Submitted by Ирина Степановна Федорчук on Fri, 09/04/2010 - 13:05
Коспект урока «Холодная война вчера и сегодня».
Цели:
·повторитьосновные понятия и причинно-следственные связи возникновения «холодной войны» и развития международных отношений в послевоенный период; исследовать проблемы «холодной войны» на современном этапе.
·Развивать мыслительные навыки: формулировать понятия, выделять существенные признаки, анализировать исторические события, аргументированно доказывать свою точку зрения; применять полученные раннее знания для решения новых проблем.
·Развивать умения: систематизировать исторический материал (схема, таблица, график); устанавливать причинно-следственные связи;
·Отрабатывать навыкиработы с различными источниками информации, грамотной устной речи, решение проблемных заданий.
·Формироватьлогичность и критичность мышления, развитие навыков коллективной деятельности (ответственности), способность высказывать и отстаивать свою точку зрения (самостоятельность).
Тип урока:поисково-исследовательский с применением ИКТ.
Форма организации деятельности:работа в группах.
Работа в группах – сотрудничество и взаимодействие; умение работать в команде необходимо в современных условиях.
Правила для работы в группе:
·Критикуй идеи, но не человека.
·Поощряй участие каждого в обсуждении.
·Выслушай мнение каждого, даже если ты не согласен с ним.
·Стремись понять точку зрения других.
·Сначала объяви все вопросы, потом их разбирай.
·Ищи рациональное в высказываниях других.
Основные понятия:холодная война, экспансия, конфронтация.
Оборудование урока:презентация «Холодная война вчера и сегодня» (приложение 9); раздаточный материал с дополнительными фактами по теме урока; карточки с заданиями для учащихся.
Ход урока.
1.Этап актуализации знаний учащихся.
Беседа с учащимися
·Сформулируйте цели урока исходя из темы (слайд 2)
·Какие уроки вынесло человечество из второй мировой войны?
·Удалось ли сохранить мирные отношения?
·Что же такое «холодная война»? Назовите признаки (слайд 3)
·Назовите причины, истоки и последствия «холодной войны» (слайд 4-5)
Выслушиваются ответы учащихся.
2.Этап постановки проблем и выдвижения гипотез.
Учитель подводит итоги выступлениям ребят и предлагает им выдвинуть гипотезы по новым проблемам, связанным с «холодной войной» (презентация «Холодная война вчера и сегодня»):
1.«Является ли У.Черчилль изобретателем «холодной войны»?; (слайды 6-7)
2.«Холодная война» - третья мировая война?»; (слайды 8-9)
3.«Почему «холодная война не переросла в «горячую»? Что является сдерживающим фактором?»; (слайд 10)
4.«Закончилась ли «холодная война» сегодня? Прогнозы на будущее» (слайд 11)
Выслушиваются гипотезы ребят по проблемам.
3.Этап доказательства гипотез.
Класс делится на четыре группы по числу обозначенных проблем. Каждая группа получает задание подобрать факты по доказательству или опровержению гипотез по выбранной проблеме. На выполнение задания дается 15 минут. Учитель на данном этапе выступает в роли консультанта.
Карточка №1 – задание первой группе.
Заданиедля решения проблемы «Является ли У.Черчилль изобретателем «холодной войны».
1.Приведите примеры из истории, свидетельствующие о противостоянии стран Запада и России в периодXVIII-XXвеков.
2.Докажите или опровергните вывод о том, что «холодная война» в отношениях Россия-Запад началась задолго до речи У.Черчилля 5 марта 1946 г.
3.Используйте дополнительную информацию (приложение1).
4.Подготовьте выступление на 3 минуты от группы.
Карточка №2 – задание второй группе.
Заданиедля решения проблемы «Холодная война» - третья мировая война?»
1.Внимательно изучите фактический материал по масштабам и итогам мировых войн и «холодной войны» и карту «Раскол мира на военные блоки» (приложения 2,3,4).
2.Впишите данные в сравнительную таблицу «Масштабы Первой, Второй мировых войн и «холодной войны» (приложение 3).
3.Сравните цифры и сделайте вывод по проблеме.
4.Подготовьте выступление на 3 минуты от группы.
Карточка №3–задание третьей группе.
Заданиедля решения проблемы «Почему «холодная война не переросла в «горячую»? Что является сдерживающим фактором?».
1.Проанализируйте данные факты (приложение 5,6).
2.Выявите закономерность и изобразите графически основные периоды «холодной войны».
3.Сделайте вывод по проблеме.
4.Подготовьте выступление на 3 минуты от группы.
Карточка №4 – задание четвертой группе.
Заданиедля решения проблемы «Закончилась ли «холодная война» сегодня?»
1.Прочитайте аналитическую информацию (приложение 7).
2.Сделайте выводы об окончании или продолжении «холодной войны» сегодня.
3.Прочитайте информацию (приложение 8) и попробуйте спрогнозировать отношения между Западом и Россией на ближайшую перспективу.
4.Подготовьте выступление на 3 минуты от группы.
4.Этап проверки решения проблем.
От каждой группы выступает учащийся с выводами, к которым пришла группа в ходе обсуждения, приводят факты, доказательства, подтверждающие их точку зрения.
5.Этап подведения итогов урока.
Учащиеся в ходе обсуждения должны подойти к тому, что главная задача всего человечества сохранить жизнь на Земле, не допустить ядерной войны.
Осуществляется оценка и самооценка учащимися своей работы. Рефлексия: заполнить анкету с выбором ответа.
1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был
активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен; полезен / бесполезен
интересен / скучен; легким / трудным
интересно / не интересно