В чем состоит актуальность интеграции предметов естественно-математического цикла сегодня?
Ответов - 16
Tue, 23/03/2010 - 18:54
Светлана Вячеславовна Черникова
На сайте с: 24/12/2009
Баллы: 132
В настоящее время главной задачей российской образовательной политики является обеспечение современного качества образования, соответствующего актуальным и перспективным потребностям развития личности, общества и государства.
Как фактор повышения качества образовательного процесса в Концепции государственных образовательных стандартов нового поколения рассматривается интегративный подход к содержанию предметов, обеспечивающий исключение дублирования учебного материала, вариативности, личностной ориентации, формированию целостности знаний учащихся о мире и профилизации обучения на старшей ступени школы.
Однако в практике образования обнаруживаются противоречия между процессами дифференциации и интеграции научных дисциплин; необходимостью введения интегрированного содержания и недостаточной методической подготовкой педагогов.
Опыт ведущих педагогов показывает, что существующие уроки, программы по предмету и элективных курсов, курсы естествознания, интегрированные проекты представляют собой простую совокупность избранных вопросов, например, по физике, химии, биологии.
На мой взгляд интеграция необходима на уроках не только естественного цикла, но и другого направления. В сознании ребенка необходимо создать понятие целостности окружающего мира, для и этого необходимо использовать интегрированные уроки. На уроках биологии мы применяем знания по географии, истории, валеологии, химии, литературы и т. д. Это позволяет расширить кругозор ребенка, повлиять на его мировозрение.
При проведении уроков биологии мы опираемся на уже имеющиеся знания у обучающихся, полученные ими на других уроках естественно-математического цикла. Но иногда дети теряются и ограничиваются рамками только предмета "биология", и,как бы, забывают про физику, химию, математику, географию.На сегодняшний день необходима интеграция этих предметов для целостного восприятия картины мира. Но учитель должен быть готов к преподаванию учебного предмета "Естествознание". Необходимо методическое обеспечение предмета, курсовая подготовка для учителей, материально-техническая база школы.
Сложившаяся в школе предметная система обучения отражает традиционное разделение предметных областей знания на естественно-математические, гуманитарные, технческие. Дифференцированное изучение природы в общеобразовательной школе средствами отдельных предметов не позволяет сформировать целостного представления о природе, естественнонаучную картину мира, определить место и роль в ней человека, не способствует пониманию глобальных экологических проблем, необходимости комплексного подхода к решению. Необходимость дальнейших исследований в области интеграции содержания обучения в общеобразовательной школе вызвана имеющимися в настоящее время противоречиями.
В настоящее время , по моим впечатлениям,у обучающихся закладываются основы естественнонаучных знаний, не складывается единая картина окружающего мира. Интеграция химии, биологии, географии, физики просто необходима, с этим не поспоришь. Должны ли это делать только учителя, ведущие данные предметы? Но интерграция должна отражаться в учебниках!
С уважением, Загуменнова Лариса Серафимовна, учитель биологии, МОУ лицей №14, г. Тамбов
Мне, как учителю преподающему математику и физику одновременно, данная проблема известна непонасышке. Ученик всегда задается вопросом "А для чего мы делаем сложные вычисления? Где они нам нужны?" И на примере взаимосвязи с другими предметами(химия, физика, биология) в который раз доказываем необходимость тех или иных формул. Очень мало в учебниках интегрированных заданий, которые могли бы ученики, не просто понять материал, но и его необходимость в практической жизни.
Межпредметные связи, которые осуществляет учитель на интегрированных уроках, способствуют повышению научности, доступности учебного материала, развивают познавательную деятельность. Интегрированный урок – тот, который охватывает изучение программированного материала по двум или более предметам, и на нем происходит разнообразное изучение нескольких наук по одной и той же теме.
Абсолютно согласна со Светланой Вячеславной, что на деле под интеграцией чаще всего подразумевают антоним дифференциации. Соответственно, если дифференциация - это разделение, то интеграция - это объединение. Однако не так все просто. Интеграция - это не только объединение частей в целое, но и взаимодействие этих частей, взаимопроникновение, расширяющее возможности. Соглашусь также и с тем, что чаще всего уроки, программы грешат формальным освещением вопросов какой-либо дисциплины. Для реализации интеграции необходима прежде всего подготовка высококвалифицированных кадров. Важно, чтобы педагог обладал широким спектром компетенций, которые позволили бы ему проектировать и претворять в жизнь по-настоящему интегрированные проекты, программы.
Согласна с Ларисой Викторовной, что действительно, для реализации интеграции необходима прежде всего подготовка высококвалифицированных кадров. Важно, чтобы педагог обладал широким спектром компетенций, которые позволили бы ему проектировать и претворять в жизнь по-настоящему интегрированные проекты, программы.
Интеграция различных дисциплин естественно-научного цикла очень хорошо видна. Использование знаний полученных на других уроках необходимо использовать на своем. В тоже время, каждая дисциплина имеет свою специфику, незря же выделяют разные науки. Поэтому считаю процесс интеграции дисциплин уместным только в некоторых случаях, полное объединение , например химии и физики или химии и биологии, считаю невозможным.
В настоящее время главной задачей российской образовательной политики является обеспечение современного качества образования, соответствующего актуальным и перспективным потребностям развития личности, общества и государства.
Как фактор повышения качества образовательного процесса в Концепции государственных образовательных стандартов нового поколения рассматривается интегративный подход к содержанию предметов, обеспечивающий исключение дублирования учебного материала, вариативности, личностной ориентации, формированию целостности знаний учащихся о мире и профилизации обучения на старшей ступени школы.
Однако в практике образования обнаруживаются противоречия между процессами дифференциации и интеграции научных дисциплин; необходимостью введения интегрированного содержания и недостаточной методической подготовкой педагогов.
Опыт ведущих педагогов показывает, что существующие уроки, программы по предмету и элективных курсов, курсы естествознания, интегрированные проекты представляют собой простую совокупность избранных вопросов, например, по физике, химии, биологии.