Submitted by Марина Чулкова on Fri, 19/03/2010 - 16:15
Русский язык 5 класс Дата: Урок№
Тема:Предложенияс вводнымисловами
Цели:=Уметь опознавать предложения с вводными словами,
ставить знаки препинания привводных словах,
использовать вводные слова в речи,
правильно произносить предложения с вводными словами;
= развивать память, мышление, устную речь;
=прививать любовь к родному языку и уважение к носителям русского языка
Тип урока: урок приобретения новых знаний, умений и навыков.
Форма урока: на основе игровой технологии ( с помощью лингвистической сказки) и с применением компьютерной презентации.
Оборудование: компьютерная презентация,
Ход урока
I.Организационный момент.Приветствие.
-Во-первых, здравствуйте! Во-вторых, садитесь. В-третьих, кто отсутствует, доложите мне!
(Дежурный называет фамилии отсутствующих)
II. Объяснение темы и целей урока.
- Ребята, а ничего необычного в моём приветствии вы не услышали?
(Вы сказали слова «во-первых, во-вторых, в –третьих»)
- А можно было обойтись без этих слов? Изменился бы смысл предложений?
(Можно, смысл предложения бы не изменился. «Здравствуйте! Садитесь! Кто отсутствует?»)
- Как вы думаете, что это за слова? Зачем я ввела их в свою речь?
(Хотела выразить отношение к тому, что говорю, обозначив порядок своих мыслей)
- Я предлагаю вам поговорить сегодня о таких словах, которые мы вводим в нашу речь, для того, чтобы выразить своё отношение к тому, что говорим. Поэтому темой нашего урока будут «Вводные слова» / Слайд 1/
-Давайте сформулируем цель нашего урока:/Слайд 2/
1.Что мы должны узнать?( Какие слова называются вводными?)
2.Что мы должны определить? (Какое место занимают в предложении, на какие вопросы отвечают, выделяются ли на письме какими-нибудь знаками препинания, то есть признаки вводных слов)
3.Чему мы должны научиться? (Находить вводные слова в предложении, ставить знаки препинания при вводных словах, т.е. применять на практике полученные о вводных словах знания)
III. Работа с грамматической сказкой.
- Ребята, я приглашаю вас в сказку, но не в фольклорную и не в литературную, а в лингвистическую. Знакомьтесь с нашим сказочным героем Почемучкой./ Слайд 3/ Он интересуется тем, что происходит вокруг него, но не только спрашивает у других, а ещё и сам ищет ответы в справочниках, энциклопедиях, книгах. Почемучке без вашей помощи не обойтись. Вы, надеюсь, сегодня будете настоящими исследователями языка. Итак, начинаем…Сказка «Грамматический сон Почемучки» /Слайд 4/
-/Слайд 5, 6/Хотите - верьте, хотите - не верьте, но однажды мне приснился удивительный сон. Будто сижу я в театре, жду начала представления. И вот открывается занавес, и на сцену один за другим выходят... необыкновенные артисты члены предложения:
подлежащее с определением
и сказуемое с дополнением.
С каким разделом грамматики связан сон Почемучки? ( С синтаксисом)
А что изучает синтаксис? (Синтаксис изучает строение словосочетаний и предложений)
-Смотрим сон дальше/ Слайд7/
Выстроились, взялись за руки и составили такое предложение:
Это представление вам понравится.
-Дайте характеристику этому предложению. (Повествовательное, невосклицвтельное,простое, распространённое, ничем не осложнено)
-А дальше…/Слайд8/ Вдруг из-за кулис вынырнуло еще одно словечко и втиснулось в самую середину, а соседние слова тут же от него запятыми отгородились. Читаю: Это представление, возможно, вам понравится.
-Ребята, что изменилось в предложении?(Появилось лишнее слово, появились знаки препинания. Смысл немного изменился: можно предположить, что представление не понравится).
-Проверим, что подумал Почемучка, после появления слова «возможно»/Слайд 9/Прочитал... Что это значит: возможно, понравится. Что же это такое? Выходит, что сами артисты совсем не уверены в успехе? Даже предполагают, что представление зрителям не понравится?
-Продолжим вместе с Почемучкой смотреть сон./Слайд 10/Но тут на сцену выскочило другое слово, растолкало всех, вытеснило слово «возможно» и заняло его место. Получилось: Это представление, бесспорно, вам понравится.
-Что же теперь изменилось в предложении? (Появилось опять лишнее слово.Смысл немного изменился:теперь артисты уверены, что спектакль понравится зрителям)
-Проверим, совпало ли наше мнение с рассуждением Почемучки./ Слайд 11/Извините, друзья, но мне это вовсе не понравилось. Что значит «бесспорно»? Ну и самоуверенность у этих артистов!
/Слайд 12/
Однако члены предложения тоже проявили недовольство, нажали с двух сторон на слово «бесспорно», и оно быстро исчезло, а через пару секунд возникло снова и встало в начале предложения:Бесспорно, это представление вам понравится.
-Что произошло со словом «бесспорно»? (оно переместилось в начало предложения,а смысл не изменился; и теперь это слово выделено запятой)
-Сделаем выводы /Слайд13/: расскажите друг другу
1)Какое место в предложении могут занимать такие слова, как«возможно», «бесспорно»? (Любое).
2) Изменится ли смысл предложения от изменения места этих слов? (Нет, не изменится).
3) А еще на какую особенность таких слов вы обратили внимание? (Они на письме выделяются запятыми, а при чтении – особойинтонацией).
/Слайд 14/И начался шум и на сцене, и в зале. Слово «бесспорно» перекочевало в конец предложения, но это никого не успокоило. И неизвестно, чем бы все закончилось, если бы на сцену не вышел самрежиссер. Он строго что-то сказал своенравному слову и вывел его из предложения.
-А почему на сцену вышел именно режиссер? (Это главный человек, он руководит спектаклем, а значит, должен навести порядок).
/Слайд15/.А вместо него режиссер ввел слово «вероятно». Теперьпредложение звучало так: Это представление, вероятно, вам понравится.
-Что изменилось в предложении? Как вы думаете, как дальше поведут себя слова-«артисты»? (Благодаря слову «вероятно» все должны помириться, потому что у зрителей теперь есть выбор: они сами решат, когда посмотрят спектакль, понравился он им или нет. Выбор должен быть всегда у каждого человека).
-Проверим, какой же вывод сделал Почемучка?/Слайд 16/.Мне, да и всем зрителям, такое предложение оченьдаже понравилось: артисты предполагают, что их ждет успех, но не считают это предположение бесспорным - зрители должны сами решить, нравится им или нет.
/Слайд 17/.Уселся я в кресло в зрительном зале поудобнее, приготовился смотреть...но, к сожалению, проснулся.
-Появилось новое слово «к сожалению». Какой смысл оно внесло в предложение? (Почемучке жалко, что сон закончился).
-/Слайд18/.Еще раз прочитаем тему урока. Думаю, вы догадались, что слова, которыми были так недовольны члены предложения и пытались отгородиться от них, и есть вводные. Кто помнит, какие это были слова? (Возможно, бесспорно, к сожалению)
Попробуем сформулировать определение, что же такое вводныеслова? Проверим, насколько мы правы. /Слайд 19/
Физминутка.
-Почемучка предлагает нам размяться « Буратино потянулся…»
-Ребята, во время физминутки, по-моему, прозвучало вводное лово, кто заметил, какое? (Видно)
IV.Письмо по памяти. Определение признаков вводных слов
-Восстановим по памяти предложения, в которых были вводныеслова. Продиктуйте их друг другу. Объясните знаки препинания.
Это представление, возможно, вам понравится.
Это представление, бесспорно, вам понравится.
Бесспорно, это представление вам понравится.
Уселся я в кресло поудобнее, приготовился смотреть, но, к сожалению, проснулся.
Перечислим признаки вводных слов: могут находиться в любом месте предложения (составляем схемы, показывающие расположение вводных слов),выделяются запятыми.
Можно ли задать к ним вопрос? (Нет, не зря другие члены предложения пытались их вытеснить).Вводные слова не являются членами предложения.
Проверим, все ли признаки вводных слов мы назвали./ Слайд 21./
I.Все на поиск вводных слов.
- Как найти вводное слово? Нужно найти слово, к которому невозможно задать вопрос, а потом попробуйте прочитать предложение без этого слова, смысл предложения практически не изменится./Слайд 22/. Объясните друг другу, как вы искали вводные слова и что у вас получилось./Слайд 23/
/Слайд 24/Помните ли вы песенку, в которой есть такие слова: И хорошее настроение не покинет больше вас?Мне хочется, чтобы при изучении трудной темы «Вводные слова» вас также не покидало хорошее настроение. Поэтому я предлагаю вам такую песенку./Песня/
-Ребята, если вам жаль, что в этой песенке мы вспомнили не обо всех вводных словах, придумайте сами ещё несколько куплетов.
VI.Подведение итогов урока.
-Какие слова называются вводными?
(Вводныминазываются слова, при помощи которых говорящий (пишущий) выражает свое отношение к высказыванию.)
- Назовите признаки вводных слов.
( Вводные слова могут стоять в начале, в середине или в конце предложения. Они выделяются запятыми. Вводные слова не являются членами предложения.)