Официальный сайт ruskorinfo 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Комплексный анализ текста

Данные об авторе
Автор(ы): 
Дьяконова Людмила Геннадьевна
Место работы, должность: 

МОУ "Гатчинская СОШ №1", учитель русского языка и литературы

Регион: 
Ленинградская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

обучающая - закрепить представление учащихся об отличительных особенностях художественного стиля речи; развивающая – развивать языковое чутьё и орфографическую зоркость; воспитательная – прививать интерес и любовь к родному языку.

Тип урока: 
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Учеников в классе: 
27
Используемое оборудование: 

ПК, карточки с распечатанным текстом, портрет писателя

Краткое описание: 
<p> I.Орфоэпическая работа. 2.Речеведческая работа с текстом. 3.Орфографическая работа. 4.Морфемная и словообразовательная работа.</p>

Тема урока: Комплексный анализ текста

( 5 класс )

Цели:

обучающая - закрепить представление учащихся об отличительных особенностях художественного стиля речи;

развивающая – развивать языковое чутьё и орфографическую зоркость;

воспитательная – прививать интерес и любовь к родному языку.

Ход урока.

I.Орфоэпическая работа.

Хвоя, сосенки.

2.Работа с текстом.

Очень хорош и красив чистый сосновый бор. Идёшь, и, точно огромные свечи, возвышаются над головой стволы старых деревьев, чуть не касаются неба своими верш_нами. Седым мягким мхом пор_сли невысокие кочки. З_ленеют блестящие листья брусники. Через высокие вершины деревьев пробиваются лучи со_нца. Светлые з_лотистые зайчики загораются на стволах.           

Тихо в соснов_м лесу. Пахнет см_лой и з_млёй. Сказочными великанами ст_ят старые сосны среди м_лодого подр_стающего леса. Одна к другой тесно жмутся п_крытые  зелёной хвоей  м_лодые сосенки. Ранней весной здесь р_стут сморчки, а летом кр_суются ж_лтые рыжики.   

На болотистых местах распол_гается ни_кая болотная осина. Идёшь по с_сновому болоту, и  нет конца  мягким моховым кочкам с дозревающей клюквой.

                                                           (По И. С. Соколову-Микитову)

 

- Прочтите текст.

- Напомните, почему мы говорим, что перед нами именно текст, а не просто предложения.

- Как бы вы его озаглавили?

- Чей заголовок вам показался наиболее удачным ? Почему?

- Тема или основная мысль отражена в заглавии?

- Как вы знаете, смысловая цельность текста находит выражение в его строении. Какова роль первого предложения в данном тексте?

            Действительно, это предложение задаёт тон всему тексту, передаёт настроение автора.

- Как вы думаете, какое?

-А понимаем мы это благодаря использованию писателем оценочных слов. Назовите их.

Но передать настроение автора помогают и образные языковые средства, которые он использует.

            Обратимся к первому абзацу.

- Какое выразительное языковое средство использует Соколов-Микитов, называя бор ЧИСТЫМ, то есть светлым, здоровым, в котором нет засохших кустов и деревьев?

- Приведите примеры эпитетов из первого абзаца.

- А какая метафора используется в этом абзаце?

- Есть ли в первом абзаце пример олицетворения? Приведите примеры олицетворений из второго абзаца.

- Какое ещё одно средство выразительности использует Соколов-Микитов для описания старых деревьев? (сравнение: стволы сосен возвышаются, точно огромные свечи.)

- Для чего это сравнение использует писатель?

- Какое сравнение использует автор во втором абзаце, чтобы усилить впечатление об удивительных соснах? (он называет их сказочными великанами)

            Под присмотром сказочных великанов поднимаются молоденькие сосенки. И им радуется писатель, и это его чувство передаёт слово СОСЕНКИ.

- Как образовано это слово?

            Вот как всё тщательно продумано у писателя: и лексика, и средства языковой выразительности. А нам остаётся только учиться этому.

 

 

3. Орфографическая работа

-  Вставьте пропущенные буквы, графически объясните написание.

- Какие орфограммы вспомнили на уроке? Назовите их.

4.Морфемная и словообразовательная работа

- Найдите однокоренные слова в предложениях второго абзаца.

- Найдите формы одного и того же слова.

- В последнем абзаце найдите слово, которое в своём составе имеет две приставки, корень, суффикс, окончание и постфикс.

- Выполните морфемный и словообразовательный разбор слов:

                        СКАЗОЧНЫМИ, ЗОЛОТИСТЫЕ

 

Итог урока:

 «Нужно учиться не писать, а видеть. Писать - это уже следствие», -замечал Сент-Экзюпери.

Сегодня мы учились у писателя И.С.Соколова-Микитова замечать удивительное в природе, наблюдали, как удаётся ему словами нарисовать незабываемую картину соснового бора.

Дома вы попытаетесь создать свою миниатюру на тему «Весна пришла»(7-10 предложений).

 


»  Размещено в сообществах:   

На: Комплексный анализ текста


Ответы на комплексный анализ текста

5 класс

6 класс: 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28

7 класс

8 класс: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 ,10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25

9 класс: 1, 2, 3, 4.



Сообщество учителей Гатчинского муниципального района

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн