Официальный сайт toppromotion 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Интегрированный урок литературы и изобразительного искусства в 5 классе "Через цветопись - к идее произведения". Анализ рассказа И.А.Бунина "Лапти".

Фото пользователя Наталья Владимировна Суворова
Submitted by Наталья Владимировна Суворова on Fri, 16/04/2010 - 17:03
Данные об авторе
Автор(ы): 
Суворова Наталья Владимировна и Ожиганова Ольга Дмитриевна
Место работы, должность: 
МОУ "Гимназия № 1" г. Ангарск. Учитель русского языка и литературы и учитель изобразительного искусства.
Регион: 
Иркутская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
дополнительное образование детей
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Изобразительное искусство
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 
Цель урока:раскрыть идею произведения, воплощенную в рассказе И.А. Бунина “Лапти”, через символику цвета.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
27
Используемые учебники и учебные пособия: 

Распечатанный текст рассказа И.А.Бунина "Лапти".

Используемая методическая литература: 

1. Copyright © 2004—2008 Миронова Ленина Николаевна, Иванов Дмитрий Григорьевич «Символика цвета».

2. Из Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" 2004-2005

Автор: Ширяева С.А. "Символика цвета в древнерусских иконах и в произведениях русских писателей XIX века" (на примере рассказа И.А.Бунина "Лапти")

3.План-конспект урока “Ради жизни на земле» brantovka.narod.ru/urok_liter7.doc

 

Используемое оборудование: 

- тексты с рассказом И.А.Бунина «Лапти»,

- тетради, цветные карандаши, ручки,

- магниты. 

 

Краткое описание: 
Структура урока, приёмы и методы работы с прозаическим текстом (рассказ И.А.Бунина "Лапти")помогают учащимся освоить новый приём постижения идеи художественного произведения через цветопись.

                                                           План-конспект.                                             

Тема урока: “Через цветопись -  к идее» (анализ рассказа И.А.Бунина «Лапти»).

Тип урока:  интегрированный урок – размышление.
Методические приёмы:

- чтение текста целиком,

- работа с текстом (выборочное чтение, комментированное чтение, чтение про себя),
- обращение к личному опыту,
- рисование,
- прогнозирование по названию,

- устное словесное рисование,
- цветотерапия.
Задачи урока.

Познавательная: 

- дать понятие о цветописи как способе воплощения авторской идеи.

   Воспитательная: 

- воспитывать милосердие, доброту, умение сострадать;
- воспитывать терпимое отношение к чужому мнению.
Развивающая:

- развивать умение анализировать художественный текст,
- развивать творческие способности и читательскую наблюдательность.

                                                          Ход урока.                                                                              

 На начало урока даётся сигнал мелодией музыкальной шкатулки.
1. Целеполагание. Вступительное слово учителя:

Учитель литературы:
Ребята, сегодня нам предстоит познакомиться с рассказом И.А. Бунина «Лапти».

Он написан в 1924 году.  А как вы думаете, можно ли по заглавию рассказа определить, о чём он?

Ученики:

- Он о деревенской жизни.

- В нём, наверное, повествуется о детях, которые живут в деревне.

- Может быть, автор расскажет о каком-то мастере, который умеет плести лапти.

- Или лапти сыграют какую-то важную роль в жизни героев.

Учитель литературы: Предположений много. Но по названию рассказа сложно определить, что произойдёт.

Название необычное: простое, незамысловатое. Как мне кажется, работа предстоит  сложная, но интересная: попытаться понять,

о чём этот рассказ? О чём хотел поговорить писатель со своими читателями? И помочь в постижении тайны смысла нам должен …  цвет. Сегодня на уроке мы будем работать вместе с учителем изобразительного искусства.                            

Тексты перед вами на столах. Я попрошу помочь мне в чтении Яна (роль Нефёда), Юлю (роль матери) и Льва (авторская роль в последних трёх абзацах).   
2. Чтение рассказа. Заранее текст не был прочитан. Чтение было доверено лучшим чтецам.   

                                                                  

3. Осмысление содержания.

Учитель: С какими героями вы познакомились?
Ученики: Больной ребёнок, Нефёд, барыня, муж, только он не участвует в событиях, о нём лишь упоминается; новосельские мужики.              

Учитель: В какое время года происходит действие рассказа?                                                             

Ученики: Зимой.

Учитель: Какая стоит погода и сколько дней? Найдите описание в тексте.                                   

Ученики: "Пятый день несло непроглядной вьюгой...".                                                                

 Учитель: Вам встретилось слово «фуксин». Кто знает, что оно обозначает?                            

Справка: «Фуксин – красная анилиновая краска; широко применяется для окрашивания волокон, текстильных изделий, кожи».
Учитель: Слово беда в тексте подтверждается не только словом, но и звуком. (Учитель перечитывает отрывок текста,

усиливая звуки "б", "о"– слышен голос набатного колокола).
Ребята, как вы поняли, кем в доме барыни был Нефёд?
Ученики: Нефёд был слугой.
Учитель: Каким вы его себе представляете? (устное словесное рисование).
Ученики: Он старый, с седыми волосами. У него добрые глаза и тихий голос. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки. Он заботится о хозяйке и мальчике.  Работящий, серьёзный …
Учитель: Какие отношения были у Нефёда и барыни? Почему вы так решили?                          

Ученики: Добрые. Она называет его Нефёдушкой. Домашние переживали о Нефёде. Думали, что он остался переночевать у    знакомых, что придёт только к обеду завтрашнего дня.
Учитель: Как автор показывает, что в доме без Нефёда было неуютно, сумрачно, тревожно? Подтвердите текстом.                

Ученики: "Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака".
 (Особое внимание учитель обращает на борьбу света и тьмы: дом и "бездна снежного мрака", ночь и свеча, причудливые очертания на стене, бред и "вполне разумно" и т. д.)
Учитель: Знал ли Нефёд, что в такую погоду может не добраться до Новосёлок?
Ученики: Догадывался.                                                                                                                   

Учитель: Но почему это его не остановило? Как это его характеризует?

Ученики: Он мужественный человек, мудрый, понимает, что кроме него некому помочь. Он берёт ответственность на себя, сам делает выбор.
Учитель: Какое слово в тексте предвещает недобрую весть? (После ответа учеников). Почему автор назвал этот стук зловещим? (Можно обратить внимание учеников на неопределённые местоимения в тексте: «кто-то», «чьи-то»- усиливающие чувство тревоги, неизвестности).                            

 Ученики: Зловещий стук – это злая весть, предвещающая беду, горе,так как привезли мертвое тело Нефёда.


4. Динамическая пауза  

Она проводится в форме простых физических упражнений в виде игры, но позволяет учителю определить уровень усталости. В начале и в конце физпаузы учитель просит учащихся выполнять его команды только в том случае, если он обращается к ним со словом «капитаны». В середине, чтобы отключить внимание и расслабить напряжение, упражнения выполняются без словесного комментария. Темп упражнений меняется, меняется и тональность голоса учителя.

 

5. Работа с цветом. Цвепопись. Цветотерапия.                         
Учитель:
Вспомним основные эпизоды рассказа. 

Ученики: Тяжело болен ребёнок, мать бессильна помочь сыну; из-за бурана не может приехать доктор; слуга  Нефёд отправляется в соседнюю деревню, чтобы выполнить странное (как кажется, бредовое) желание мальчика – принести ему красные лапти; на обратном  пути Нефёд замерзает. Его мёртвое тело привозят мужики.
Учитель: Финал рассказа  не даёт прямого ответа на вопрос: «Выздоровеет ли мальчик?» А как вы думаете?

Ученики дают варианты ответа.
Учитель: Кто же прав? За ответом на этот вопрос мы обратимся к тексту, а точнее к цветописи этого текста. И поможет нам Ольга Дмитриевна. (Учитель литературы передаёт слово учителю ИЗО).  
 

 

  5.1. Ассоциации.    

Учитель ИЗО: Ребята, всякий цвет может быть прочтен  как слово или истолкован как сигнал, знак, символ. Какими цветами пользуется автор, рассказывая о мальчике, о трагической гибели Нефеда? И как вы это поняли?

Ученики: В тексте использованы различные цвета: белый, серый, чёрный, синий, красный, жёлтый. (Зачитывают примеры из текста, интонационно выделяя цвета: “В белом от снега и холодном хуторском доме…”, “в жару… плакал ребёнок”, “потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море”, “белого, мёрзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефёда”, “красные лапти”).

Учитель ИЗО: Как представлен красный цвет в рассказе?

Ученики: “жар”, “красные лапти”, “весь огнём горит”, “стена казалась огненной”.

Учитель ИЗО: Только ли по точному названию цвета можно определить колорит описанной картины?
(Говорит об ассоциативном восприятии текста  и просит учащихся раскрасить текст, обращая особое внимание на начало текста, середину и конец).

 

5.2. Самостоятельная работа.
Учитель ИЗО и учитель литературы: (проходят по рядам, оказывают помощь (в ходе работы выяснилось, что дети по-разному – в техническом плане - заштриховывают текст, что связано со скоростью работы) и в конце выполнения задания просят нескольких  учащихся прикрепить свои листочки на доске).

Учитель ИЗО: обращается с вопросом к ученикам,  почему использовали такие цвета. (2-3 ученика дают пояснения к своей работе у доски).

 

5.3. Символика цвета.

Учитель ИЗО: Цвета, которые использует в рассказе Бунин, даны в контрасте или в цветовой гармонии? Как называются в искусстве эти тона? 

Ученики: Холодные и тёплые. Цвета в тексте даны контрастно.

Учитель ИЗО: Ребята,  у каждого цвета есть символическое значение. Я попрошу вас в тетради сделать краткую запись о символике цвета в виде таблицы.

Холодные тона 

Теплые тона

Синий: 

Красный:

Серый:

Жёлтый:

 Чёрный: 

 


Учитель ИЗО: Что означает синий цвет? (Материал, который представлен в конспекте урока, в полном объёме на уроке не звучал, так как этот материал изучался на уроках изобразительного искусства, МХК. Задача была в другом: соединить в сознании и деятельности ребёнка  теорию с практикой). 
Символика синего — синева безоблачного неба. Негативная символика синего исходит из близости этого цвета к черному, то есть цвету смерти и зла.
Белый цвет был многозначным символом во все времена и у всех народов.  Символические значения белого: полный покой, безмятежность, недеяние, мир, тишина, чистота, пустота, целомудрие, девственность, сосредоточенность.
Негативная символика белого цвета. Белый может обозначать смерть, болезнь, зло, отчуждение, страдание.
Черный. Символика черного у большинства народов в основном негативна. В черном небе, в глубине пещер, ям, колодцев, в глубокой тени скрывается нечто таинственное и опасное. Черное делает бессильным зрение человека, что само по себе грозит опасностью. Основные символы: смерть, ночь (как время пассивности), печаль, горе.
Красный означает напряжение сил, концентрацию энергии — тяжелый труд, борьба, война, конфликты, трагедия, драма, гнев, жестокость, ярость, страсти.
Желтый. Состояния, связанные с позитивной энергетикой: веселье, разрядка напряженности, радость, праздник, игра, красота. Магическое воздействие — бессмертие, лечение болезней. 

 

6. Пауза. Приём «наедине с собой».
Ребёнку предлагается закрыть глаза, чтобы предметы, звуки внешнего мира не мешали сосредоточиться и остаться наедине со своими мыслями.
Учитель литературы: Закройте глаза и попытайтесь сформулировать ещё раз свой ответ на вопрос: «Выздоровеет ли мальчик? О чём хотел поговорить со  своими читателями писатель?» 

 

7. Подведение итогов. Осмысление.
Учитель литературы: Как изменяется цветовая гамма от начала рассказа к его финалу? О чём это свидетельствует?

Ученики: дают варианты ответа.

- В рассказе побеждает красный цвет – цвет жизни. Это значит, что мальчик будет жить.

- А какой ценой? Жалко Нефёда. Он пожертвовал собой ради спасения жизни ребёнка.
- А мне кажется, что всё равно в рассказе какая-то безнадежность.
Учитель: Вернёмся к вопросу, который я задала после прочтения: «О чём рассказ «Лапти»? (Ученики дают ответы, учитель подводит итог). «Лапти»» - это рассказ о жизни и смерти, о величайшем подвиге человека – о самопожертвовании.
Смерть Нефеда – это жертва, ценой которой возвращается к жизни ребёнок, завершается власть вьюги над отчаявшимися новосельскими мужиками (именно благодаря Нефёду они находят правильную дорогу). (На уроке дети сами проговорили о том, что Нефед ценой своей жизни спас не только мальчика, но и новосельских мужиков). Тайну авторской мысли нам помог разгадать цвет, а вернее цветопись. Как вы поняли, что такое цветопись?

Ученики дают варианты ответа:

- Цветопись это когда автор цветом пишет то, что не может сказать словами.

- Цветопись – это использование писателем определённого цвета для того, чтобы внимательный читатель мог понять чувства автора.

- Цветопись – это воздействие через цвет на наши чувства и мысли.
Учитель ИЗО: Цветопись – это символическое употребление цвета в произведениях искусства для выражения чувств, эмоций, идеи.

 

8. Рефлексия.

Учитель литературы: Я очень рада, что мы справились с трудной задачей: научились воспринимать художественный текст через цвет и освоили новый приём работы с текстом, почувствовали настроение автора, состояние героев рассказа. Вы правы: цветопись – это путь к разгадыванию тайны смысла художественного произведения.   А с каким настроением вы уходите с урока?

Учитель ИЗО: Пожалуйста, оставьте на доске цветовой или сигнальный значок вашего настроения (учащимся раздаются листочки, на которых они  рисуют смайлики).

 

9. Домашняя работа.

Учитель литературы: Домашняя работа предлагается на выбор:

1. Написать небольшое сочинение-рассуждение «О чём заставил задуматься рассказ «Лапти»?

2. Нарисовать иллюстрацию к рассказу.

3. Создать обложку  книги.

 

Приложение.

1.             Цветопись рассказа И.А.Бунина «Лапти».

 

И.А.Бунин «Лапти».

              Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, от страха и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь? Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть...             Стукнуло в прихожей, — Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь,заглянул:
— Ну что, барыня, как? Не полегчало?
— Куда там, Нефедушка! Верно, и не выживет! Все какие-то красные лапти просит...
Лапти? Что за лапти такие?
А господь его знает. Бредит, весь огнем горит...
Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки — все в снегу, все обмерзло... И вдруг твердо:
Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать.
— Как добывать?
— В Новоселки идти. В лавку. Покрасить
фуксином нехитрое дело.
Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в такой ужас дойти!
Еще подумал.
— Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то...
И, притворив дверь, ушел. А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской, взял в руки кнут
и вышел вон,пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море.
                Пообедали, стало смеркаться, смерклось — Нефеда не было. Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес. Обыденкой в такую погоду не вернешься. Надо ждать завтра не раньше обеда. Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страшнее. Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что́ теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака. Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол, за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями. А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти:
Мамочка, дай! Мамочка, дорогая, ну что тебе стоит!
И мать кидалась на колени и била себя в грудь:
— Господи, помоги! Господи, защити!
                    А когда наконец рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, чтокто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый, зловещий стук в окно.
Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, — белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда. Мужики ехали из города,  сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, решили пропадать, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. Кинулись разгребать снег, подняли тело — оказывается, знакомый человек...
Тем только и спаслись — поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах жилье...
За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином.                              22 июня 1924          

 

                                                                                        


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн