Submitted by Елена Леонидовна Серова on Tue, 13/04/2010 - 09:23
Пояснительная записка.
Цель методической разработки – выработать у учащихся мировоззренческих предпосылок для понимания как своей, так и иных культур, осознание себя субъектом культурного творчества.
Главная культурологическая задача сценария:
- приобщение учащихся к истокам самобытной национальной культуры малочисленных народов Таймыра, к их духовным ценностям;
Основные цели и задачи данного сценария:
- использование материала национально-региональной тематики в учебно-воспитательном процессе;
- формирование нравственного поведения учащихся по отношению к северной природе, ее растительному и животному миру;
- воспитание уважительного отношения к культуре и быту коренных жителей Таймыра, формирование навыков толерантного поведения учащихся;
- овладение знаниями о своеобразии фольклора малочисленных народов Севера:
- пробуждение интереса к родному (долганскому, нганасанскому) языку и желания знать и изучать его;
- воспитание и привитие любви к своему краю, к своему народу, к культуре своего народа, к его прошлому и настоящему, его труду, любви к России.
В основу содержания сценария положен национально-региональный компонент. Учащиеся знакомятся со своей малой родиной Таймыром, ее природой, культурой, бытом, занятиями коренных жителей, проживающих на Таймыре: долган, нганасан, ненцев, энцев, эвенков. Внедрение национально-регионального компонента несет огромный воспитательный потенциал, способствует привитию детям человеческих ценностей: любовь к своей малой родине, отечеству, уважение к человеку любой национальности. Содержание сценария отражает быт, культуру, обычаи, традиции и жизнь малочисленных народов Таймыра. Содержание подразделяется на следующие типы: рассказы, сказки, загадки, песни, стихи. Иллюстративный, дидактический материалы сценария (визуальный компонент) отражают природу, быт людей, животных, обитающих на Таймыре, т.е. окружающую ребенка действительность. Такое содержание обеспечивает овладение этно-культурным компонентом.
Содержание сценария носит развивающий и воспитывающий характер. Оно расширяет имеющиеся у учащихся представления о жанрах фольклора народов Севера, раскрывает уникальность устного творчества северных народов, отражающего особенности их жизни, быта, основных видов деятельности: рыболовства, охоты, оленеводства.
В нашей школе праздничный вечер проводится в заключение традиционной Недели родного края. Неделя проходит ежегодно, в начале декабря, посвященная Дню рождения Таймыра (10 декабря). Ее участники – учащиеся с 1 по 11 классы, воспитанники детского сада. Неделя богата различными культурно-спортивными мероприятиями: беседы, экскурсии, выставки, соревнования по национальным видам спорта и многое другое. Подготовка Недели длится в течение ноября-месяца. Учащиеся вместе с классными руководителями готовят концертные номера: учат стихи таймырских поэтов, разучивают северные песни, ищут игры народов Севера, репетируют сценки северных сказок, изготавливают реквизиты, рисуют, занимаются сбором фотографий, готовят творческие работы-презентации, украшают зал.Все эти занятия расширяют кругозор учащихся, предусматривают активное включение учеников в творческую работу с последовательным усилением их самостоятельности, вызывают неподдельный интерес к истории и языку своего народа.
Тематическое планирование сценария строю таким образом, чтобы средствами национального колорита познакомить детей с культурой малочисленных народов Таймыра, сформировать интерес и уважение к истории родного края, своего родного села и создать благоприятные условия для межэтнического общения.
Через каждый блок сценария красной нитью проходит региональный компонент, так как этот материал способен внести живую струю в процесс просмотра. У детей повышается интерес к изучению родного края. А чтобы вызвать интерес к изучению края и закрепить его даже для талантливого учителя – труд не одного дня. Те задачи, которые я ставлю перед собой, решаются во время освоения детьми различных видов деятельности во внеурочное время. Готовясь к составлению сценария, я всегда обдумываю выбор дополнительного материала, выбор национально – регионального компонента. Чтобы после таких мероприятий ученики принимали мир во всём разнообразии, и берегли обычаи, традиции своего народа, горели всем сердцем за свою школу, село, район, край. Благодаря этому у них впервые, может быть, возникает чувство гордости, сопричастности к тому, чем живут взрослые, которые окружают в реальном мире. И кто знает, может это уже начало любви, любви к малой родине.
У любого села, любой самой маленькой деревушки есть своя интересная история, но бывает так, что богатство родного края не описано в литературе, имена многих замечательных людей ещё не стали достоянием населения. Вот здесь и проявляется прекрасная возможность для учителя, творчески использовать желания детей всё это узнать, сохранить, донести до потомков. Если учитель сам неравнодушен к истории своего села, района, если он творческий, то всегда найдёт путь к её изучению и сохранению. Я думаю, что учитель, прежде всего, должен быть творцом. Творческий учитель умеет превратить внеурочную рутину в праздник. Для него занятия не тяжкое бремя, а радость и удовольствие.
Исходя из своего опыта работы, я поняла, что привить любовь и уважение к истории и языку своего народа можно не только на уроках, но и в процессе внеурочной работы. Главное заинтересовать ребёнка, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда результат будет закономерен. Хорошо организованная внеурочная работа открывает большой простор для пробуждения у учащихся интереса к национальной культуре, воспитывает у них чувство Родины, патриотизма, нравственности, гордость за духовные богатства Таймыра, любознательность, помогает повышать речевую культуру школьников.
Праздничный вечер «Поклон родной земле – поклон родному краю» показал, что ученики талантливы, артистичны и любят свою землю, свой народ. На концерте звучали стихотворения, северные песни, были показаны зажигательные танцы. Дети порадовали зрителей своим искусством, озарили своим вдохновением, внесли радость. Особой популярностью пользовались танцы на северную тематику. Самые маленькие из детского сада танцевали под корякские ритмы, младшие ученики – танец «Веселые охотники», девочки – «Северные напевы». Особо покорила зрителей танцевальная группа «Мули». Следует отметить, что костюмы у ребят были красочные и красивые. Они были изготовлены как родителями, так и работниками детского сада. А какими интересными были сказки, показанные ребятами! В них мудрость северных народов. Не забывают дети и об играх народов Севера. Почти все игры были связаны с занятиями родителей. В каждом концертном номере – своя прелесть. Атмосфера праздника была дружелюбной. Концерт зрителям понравился. И как сказали гости школы, впечатление «потрясающе правдивого праздника».
Результативность проделанной работы велика. В подготовке к заключительному концерту участвовали все. Праздник получился также, благодаря современной обработке, музыкальному и художественному оформлению номеров, красочным костюмам исполнителей и слайдам по мультимедийному проектору. Творческий потенциал учащихся был раскрыт.
Проведенные мероприятия оказали огромное влияние на учащихся. После праздника детям захотелось еще выступать. Многие старшеклассники изъявили желание подготовить свои презентации по родному краю или по своей родословной. Все поняли, что малая родина – Таймыр, действительно необыкновенна и величава!
Организаторам Недели удалось вести совместную работу, увлекая тем самым воспитанников. Правильно организовали творческую деятельность в подготовке, использовали общие интересы.
Поставленные задачи и цели были выполнены из-за хорошей организационной подготовки к празднику. Успех его зависел и от настроения учащихся, их подготовки. С целью развития повышения интереса и любви к родному краю учителя применили современный интерактивный курс с использованием мультимедиа-средств обучения. Учителя работают со своими воспитанниками, формируют у них чувство национального достоинства, уважения к глубокой старине и любви к родному краю.