"Никто не забыт, ничто не забыто" К. Симонов "Ты помнишь, Алёша, дороги..."
Submitted by Наталья Геннадьевна Никандрова on Tue, 13/04/2010 - 17:19
Цель урока:
Познакомить учащихся с творчеством К. Симонова.
Формировать навыки анализа стихотворения (акцент на схему
анализа стихотворения).
Развивать интерес к историческому прошлому России.
Воспитывать любовь к Родине.
Оборудование:
Презентация.
Распечатанный текст стихотворения К. Симонова «Ты помнишь, Алёша,….».
Маркеры.
Предварительная работа:
1 ученик готовит сообщение о К. Симонове, 2 ученик к его
сообщению готовит вопросный план.
Ход урока:
Титульный слайд.
I.Вход в учебную ситуацию.
.
Слайд 1: фото «Вставай страна»
У: С какими событиями в истории нашей Родины связан этот фрагмент презентации?
Д: С событиями периода Великой Отечественной войны.
У: Как защищали люди Родину в эти годы?
Д: Сражались на фронте, трудились в тылу на заводах, в партизанских отрядах.
У: Верно каждый по-своему защищал Родину. Писатели и поэты тоже были на защите своего Отечества: военные корреспонденты, рядовые, офицеры. Не понаслышке они создавали свои произведения о войне. Художественное слово, создаваемое писателями и поэтами, имело немаловажное значение: оно согревало душу, будило лучшие чувства, звало к победе! Стихи Твардовского, Самойлова, Симонова помогали идти в атаку, сражаться с фашистскими варварами. Сегодня мы с вами поговорим о К. Симонове и его стихотворении «Ты помнишь, Алёша,…» .
Слайд 2 : фото К.Симонова.
II.Пребывание в учебной ситуации.
1. Двое учащихся получили задание заранее.
Выступает первый ученик, рассказывает о поэте, в это время второй – записывает на доске вопросный план (объем сообщения и плана зависит от уровня подготовленности класса).
2. Блиц – опрос учащихся по пунктам плана, что запомнили, а что нет (я использую принцип игры «Снежный ком» или «Змейка», возможны индивидуальные кроссворды).
3. Выразительное чтение стихотворения К. Симонова «Ты помнишь, Алёша,...».
Читает учитель, затем еще раз 1 ученик.
4. Беседа по прочитанному тексту с опорой на план анализа.
У: Какой период войны описан в данном стих – ии?
Д: Начало войны – самый сложный и тяжелый период войны.
У: Какую проблему открывает нам автор?
Д: Как тяжело оказаться на дорогах войны, как тяжело смотреть на людей, которые страдают от потери близких и это еще тяжелее, чем воевать, как тяжело терять товарищей и осознавать, что по родной русской земле шагает беспощадный враг.
У: К чему призывает нас автор?
Д: Стойко переносить трудности войны, верить в победу, защищать Родину, близких, родных от врага.
У: Какие чувства вызывает стихотворение?
Дети, ориентируясь на слайд 3, формулируют свои мысли:
Тревогу
Сострадание
Радость
Страх
Восхищение Я чувствую
Горе
Боль
Тяжесть испытаний
Сочувствие
5. Работа по маркировке текста (в группах).
У: Выделите ключевые слова, которые помогают нам воссоздать картину: что поэт увидел на дорогах войны.
Желтым маркером дети отмечают: «дороги Смоленщины, усталые женщины, изба под Борисовом, плачущие старики, пожарища и т.д.».
У: Какие лексические особенности встречаются в тексте?
Д: Устаревшие слова.
Зеленым маркером дети выделяют слова: «тракт, погост, околица, покуда, кринки и т. п.»
Слайд 4 : Словарь
У: Какие средства выразительности помогают создать сжатые, но ёмкие картины войны?
Учащиеся маркируют оранжевым маркером средства выразительности и комментируют их. Каждая группа получает свое задание: 1- эпитеты, 2 – сравнения, 3 – метафоры, 4 – олицетворения.
Слайд 5 : Иллюстрация по тексту.
III.Выход из учебной ситуации.
У: Какое значение имеют для нас подобные произведения?
Д: С помощью таких произведений мы можем заглянуть в неизвестные для нас страницы истории нашего Отечества.
У: Безусловно, художественные произведения – это своеобразный учебник истории, который ярко и правдиво откроет нам многие тайны истории нашей Родины.
!!! Теперь запишите дом. задание :подготовьте наизусть чтение стихотворения о войне.