Submitted by Надежда Викторовна Болутанова on вс, 04/04/2010 - 20:47
Ход урока:
Орг. момент.
- Сегодня у нас не совсем обычный урок: мы отправимся с вами в путешествие. Вы готовы к дальней дороге?
- Запишем дату отправления в нашем бортжурнале. Кто знает, что такое «бортжурнал»? Для чего он предназначен?
Учитель записывает дату и вид работы на доске, ученики – в тетрадях.
Чистописание.
Учитель делает показ на доске:Кк
- Подумайте, куда мы с вами отправимся:
Кругом вода,
А с питьём – беда. (океан)
- На каком виде транспорта мы отправимся в наше путешествие:
Ходит город-великан
На работу в океан. (корабль)
- Кто будет управлять нашим судном:
Может, ты на корабле бывал
И в руках держал штурвал?
По океанам и морям
Ведёт корабль … (капитан)
- Что поможет нам не сбиться в пути:
И в тайге, и в океане
Он отыщет путь любой.
Умещается в кармане,
А ведёт нас за собой. (компас)
Ученики записывают отгадки в тетрадях, учитель – на доске: океан корабль капитан компас
- Проверьте правильность написания слов, поставьте ударения, выделите орфограммы. Как проверить написание безударных гласных в данных словах? (Проверить невозможно, т.к. это словарные слова, их написание нужно запомнить.)
Большому кораблю – большое плаванье.
- Прочитайте запись на доске. Как вы понимаете это выражение, когда так говорят?
- Как назвать все данные слова одним словом? (Овощи)
- Почему мы возьмём с собой так много овощей?
б) Фонетическое значение
- В каких словах букв больше, чем звуков? (Морковь, картофель, фасоль)
- В каких словах все согласные твёрдые? (Капуста)
в) Орфографическое значение
- Можно ли проверить написание безударных гласных в этих словах? Что нужно сделать? (Запомнить словарные слова)
Знакомство с новым словарным словом.
- Во время путешествия важно, какая будет стоять погода. Найдите слово «погода» в орфографических словарях («Орфографический словарь» Е.Н. Леонов. – М.: АСТ-пресс, 1995) Запишите его в тетрадях, поставьте ударение, выделите орфограмму.
- С помощью схем подберите и запишите родственные слова к слову «погода».
Один ученик работает у доски, остальные – в тетрадях.
погод к а погод ушк а погод н ый погож ий
Погода, погодка, погодушка, погодный, погожий.
- Как вы понимаете слово «погожий»?
Сообщение темы урока.
- Наш корабль держит курс в открытый океан. В океан орфографических правил. Сегодня на уроке узнаем, умеете ли вы исследовать корневые орфограммы.
1-ая остановка «Остров безударных гласных в корне»
- Нас встречает королева Ударение. Почему у неё такое имя?
- Акулы, которые плавают вокруг этого острова, съели все безударные гласные. Выполните задание королевы Ударение, верните гласные назад. Но помните:
Безударный хитрый гласный,
Слышиммы его прекрасно.
А на письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный стал под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья!
Выполняется задание по рядам самостоятельно, три ученика работают у доски.
Л…тящая чайка
К…менистое дно
К…товая акула
М…рская пена
К…лючий ёрш
Ск…листый берег
Ш…рокий пролив
З…л…тая рыбка
Б…льшой кит
С…лёные брызги
Уд…вительный остров
П…тнистый краб
- Пользуемся памяткой "Как искать проверочные слова для корня?"
1. Объясни значение слова с помощью однокоренного или подбери другое однокоренное слово.
2. Измени проверяемое слово:
Предмет:
ед. число мн. число
кто? что?
много кого? чего?
Действие предмета:
что (с) делает?
что (с) делал?
что (с) делаю?
Признак предмета:
каков?
Проверка выполненного задания. Ученики одновременно осуществляют самоконтроль и контроль тех, кто работал у доски.
Далее ученики делают коллективный вывод о написании безударных гласных в корне слова.
Физминутка.
Продолжение работы по теме урока.
2-ая остановка «Остров парных по глухости-звонкости согласных»
-На этом острове живёт принц Гласный и его свита В, Й, Л, М, Н, Р.
- Вы должны показать умение обозначать на письме парные согласные:
Чтоб поменьше было случаев неясных,
И чтоб ответов не было плохих,
Прислушайтеськ звучанию согласных,
Чтоб не путать звонких и глухих…
Глухие звуки – это непоседы,
Они спокойно не желают жить,
Они стремятся твёрдого соседа
Во что бы то ни стало оглушить.
Учитель читает предложения, ученики записывают в тетрадях слова с парными согласными в корне, выделяют корень и подбирают проверочные, один работает у доски.
- Пользуемся памяткой «Как искать проверочные слова для корня?»
Проверка выполненного задания. Самоконтроль и контроль одноклассника, работавшего у доски.
Далее ученики делают коллективный вывод о написании парных согласных в корне слова.
Гимнастика для глаз.
Продолжение работы по теме урока.
3-я остановка «Остров непроизносимых согласных»
- На этом острове много вулканов. Когда они извергаются, то земля сильно трясётся и некоторые согласные теряются – это В, Д, Л, Т.
- Исправьте ошибки, которые возникли из-за того, что некоторые согласные потерялись. Выпишите слова с непроизносимой согласной, разберите слова по составу, устно подберите проверочные слова. Помните:
Порой в словах встречаются
Ужасные согласные.
Они не произносятся,
И что писать, неясно вам…
Чтоб знать, как писать,
Надо слово изменять.
И за звуком непонятным
Быстро гласную искать.
Ученики работают в тетрадях, один – у доски.
- Пользуемся памяткой «Как искать проверочные слова для корня?»
Парустник шёл на всех парусах. Солнце сияло, и ничто не предвещало бурю. Однако капитан заметил тёмное пятно на горизонте. Это – предвесник ненастья. Опастно встречать бурю со всеми парусами. Порывы ветра сломают мачты как тросник. Капитан это знал и приказал убрать паруса. Яросный порыв ветра ударил по парустнику. Началась буря. Но ненасная погода не могла серьёзно повредить корабль. Матросы успели подготовиться к шторму.
3. Выпиши слово с окошком на месте той буквы, которая выбрана неправильно.
4. Подумай, какое правило надо применить.
5. Примени правило или воспользуйся словарём.
6. Напиши букву.
7. Вернись к тексту, где была ошибка, и исправь её.
Итог урока.
4-ая остановка «Остров безграмотных».
-На этом острове живут пираты. Чтобы никогда больше не встречаться с ними, вам нужно выполнить правильно домашнее задание.
Ученики получают индивидуальные домашние задания на карточках.
- Какие выводы вы сегодня сделали на уроке?
Повторяются выводы о правильном написании словарных слов, безударных гласных в корне, парных по глухости-звонкости согласных в корне, непроизносимых согласных в корне.