Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса
Учебная деятельность, связанная с высокими умственными, физическими нагрузками, нервно-психическим напряжением, должна учитывать психофизиологические особенности детей и потому быть строго регламентированной и рационально построенной. Рационализация учебного режима требует учета характера и динамики работоспособности организма учащихся на протяжении урока, учебного дня, недели, года. Известно, что ухудшение здоровья школьников напрямую зависит от учебных нагрузок, их неудовлетворенности своим учителем и негативного отношения к изучаемому предмету.
С целью организации здоровьесберегающего обучения необходимо учитывать все эти составляющие. Физическая нагрузка школьника включает в себя: - количество учебных часов в течение недели, учебного года; - объем домашнего задания; - внешкольные дополнительные занятия. Интеллектуальная нагрузка зависит от содержания учебных программ, степени развития психики ребенка. Эмоциональная нагрузка складывается из эмоциональных переживаний, из общения со сверстниками, самоутверждения и др.
Причины перегрузки учащихся, пути ее устранения
1. Интенсификация учебного процесса. Может возникать вследствие превышения допустимой учебной нагрузки или уменьшения количества учебных часов при сохранении или увеличении объема учебного материала.
2. Левополушарный перекос, спровоцированный содержанием учебных программ и методов преподавания. Для полноценного развития личности необходимо гармоничное функционирование обоих полушарий мозга и налаживание эффективных связей между ними. В результате «перекоса», т.е. нагрузки на левое полушарие, у учащихся значительно быстрее нарастает переутомление, происходит информационная перегрузка памяти, снижается продуктивность работы и творческих возможностей. Рекомендации: включить в планы каждого урока задания и упражнения, направленные на активизацию правого полушария, за счет обращения к образам, представлениям, достижения состояния релаксации, проведения физических упражнений, массажа, точечных воздействий и др.
3. Несоблюдение гигиенических условий в классе. Необходимо четкое следование санитарным нормам.
4. Нарушение организационно-педагогических требований к проведению образовательного процесса и профессиональные ошибки педагогов:
А) нерациональная организация учебного процесса;
Б) несоответствие методик обучения возрастным возможностям школьников;
В) непрофессионально организованный контроль знаний;
Рекомендации:
1. Необходимо поддерживать у ребенка стремление и положительное отношение к учебе;
2. Учитывать состояние здоровья учеников и их психологические особенности; индивидуальный подход к каждому;
3. Отслеживать уровень достижений каждого ученика;
4. Не допускать создания стрессовой ситуации для школьников.
5.Стиль общения учителя с учениками. В значительной мере влияет на активность детей, успехи в учебе, определяет их психическое здоровье.
Рекомендации:
1. Чаще улыбайтесь своим ученикам.
2. Позволяйте детям почувствовать их значимость.
3. Проявляйте уважение к их мнении, избегайте отрицательных оценочных суждений.
4. Если не правы, признайте это.
5. Не бойтесь перехвалить.
6. Пусть ученик почувствует, что идея принадлежит ему.
Организация учебных занятий с учетом динамики умственной работоспособности
Возможность ребенка продуктивно и длительно выполнять определенную умственную деятельность, доступную его возрасту, при экономных нервно-физиологических затратах – одно из важных условий успешного обучения. Эффективность усвоения материала связана с работоспособностью. Временное обратимое снижение работоспособности, наступающая в результате деятельности, называется утомлением.
Утомление – не только закономерное, но и физиологически оправданное явление, защищающее организм от переутомления, является индикатором между нормальным уровнем учебной нагрузки и перегрузкой. В связи с этим физиолого-гигиенические требования организации учебного процесса направлены не на то, чтобы полностью исключить утомление, а на то, чтобы предотвратить переутомление, сделать учебу максимально эффективной.
Переутомление возникает в случае, когда нагрузки неадекватны функциональным возможностям ребенка или нерационально организован учебный труд и ребенок не получает полноценного отдыха. Педагог должен уметь оценивать физиологическое состояние учащихся в процессе учебной деятельности.
Уровень работоспособности изменяется также в течение учебного дня: наивысшая активность наблюдается в период с 10 – 12 часов, к 14 часам наступает спад, и некоторый подъем – в 16 – 18 часов.
