нельзя судить о действительном уровне знаний и, что самое главное, нельзя определить вектор дальнейших усилий – что именно надо улучшить, над чем поработать;
-часто имеет травмирующий характер. Полностью сосредоточенная в руках учителя, «отметочная» система нередко оказывается орудием манипуляции и психологического давлению. Все это приводит к снижению интереса к обучению, росту психологического дискомфорта учащихся в обучении, его тревожности.
Оценка – это процесс соотношения результата учебного труда школьника с намеченными эталонами. Для ребенка важно и нужно не обозначение на бумаге его успехов, а объяснение – что и как ему нужно делать, в чем и насколько он успешен.
 
 
 


НОРМАТИВНО – ПРАВОВАЯ БАЗА БЕЗОТМЕТОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ.
1.Закон РФ «Об образовании» гласит: «Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся».
2.Инструкция МО РФ о переводе и выпуске учащихся школ 1 ступени в РФ (России)» от 15.02.91
Пункт 1.2 гласит: «Учащимся 1 и 2 классов трехлетней и четырехлетней начальных школ отметки в баллах не выставляются. Успешность освоения школьниками программ 1-3, 1-4 характеризуется только качественной оценкой».
3. Методическое письмо МО России «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» от 19. 11. 98
«Система контроля и оценки не могут ограничиваться утилитарной целью – проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.
…Необходимо отказаться от выставления отметок учащихся первого класса в течение всего первого года…»
4. Письмо МО России «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» от 25.09.2000
«В первом классе четырехлетней начальной школы исключается система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо также использовать любую знаковую символику, заменяющую цифровую отметку…Допускается лишь словесная объяснительная оценка.
…Никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика; личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов…»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      


ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНИВАНИЮ ПРИ БЕЗОТМЕТОЧНОМ ОБУЧЕНИИ.
       
 
В основе данных подходов лежат следующие ключевые вопросы:
-что оценивать (т.е. что именно подлежит оцениванию, а что оценивать не следует);
-как оценивать (т.е. какими средствами должно фиксироваться то, что оценивается);
-         каким образом оценивать (т.е. какова должна быть сама процедура оценивания, этапы ее осуществления);
-         -что нужно учитывать при таком оценивании (т.е. каковы необходимые педагогические условия эффективности без отметочной системы ).
 
 Оцениванию должны подлежать не только знания, умения и навыки учащихся. Оценка творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни должна быть оформлена столь же весомо, как и оценка навыковой стороны обучения! Необходимо, чтобы оценка творческих проявлений ребенка была социально оформлена, представлена и учителям, и учащимся разных классов, и родителям. Это могут быть сменные выставки, публикации в школьной газете, участие во всевозможных конкурсах. Чрезвычайно важно, чтобы наряду с художественным творчеством находили социальное признание интеллектуальные, творческие и инициативные проявления ребенка: умные вопросы, самостоятельный поиск детьми дополнительного учебного материала, интересные догадки, не обязательно правильные (они могут быть оформлены в специальной классной ''Тетради наших догадок, вопросов и открытий'').
       Оцениванию а уроках не должны подлежать личные качества ребенка (темп работы, особенности памяти, внимания, восприятия). Оценивается выполненная работа, а не ее исполнитель.
       Работая в рамках без отметочного обучения, учитель при оценивании знаний и навыковых достижений ученика не должен употреблять ''заменителей'' отметочной системы: ''звездочек'', ''зайчиков'' и т.п. При безотметочном обучении используются такие средства оценивания, которые, с одной стороны, позволяют зафиксировать индивидуальное продвижение каждого ребенка, с другой стороны, не провоцируют учителя на сравнение детей между собой.
       Все формы фиксации оценивания являются личным достоянием ребенка и его родителей. Учитель не должен делать их предметом сравнения. Оценки не должны становиться причиной наказания или поощрения ребенка ни со стороны учителя, ни со стороны родителей.
      Особенность процедуры оценивания при безотметочном обучении состоит в том, что самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке. Несовпадение этих двух оценок становиться предметом обсуждения. Для сравнивания и самооценивания выбираются только такие задания, где существует объективный однозначный критерий ( например, количество звуков в слове) , и не выбираются те, где неизбежна субъективность оценки. Критерии и форма оценивания каждой работы учащихся могут быть различны и должны быть предметом договора между учителем и учениками.
      Самооценка ученика должна дифференцироваться, т.е. складываться из оценок своей работы по целому ряду критериев. В таком случае ребенок будет учиться видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.
      Младшие школьники имеют право на самостоятельный выбор сложности контрольных заданий. Право ребенка на сомнение и незнание должно быть оформлено не только устно. Вводится знаки сомнения ( например,''?''), использование которых высоко оценивается учителем.
      Здоровая самооценка – это важная составляющая душевного здоровья и эмоционального благополучия ребенка, которое в свою очередь является необходимым условием успешности любой деятельности, в том числе и учебной. Ребенок с эмоциональными проблемами не способен ни усваивать  
 Знания, умения и навыки, ни полноценно творить , ни полноценно общаться. В школе он обречен попасть в разряд ''трудных'' учеников – неуспевающих и (или) недисциплинированных .
      Г.А.Цукерман рассматривает в книге ''Оценка без отметки'' 2 пласта самооценки – базисную (общую) и конкретную самооценку.
      Общая самооценка или самоуважение, самоприятие состоит в переживании собственной ценности или никчемности , глобальной удовлетворенности или недовольства собой, ощущение собственной значимости или ничтожества. Следствием такого общего отношения к себе является ожидание приятия или отвержения от других людей, общее ощущение любимости или неприязнь со стороны окружающих, а также ощущение того , насколько вешний мир привлекателен и заслуживает доверия и сердечного участия.
       Попадая в школу, ребенок в первую очередь нуждается в том, чтобы получить подтверждение своей значимости от учителя, ибо именно от учителя первоклассник наиболее зависим.
         Если общая самооценка ребенка ущербна или если ее благополучию что-то угрожает, то включаются ложные защитные механизмы, действующие на бессознательном уровне. Защиты проявляются в следующих особенностях поведения:
1)ребенок реагирует на критику агрессивно, становится болезненно обидчив, повышенно чувствителен к оценке, в самой безобидной шутке усматривает пренебрежение, неодобрение, презрение, неуважительное отношение к себе;
 2)ребенок оценивает других людей как потенциальных обидчиков и отзывается о них дурно, превентивно снижая цену их оценок; все окружающие оказываются либо дураками, либо мерзавцами;
 3)на похвалу, на любое выражение любви (пусть даже формальное, поверхностное) ребенок отвечает всплеском слепого обожания, некритичной привязанности, впадает в зависимость от человека, выразившего доброе отношение, и любое отдаление воспринимает как предательство, как крушение мира;
4)любое дело, за которое ребенка критиковали, обесценивается, интерес к нему падает, быстро растет число отвлечений, и соответственно, ошибок, замечания вызывают поток резонерства,самооправдания, всегда находятся внешние причины для неуспеха;
5)ребенок отчаянно стремится привлечь к себе внимание любыми средствами, и если не получается по-хорошему, то в ход пускаются хулиганские выходки, шутовство, демонстративное неподчинение, ибо безразличие мира гораздо страшнее, чем осуждение.
6)снижается общий уровень поведения, ребенок спускается на предыдущий, более инфантильный уровень самостоятельности, своей беспомощностью побуждая окружающих проявить к нему больше внимания, участия, опекать и оберегать его.
 
 НЕЛЬЗЯ показывать ребенку его несовершенство до тех пор, пока с ним не установлены совершенно надежные, доверительные отношения безусловного приятия. Нельзя ждать от ребенка ни малейшего усилия стать лучше (учиться лучше) до тех пор, пока ребенок не убежден, что он хороший, и вы его таковым считаете.
 
      КОНКРЕТНАЯ САМООЦЕНКА адресована любым частным проявлениям человека. Именно конкретную самооценку измеряют с помощью различных методик.
     Детская конкретная самооценка развивается благополучно лишь на крепком фундаменте положительной общей самооценки.
   Какие свойства конкретной самооценки наиболее зависимы от характера оценочных отношений ребенка и взрослого, ученика и учителя ?
    Чаще всего называют следующие:
-адекватность – неадекватность;
-осознанность – неосознанность;
-устойчивость – неустойчивость;
-дифференцированность – недифференцированность;
-категоричность – рефлексивность.
 
РЕФЛЕКСИВНОСТЬ –это то свойство самооценки, которое развивается наиболее мощно именно в младшем школьном возрасте и именно благодаря учебной деятельности.
   Основой рефлексивной самооценки - знания о собственном знании и незнании , о собственных возможностях и ограничениях – являются две способности:
1)      способность видеть себя со стороны, не считать свою точку зрения единственно возможной;
2)      способность анализировать собственные действия.
 
 
 
 
 
 
 
                     ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ УЧАЩИХСЯ.
      
1 КЛАСС.
 
С первых дней пребывания учащихся в школе начинается обучение оцениванию своих работ с помощью ''линеечек''.
''Линеечки'' – педагогический инструмент оценки и самооценки, разработанный на основе классического метода измерения самооценки, созданного Т.В.Дембо и С.Я.Рубинштейн.
Предельно подробно способ введения ''линеечек'' как инструмента формирования самооценки у первоклассников описан в книге Г.А.Цукерман и К.Н.Поливановой ''Введение в школьную жизнь''.
С помощью ''линеечек'' можно предельно лаконично оценить все, что подлежит оцениванию в терминах ''больше – меньше''.
Самооценка с помощью ''линеечек'' может быть двух типов – ретроспективная (обращенная в прошлое) и прогностическая (предсказывающая).
Ретроспективная самооценка – это оценка уже выполненной работы. Она проще, чем прогностическая оценка предстоящей работы, поэтому начинать формирование самооценки следует с нее. И только тогда, когда использование ''линеечек'' становиться привычной нормой работы класса (не раньше, чем к середине 1 класса), можно переходить к формированию прогностической самооценки.
     Два шага формирования ретроспективной оценки:
Шаг первый: ребенок оценивает свою работу после того, как учитель ее проверил, т.е. исправил ошибки. Получив свою тетрадь с исправлениями, но без учительской оценки, ребенок изучает учительские исправления и сам себя оценивает по тем шкалам, которые выберет учитель.
    Выбор шкал для оценивания достаточно произволен. Важно, чтобы ''линеечки'' с самого начала позволили детям оценивать свою работу дифференцированно.
   Например:
   К – красиво
   П -правильно
   Т - трудно
   И - интересно
   С  - я старался
   Х - хочу научиться этому
   Д - мы работали дружно
Позднее вводятся более узкие определения:
   Б.Гл. –безударные гласные
   Сл.Сл. –словарные слова
   Сост. – состав слова
 
Ретроспективная самооценка детей, которой предшествовал учительский контроль (исправление ошибок), помогает яснее расчленить составляющие оценки и задать более или менее общие для детей и учителей критерии оценивания.
 
Шаг второй: ребенок оценивает свою работу сразу после ее выполнения, до учительской проверки. Такая ретроспективная самооценка, прежде всего, стимулирует ученика к самоконтролю.
 
Когда учитель возвращает детям их контрольную работу, то сначала он называет детей, чьи самооценки совпали с учительской оценкой , и очень их хвалит (вне зависимости от количества ошибок).
     Особую заботу учителя вызывает та группа детей, которая обнаруживает устойчивую тенденцию к заниженной самооценке. Об этих детях следует поговорить со школьным психологом и проявить к ним особую оценочную бережность: вообще не критиковать (по крайней мере, в первые недели занятий), исправляя ошибки, акцентировать только позитивную сторону преодоления незнания. Этим детям требуется индивидуальное подбадривание и дополнительное объяснение критериев оценок.
   Дети, оценивающие себя выше, чем учитель, тоже нуждаются в дополнительном разборе критериев оценивания. Но следует помнить, что тенденция к устойчивому завышению самооценки свойственна, прежде всего, наименее развитым ученикам, не блещущим учебными успехами. Прежде, чем работать ''на понижение'' самооценки, задумайтесь, в самом ли деле вы хотите, чтобы ваш слабоуспевающий ученик ясно осознал свое отставание от одноклассников?
 Каковы бы ни были результаты первой работы, они могут быть качественно оценены ТОЛЬКО В СРАВНЕНИИ СО СЛЕДУЮЩЕЙ РАБОТОЙ !
Наиболее безопасным механизмом коррекции завышенной и заниженной самооценок является не сравнение детской самооценки с учительской, а сравнение двух собственных оценок – прогностической и ретроспективной.
   Так на протяжении всего обучения в 1 классе ребенок учится оценивать свою работу, работу соседа по парте или работу того одноклассника, с которым ему хочется сотрудничать. К концу первого класса каждый ребенок отчетливо различает области знания, полузнания и незнания и точно измеряет степень своей умелости, недоученности и неумения. Оценивая свои достижения, ученики видят в незнании перспективу своего дальнейшего совершенствования.
 
                                         ПРАВИЛА ОЦЕНОЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.
    1.Не скупиться на похвалу (не обязательно словесную: часто бывает достаточно улыбки, одобрительного кивка головой и т.п.).
    2.Хвалить исполнителя, критиковать исполнение.
    3.''На бочку дегтя – ложку меда''. Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем.
    4.Ставить перед ребенком только конкретные цели.
    5.''За двумя зайцами…''Не надо ставить перед первоклассниками несколько задач одновременно. Если вы сегодня ставите задачу не забыть про точки в конце предложения, простите ему, если он забыл, как пишется заглавная буква Д.
    6.Формула ''Опять ты не…'' – верный способ вырастить Неудачника.
    7.Учитель, начни практику оценочной безопасности с собственной самооценки.
 
 
2 КЛАСС.
 
Прогностическая самооценка (оценка предстоящей работы) в принципе труднее ретроспективной, но именно она является ''точкой роста'' самой способности младших школьников к оцениванию себя. Предлагать детям оценить свои возможности справиться с предстоящей работой можно лишь после того, как ретроспективная самооценка учеников уже достаточно осознана, адекватна и дифференцирована ( рекомендуют со второй половины 2 класса).
   Учитель должен раскрыть детям смысл прогностической самооценки: надо учиться рассчитывать свои силы.
     
             
3 КЛАСС.
 
В 3 классе целесообразно производить градацию трудности учебного материала. Учитель вместе с учениками договариваются о степени трудности заданий, планируемых на уроке. Количество таких уровней зависит от специфики материала и от логики его усвоения. Каждый ученик может выбирать задания по своему усмотрению. При этом одни учащиеся могут добиться значимых учебных достижений, выполняя большое количество простых заданий (проявляя трудолюбие), другие – выполняя небольшое количество сложных заданий (проявляя сообразительность и творческие способности).
 В течении урока ученик набирает определенное количество баллов за правильно выполненные задания. Заранее договариваются с детьми, какое количество баллов соответствует высокому, какое – среднему, а какое – низкому уровню работы на уроке. В результате каждый оценивает свою работу. При этом темп накоплений достижений у каждого ученика индивидуальный.
   Такой подход способствует развитию и уточнению самооценки, причем позволяет менее успешным детям ''сохранить лицо''. Имеется и дополнительный педагогический эффект, связанный с формированием у ребенка умения делать ответственный выбор.
 
                                        ФОРМЫ ФИКСАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ.
 
1.ПАПКИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ.
 На каждого ученика заводятся папки, в которых накапливаются работы ребенка. Способы оформления ''папки'' могут быть самыми разными: от полного собрания всех работ, выполненных ребенком за год, до собрания его лучших достижений по предмету или группе предметов. Сравнение однотипных работ, выполненных в разное время, и является оценкой. 
 При создании и оформлении ''папки'' важно, чтобы ребенку никто не диктовал, что в нее следует положить. Однако, редкий ребенок справится с отбором работ без осторожных советов учителя, одноклассников или родителей.
2.ТЕМАТИЧЕСКИЕ ОЦЕНОЧНЫЕ ЛИСТЫ (учительский журнал с технологическими ''картами обученности'').
 Карты заполняются по результатам проведенных работ. Существует система контроля: стартовые проверочные работы, тестовые диагностические, самостоятельные, проверочные, итоговые проверочные работы. Каждый вид контроля имеет свои специфические задачи и проводится на определенных этапах по ходу решения системы учебных задач.
1)Стартовая работа (СТ) - проводится на первой неделе сентября.
Цели СТ:
-определить ''сухой остаток'' знаний с прошлого учебного года, необходимый для дальнейшего движения в предметном материале;
-дать возможность самим учащимся (по заданным критериям) провести сравнительный анализ своих работ и под руководством учителя определить план дифференцированной коррекции в классе на ближайшую перспективу;
-определить уровень выполнения заданий;
-способствовать постановке новой учебной задачи.
   В состав СТ должны входить базовые понятия, умения прошлых лет. Задания должны подбираться так, чтобы они могли выполняться учащимися на двух уровнях:
   1 уровень – соответствует госстандарту (репродуктивный способ выполнения);
   2 уровень – соответствует развивающему обучению.
 
Проведение:
СТ состоит из нескольких этапов:
1 этап: выполнение учащимися заданий.
2 этап: проверка учителем работы с фиксацией результатов по всем критериям. Создание ''заготовки''           оценочного листа с указанием в нем основных критериев проверки данной работы.
3 этап: выдача работ учащимся с пометками учителя, выдача ''заготовки'' оценочного листа. Анализ выполненной работы учащимися с учетом критериев, заданных учителем. Заполнение оценочного листа учащимися (либо с помощью разных цветов, либо с помощью знаков ''+'',''-'' ).определение проблем и трудностей каждого ребенка. Совместное планирование коррекционной работы.
 
3)Тестовая диагностическая работа(ТДР) – проводится в ходе решения учебной задачи.
   Цели ТДР:
-определить владение учащимися операционным составом осваиваемого действия (способа);
-''точечная'' (по отдельным операциям) помощь учащимся в рамках этапа решения частных задач.
    Данный вид работы проводится дважды в ходе решения учебной задачи:
-         на ''входе'' (сразу после конструирования способа действия);
-         на ''выходе'' (после окончания изучения учебной темы).
 Работа должна быть составлена таким образом, чтобы учащийся мог показать выполнение каждой отдельной операции общего действия (способа). Количество заданий в работе определяется общим количеством операций, входящих в состав действия.
 По времени подобные работы могут занимать не весь урок.
 Учитель оценивает выполнение каждой отдельной операции.
 
 
 
3)Самостоятельная работа(СР) .
 
Цели :
-формирование действий взаимо- и самоконтроля и взаимооценки учащихся;
-развитие умения самим определять критерии оценки (определять последовательность своих действий);
-выполнение осваиваемого действия (способа) в свернутом виде.
 
СР проводится на весь урок и носит промежуточный характер.
 Учитель подбирает одно задание, которое каждый ученик должен выполнить сам.
   Урок состоит из нескольких этапов:
1этап-выполнение самого задания каждым учащимся (не более 10-15 минут).
2 этап-определение (в паре) критериев, по которым можно сказать, что задание выполнено правильно. Обсуждение критериев всем классом и фиксация их на доске.
3 этап- само- или взаимопроверка работ по выработанным критериям.
4 этап- обсуждение результатов проверки, определение трудностей, заполнение оценочного листа.
   Фактически, учитель сам не оценивает саму работу, ее проверяет и оценивает сам ученик.
   Данный вид работы прежде всего ставит целью поэтапное освоение учащимися действий самоконтроля и самооценки. Поэтому в журнал результаты данной работы не заносятся.
 
   4)Проверочная работа типа А (проводится по предыдущей теме в рамках следующей темы).
    Цели:
-проверить использование освоенного действия (способа) при решении конкретно-практических задач.
     ПРА по своему содержанию соответствует выполнению программы. Подбирается такое количество заданий, которое достаточно, чтобы определить уровень освоения учащимися пройденного материала, Задания носят конкретно-практический характер. Работа выполняется в течение урока и сдается учителю в конце урока.
    Учитель проверяет работы учащихся по выработанным критериям, фиксирует для себя результаты каждого ученика, но не исправляет ошибки учащихся.
   На следующем уроке вновь раздаются тетради учащимся и они осуществляют вторичную проверку работы, имея на руках (в оценочном листе) критерии проверки данной работы. Только после вторичной проверки учитель вновь осуществляет проверку, исправляет оставшиеся ошибки и оценивает общий результат выполнения в баллах.
 
   5)Проверочная работа типа Б(контрольная работа) –проводится через несколько недель, месяц после изучения материала.
   Цели:
-определить уровень прогностической оценки учащегося;
-определить уровень соотнесения выбора учащегося с выполнением им выбранных задач;
-зафиксировать темп решения задач (количество решенных задач);
-выяснить уровень выполнения предложенных задач.
   При составлении данного вида работы надо учитывать то, что работа должна носить дифференцированный характер. Задания в ней должны быть трех уровней:
           1 уровень- ниже среднего. Задания носят тестовый характер. Учащимся необходимо выбрать правильный результат.
2         уровень- средний (соответствует госстандарту). Учащимся необходимо просто выполнить предложенные задания.
3         уровень- выше среднего (РО уровень). Задания ''исследовательского'' типа. Задания даются в новых нестандартных условиях, требуют от учащихся объяснения своих действий.  
   Количество заданий в работе должно быть больше, чем может сделать ребенок за урок, чтобы у него был реальный выбор.
   Задания трех уровней должны быть заданы вперемешку.
   Проведение:
   Каждый учащийся получает текст данной работы. Текст должен начинаться с таких слов:''Из предложенных тебе заданий выбери те, которые сможешь и хочешь решить''. Перед выполнением работы учащиеся проводят прогностическую оценку своих возможностей (фиксируя с левой стороны текста работы знаками ''+'', ''-'' и ''?'' свой выбор). Далее на основании выбора учащиеся выполняют работу.
 
   При проверке работ учителем необходимо производить оценку по следующим параметрам:
-         задания какого уровня и сколько заданий выбрал учащийся;
-         правильность выполнения выбранных заданий (определение адекватности выбора).
   Общая оценка работы определяется только на основании выбранных заданий. В журнале учитель фиксирует: уровень заданий, их количество, качество выполнения в % от возможного по выбранным учащимися заданиями, адекватность выбора (с помощью знаков ''+'' и ''-'').
 
 6) Итоговая проверочная работа (ИПР)- проводится в конце апреля.
 Цели:
-         проверить уровень освоения учащимися программного материала;
-         определить уровень выполнения предложенных задач;
-         подвести итоги года с указанием достижений и трудностей учащихся.
   ИПР должна составляться на основе указанных в начале года тех знаний, умений как предметного, так и развивающего характера, которые должны быть сформированы к концу года. Итоговая работа должна включать все ведущие, базовые темы года.
   Результат подводиться в баллах и переводится в % выполения.
 
Кроме результатов учебной деятельности, в журнале могут быть карты, отражающие уровень воспитанности, нравственного развития, а также уровня сформированности компонентов учебной деятельности у учащихся.
Диагностика и оценка уровней сформированности компонентов учебной деятельности проводится на основе качественного описания уровней. Подробно об этом можно узнать в книге ''Оценка уровня сформированности учебной деятельности. В помощь учителю начальных классов''(авт.Г.В.Репкина, Е.В.Заика.-Томск:''Пеленг'', 1993). Там же содержатся описания таблиц и тексты опросника для учащихся.
       
3.''ДНЕВНИК МОИХ ДОСТИЖЕНИЙ''
 Оформляется самим учеником через определенный промежуток времени на основании выполненных им работ (самостоятельных, контрольных и пр.). Графы таблиц на страницах ''Дневника'' определяются учащимися совместно с учителем. Например:
                                                                  РУССКИЙ ЯЗЫК

 
Сент.
Окт.
Нояб.
Дек.
Янв.
Февр.
Март
Апр.
Итог
Аккуратность
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Слов. Слова
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Безуд. Гласн.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Б. б. в конце
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Точка
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Б. б. в именах
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Жи-ши
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Чу-щу
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Чк-чн
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Получив проверенную работу, учащийся проставляет в таблице свои результаты по каждому из критериев в виде кружочков одного из трех цветов:
 Красный кружок- ''Отлично, нет ни одной ошибки. Значит, я это знаю и умею.''
 Желтый кружок- ''Я уже многому научился, но еще ошибаюсь. Нужно обратить на это внимание''.
 Синий кружок- ''К сожалению, этого я еще не знаю и не умею.''
 
 Таким образом заполняются таблицы по всем или основным предметам. При этом, на первом этапе заполнение таблиц целесообразнее проводить совместно на уроке, сразу после получения учащимися тетрадей с проверенными работами. Учитель обращает внимание детей на один из критериев и просит проверить, как выполнена ими эта часть работы. Удобно, если при этом на полях у ребенка уже стоят ''линеечки'' с проставленной на них оценками по этим же критериям, которые будут служить ему ориентиром.
 
     
 4.ХАРАКТЕРИСТИКА (Справка о содержательной оценке результатов обучения и развития).
 В первом классе характеристика на ребенка заполняется дважды в год. При этом она содержит в себе информацию не только об успеваемости ребенка, но и, в первую очередь, результаты адаптации первоклассника к школе. Со второго класса характеристика содержит в большей степени учебные достижения учащегося. Характеристика оформляется в двух экземплярах: один выдается на руки родителям, а второй остается в ''Папке индивидуальных достижений'' ребенка для того,чтобы впоследствии легко можно было проследить продвижение и трудности каждого конкретного ученика.
 В первом классе характеристика может выглядеть следующим образом (разработка Денисовой С.А.):
 
 
 
За ______________________Ваш_______________________________достиг(ла) следующих результатов:      
       Общий уровень знаний и умений:
Высокий__________________________________________________________________________________
Средний__________________________________________________________________________________
Низкий___________________________________________________________________________________
При этом задания выполняются ______________________________________________________________   
___________выполняет задания ______________________________________________________________
На уроках_________________________________________________________________________________
На вопросы учителя отвечает________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Руку поднимает____________________________________________________________________________
В течение урока внимание___________________________________________________________________
Наибольший интерес к таким предметам, как___________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Особую привлекательность для ____________ имеют такие задания_______________________________
_________________________________________________________________________________________
В общении с одноклассниками_______________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Больше общается с ________________________________________________________________________
Конфликтные ситуации_____________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
С учителем_______________________________________________________________________________
На замечания реагирует_____________________________________________________________________
Жалобы на здоровье________________________________________________________________________
       
                              ОСОБО ХОЧЕТСЯ ОТМЕТИТЬ ТАКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Для того, чтобы процесс обучения Вашего ребенка был еще успешнее, пожалуйста, обратите внимание на следующие рекомендации:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
     
   Со второго класса родителям вручается Характеристика – Справка о содержательной оценке результатов обучения и развития. Целью подобного документа является анализ достижений ребенка по каждому предмету, причем, не только в качественном, но и в количественном (процентном) выражении.
Например:
                                                                      СПРАВКА
                              О содержательной оценке результатов обучения и развития
                                                  ТИМОШИНОЙ АЛЕКСАНДРЫ,
                     Ученицы 1''а'' класса средней школы №4 г.Волжска Республики Марий Эл.
 
 Тимошина Александра закончила первый класс по системе ''…''.
1.Математика.
   Основным содержанием курса математики является…. В первом классе основными задачами являлись:….
Саша уверенно работает с числовой прямой: умеет ее задать , расположить числа. Усвоен способ сложения и вычитания с помощью присчитывания и отсчитывания 1, 2,3. Но в вычислительных примерах часто заменяет вычитание сложением, что говорит о слабом контроле за действием. Несмотря на то, что усвоены понятия части и целого, не справляется с решением уравнений. При работе с задачей умеет выделить существенное в тексте, но остается проблема с фиксацией в виде схемы и формулы. Мешает успешности и неоправданная настойчивость на своем мнении.
Качество освоения программного материала 40 %.
2. Русский язык.
В ходе изучения курса русского языка в первом классе рассматривались следующие вопросы:…
За данный учебный год Саша научилась писать буквы, составлять модели предложений, звуковые модели. Но было и много трудностей: пока Саша не владеет способом определения орфограммы в слове; умением выделять сильную и слабую позицию, что привело к большому количеству ошибок в итоговом диктанте.
Результат итоговых работ:
      Диктант – 11 ошибок (0 %) – 4 уровень
      Списывание –2 ошибки (85 %) – 2 уровень
      Грамматическая работа – 5 %
Качество освоения программного материала 30 % .
 …
ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
В целом уровень формирования учебной деятельности на конец 1 класса у Саши находится чуть ниже ''нормы'':
-         формирование действий анализа. В предложенной Саше задаче она не смогла найти принцип решения и применить оптимальный способ действия. Это говорит о том, что пока у Саши недостаточно высокий уровень развития анализа;
-         формирование действия планирования. В предложенной задаче Саша планировала свои действия, однако способ ее планирования был неоптимальный – ей потребовалось два избыточных вопроса;
-         формирование действия контроля находится на самом начальном этапе. Одним из показателей наличия контроля является овладения способа письма с выделением орфограмм на свободном письме (изложение). Пока Саша этим способом не пользовалась. Возникли у Саши и проблемы с действием контроля за работой другого человека;
-         на данном этапе формирования учебной деятельности личностная позиция, связанная с инициативностью при решении задач, у Саши не проявлялась;
-         формирование способности умения учиться пока не обнаружено;
-         уровень развития непроизвольной памяти – средний (воспроизведение текста на слух (изложение) –45 %).
Кроме указанных выше учебных предметов, Тимошина Саша осваивала следующие дисциплины: музыку, живопись, физкультуру.
Общий результат качества освоения программного материала 1 класса 37 %.
''__'' мая 2004 года                             Классный руководитель _________________________
   После получения ''характеристики'' следует сесть всей семьей за стол, прочесть вслух характеристику
еще раз и в спокойной, доброжелательной, доверительной обстановке поговорить, как помочь ребенку, чтобы тот достиг еще большего успеха, чтобы пожелания учителей и товарищей были выполнены. Однако, не нужно предъявлять ребенку такие требования, выполнить которые он не сможет.
   Ребенку хочется чувствовать, что его учение есть социально значимое дело, что результаты его познавательных стараний вызывают поощрительные отклики у других людей. Необходимо показывать всем знакомым, родственникам работы ребенка, нужно гордиться ими. Пусть ребенок слышит, что скажут ему взрослые. Главное, ребенок должен быть уверен, что им гордятся его родители.
 Ребенок растет и воспитывается в общении с людьми, которые его понимают и уважают, любят его и дружат с ним. Необходимо донести эту мысль до родителей. Надо, чтобы они находили больше времени, чтобы общаться с ребенком. Ребенок должен стать полноправным соучастником семейной жизни, семейных дел. И ''пакет с работами'' следует рассматривать как вклад ребенка в жизнь семьи, его заботу о родных и близких ему людях.
 
5.ПИСЬМО УЧЕНИКУ.
Письмо пишется в одном экземпляре и вручается ребенку в конце года. В нем подводятся итоги прошедшего года, отмечаются все достижения, а так же пожелания на лето и следующий год. Например:
                                                               Дорогая Олеся!
 
