Индивидуальный образовательный маршрут - освоение слушателем КПК образовательной программы, с опорой на его образовательный опыт, возможности, с ориентацией на решение его образовательных проблем.
Следовательно, прежде чем проектировать и реализовывать индивидуальный образовательный маршрут учащегося, необходимо выяснить его опыт, возможности, проблемы.
Этот вопрос - риторический, поскольку нет никаких ограничений и запретов на проектирование индивидуального образовательного маршрута или траектории, нужно только желание педагога этим заниматься.
На мой взгляд, важно разобраться в том, что и кто всё-таки проектирует. Если мы хотим организовать самостоятельную работу обучающегося, - это один залог (написал об этом выше, на предыдушем шаге семинара). Здесь проектирование - лишь попытка "вдохнуть" жизнь в схему производства, сделать ребёнка или взрослого нашим адептом, узнать всё то, что будет полезно нам в дальнейшей манипуляции... Сыграем на его интересе, покажем краешек чего-то соблазнительного... И вот уже по нужному нам руслу "послушно в путь потёк и возвратился с...". Если же изобретать способ или сценарий последующих действий мы доверяем самому обучающемуся, то проектировать мы будем не его желания, грядущие результаты, мотивы и т.п.... оставим это бессмысленное занятие! Жить и действовать-то после обучения не нам, а ему! Проектировать мы вынуждены будем (как это ни забавно звучит) способы и средства, которые позволят проектировать самому обучающему. Т.е. наша зона ответственности окажется в организации рефлексии, проблематизации и т.д. Мне очень нравится "провоцирование" как инструмент, призванный выбить из-под ног обучающегося такой уютный и спасительный стул, на котором можно спастись и за который так легко держаться (зона опыта... известного, привычного и т.п.). Наша награда - обучающийся вошел в неизведанное. Начал пробовать там, где нет рационального способа решения, где есть потенциалы инсайта, где точно появится "страх, трепет"... и удовлетворение, где будут разорачиваться личные комплексы и обрастать нюансами смыслы...
При составлении индивидуального образовательного маршрута (для дальнейшей успешной социализации ребенка и вообще) важно учитывать гендерные различия детей. Интересен опыт коллег. Предлагаю познакомиться и обсудить.
Каждому в этой жизни отведена своя роль: пусть девочки будут женственными, а мальчики - настоящими мужчинами: смелыми, умелыми....
Индивидуальный образовательный маршрут можно с успехом спроектировать и реализовать при вовлечении детей в исследовательскую деятельность. Этой работой можно заниматься с ребенком, начиная с дошкольного возраста и заканчивая в вузе. Было бы, как уже сказано выше, желание. Исследовательская деятельность предусматривает и неизведанное, и учет индивидуальности, и новые технологии.
Проектирование и реализация ИОМ очень важны при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Учитывая специфику дефекта, возможности, потенциал такого ребенка, просто, жизненно необходимо, включаться в данный вид деятельности. Особое внимание заслуживает опыт ГОУ ЯО НПО № 26, где обучаются слабослышащие и позднооглохшие дети, а так же воспитанники со сложными дефектами опорно-двигательного аппарата (ДЦП) в обычных группах по ИОМ, разработанными педагогическими кадрами и специалистами с учетом особенностей каждого ребенка (краеведение, профессиональные дисциплины). В ГОУ ЯО НПО № 14 для социально-трудовой адаптации детей восьмого вида проектируются, реализуются не только образовательные маршруты, но и психолого-педагогическое сопровождение на всех этапах пребывания ребенка в данном образовательном пространстве. При работе над ИОМ не достаточно одного желания педагога, важны условия и комплексная помощь не только со стороны родителей (законных представителей), но и социальных партнеров. Главное, принять и помочь таким детям.....ОНИ ДЕТИ! А ДЕТЕЙ НАДО ЛЮБИТЬ ИСКРЕННЕ! А КОГДА ОНИ ЧУВСВУЮТ ЛЮБОВЬ И ПОДДЕРЖКУ, НЕДУГ ОСЛАБЕВАЕТ СВОИ ПОЗИЦИИ!
В каких случаях, при каких условиях возможно проектировать и реализовывать индивидуальный образовательный маршрут учащегося?