Рекомендации по предупреждению перегрузки учащихся
А) Выявление доминирующей модальности учеников МОУ СОШ № 104 На базе нашей школы мы провели исследование на выявление ведущей модальности учеников нашей школы. Для этого мы провели анкетирование. АНКЕТА
Выявление доминирующей модальности
1. Когда учитель объяснят новый материал, вы предпочитаете:
А) видеть иллюстрации; Б) чтобы материал громко зачитывали; В) чтобы учитель привел примеры
2. Когда вы занимаетесь, что больше всего вас беспокоит:
А) люди, входящие и выходящие из комнаты; Б) громкий звук телевизора; Г) чувство голода и жажды
3. Когда вы ведете слово, обозначающее какой либо предмет:
А) …думаете о том, как он выглядит; Б) …произносите слово про себя; В) ощущаете запах, вкус, цвет…
4. Вы готовитесь к тесту:
А) составляете перечень вопросов и отмечаете галочкой выученное; Б) обсуждаете с друзьями или родителями ответы; В) делаете рисунок, соответствующий материалу, и мысленно проходите все ступени внутри
5. Войдя в класс, что вы скорее всего делаете?
А) посмотрите на плакаты на стене; Б) поговорите с соседями по парте; В) походите по классу
6. Во время ссоры с родителями, что вероятнее всего сделаете?
А) сердитое лицо; Б) закричите; В) с сердитым видом выйду из комнаты
7. Вы только что поссорились с одним из друзей. Как вы расскажите об этом своему лучшему другу?
А) напишите записку о том, что случилось; Б) позвоните другу и расскажите обо всем; В) подождете, пока не встретите друга, и изобразите в лицах,, что случилось
8. Когда вы слушаете музыку, вы
А) мысленно видите образы, навеваемые музыкой; Б) напеваете под звучащую музыку; В) танцуете под музыку
9. что вы предпочитаете?
А) читать книгу с большим количеством иллюстраций; Б) слушать рассказ; В) отгадывать кроссворд
Методика определения.
Если у вас больше ответов под буквой
А), то вы – визуал (улавливаете информацию через зрительный анализатор);
если Б) – аудиал (воспринимаете информацию через слух);
если В) – кинестетик (хорошо развита моторная память, получаете информацию касаясь руками).
Как видно из таблицы, у нас в школе с небольшим отрывом лидируют ребята с аудиальным восприятием информации (через слуховой анализатор), причем в средней параллели количество аудиалов и визуалов почти одинаковое. В средней параллели, в связи с формированием психологии ребенка, много ребят с кинестетическим восприятием информации, которое сокращается к старшей параллели.
Изучив данные таблицы, мы составили рекомендации для учителя по обучению школьников с разной доминирующей модальностью, что позволяет эффективно выстроить урок.
1. Для визуалов: использование письменных упражнений; чтение текстов; письменные инструкции и задания; всю информацию записывать на доске; составлять опорные конспекты; представлять учебный материал в виде схем, таблиц.
2. Для аудиалов: чаще использовать диалог; устные задачи и упражнения; прослушивание текстов, аудиокассет; просмотр видеофильмов
3. Для кинестетиков: применяйте игры и соревнования; метод динамических поз; смена видов деятельности на уроке; использование муляжей и реальных предметов
Ведущую модальность можно определить и визуально, используя следующую таблицу.
Б) Методика определения межполушарной модальности школьников
«Правополушарные» школьники.
Перерабатывают информацию целостно, одновременно, образно. Анализируют от целого к частному. Легче выполняют задачи зрительно-пространственного анализа. Легко отвлекаются, способны к саморазвлечению. Воспринимают конкретные объекты. Лучше усваивают информацию, представленную в виде графиков, таблиц, рисунков. Не любят проверять выполненную работу. Предпочитают самостоятельный выбор. Эмоциональны, артистичны, обладают интуитивным мышлением. Для них очень важно межличностное взаимодействие. Особенно чувствительны к интонациям, жестам, прикосновениям.
«Левополушарные» школьники
Перерабатывают информацию последовательно, раздельно. Отличаются большим объемом внимания, изобретательностью, устойчивостью. У таких учащихся выше скорость переключения с одного вида учебной деятельности на другую. Хорошо планируют стратегию действий, но относительно высокая скорость часто мешает точному выполнению работы. Эти школьники способны к концентрации внимания и сосредоточенности. Преимущество отдают воспроизведению фактической информации. Анализируют от частного к целому. Любят проверять выполненную работу.
Существенно также влияние половых различий школьников на способы и темп усвоения информации, уровень умственной работоспособности и состояние здоровья. Физиологи и психологи отмечают, что существуют различия в темпах развития мальчиков и девочек.
МАЛЬЧИКИ
Процессы возбуждения преобладают над торможением. Деятельность мозга отличается выраженной ассиметричностью. Способности к какой-либо деятельности сосредоточены в одном полушарии головного мозга, поэтому отчетливее выражена склонность к чему-то одному. Быстрее включаются в работу, но легче отвлекаются, им труднее сосредоточиться. В большей степени развито воображение, логическое мышление, лучше ориентируются в пространстве. Чаще встречают затруднения в изучении иностранного и даже родного языка вследствие плохого взаимодействия полушарий головного мозга.
ДЕВОЧКИ
Процессы торможения в головном мозге преобладают над процессами возбуждения. Способности к какой-либо деятельности более равномерно сосредоточены в обоих полушариях головного мозга, поэтому интересы и склонности более разнообразны. Более целенаправленны и быстрее усваивают информацию. Обладают большим упорством и более добросовестны. Интенсивные интеллектуальные нагрузки неблагоприятно отражаются на девочек. Обладают более дифференцированной мелкой ручной моторикой и более позитивным «образом Я». Психология девочек отличается тонким отражением действительности. Они более чувствительны и ранимы к грубости, несправедливости, более тонко реагируют на интонацию голоса, в большей степени подвержены перепадам настроения. Их легче вывести из эмоционального равновесия.
Индивидуальные особенности школьника тесно связаны с типологическими особенностями их нервной системы. Нужно помнить и типы темперамента школьников. Так, сангвиника легко увлечь интересным объяснением материала, а с холериком надо быть готовым к спадам его активности на уроке, отстранению от общения. Флегматики и меланхолики, как правило, подвержены инертности работы нервных процессов, они медленнее схватывают информацию, им нужно лучше объяснять, давать время на обдумывание, не торопить с ответом.
В) Определение эффективности урока с учетом здоровьесберегающих технологий на уроке
1. Условия проведения урока соответствуют гигиеническими нормам и требованиям (освещенность, режим проветривания, мебель, дизайн, санитарно – гигиеническое состояние помещения).
2. Цели урока сориентированы на обучение, воспитание и развитие здоровой личности ученика и определены в соответствии с требованиями программы, трудностью и сложностью темы, реальными учебными, индивидуальными и возрастными возможностями и особенностями учащихся.
3. Созданы положительный эмоциональный настрой и рабочая обстановка в классе, учащиеся мобилизованы на учебное занятие.
4. Обеспечен высокий уровень мотивации учебной деятельности в течение всего урока.
5. Содержание учебного материала соответствует целям урока и отвечает следующим требованиям: полнота, системность, интегративность, практикоориентированность, включенность субъектного опыта учащихся, дифференцированность, эмоциональная окрашенность.
6. Содержание учебного материала способствует формированию культуры здоровья учащихся.
7. Методы и формы обучения соответствуют: учебному содержанию, целям урока, психофизиологическим и учебным возможностям учащихся.
8. Используемые учителем методы и формы обучения обеспечивают:
А) адекватный психофизиологическим особенностям ученика темп обучения;
Б) учет индивидуальных и половозрастных особенностей школьников;
В) учет реальных учебных возможностей учащихся, дифференцированность обучения;
Г) включение каждого ученика в активную учебно-познавательную деятельность;
Д) дозированную помощь учащимся при затруднениях, создание ситуации успеха, обратную связь;
Е) объективную оценку продвижения и развития каждого ученика;
Ж) контроль и оценку знаний учащихся, способствующих сохранению их психического здоровья;
З) профилактику и снижение утомительности урока, преодоление психического и статического напряжения школьников; И) доброжелательное и продуктивное сотрудничество учащихся, а также учителя с учениками.
9. Педагогическая техника учителя обеспечивает создание благоприятного психологического климата, способствует раскрепощению ученика.
10. Трудность урока (количество новых учебных единиц, характер деятельности учащихся, уровень усвоения учебного материала) соответствует половозрастным, индивидуальным и учебным возможностям учащихся.
11. Средства обучения используются в соответствии с гигиеническими нормами и требованиями.
12. Характер, объем и дифференцированность домашнего задания определяются реальными учебными возможностями, индивидуальными особенностями и способностями учащихся.
13. Уровень достижения целей урока.
Обозначьте баллом «2», если положение реализовано полностью, баллом «1», если положение реализовано частично, баллом «0», если положение не реализовано.
Эффективность урока (Эу)= полученные баллы/ максимально возможное кол-во баллов*100
Если Эу>85% - отличный уровень Эу от 65 до 84% - хороший Эу от 45 до 64% - посредственный Эу <45% - неудовлетворительный
Г) Здоровьесберегающий урок глазами детей
В своей школе мы провели анкетирование на тему «Здоровьесберегающий урок глазами учащихся» и получили следующие результаты.
|