    Вот и окончился твой четвертый год обучения в нашем классе. Когда мы встретимся с тобою, ты уже будешь пятиклассницей. Мы бы хотели, чтобы ты, уходя на каникулы, познакомилась с нашими мыслями о тебе и твоих успехах.
Этот год был для тебя очень напряженным, тебе постоянно не хватало времени. И это не удивительно. Музыка, танцы, английский язык, ролики! И нам радостно, что ты, тем не менее, активно учавствовала в жизни класса.
В этом году в нашем классе прошли такие мероприятия, как ''Веселые старты'', ''Что?Где?Когда?'', ''Праздник всех святых'', ''Новогодний праздник'', ''Концерт для пап'', ''Концерт для мам''. Почти во всех ты принимала самое активное участие. Нам запомнилась бессмертная роль старухи в спектакле ''Золотая рыбка'', поставленном в лучших традициях Голливуда. Очень важно было твое активное участие в школьных Олимпиадах. Ты достойно представила вместе с Настей наш класс на Городской Олимпиаде.
Людмила Викторовна отметила твою замечательную работу на уроках в течение всего года. Ты отлично отвечала и красиво пела. Так держать!
По мнению Ирины Владимировны, в течение учебного года ты охотно принимала участие во всех работах на уроках, была активна. К сожалению, ты не всегда готовилась к урокам дома. Постарайся летом больше читать, и тогда твои знания будут стабильными и ровными.
Галина Викторовна отметила твою работу ''Храм'', выполненную на тонированной бумаге пастелью. Пробуй больше рисовать с натуры, ищи интересные идеи для своих работ.
В следующем году ты будешь учиться уже в пятом классе, а это потребует от тебя серьезных усилий. Тебе нужно быть более организованной и ответственнее подходить к своим учебным занятиям.
Успехов тебе и хорошего летнего отдыха. До встречи!
                                                                                                                        Твои учителя. 
 
 
 
 
6.ГРАФИКИ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ (Разработала Денисова С.А.)
Графики строятся в течение или на конец года по основным предметам (по результатам контрольных работ, проведенных в течение всего учебного года). Подобные графики дают наглядную картину успехов ребенка. Делаются в двух экземплярах - в ''Папку'' и для родителей (домой).
 
 
 
 
 
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Учени____''_'' класса______________________________________________
Техника чтения
                         слов 110

100
 
 
 
 
 
 
 
90
 
 
 
 
 
 
 
80
 
 
 
 
 
 
 
70
 
 
 
 
 
 
 
60
 
 
 
 
 
 
 
50
 
 
 
 
 
 
 
40
 
 
 
 
 
 
 
30
 
 
 
 
 
 
 
20
 
 
 
 
 
 
 
10
 
 
 
 
 
 
 
0
 
 
 
 
 
 
 

                                         Старт сент. окт.   нояб.      дек.       март    май    Итог
Математика
     
                            %   100

90
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
80
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
70
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
60
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
50
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
40
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
30
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
20
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
10
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
0
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 № работы                       1        2      3        4        5       6       7        8        9       10     11   Итоговая
 
Русский язык
                             уровень

1
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
4
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         № работы              1       2       3      4      5       6       7      8      9      10     11    12     Итоговая
                                                                                                                                          
                             % 100

90
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
80
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
70
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
60
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
50
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
40
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
30
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
20
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
10
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
0
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

              № работы           1       2       3       4        5        6       7        8       9       10     11      12   Итоговая
                         
7.ЭЛЕКТРОННЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ.
Для отслеживания обученности учитель может использовать электронные приложения к учебникам математики (автор Л.Г.Петерсон) и русского языка (авторы Е.В.Бунеева, Р.Н.Бунеев, О.В.Пронина). Эти электронные приложения дают исчерпывающую информацию об уровне подготовки как класса в целом, так и каждого отдельного взятого ученика на протяжении всего учебного года. На основе этой информации учитель может своевременно корректировать процесс обучения, обеспечивая при этом индивидуальный подход к каждому ученику в классе.
 
Такая система оценивания учебных достижений способствует эффективному обучению, является здоровьесберегающей. Повышается комфортность обучения; дети быстрее и легче адаптируются к жизни. Растет работоспособность, самостоятельность и ответственность школьников. Сохраняется мотивация к обучению и познанию.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                              
 
 
Прикрепленный файл Size
1полугодие итоги.doc 27.5 KB
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ.doc 79.5 KB

Видео скачать на телефон бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн