Тип урока: интегрированный урок – размышление. Методические приёмы: - чтение текста целиком,
- работа с текстом (выборочное чтение, комментированное чтение, чтение про себя),
- обращение к личному опыту,
- рисование,
- прогнозирование по названию,
- устное словесное рисование,
- цветотерапия. Задачи урока. Познавательная:
- дать понятие о цветописи как способе воплощения авторской идеи.
Воспитательная:
- воспитывать милосердие, доброту, умение сострадать;
- воспитывать терпимое отношение к чужому мнению. Развивающая: - развивать умение анализировать художественный текст,
- развивать творческие способности и читательскую наблюдательность.
Ход урока.
На начало урока даётся сигнал мелодией музыкальной шкатулки. 1. Целеполагание. Вступительное слово учителя: Учитель литературы: Ребята, сегодня нам предстоит познакомиться с рассказом И.А. Бунина «Лапти».
Он написан в 1924 году. А как вы думаете, можно ли по заглавию рассказа определить, о чём он?
Ученики:
- Он о деревенской жизни.
- В нём, наверное, повествуется о детях, которые живут в деревне.
- Может быть, автор расскажет о каком-то мастере, который умеет плести лапти.
- Или лапти сыграют какую-то важную роль в жизни героев.
Учитель литературы: Предположений много. Но по названию рассказа сложно определить, что произойдёт.
Название необычное: простое, незамысловатое. Как мне кажется, работа предстоит сложная, но интересная: попытаться понять,
о чём этот рассказ? О чём хотел поговорить писатель со своими читателями? И помочь в постижении тайны смысла нам должен … цвет. Сегодня на уроке мы будем работать вместе с учителем изобразительного искусства.
Тексты перед вами на столах. Я попрошу помочь мне в чтении Яна (роль Нефёда), Юлю (роль матери) и Льва (авторская роль в последних трёх абзацах). 2. Чтение рассказа. Заранее текст не был прочитан. Чтение было доверено лучшим чтецам.
3. Осмысление содержания.
Учитель: С какими героями вы познакомились? Ученики: Больной ребёнок, Нефёд, барыня, муж, только он не участвует в событиях, о нём лишь упоминается; новосельские мужики.
Учитель: В какое время года происходит действие рассказа?
Ученики: Зимой.
Учитель: Какая стоит погода и сколько дней? Найдите описание в тексте.
Ученики: "Пятый день несло непроглядной вьюгой...".
Учитель: Вам встретилось слово «фуксин». Кто знает, что оно обозначает?
Справка: «Фуксин – красная анилиновая краска; широко применяется для окрашивания волокон, текстильных изделий, кожи». Учитель: Слово беда в тексте подтверждается не только словом, но и звуком. (Учитель перечитывает отрывок текста,
усиливая звуки "б", "о"– слышен голос набатного колокола).
Ребята, как вы поняли, кем в доме барыни был Нефёд? Ученики: Нефёд был слугой. Учитель: Каким вы его себе представляете? (устное словесное рисование). Ученики: Он старый, с седыми волосами. У него добрые глаза и тихий голос. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки. Он заботится о хозяйке и мальчике. Работящий, серьёзный … Учитель: Какие отношения были у Нефёда и барыни? Почему вы так решили?
Ученики: Добрые. Она называет его Нефёдушкой. Домашние переживали о Нефёде. Думали, что он остался переночевать у знакомых, что придёт только к обеду завтрашнего дня. Учитель: Как автор показывает, что в доме без Нефёда было неуютно, сумрачно, тревожно? Подтвердите текстом.
Ученики: "Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака". (Особое внимание учитель обращает на борьбу света и тьмы: дом и "бездна снежного мрака", ночь и свеча, причудливые очертания на стене, бред и "вполне разумно" и т. д.) Учитель: Знал ли Нефёд, что в такую погоду может не добраться до Новосёлок? Ученики: Догадывался.
Учитель: Но почему это его не остановило? Как это его характеризует?
Ученики: Он мужественный человек, мудрый, понимает, что кроме него некому помочь. Он берёт ответственность на себя, сам делает выбор. Учитель: Какое слово в тексте предвещает недобрую весть? (После ответа учеников). Почему автор назвал этот стук зловещим? (Можно обратить внимание учеников на неопределённые местоимения в тексте: «кто-то», «чьи-то»- усиливающие чувство тревоги, неизвестности).
Ученики: Зловещий стук – это злая весть, предвещающая беду, горе,так как привезли мертвое тело Нефёда.
4. Динамическая пауза Она проводится в форме простых физических упражнений в виде игры, но позволяет учителю определить уровень усталости. В начале и в конце физпаузы учитель просит учащихся выполнять его команды только в том случае, если он обращается к ним со словом «капитаны». В середине, чтобы отключить внимание и расслабить напряжение, упражнения выполняются без словесного комментария. Темп упражнений меняется, меняется и тональность голоса учителя.
5. Работа с цветом. Цвепопись. Цветотерапия. Учитель: Вспомним основные эпизоды рассказа.
Ученики: Тяжело болен ребёнок, мать бессильна помочь сыну; из-за бурана не может приехать доктор; слуга Нефёд отправляется в соседнюю деревню, чтобы выполнить странное (как кажется, бредовое) желание мальчика – принести ему красные лапти; на обратном пути Нефёд замерзает. Его мёртвое тело привозят мужики. Учитель: Финал рассказа не даёт прямого ответа на вопрос: «Выздоровеет ли мальчик?» А как вы думаете?
Ученики дают варианты ответа. Учитель: Кто же прав? За ответом на этот вопрос мы обратимся к тексту, а точнее к цветописи этого текста. И поможет нам Ольга Дмитриевна. (Учитель литературы передаёт слово учителю ИЗО).
5.1. Ассоциации.
Учитель ИЗО: Ребята, всякий цвет может быть прочтен как слово или истолкован как сигнал, знак, символ. Какими цветами пользуется автор, рассказывая о мальчике, о трагической гибели Нефеда? И как вы это поняли?
Ученики: В тексте использованы различные цвета: белый, серый, чёрный, синий, красный, жёлтый. (Зачитывают примеры из текста, интонационно выделяя цвета: “В белом от снега и холодном хуторском доме…”, “в жару… плакал ребёнок”, “потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море”, “белого, мёрзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефёда”, “красные лапти”).
Учитель ИЗО: Как представлен красный цвет в рассказе?
Учитель ИЗО: Только ли по точному названию цвета можно определить колорит описанной картины?
(Говорит об ассоциативном восприятии текста и просит учащихся раскрасить текст, обращая особое внимание на начало текста, середину и конец).
5.2. Самостоятельная работа. Учитель ИЗО и учитель литературы: (проходят по рядам, оказывают помощь (в ходе работы выяснилось, что дети по-разному – в техническом плане - заштриховывают текст, что связано со скоростью работы) и в конце выполнения задания просят нескольких учащихся прикрепить свои листочки на доске).
Учитель ИЗО: обращается с вопросом к ученикам, почему использовали такие цвета. (2-3 ученика дают пояснения к своей работе у доски).
5.3. Символика цвета.
Учитель ИЗО: Цвета, которые использует в рассказе Бунин, даны в контрасте или в цветовой гармонии? Как называются в искусстве эти тона?
Ученики: Холодные и тёплые. Цвета в тексте даны контрастно.
Учитель ИЗО: Ребята, у каждого цвета есть символическое значение. Я попрошу вас в тетради сделать краткую запись о символике цвета в виде таблицы.
Холодные тона
Теплые тона
Синий:
Красный:
Серый:
Жёлтый:
Чёрный:
Учитель ИЗО: Что означает синий цвет? (Материал, который представлен в конспекте урока, в полном объёме на уроке не звучал, так как этот материал изучался на уроках изобразительного искусства, МХК. Задача была в другом: соединить в сознании и деятельности ребёнка теорию с практикой). Символика синего — синева безоблачного неба. Негативная символика синего исходит из близости этого цвета к черному, то есть цвету смерти и зла. Белый цвет был многозначным символом во все времена и у всех народов. Символические значения белого: полный покой, безмятежность, недеяние, мир, тишина, чистота, пустота, целомудрие, девственность, сосредоточенность.
Негативная символика белого цвета. Белый может обозначать смерть, болезнь, зло, отчуждение, страдание. Черный. Символика черного у большинства народов в основном негативна. В черном небе, в глубине пещер, ям, колодцев, в глубокой тени скрывается нечто таинственное и опасное. Черное делает бессильным зрение человека, что само по себе грозит опасностью. Основные символы: смерть, ночь (как время пассивности), печаль, горе. Красный означает напряжение сил, концентрацию энергии — тяжелый труд, борьба, война, конфликты, трагедия, драма, гнев, жестокость, ярость, страсти. Желтый. Состояния, связанные с позитивной энергетикой: веселье, разрядка напряженности, радость, праздник, игра, красота. Магическое воздействие — бессмертие, лечение болезней.
6. Пауза. Приём «наедине с собой». Ребёнку предлагается закрыть глаза, чтобы предметы, звуки внешнего мира не мешали сосредоточиться и остаться наедине со своими мыслями. Учитель литературы: Закройте глаза и попытайтесь сформулировать ещё раз свой ответ на вопрос: «Выздоровеет ли мальчик? О чём хотел поговорить со своими читателями писатель?»
7. Подведение итогов. Осмысление. Учитель литературы: Как изменяется цветовая гамма от начала рассказа к его финалу? О чём это свидетельствует?
Ученики: дают варианты ответа.
- В рассказе побеждает красный цвет – цвет жизни. Это значит, что мальчик будет жить.
- А какой ценой? Жалко Нефёда. Он пожертвовал собой ради спасения жизни ребёнка.
- А мне кажется, что всё равно в рассказе какая-то безнадежность. Учитель: Вернёмся к вопросу, который я задала после прочтения: «О чём рассказ «Лапти»? (Ученики дают ответы, учитель подводит итог). «Лапти»» - это рассказ о жизни и смерти, о величайшем подвиге человека – о самопожертвовании.
Смерть Нефеда – это жертва, ценой которой возвращается к жизни ребёнок, завершается власть вьюги над отчаявшимися новосельскими мужиками (именно благодаря Нефёду они находят правильную дорогу). (На уроке дети сами проговорили о том, что Нефед ценой своей жизни спас не только мальчика, но и новосельских мужиков). Тайну авторской мысли нам помог разгадать цвет, а вернее цветопись. Как вы поняли, что такое цветопись?
Ученики дают варианты ответа:
- Цветопись – это когда автор цветом пишет то, что не может сказать словами.
- Цветопись – это использование писателем определённого цвета для того, чтобы внимательный читатель мог понять чувства автора.
- Цветопись – это воздействие через цвет на наши чувства и мысли. Учитель ИЗО: Цветопись – это символическое употребление цвета в произведениях искусства для выражения чувств, эмоций, идеи.
8. Рефлексия.
Учитель литературы: Я очень рада, что мы справились с трудной задачей: научились воспринимать художественный текст через цвет и освоили новый приём работы с текстом, почувствовали настроение автора, состояние героев рассказа. Вы правы: цветопись – это путь к разгадыванию тайны смысла художественного произведения. А с каким настроением вы уходите с урока?
Учитель ИЗО: Пожалуйста, оставьте на доске цветовой или сигнальный значок вашего настроения (учащимся раздаются листочки, на которых они рисуют смайлики).
9. Домашняя работа.
Учитель литературы: Домашняя работа предлагается на выбор:
1. Написать небольшое сочинение-рассуждение «О чём заставил задуматься рассказ «Лапти»?
2. Нарисовать иллюстрацию к рассказу.
3. Создать обложку книги.
Приложение.
1. Цветопись рассказа И.А.Бунина «Лапти».
И.А.Бунин «Лапти».
Пятый день неслонепроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоялбледный сумраки было большое горе: был тяжелоболен ребенок. И в жару, в бредуончастоплакали все просил дать ему какие-токрасныелапти.И мать, не отходившая от постели, где он лежал,тожеплакала горькими слезами,—от страха иот своей беспомощности. Что сделать, чем помочь?Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы,до доктора тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть... Стукнуло в прихожей, — Нефед принес соломы на топку,свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь,дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь,заглянул:
— Ну что, барыня, как? Не полегчало?
— Куда там, Нефедушка! Верно, и не выживет! Все какие-то красныелапти просит...
— Лапти? Что за лапти такие?
— А господь его знает. Бредит, весь огнем горит...
Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки — все в снегу, все обмерзло... И вдруг твердо:
— Значит, надо добывать. Значит,душажелает. Надо добывать. — Как добывать?
— В Новоселки идти. В лавку. Покраситьфуксиномнехитрое дело.
— Бог с тобой, до Новоселок шесть верст!Где ж в такой ужас дойти!
Еще подумал.
— Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то...
И, притворив дверь, ушел. А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской, взял в руки кнути вышел вон,пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море. Пообедали, стало смеркаться, смерклось — Нефеда не было. Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес. Обыденкой в такую погоду не вернешься. Надо ждать завтра не раньше обеда. Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страшнее. Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что́ теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака. Сальнаясвеча пылаладрожащимхмурым пламенем. Мать поставила ее на пол, за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казаласьему огненной и вся бежалапричудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями. А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти:
— Мамочка, дай! Мамочка, дорогая, ну что тебе стоит!
И мать кидалась на колени и била себя в грудь: — Господи, помоги! Господи, защити! А когда наконец рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, чтокто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый, зловещий стук в окно. Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, — белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда. Мужики ехали из города, сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонуливместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, решили пропадать,как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. Кинулись разгребать снег, подняли тело — оказывается, знакомый человек...
Тем только и спаслись — поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах жилье... За пазухой Нефеда лежали новенькиеребячьи лаптии пузырек с фуксином.22 июня 1924