Вашему вниманию предоставляется материал об инновациях.
Ниже будут рассмотрены инновационные методы, инновационные модели обучения, инновационный подход.
Инновация—это внедренное новшество, обладающее высокой эффективностью.Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации в виде новых или отличных от предшествующих объектов. Они характеризуются введением на рынок совершенно новых (усовершенствованных) продуктов (услуг) интеллектуальной деятельности человека, обладающих более высоким научно-техническим потенциалом, новыми потребительскими качествами, которые со временем в свою очередь становятся объектом для совершенствования.
Инновационные методы-методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий в образовании. Они направлены на повышение качества подготовки путём развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного и проективного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, предусматривающие актуализацию творческого потенциала и самостоятельности студентов). Инновационные методы могут реализовываться как в традиционной, так и в дистанционной технологии обучения.
Метод портфолио (Performance Portfolio or Portfolic Assessment)- современная образовательная технология в основе которой используется метод аутентичного оценивания результатов образовательной и профессиональной деятельности.
Данный метод чаще всего соотносят со сферой образования, хотя в широком смысле этого понятия он применим для любой практико-результативной деятельности.
В переводе с итальянского «портфолио» - портфель. Метод портфолио возник на Западе из проблемного обучения. В основе этого метода - технология сбора и анализа информации о процессе обучения и результатах учебной деятельности. Портфолио - систематический и специально организованный сбор доказательств, который служит способом системной рефлексии на собственную деятельность и представления её результатов в одной или более областях для текущей оценки компетентностей или конкурентоспособного выхода на рынок труда.
По видам практико-результативной деятельности в вузе различают портфолио образовательное и портфолио профессиональное.
Метод проблемного изложения— метод, при котором педагог, используя самые различные источники и средства, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Студенты как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска .
Метод проектов- система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий -проектов .
Проблемно-поисковые методы обучения(усвоение знаний, выработка умений и навыков) осуществляются в процессе частично поисковой или исследовательской деятельности обучаемых; реализуется через словесные, наглядные и практические методы обучения, интерпретированные в ключе постановки и разрешения проблемной ситуации.
Научно-исследовательская работа студентов, встроенная в учебный процесс- такие работы выполняются в соответствии с учебными планами и программами учебных дисциплин в обязательном порядке; к данному виду научно-исследовательской деятельности студентов относится самостоятельное выполнение аудиторных и домашних заданий с элементами научных исследований под методическим руководством преподавателя (подготовка эссе, рефератор, аналитических работ, переводы статей и т.п.; подготовка отчётов по учебным и производственным практикам, выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ); результаты всех видов научно-исследовательской деятельности студентов, встроенной в учебный процесс, подлежат контролю и оценке со стороны преподавателя.
Проблемное обучение— 1) технология, направленная в первую очередь на «возбуждение интереса». Обучение заключается в создании проблемных ситуаций, в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и преподавателя при оптимальной самостоятельности студентов и под общим направляющим руководством преподавателя; 2) активное развивающее обучение, основанное на организации поисковой деятельности обучаемых, на выявлении и разрешении ими реальных жизненных или учебных противоречий. Фундаментом проблемного обучения является выдвижение и обоснование проблемы (сложной познавательной задачи, представляющей теоретический или практический интерес). Возможны три уровня проблемности в учебном процессе: проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский уровни.
Практико-ориентированные проекты- особенность данного типа проектов состоит в предварительной постановке чёткого, значимого для студента, имеющего практическое значение результата, выраженного в материальной форме: подготовка журнала, газеты, хрестоматии, видеофильма, компьютерной программы, мультимедиа продуктов и т.д. Разработка и проведение данного типа проектов требует детальности в проработке структуры, в определении функций участников, промежуточных и конечных результатов. Для данного типа проектов характерен жёсткий контроль со стороны координатора и автора проекта;
Творческие проекты- их особенность заключается в том, что они не имеют заранее определённой и детально проработанной структуры. В творческом проекте преподаватель (координатор) определяет лишь общие параметры и указывает оптимальные пути решения задач. Необходимым условием творческих проектов является чёткая постановка планируемого результата, значимого для студентов. Специфика такого проекта предполагает интенсивную работу студентов с первоисточниками, с документами и материалами, зачастую противоречивыми, не содержащими готовых ответов. Творческие проекты стимулируют максимальную активизацию познавательной активности обучаемых, способствуют эффективной выработке навыков и умений работы с документами и материалами, умений анализировать их, делать выводы и обобщения .
Лекция-визуализация— при чтении лекции-визуализации соблюдается принцип наглядности; лекция представляет из себястную информацию, преобразованную в визуальную форму. Видеоряд, будучи воспринятым и осознанным, может служить опорой адекватных мыслей и практических действий. Видеоряд должен не только иллюстрировать устную информацию, но и сам быть носителем содержательной информации. При подготовке к лекции содержание должно быть перекодировано в визуальную форму. Наглядность может быть выражена в разных формах: натуральные материалы, изобразительные (слайды, рисунки, фото), символические (схемы, таблицы). Важно соблюдать: визуальную логику и ритм подачи материала, дозировку, стиль общения.
Эвристический метод (частично поисковый) заключается в организации активного поиска решений, выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач. Такой метод, одна из разновидностей которого - эвристическая беседа, проверенный способ активизации мышления, возбуждения интереса к познанию на семинарах и коллоквиумах.
Считаете ли Вы, что инновационные методы в организации Вашей учебно-воспитательной деятельности являются доминирующими?
Какие проблемы испытывают учителя начальной школы?
Какие из инновационных методов приведённых выше, в педагогической дечтельности, Вы реализуете чаще всего?
Большинство своих уроков в начальной школе строю на основе проблемно-диалогической технологии, применение которой способствует развитию у учащихся стремление к самостоятельному открытию новых знаний, развитию творческих способностей, формированию коммуникативных умений, необходимых каждому ребенку для того,чтобы он мог успешно проявить себя в современной действительности.
Применение информационных технологий способствует созданию полной, достоверной картины по какой-либо изучаемой теме; созданию проблемных ситуаций; ; организации самоконтроля и коррекции результатов собственной деятельности учащимися; обеспечению оптимального объёма передачи и усвоения научной информации. Считаю, что ЦОРы, которые педагог подбирает к уроку не должны дополнять или илюстрировать содержание учебного материала, а обязательно должны способствовать созданию условий для организации различных видов творческой деятельности учащихся.
На мой взгляд, целесообразно уже в начальной школе приобщать детей к исследовательской деятельности, учитывая при этом их возрастные особенности. Исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности учеников, дает возможность применить им свои знания и умения, самораскрыться и, самое главное, показать публично результат своей самостоятельной деятельности. Процесс обучения началам исследовательской деятельности представляет собой поэтапное целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника: мыслительных умений и навыков, умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации, умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи. Имею опыт разработки уроков -исследований в начальной школе по окружающему миру и др. предметам.
Уважаемая коллега, Спасибо за комментарий. Мне очень важно было сравнить работу педагога в ССУЗе и общеобразовательной школе. Очень важно, что педагог большое внимание уделяет инновациям в педагогическом процессе. Желаю творческих успехов.