Чувашская литература начала ХХ века.1900-1920 годы
Submitted by Олимпиада Тимофеева on Fri, 02/04/2010 - 13:17
Ход урока
I.Проверка домашнего задания
Вступительное слово учителя:На прошлом уроке мы с вами анализировали литературное произведение "Нарспи" К. Иванова. Сейчас мы обобщим,закрепим пройденный материал. (Учитель задает вопросы учащимся.Ответы учащихся в скобках).
- Назовите жанр литературного произведения "Нарспи" К. Иванова.-(Поэма).
- В каком году она написана? - (1908г.)
- Сколько главных героев и персонажей? - (Четырнадцать).
- Назовите их. - (Нарспи, Сетнер, Тохтаман, Михедер,...)
- Нравятся ли вам эти герои? Почему? - (Высказывания учащихся).
- Сравнения Нарспи и Сетнер с современной молодежью. - (Суждения учащихся)
- Что изображено в поэме? - (Картины жизни быта старой чувашской деревниXYIIIвека, патриархального уклада, резкого усиления классовых противоречий).
- Что вам больше запомнилось в поэме? Почему? - (Высказывания учащихся).
- Какие темы затронуты в поэме? - (Ребята их перечисляют).
- Как вы относитесь к поэме "Нарспи", главным героям? - (Высказываютсвои мнениия).
Слово учителя:Литературная деятельность К. В. Иванова началась в разгар революционных событий 1905-1907 гг .Поэма "Нарспи" - наиболее совершенное из всех поэтических творений. Большую помощь и творческуюподдержку оказывал ему просветитель чувашского народа И. Я. Яковлев.
Сейчас К. В. Иванова мы считаем классиком чувашской литературы. " Онстал ... классиком чувашской литературы потому, что никогда не замыкался в национальной скорлупе, что его подлинно самобытное и национальное творчество питалось не только истоками чувашской народной поэзии, но и обогащалось достижениями русской литературы", - говорил один из исследователей его творчества И. Н. Сутягин.
П. Изучениенового материала
Слово учителя:- Тема нашего урока связана с первой чувашской газетой.Поэтому давайте подумаем, вспомним, какие республиканские газеты выходят в настоящее время. (Ребята называют названия газет).
- Какая из вышеназванных считается первой чувашской газетой?
- Вы слышали о газете "Хыпар"?
- Что вы о ней знаете? - (ответы учащихся)
В 2001 году в нашей республике широко отмечалось 95-летие со дня выхода первой чувашской газеты. Так в каком же году была издана газета "Хыпар"?(1906).
-Правильно. Первая чувашская газета "Хыпар" издана в январе 1906 годав г. Казани. Выходила она с 8 января 1906 года по 27 мая 1907 года еженедельно на 16 страницах. Вышло всего 65 номеров. Газета родилась в годы первойрусской революции, основной задачей которой было свержение царскогосамодержавия путем вооруженного восстания. (Используется первый номер)
Первым редактором газеты был молодой ученый, преподаватель Казанской духовной и учительской семинарий Николай Васильевич Никольский,уроженец деревни Юрмекейкино ныне Моргаушского района ЧувашскойРеспублики, (показываю портрет).
Заслуга первого редактора издателя газеты "Хыпар" Н. В. Никольскогобольшая. Он создал эту газету, направлял ее по прогрессивному пути, принял на работу в редакцию тех сотрудников, которые исключены из Симбирской чувашской школы за участие в революционных митингах, тем самымсодействовал подготовке революционно настроенных кадров журналистов.После ухода из редакции он долгое время оказывал финансовую поддержку.С именем Н. В. Никольского связана история возникновения чувашской журналистики.
Газета "Хыпар" выходила в разное время под разными названиями: "Канаш", "Чаваш коммуни", "Коммунизм ялавё". В годы перестройки и демократии газете вернули прежнее название. (Показываю газеты)
За полтора года своего существования в газете работали пять редакторов,которые постоянно проверялись на благонадежность.
Газета "Хыпар" вырастила таких замечательных чувашских писателей ипоэтов, как Т. С. Семенов, М. Ф. Акимов, Н. И. Полоруссов-Шелеби и др.(Показываю портреты)
Вопросы и ответы:
-Давайте подумаем, почему же мы начали урок с газеты "Хыпар"? (Потому что с газетой "Хыпар" тесно связана литературная деятельность
писателей и поэтов началаXXвека.)
Слово учителя:Первая чувашская газета – зеркало жизнидореволюционного чувашского народа. Из гущи трудового народа выходили первые чувашские журналисты. Многие из них пробовали свое перо и в области художественной литературы. Вокруг редакции "Хыпар" создалась деятельная группа писателей ипоэтов, которые оставили большое наследие для дальнейшего развития чувашской литературы.
Какой же была чувашская литература началаXXвека?
Подлинный расцвет чувашской литературы, как литературы многих народов России, стал возможным только благодаря победе революции и прямой помощи великого русского народа. Огромную роль в становлении чувашской литературы сыграла русская литература и лучшие ее представители. Русская литература еще в пору своего становления была полна глубокойсимпатии к нерусским народам.
Немногочисленны были кадры дореволюционной чувашской литературы, незначителен ее творческий фонд, создавшийся в эпоху гонения на живое слово народных масс, питавших творчество писателей и поэтов дореволюционной Чувашии.
Под воздействием русской литературы развивалась и чувашская печать.
В обстановке бурных политических событий и революционного подъема масс происходит оживление литературного движения. На смену писателям ипоэтам одиночкам приходят новые литературные силы. В художественнуюлитературу вливается большая группа новых писателей: Т. С. Семенов(Таэр),Н. И. Полоруссов-Шелеби, М. Ф. Акимов, Г. Кореньков, А. В. Васильева(И-тэсь), Г. Комиссаров, а несколько позже К. В. Иванов, Н. В. Васильев-Шубоссинни, И. Ефимов(Тхти), Ф. Павлов и другие.
Новые писатели и поэты принесли в чувашскую литературу новые темыи образы, с большой остротой изображали социальные противоречия в чувашской деревне. Их творчество, насыщенное жизненной правдой, наталкивало на революционные выводы и шло по путям, по которым вел русскую
литературу ХХвека М. Горький, всесторенне обличая существующий мир ивоспитывая революционную активность народных масс.
Появление в период первой русской революции значительного количества писателей и поэтов из среды чувашского народа свидетельствовало оросте общественно-политической активности трудящихся масс. Многочисленные корреспонденции чувашских крестьян-грамотеев, стихи и рассказы с описанием в них положения чувашской деревни, присылавшиеся в большом количестве в редакцию «Хыпар» говорили о той страсти печататься.
Широкой струей вливается в литературу устно-поэтическое народное творчество. На фольклорном материале создается поэма "Варусси" 1906 г.Я.Турханом и элегия "Шапчак юрри" 1907 г. С. Сорокиным. Писатель старшего поколения И. Н. Юркин издает литературно обработанные сборникичувашского фольклора: "Халлапсем"- 1907г.: "Шутсем"-1907 г., "Юмахсем"- 1907 г., "Ваттисен самахёсем" - 1907 г.. Но поражение революции пресекло начавшийся расцвет чувашской литературы. Многие писатели и поэты вынуждены из-за гонений царского правительства совершенно прекратитьо литературную деятельность. Только незначительная часть продолжала упорно отстаивать революционно-демократические позиции.За три года революции (1905-1907гг.) рабочий класс и крестьянство прошли богатую школу политического воспитания. Расправа царского правительства с лучшими представителями революционного чувашского крестьянствавызвали у передовых писателей и поэтов чувство острого протеста противцарского режима, глубокой ненависти к социальной несправедливости.
Несмотря на террор и преследование печатного слова на чувашском языке, лучшие демократические традиции чувашской литературы продолжалиразвиваться и нашли яркое отражение в творчестве одного из лучших представителей дореволюционной чувашской литературы К. Иванова, произведениях Н. И. Полоруссова-Шелеби, Н. В. Васильева-Шубоссинни.
Чувашские писатели и поэты периода первой русской революции старательно следуют в своей творческой деятельности лучшим традициям русской литературы, перенимая утверждающий реализм М. Горького, не отказываясь вместе с тем от традиций критического реализма М. Е. Салтыкова-Щедрина, романтизма В. Г. Короленко.
Особо заметно в чувашской литературе выделяются два направления: мелкобуржуазно-демократическое (Ф. Н. Николаев, С. С. Сорокин, А. В. Васильева) и революционное (Т. С. Семенов, М. Ф. Акимов, Н. И. Полоруссов-Шелеби).
Взращенные революционным подъемом новые писатели и поэты-демократы создают произведения большой эмоциональной силы и критической остроты. Поэт и прозаик-публицист Т. С. Семенов (1887-1916 гг.) пишет рядярко революционных призывных стихотворений, аллегорических рассказови фельетонов ("Песнь славной смерти", 1906г; "Думы", 1906; "Новый год",1906; "Пробиться бы к свету", 1906 ; ...) Герои Т. С. Семенова — типичные представители отважных революционеров. В своих стихах он передает драматическую ситуацию революционной борьбы, описывает трагедию и ее носителей.
В стихотворении "Песнь славной смерти" даны образы крестьянских революционеров, погибающих на виселице, но не теряющих надежду в светлое будущее. Они ясно осознают, что оно придет не легко, его нужно завоевать вкровавой борьбе, которая требует жертв.
Устами революционера поэт говорит, что за блага людей надо бороться нена жизнь, а на смерть, завоевать свободу только в бою, только сражаясь. Такразъясняет Т. С. Семенов людям необходимость революционной борьбы.Н. И. Полоруссов-Шелеби (1881 -1945гг.) отражая настроение трудовогокрестьянства, пробуждавшегося к революционной борьбе, показывал в сатирической песне "Рассей", 1906 г., построенной на сочетании чувашских такмаков (частушек) и русских сатирических песен, противоречия социальной действительности, паразитическую жизнь царской бюрократии, полицейщины,поповщины и полуголодные, бесправное прозябание трудящихся.Едкая сатира касается дальше порядков, при которых всякое проявление свободомыслия жестоко подавлялась. Поэт подводил читателей к мысли, чтонастала пора скинуть со спины трудящихся всех захребетников.
В стихотворении "Сёлен", 1906г. поэт, выражая уверенность в скором торжестве свободы и олицетворяя ее народно-поэтическом образе светлойптицы, восклицал:
Лети же, птица, гордо рей,
Кружись, могучая, над нами.
……….
Сойди! Из птицы стань огромной
И прочной правдой всей земли!
"Пусть навеки сгинет Змей!" - восклицает поэт подразумевая самодержавие.
Основным идейным мотивом был мотив торжества социальной справедливости. Пользуясь аллегорическими образами чувашских волшебных сказок, автор дает поэтическое обобщение развязки борьбы чудесной светлоликой птицы(символ свободы) со страшным змеем - драконом, воплощением всего гнетущего и темного в жизни.
"Змей" — первое произведение Н. Полоруссова-Шелеби, увидевшее свет.Оно было напечатано в 1907 году в чувашской газете "Хыпар".
М. Ф. Акимов - зачинатель политической сатиры. Многие его материалыв газете перекликались со "Сказками" М. Е. Салтыкова-Щедрина. Свой очерк"Шутка" ("Хыпар", №23 от 11. 06. 1906г.)
М. Акимов называет сказкой, где автор беспощадно обличает самодержавные порядки в России. Трудолюбивому, доброму, умному крестьянину автор противопоставляет ленивого,невежественного, глупого помещика-мироеда.
В "Сказке" идет речь о бедняке Семене, у которого большое горе - палалошадь. "Невежда" и "неуч" Семен рассуждает очень умно, логично, говорит спокойно. Помещик же задает неумные вопросы. Образы социально конкретизированы. Крестьянин трудолюбив, правдив,добр,умен, а барин-лентяй, обманщик, невежествен и неумен. Понимая всю резкость своего выступления, автор в конце стремился смягчить тон. Однако публицист знал, чточитатель поймет его правильно.
Вся новелла построена на контрастах и основной из них - не извечное всказках противопоставление невеселой мужицкой доли благоденствия бар, ато, что встреча с мужиком Семеном оборачивается для барина сугубой злобой дня. Именно в этом построена возрастающая градация в обрисовке об-34 раза Семена.
Финал известен из концовки сказки: увезли Семена и никто не знает, кудаон девался. Еще до этого автор дает понять, кто именно увез Семена: этобыли "трое в мундирах со светлыми пуговицами".Как ясно, основное идейное содержание новеллы "Шутка" (она названасказкой в целях отвлечения подозрения царской цензуры) - выражение ненависти к самодержавию, паразитизму и произволу господствующих классов.Этим обусловлено то, что в основном художественным средством в новелле является сатира, (литературная теория). Семен язвительно смеется над теми,и против кого выступает, не только с чувством ненависти, но и превосходства,что придает новелле саркастический характер. Новелла насыщена диалогами, что очень удобно для пересказывания с элементами драматизации.
В номере 25 от 29 июня 1906 г. газета "Хыпар" было напечатано стихотворение в прозе "Удивительно", в основу которого был положен вечный конфликт между богатыми и бедными.
Характеризуя чувашскую литературу периода 1910-1917 годов можно сказать следующее. Подавление революционного движения рабочих и крестьян сопровождалось репрессиями, расстрелами, тюрьмой, каторгой. Усилилось гонение царского правительства и на печать, литературу, школу нерусских народностей.
Революционный поэт Т. С. Семенов выдан гнусным провокатором в рукицарских палачей и сослан в Сибирь. Н. Полоруссов-Шелеби, скрываясь от преследований полиции, бежит на золотые прииски, а затем вынуждаетсявместе с семьей к переселению в Сибирь. М. Ф. Акимов вынужден был отказаться от литературной деятельности, К. В. Иванов растрачивает свой таланти здоровье на переводе библии. И так, литература была под строжайшим контролем, чувашская литература не могла развиваться должным образом.Лишь пышным чертополохом цвела религиозная литература.
Вместо безвременно погибших Т. Семенова, М. Акимова в чувашскуюлитературу приходят новые писатели, поэты. Готовятся к литературной деятельности Г. В. Зайцев (Тал-Мурза), М. К. Сеспель, И. Илларионов (Иван Мучи).Ф. Павлов работает над драмой "Ялта".
Большую роль в развитии чувашской литературы сыграла открытие в 1918году в Казани Чувашского передвижного театра, организованное студентомКазанского художественного училища И. С. Максимовым-Кошкинским. Артистами этого театра был поставлен первый в,истории чувашский спектакль, драма А. Н. Островского Не так лйгеи, как хочется , где выявились незаурядные таланты актеров, драматургов.
Драматургия в дореволюционной чувашской литературе была неразвита. Кроме бытовой драматической сценки М. Акимова "Ялти пурнас" напечатанного в газете "Хыпар" других произведений драматургии не было.
В 1916 году Ф. Павлов начинает писать бытовую драму "Ялта", которуюзаканчивает в первые годы советской власти. Здесь изображается жизнь деревни периода первой империалистической войны, где личные трагедии главных героев обусловлены социальными причинами: войной, разорявшей крестьянское хозяйство, грабежом и насилием кулаков над беззащитными людьми.
Хорошо зная быт чувашского народа, его образный язык и устную поэзию, Ф. Павлов создал правдивые образы людей старой деревни. Драма насыщена этнографическими элементами, бытовыми эпизодами.
В литературной деятельности Ф. Павлова чувствуется благотворное влияние творческих принципов А. Н. Островского.
Таким образом, русская литература помогала чувашским писателям (нетолько Ф. Павлову) овладевать мастерством, наиболее полно выявлять своюнациональную самобытность и создавать правдивые национальные произведения, характеры.
III. Слово учителя: -Явам кратко рассказал о чувашской литературеначалаXXвека (1900-1920гг.)
Вопросы – ответы:
- Каких писателей и поэтов чувашской литературы началаXXвека вызапомнили?
- Что они писали?
- О чем писали? Чему учили?
- Какие трудности возникали перед ними?
- Какие жанры были развиты в чувашской литературе началаXXвека?
- Какое отношение к чувашской литературе имеет первая чувашская газета "Хыпар"? Почему?
(Ответы учащихся).
Учитель: - Если тираж первой чувашской газеты колебался от 1200 до 3000экземпляров, то тираж газеты "Хыпар" в настоящее время составляет 50000экземпляров, что говорит нам о ее популярности.
Некоторые номера первой чувашской газеты конфисковывались, несколько раз газета была на грани закрытия, редакторов арестовывали, проверялина благонадежность, но газета выжила.
Несмотря на то, что писателей арестовывали, отправляли в Сибирь, отстраняли от творческой работы, чувашская литература развивалась. В настооящее время в чувашской литературе есть крупные произведения, с которыми мы познакомимся в течениеIIполугодия учебного года .
Отсюда, какой вывод можно сделать? Давайте подумаем. (Ребята отвечают). Значит, мы были, есть и будем. (Показывает на доску, на эпиграф урока).
Ребята, мы сейчас остановимся на произведении М. Ф. Акимова "Удивительно!" ("Тёлёнмелле"). Вспомним год написания памфлета, политическую обстановку в России и проанализируем его.
1.Выразительное чтение учителя.
2. Сопоставительное чтение,.
3. Чтение по цепочке
4. Выборочное чтение.
5. Беседа.
6.Написание тезисов.
7. Вопросы и ответы. -Что такое памфлет?
-Что такое стихотворения прозе?
- На каком языке памфлет звучит лучше?
- Назовите главных героев памфлета.
- В каких домах они живут?
- Охарактеризуйте главных героев. Какие они?
- Чем они занимаются?
Делается индивидуальная и сопоставительная характеристики главных героев. Слова
(имена прилагательные, глаголы), касающиеся главных героевучащиеся находят в тексте.
(В. Н. Пушкин. Чувашская литература. Часть 1. Ч.,1997. Стр. 223). Все это записывается на доске.
1.Назовите главных героев памфлета.
Я (бедняк)Купец (богач)
2.В каких домах они живут?
Хижинав черных
3.Охарактеризуйте главных героев. Какие они?
Больнойбогатый
Бедныйтолстопузый
Голодный
4.Чем они занимаются?
Роется (в глине)Бродят (в добротных рясах)
Обжигает (кирпичи)Ходят (в богатых сукнах)
Пашет (землю)Сидят (без дела)
Сеет, молотит,прядет (лен)
Ткет
Снимает (шерсть)Скучают
Голодают (дети, сам)Нехотя жуют
СтрадаетЖиреют
Помирают (с голодухи)
Удивительно!
Какие выводы можем сделать?(Высказывания ребят)
Обобщение:Памфлет "Удивительно!" отнесен к малым эпическим формам, но он мастерски написан.Мастерство М. Акимова состоит в том, чтоон использует форму стихотворения в
прозе в политическом произведении. Даже по переводу видно, что от стихотворной формы в памфлете идет рифма, хорошо выдержанная в каждой строфе. Есть и элемент ритма, что убедительнее в чувашском оригинале.
Автор для создания образов взял весь социальный строй. Идет противоборство, конфликт между богатыми и бедными. Сопоставляется сытая жизнькулака с ужасающей бедностью и нищетой обездоленных слоев деревни, резкие контрасты нищеты большинства и богатства немногих, чувствуется выражение надежды на устранение этого неравенства. Памфлетом "Удивительно!" М. Акимов положил начало жанровому виду в чувашской литературе.Заложено противопоставление армии тружеников кучке тунеядцев. Цель -разбудить классовое самосознание трудящихся масс, поднять его на активную борьбу против царского строя.
Тестирование по закреплению урока о чувашской литературе начала ХХвека.
1.Назовите основателя первой чувашской газеты «Хыпар».
а) Н.И.Ашмарин
б) Н.В.Никольский х
в) Т.С.Семенов(Таэр)
2.Где и когда впервые издана газета «Хыпар»?
а) 1906 г.,Чебоксары
б) 1906 г.,Казань х
в) 1907 г.,Казань
3.Перечислите писателей, активно сотрудничавших с газетой «Хыпар»
а) К.Иванов
б)М.Акимов х
в) М.Сеспель
г) Т.Семенов (Таэр) х
4.Правильно укажите жанр произведения М. Акимова «Удивительно!»
а) рассказ
б) памфлет х
в) новелла
5.Кто написал стихотворение «Змей»
а)Н.И.Полоруссов-Шелеби х
б)М.Ф.Акимов
в)К.В.Иванов
6. Назовите автора драмы «Ялта»
а)Ф.Павлов х
б)Г.Комиссаров
в)И.Ефимов
7.Что обличает автор в произведении «Удивительно»(написать ответ)