Официальный сайт oriflame100 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



ЕСЕНИН КАК НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПОЭТ

Submitted by Наталья Александровна Емельянова on Wed, 07/04/2010 - 10:50
Данные об авторе
Автор(ы): 
Емельянова Наталья Александровна
Место работы, должность: 
НОУ школа-интернат № 30 ОАО "РЖД", учитель русского языка и литературы
Регион: 
Хабаровский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 
Познакомить с особенностями творческого метода С.Есенина Способствовать развитию наблюдательности, умения анализировать, сравнивать, делать выводы. Побуждать к видению прекрасного.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемое оборудование: 

 Компьютер, мультимедийный проектор, динамики

Используемые ЦОР: 

Презентация:  "Esenin3"

Краткое описание: 
На уроке учащиеся знакомятся с особенностями творческого метода С.Есенина, убеждаются в том, насколько стихи Есенина народны, обращаются к истокам вдохновения поэта, читают его ранние стихотворения.

 Тема урока: ЕСЕНИН КАК НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПОЭТ.

Учебная цель:

Познакомить с особенностями творческого метода С.Есенина

Развивающая:

Способствовать развитию наблюдательности, умения анализировать, сравнивать, делать выводы.

Воспитательная:

Побуждать к видению прекрасного.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, динамики, Презентация


Ход урока

Звучит стих Есенина в исполнении С.Безрукова («Разбуди меня завтра рано…»)


Творчество Сергея Есенина, неповторимо яркое и глубокое, ныне прочно вошло в нашу литературу и пользуется огромным успехом у многочисленного читателя. Стихи поэта полны сердечной теплоты и искренности, страстной любви к беспредельным просторам родных полей, "неисчерпаемую печаль" которых умел он так эмоционально и так звонко передать.

(Учитель объявляет цель урока) Сегодня на уроке мы познакомимся с особенностями творческого метода С.Есенина, убедимся в том, насколько стихи Есенина народны, обратимся к истокам вдохновения поэта, прочитаем его ранние стихотворения.

Вашим домашним заданием было разделиться на группы и подготовить творческие проекты. И сегодня на уроке вы сможете продемонстрировать выполненную вами работу.

На столах лежат индивидуальные тесты по биографии и раннему творчеству С.Есенина. Прошу в течение урока внимательно слушать друг друга и дать свои варианты ответа на поставленные вопросы.


Сергей Есенин, прежде всего - певец Руси, и в его стихах, по-русски искренних и откровенных, мы ощущаем биение беспокойного  нежного сердца. В них "русский дух", в них "Русью пахнет". Они впитали в себя великие традиции национальной поэзии, традиции Пушкина, Некрасова, Блока.

Есенин – единственный среди русских великих лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел. Всё, написанное им, проникнуто «чувством родины». Как писал сам поэт: «Чувство родины – основное в моём творчестве». Заметим, не «тема», а «чувство». В стихотворении «Гой ты, Русь моя родная» рисуется образ родины-рая. (ученик читает стихотворение)

Гой ты, Русь моя родная,

Хаты — в ризах образа...

Не видать конца и края —

Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонно чахнут тополя.


Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за корогодом

На лугах веселый пляс.


Побегу по мятой стежке

На приволь зеленых лех,

Мне навстречу, как сережки,

Прозвенит девичий смех.


Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»,

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

1914



 

Более половины своей яркой, но короткой жизни он провел на родине, в рязанском крае. Здесь – глубинные корни народности и реализма поэзии Есенина. В стихотворении «Исповедь хулигана» есть строчка – «Я нежно болен вспоминаньем детства…» Чтобы лучше узнать поэта, нужно обратиться к истокам.

Творческая группа познакомит нас со своим проектом.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА

«Низкий дом с голубыми ставнями…»

Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда, -

Слишком были такими недавними

Отзвучавшие в сумрак года.


До сегодня ещё мне снится

Наше поле, луга и лес,

Принакрытые сереньким ситцем

Этих северных бедных небес.


Восхищаться уж я не умею

И пропасть не хотел бы в глуши,

Но, неверно, навеки имею

Нежность грустную русской души.



Полюбил я седых журавлей

С их курлыканьем в тощие дали,

Потому что в просторах полей

Они сытных хлебов не видали.


Только видел березь да цветь,

Да ракитник кривой и безлистый,

Да разбойные слышали свисты,

От которых легко умереть.


Как бы я хотел не любить

Всё равно не могу научиться,

И под этим дешёвеньким ситцем

Ты мила мне, родимая выть.


Потому так и днями недавними

Уж не юные веют года.

Низкий дом с голубы ставнями,

Не забыть мне тебя никогда.

 



«Выткался на озере алый свет зари…»

Выткался на озере алый свет зари.
На бору со звонами плачут глухари.

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется - на душе светло.

Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог,
Сядем в копны свежие под соседний стог.

Зацелую допьяна, изомну, как цвет,
Хмельному от радости пересуду нет.

Ты сама под ласками сбросишь шелк фаты,
Унесу я пьяную до утра в кусты.

И пускай со звонами плачут глухари.
Есть тоска веселая в алостях зари.

1910

 



«Матушка в Купальницу по лесу ходила…»

Матушка в Купальницу по лесу ходила,
Босая, с подтыками, по росе бродила.

Травы ворожбиные ноги ей кололи,
Плакала родимая в купырях от боли.

Не дознамо печени судорга схватила,
Охнула кормилица, тут и породила.

Родился я с песнями в травном одеяле,
Зори меня вешние в радугу свивали.

Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,
Сутемень колдовная счастье мне пророчит.

Только не по совести счастье наготове,
Выбираю удалью и глаза и брови.

Как снежинка белая, в просини я таю
Да к судьбе-разлучнице след свой заметаю.

 

Творческая группа познакомит со своим проектом.

Первый сборник стихов «Радуница»

Ранняя лирика Есенина носит религиозный характер, традиции идут, в большей степени, не от Библии, и не от книжной культуры Православия, а от православия народного, которое с самых древних времен причудливо переплелось с язычеством.

«Шёл Господь пытать людей в любви…»

«Я странник убогий…»

«Край любимый! Сердцу снятся…»


Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

 

По меже, на переметке,

Резеда и риза кашки.

И вызванивают в четки

Ивы - кроткие монашки.

 


Курит облаком болото,

Гарь в небесном коромысле.

С тихой тайной для кого-то

Затаил я в сердце мысли.

 

Все встречаю, все приемлю,

Рад и счастлив душу вынуть.

Я пришел на эту землю,

Чтоб скорей ее покинуть.

 

1914 

 




«Я пастух, мои палаты…»


Я пастух, мои палаты –

Межи зыбистых полей.

По горам зелёным скаты

С гарком гулких дупелей.


Вяжут кружево над лесом

В жёлтой пене облака.

В тихой дрёме под навесом

Слышу шёпот сосняка.


Светят зелено в сутёмы

Под росою тополя.

Я – пастух; мои хоромы –

В мягкой зелени поля.


Говорят со мной коровы

На кивливом языке.

Духовитые дубровы

Кличут ветками к реке.


Позабыв людское горе,

Сплю на вырубьях сучья.

Я молюсь на алы зори,

Причащаюсь у ручья.

 


Значительная часть стихов этого сборника идёт от жизни, от знания крестьянского быта. Хочется предложить вам послушать стихотворение С.Есенина «В хате». Обратите внимание на то, что здесь нет ярких красок, вычурных образов, всё очень обыденно, достоверно, может, непоэтично… И всё же чем-то оно притягивает.

« В хате» слушание

- В чём же притягательность этого стиха? (в задушевности интонации, внимательном и нежном отношении, в откровенности, доверительности, в мелодии самого стиха).

Поэзия обыденности удивляет, ведь до Есенина крестьянский быт был лишь объектом сострадания. Известный знаток русской поэзии, профессор Московского университета И.Н.Розанов вспоминал: «Ещё более произвело на меня впечатление «В хате», и особенно три последние строчки:

…От пугливой шумоты

Из углов щенки кудлатые

Заползают в хомуты.

И ночью, ложась спать, я всё восхищался этой «пугливой шумотой».

Мировосприятие Есенина складывалось под влиянием русской природы. Природа и родина для поэта не просто однокоренные сова, это неразрывные понятия.

Самое первое, как помнил сам поэт, стихотворение:

Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход.

Кленёночек маленький матке

Зелёное вымя сосёт.


- С помощью каких выразительных средств Есенин изображает природу? (метафора, пронизывающая всё; олицетворение) Что ещё обращает на себя внимание? (красота природы, любовное, интимное, бережное отношение к ней)

Это стихотворение - изумительная миниатюра, зачаток всей будущей поэзии Есенина.

Основная тема первого сборника «Радуница» - любовь к России, которая проявляется, прежде всего, в любви к родной природе.

Причем не абстрактное восхищение красотами природы, свойственное городским жителям, а теплая, живая любовь к деревне, к сельской природе.

Вся природа, как и характерно для языческого сознания, предстает одушевленной, мистически преобразованной, антропоморфной.

В пейзажах Есенина и раннего, и позднего периода выразился панпсихизм – вера во всеобщую одушевленность природы. /Его метели плачут, как цыганские скрипки, трава собирает «медь с обветренных ракит, ивы «трясут подолом» и т.д./ Природа олицетворена, одухотворена Есениным. Образ живой природы создается, например, обращениями:

“Сыпь ты, черемуха, снегом,
Пойте вы, птахи, в лесу”;


Задание для 1 группы: выделить в текстах обращения

- Исследователь А.А.Козловский пишет: «Ранние стихи Есенина полны звуков, запахов и красок…». Согласны ли вы с этим? Обоснуйте свой ответ примерами.

Задание для 2 группы: Найдите и выделите в текстах примеры звукописи.

Задание для 3 группы: Найдите примеры цветового изображения. Сделайте вывод о том, какие цвета преобладают в стихах Есенина?

Индивидуальные задания: Найдите примеры изображения запахов.

Докажите примерами, что природа показана Есениным «не созерцательно, а в движении».


Даётся время на выполнение задания. В это время звучит песня «Хулиган» В исполнении С.Безрукова.


Обращения (1)

“Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь”;

“Черная, потом пропахшая выть!
Как мне тебя не ласкать, не любить?”;

“Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных»

«О тонкая березка,
Что загляделась в пруд?»

«Ой вы, луга и дубравы, –
Я одурманен весной»

Мы так же обнаружили в предложенных нам текстах пример, когда и природа обращается к лирическому герою: «И мне в ответ березка:// О любопытный друг, //Сегодня ночью звездной// Здесь слезы лил пастух…»

Герой и природа близки, понимают друг друга и поэтому даже могут вступать в диалог. Найденные нами примеры обращений подтверждаю, что природа-родина Есенина живая

- Литературовед И.Эвентов замечает: «Природа в стихах Есенина – звенящая, шумная…». Ребята, согласны ли вы с этим?

Звуковое изображение (2)

Звуковое изображение часто встречается в стихах Есенина. Наиболее распространён звуковой образ «звон»


“Звонкой позолотой взвенивает лес”;


“Поет зима– аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка”.


“В роще по березкам

белый перезвон”;


“Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных”;


“А у низеньких околиц

Звонно чахнут тополя”;


“Мне навстречу как сережки

Прозвенит девичий смех”.


«Выткался на озере алый свет зари.
На бору со звонами плачут глухари»


- Какой приём звуковой выразительности используется для создания звона? звон создаётся в аллитерациях этих строк.

АЛЛИТЕРАЦИЯ (от лат. ad — к, при и littera — буква), повторение однородных согласных, придающее литературному тексту, обычно стиху, особую звуковую и интонационную выразительность.

В поэзии Есенина есть и тихие звуки: “шелест тростника”, “шепот сосняка”, “говор кроткий”, “слабый крик”, “тягучий вздох”, “нежно охает ячменная солома”, и свист, и гудение, и крик, и молитва, и песня…

Читатель есенинских стихов не только видит живую природу, но и слышит ее.

- Какие цвета преобладают в стихах Есенина?

Цветопись (3)

– В стихах Есенина разнообразны оттенки красного цвета: розовый, алый, малиновый, багряный; оттенки желтого: золотой, медный; много зеленого цвета, синего и голубого. Есть и белый, и черный, и серый цвета, но в целом стихи Есенина окрашены в чистые, ясные, то нежные, то яркие цвета и оттенки.


Особенности цветосветовой палитры

В лирике Есенина преобладают синий, голубой, розовый, золотой, серебряный цвета. Нередко краски приглушены и словно погружают пейзаж в невесомую дымку:

Несказанное, синее, нежное,
Тих мой край после бурь, после гроз,
И душа моя – поле безбрежное –
Дышит запахом меда и роз.

Любимые есенинские эпитеты – "синий" и "голубой" – постоянные спутники матери-родины, Руси и юности поэта: "Стережет голубую Русь / Старый клен на одной ноге..."; "Май мой синий, июнь голубой!"

Синий, небесный цвет традиционно ассоциируется в художественном сознании с Богородицей. Да и пейзажная метафора соединена с евангельскими образами. В есенинских цветах – религиозная, иконописная точность: “ О Русь– малиновое поле И синь, упавшая в реку” ( традиционно цвета одежды ИХ и Богородицы– малиновые, голубые)

Природу поэт ощущал в движении, одно явление природы мог передать через другое:

“Сыплет черемуха снегом”, “Как метель черемуха машет рукавом”, “И горит в парче лиловой // Облаками крытый лес”. «Поет зима – аукает,// Мохнатый лес баюкает»; «А вьюга с ревом бешеным //Стучит по ставням свешенным»; «Вяжут кружево над лесом//В жёлтой пене облака»; «Ветер плесень сизую//Солнцем окропил»; «Выткался на озере алый свет зари.// На бору со звонами плачут глухари»; «Глухо баюкают хлюпь камыши»

Таким образом, природа Есенина, словно живое существо показана в действии.

Запахи: «Пахнет смолистой сосной»; «Курит облаком болото,//Гарь в небесном коромысле», «Черная, потом пропахшая выть!», «Пахнет яблоком и медом// По церквам твой кроткий Спас». «Пахнет ромашкой и медом от ос…».

- Назовите особенности творческого метода С. Есенина, выделенные нами в результате анализа (панпсихизм, особое звучание, движение и краски, запахи). Вы указали, что в лирике Есенина есть и движение, и звуки, и краски. Таким образом, Есенин – мастер пейзажной лирики, певец родной земли.

Есенин в искусстве

Марина Цветаева. “Памяти Есенина”.

И не жалость – мало жил,

И не горечь – мало дал, -

Много жил – кто в наши жил

Дни, всё дал – кто песню дал.


Стихи Есенина твердят наизусть и поют под гитару даже те, кто вообще стихов не читает, потому что Есенин – не просто изумительный лирик, художник уникального феноменального дара, он – певчая душа России, её вешняя радость и вечная боль. Он остаётся всегда современным, потому что близок к народу.

Есенин народный, национальный поэт не только потому, что он родился в самой что ни на есть российской деревне, что писал о родной природе, что язык его стихотворений прост и понятен, но и потому, что каждый человек в России хоть однажды переживал те же чувства, что и Есенин, что Есенин выразил национальный характер, национальные настроения, мечты, сомнения, надежды.


На следующих уроках мы проследим за развитием темы Родины в творчестве С.Есенина, а также её реализацию в любовной лирике поэта.


Домашнее задание:

  1. Подготовить выразительное чтение стихотворений Есенина «Исповедь хулигана», «Русь», «Русь советская», «Русь уходящая», «Хулиган».

  2. Подготовить сообщения по карточкам.


ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ


  1. Где родился С.А. Есенин:

А) в Москве

Б) селе Новосёлки Орловской губернии

В) селе Константиново Рязанской губернии

Г) Петербурге


  1. Литературным крёстным С.А.Есенина («С него и началась моя литературная дорога») был:

А) Н.Клюев

Б) С.Городецкий

В) А.Блок

Г) Р.Иванов-Разумник


  1. Первое напечатанное стихотворение С.А.Есенина:

А) «Поёт зима – аукает…»

Б) «Выткался на озере алый свет зари»

В) «Берёза»

Г) «Гой ты, Русь, моя родная…»


  1. Первый сборник стихов:

А) «Радуница»

Б) «Русь советская»

В) «Москва кабацкая»

Г) «Исповедь хулигана»


  1. Определите один из основных мотивов ранней лирики С.А.Есенина:

А) философская лирика

Б) любовная лирика

В) тема крестьянской России

Г) тема поэта и поэзии


  1. У С.А.Есенина, как и у любого поэта, специфическая цветовая и световая палитра. Найдите чуждый палитре поэта цвет:

А) синий

Б) розовый

В) золотой

Г) красный


  1. Назовите особенности творческого метода С. Есенина.

 

Прикрепленный файл Size
Prezentaciy_k_uroku.rar 7.32 MB

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн