обучающая - закрепить представление учащихся об отличительных особенностях художественного стиля речи;
развивающая – развивать языковое чутьё и орфографическую зоркость;
воспитательная – прививать интерес и любовь к родному языку.
Ход урока.
I.Орфоэпическая работа.
Хвоя, сосенки.
2.Работа с текстом.
Очень хорош и красив чистый сосновый бор. Идёшь, и, точно огромные свечи, возвышаются над головой стволы старых деревьев, чуть не касаются неба своими верш_нами. Седым мягким мхом пор_сли невысокие кочки. З_ленеют блестящие листья брусники. Через высокие вершины деревьев пробиваются лучи со_нца. Светлые з_лотистые зайчики загораются на стволах.
Тихо в соснов_м лесу. Пахнет см_лой и з_млёй. Сказочными великанами ст_ят старые сосны среди м_лодого подр_стающего леса. Одна к другой тесно жмутся п_крытые зелёной хвоей м_лодые сосенки. Ранней весной здесь р_стут сморчки, а летом кр_суются ж_лтые рыжики.
На болотистых местах распол_гается ни_кая болотная осина. Идёшь по с_сновому болоту, и нет конца мягким моховым кочкам с дозревающей клюквой.
(По И. С. Соколову-Микитову)
- Прочтите текст.
- Напомните, почему мы говорим, что перед нами именно текст, а не просто предложения.
- Как бы вы его озаглавили?
- Чей заголовок вам показался наиболее удачным ? Почему?
- Тема или основная мысль отражена в заглавии?
- Как вы знаете, смысловая цельность текста находит выражение в его строении. Какова роль первого предложения в данном тексте?
Действительно, это предложение задаёт тон всему тексту, передаёт настроение автора.
- Как вы думаете, какое?
-А понимаем мы это благодаря использованию писателем оценочных слов. Назовите их.
Но передать настроение автора помогают и образные языковые средства, которые он использует.
Обратимся к первому абзацу.
- Какое выразительное языковое средство использует Соколов-Микитов, называя бор ЧИСТЫМ, то есть светлым, здоровым, в котором нет засохших кустов и деревьев?
- Приведите примеры эпитетов из первого абзаца.
- А какая метафора используется в этом абзаце?
- Есть ли в первом абзаце пример олицетворения? Приведите примеры олицетворений из второго абзаца.
- Какое ещё одно средство выразительности использует Соколов-Микитов для описания старых деревьев? (сравнение: стволы сосен возвышаются, точно огромные свечи.)
- Для чего это сравнение использует писатель?
- Какое сравнение использует автор во втором абзаце, чтобы усилить впечатление об удивительных соснах? (он называет их сказочными великанами)
Под присмотром сказочных великанов поднимаются молоденькие сосенки. И им радуется писатель, и это его чувство передаёт слово СОСЕНКИ.
- Как образовано это слово?
Вот как всё тщательно продумано у писателя: и лексика, и средства языковой выразительности. А нам остаётся только учиться этому.
- Какие орфограммы вспомнили на уроке? Назовите их.
4.Морфемная и словообразовательная работа
- Найдите однокоренные слова в предложениях второго абзаца.
- Найдите формы одного и того же слова.
- В последнем абзаце найдите слово, которое в своём составе имеет две приставки, корень, суффикс, окончание и постфикс.
- Выполните морфемный и словообразовательный разбор слов:
СКАЗОЧНЫМИ, ЗОЛОТИСТЫЕ
Итог урока:
«Нужно учиться не писать, а видеть. Писать - это уже следствие», -замечал Сент-Экзюпери.
Сегодня мы учились у писателя И.С.Соколова-Микитова замечать удивительное в природе, наблюдали, как удаётся ему словами нарисовать незабываемую картину соснового бора.
Дома вы попытаетесь создать свою миниатюру на тему «Весна пришла»(7-10 предложений).
На: Комплексный анализ текста
Ответы на комплексный анализ текста
5 класс
6 класс: 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28
7 класс
8 класс: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 ,10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25
9 класс: 1, 2, 3, 4.