Миссия учителя-новатора…
Удивительно само словосочетание «педагог-новатор». Думается, что учитель, который не стремится к большему, не учится сам всю свою жизнь, не совершенствуется, не тянет за собой к высотам других – не только школьников, но и взрослых – вряд ли может претендовать на звание «учитель». К сожалению, такие люди есть. Кто-то пришел в школу после окончания института, в который поступил по причине низкого проходного балла, а потом не нашел в себе сил что-то менять. Кто-то приходит в школу провести некоторое время, а потом найти подходящее поле деятельности. Но есть и педагоги, нет, Учителя. И у них не все могло быть просто: кто-то горел мечтой стать учителем, кто-то пришел в школу случайно, но понял, что это – его жизнь. Разные люди работают в школе.
Три слова используются для обозначения нашей профессии: педагог, учитель, преподаватель.
Однажды, еще на 3 курсе в институте услышала от своего наставника: «А ты знаешь, что означает слово «педагог»?». Я, недолго думая, ответила: «Ну, наверно, это учитель». И тогда он сказал: «Ничего подобного. Это богатые римляне выбирали раба для того, чтобы он следил за ребенком – встать, умыться, погулять с ним, покормить, поиграть и т.д. Это даже не гувернер. Это слуга. «Педагог» - водитель детей». С той поры я не воспринимаю слово «педагог». Это кто же мог додуматься учителя обозвать педагогом!
В моем дипломе указана специальность «преподаватель …». С моей точки зрения преподаватель – это тот, кто просто преподносит информацию по программе школы. И все. Возьмете ли вы эту информацию или пропустите мимо ушей – это ваши проблемы.
А вот учитель – какое же это удивительное понятие: учить, воспитывать, развивать. Причем не только детей. Думаю, учитель, настоящий учитель – всегда по сути своей новатор. Невозможно учить чему-то кого-то и оставаться на одном уровне. Развивается наука, техника, сама жизнь эволюционирует.
«Методы обучения всегда соотносятся с целями и задачами, которые ставит перед школой общество. В разные периоды своего исторического развития школа имела разные цели обучения, всегда основывающиеся на потребностях своего времени» - читаю в статье «Новые подходы в методике преподавания физики» Мошейко Л.П. В настоящее время поколение школьников резко отличается от прошлых поколений. Нет, они не стали хуже или лучше, они – другие. Другое общество, другие ценностные установки современного общества, и дети соответствуют им. Если 10-20 лет назад школа стремилась просто вложить некий общий уровень информации в головы и умы учеников, то теперь дети выбирают, что им требуется, а что нет. И это, наверно, хорошо. Но для учителя теперь ставится цель не научить чему-то конкретному, а научить учиться. Это – великая цель. И поэтому новатор ищет методы, способы и приемы добиться поставленной цели, а для этого ему требуется использовать разные технологии для решения задачи. Но не только. Ведь это стратегия. А тактическими инструментами является новое оборудование, которым все больше оснащаются школы. Время сейчас такое, когда дети порой больше разбираются в технике, чем взрослые. Поэтому учителю и приходится всю жизнь учиться, осваивая новое – оборудование, технологии, соответствуя уровню школы, образования, ученикам. И если чуточку отстаешь, то уже на гордое звание – новатор – просто не имеешь права. Тогда ты просто – преподаватель.
Пятилетняя девочка, не имея возможности бывать в библиотеке (кто же даст такому маленькому ребенку недетскую книгу!), читает все подряд, что находит дома. Это газеты, книги, журналы, в том числе и «Техника-молодежи». В восторге от прочитанного, она рассказывает маме о своих «открытиях». Мать хвалит дочь: « Какая ты умница! Я и не знала об этом!». И слышит от дочери: «Надо книжки читать, а не щи варить!»
Вот так. Учитель-новатор – это учитель, который соответствует своим лучшим ученикам. В любое время.
|