Ресурсы ОК содержат большое количество полезной информации. Если знаешь, что ищешь, то находишь обязательно. Но есть информация, которую не искал, просто обнаруживаешь случайно и понимаешь, как это кстати, как это может быть полезно в работе.
Предлагаю делиться информацией о таких "находках" с вашими коллегами на страницах этого форума. Это могут быть и программно-дидактически-методические материалы и сообщения об интересных мероприятиях в других сообществах и многое другое.
Число компьютеров в школах нашей страны стремительно растет. Этот процесс продолжается уже минимум десяток лет. Пора уже провести анализ, пора ответить на вопрос - как это сказалось на качестве образования? Да, дети научились набирать тексты, рисовать в различных редакторах, монтировать фильмы. А как сказалось на уровне знаний по математике? Как это сказалось на умении решать задач, строить графики функций, применять полученные знания на экзаменах?
Можно сказать никак! В чем же причина? Я считаю, что основная причина в отсутствии хороших программных продуктов, предназначенных именно для школы, именно для системного применения на уроках математики. Итак, есть проблема. И моя работа - это попытка в некоторой степени ее решить. Можно было бы сразу возразить – учителя математики на своих уроках широко применяют различные графопостроители, созданные в отличие от меня, профессионалами. Но при их тщательном изучении выявляется ряд серьезных недостатков. Возьмем, например, «Математика 5-11 класс» учебное электронное издание (УЭИ). Есть в каждой школе. Уже на первом этапе изучения данной программы я обратил внимание на грубую ошибку, присутствующую в ней. Она заключается в следующем – в этом пособии не делается различия между таким понятиями как степенная функция и функция корня. n-ной степени. УЭИ в обоих случаях строит график степенной функции, как впрочем, и остальные виденные мной графопостроители. Это не стандартная функция. Самое интересное, что ошибка создателями УЭИ замечена. В контрольных заданиях отсутствуют вопросы о четности и нечетности функций у = n√х, где n – нечетное число. Следующее замечание - используя данную программу, ученик может не задумываться о том, что строит. Нет разницы, введет ли он y=x^2+2*x+1 или y=2*x+1+x^2. То есть он вводит то, что видит и при этом получает результат, не имея на то право, и без пользы для себя. В моем пособии пользователь должен сначала выбрать нужную функцию, определиться с коэффициентами, правильно их ввести, если нужно преобразовать исходное выражение. Ученик должен думать и рассуждать! Работа с подобными графопостроителями подразумевает, что полученные навыки ученик будет использовать при решении аналогичных заданий, решаемых в «боевых» условиях, например, на экзамене. Реально он может построить только ограниченный набор графиков функций. Поэтому я при создании своего пособия сознательно пошел на ограничение возможностей инструментария и дал способы построения большинства графиков. А сам графопостроитель нужен только для того чтобы увеличить темп урока, дать ученикам возможность поэкспериментировать и на этих результатах сделать выводы.
Наконец самое существенное. Нет соответствия между техническими возможностями и уровнем предлагаемых заданий. Пример самой сложной системы уравнений:x+y=3 и x-y=7.
Естественно что, такой набор контрольных заданий меня не удовлетворяет, впрочем, как и других учителей математики. Он не в полной мере подчеркивает преимущества графического способа решения уравнений и неравенств. Есть много заданий, просто, не требующих включения компьютера. УЭИ не отражает специфику вопросов ЕГЭ по математике. Я попытался создать программу, которая бы, помогала мне при подготовке учеников к экзаменам, повысила наглядность и эффективность уроков. Главная цель пособия – дать возможность закрепления той или иной темы специально подобранным материалом. Подбор заданий, построение логических цепочек и было основной моей работой при создании данного учебного пособия. Мной создано 18 тестов, главная цель которых не контроль знаний, а обучение и развитие. При решении заданий тестов ученик должен использовать предложенные ему инструменты. Для примера расскажу о содержании только одного теста – это модуль «Графическое решение систем уравнений». Задания модуля направлены на формирование умения распознавать уравнения той или иной функции. Эти задания требуют наличия у учащихся необходимой культуры алгебраических преобразований. Задания я долго не подбирал – взял учебник 9 класса, взял сборник М. И. Сканави, пару старых вузовских методичек и отобрал наиболее типичные: Решите систему уравнений x^2-y+2=0 и x^2+y^2-4=0.В ответе укажите сумму корней уравнения. 9.Решите систему уравнений x^2-xy+y^2=19 и xy=15. В ответе укажите произведение пары корней.11. Решите систему уравнений x^2+xy+y^2=19 и x^2-xy+y^2=7. В ответе укажите произведение пары корней. Мне этот модуль очень нравиться. Какие красивые решения. Восторг! Сложил, отнял – построил окружность и гиперболу. И никаких биквадратных уравнений. А постановка такого вопроса в УЭИ не имела бы смысла, потому что там есть в наличии инструмент «график функции заданный уравнением F(x,y)=0». Это я, ставлю вопрос о разумной ограниченности возможностей учебного пособия. Результат бегуна не будет засчитан, если дистанцию он преодолеет на мотоцикле. Уже накоплен достаточный опыт применения данного пособия учителями Ростовской области. Если его обобщить, то это будет звучать так - удобен, методически продуман, дает реальные результаты.
Единый государственный экзамен по математике. Демонстрационные варианты контрольно измерительных материалов ЕГЭ 2003-2008.
Мне очень понавился мастер-класс "Варианты использования мультимедийных презентаций". Юлия Залега строит мастер-класс как серию уроков, к каждому есть четкие инструкции и примеры, много полезных советов и хитростей, использования PowerPoint. Хотя мастер-класс закончился, но и сейчас на страницах мастер-класса можно найти для себя что-то полезное.
В ЦОР ОК нашла хорошую работу Ирины Валентиновны Петуховой Она собрала из заданий базы 25 вариантов тренировочных работ по алгебре для ЕГЭ (часть 1). варианты отличаются разнообразием и широким охватом материала. Познакомиться и скачать можно здесь.
Ресурсы ОК содержат большое количество полезной информации. Если знаешь, что ищешь, то находишь обязательно. Но есть информация, которую не искал, просто обнаруживаешь случайно и понимаешь, как это кстати, как это может быть полезно в работе.
Предлагаю делиться информацией о таких "находках" с вашими коллегами на страницах этого форума. Это могут быть и программно-дидактически-методические материалы и сообщения об интересных мероприятиях в других сообществах и многое другое.
С уважением, Онишкова В.М.