5. Способствовать развитию самоконтроля и самооценки:
6. Способствовать воспитанию трудолюбия и любви к предмету.
Ход урока
I.Чистописание
·Для чего нам нужны уроки русского языка?
·С какой целью вы приходите на эти уроки?
·Ответы детей.
·Но также для того, чтобы научиться красиво писать, а учимся красиво писать мы на уроках чистописания. Сегодня мы напишем букву П, п. Охарактеризуйте её.
·Звук – это самая маленькая единица речи, которая обозначается буквой, а кроме звука, какие вы знаете единица языка? (Сочетание букв, слоги.)
·Вот давайте и напишем сочетание букв Пл пл Пр пр– сочетание и слоги По по Па па.
II.Словарная работа
·А какая единица языка имеет собственное значение? ( Слово.)
·А теперь мы займёмся словарной работой. А зачем нам нужна словарная работа?
·Ответы детей.
·Какие слова на букву Пп вы знаете?
Комментированное письмо словарных слов на Пп.
·Какое слово лишнее и почему?
·Сегодня мы познакомимся с еще одним словарным словом. А каким, вы узнаете, если выполните несколько заданий по определению каждой буквы искомого слова.
·Первая буква – это буква которую мы писали на чистописании. ( п )
·Вторая буква - ударная гласная в слове пароль. ( о )
·Третья и пятая буквы являются вторыми в словах правительство, привет. ( р )
·Четвертая и седьмая – обозначают глухой, твердый звук, парный звуку[д]. ( т )
·Шестая буква – безударная гласная в слове печаль? ( е )
·Какое слово получилось?
Портрет(ударение падает на второй слог, безударная гласная о. Запишите это слово в тетрадь.
·Как вы понимаете значение этого слова?
·А вот как объясняется это слово в толковом словаре. Портрет – изображение человека на картине, фотографии, скульптуре.
·Итак, это слово однозначное, используется в переносном значении – литературный портрет, – т.е. описание какого-либо литературного героя.
·Морфологический разбор комментирует ученик: существительное, начальная форма портрет – нарицательное, неодушевленное, мужской род, единственное число, именительный падеж, 2 склонение.
·Ребята, а где в нашем городе можно увидеть произведения художников, в том числе и портреты?
·Составьте простые предложения с этим словом. Докажите, что они простые.
III.Закрепление сложных предложений
·А теперь все внимание на доску. Читаем все вместе тему урока.
·С какой частью нашей темы мы уже знакомы? Вот о них сейчас и пойдет речь.
(Дать 2 карточки – работать на листочках, разбор сложных предложений)
(К доске выходит ученик А, пишет предложение, все остальные записывают его в тетрадь.)
Осыпаются астры в садах, стройный клен под окошком желтеет.
·Проанализируй это предложение (предложение повествовательное, 2 грамматические основы, значит предложение сложное, состоит из двух простых предложений; первое – осыпаются астры в садах, второе – стройный клен под окошком желтеет).
Оценивание
·А теперь, ребята, давайте сделаем вывод: Какие предложения мы называем сложными?
ВЫВОД:Предложения, которые состоят из двух или нескольких простых предложений, связанных по смыслу и интонации, называют сложными.
·А как практически определяем, что предложение сложное?
·Ответы детей.
IV.Объяснение нового материала
·Прочитайте вторую часть нашей темы.
·Дети читают: «Сложносочиненные предложения»
·Какая часть слова вам уже знакомо в этом слове? (сложно)
·Значит сложносочиненное предложение - сложное, то есть имеет две или три грамматические основы, но есть какая- то особенность.
·А какая?
·Все сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные сложные предложения.
·Вернемся к предложению ученика А. Как вы думаете какое это сложное предложение? ( бессоюзное)
·Совершенно верно.
·А если я подставлю между предложениями союзы, что произойдет с предложением?
·Оно станет союзным.
·А мы с вами знаем, что союзные предложения делятся на сложносочиненные предложения и сложноподчиненные.
·О сложноподчиненных предложениях мы поговорим через несколько уроков, а вот о сложносочиненных – сегодня. Кто догадался, какие же предложения будут сложносочиненными?
·Выслушиваем ответы детей и выводим правило:
Сложные предложения, которые состоят из двух или несколько простых, соединенных интонацией и сочинительными союзами, называются сложносочиненными.
V.Первичное закрепление
·На доске даны три предложения, но только одно из них сложносочиненное.
Какое? Внимательно прочитайте их.
1.Плывут паутины над сонным жнивьём, краснеют рябины под каждым окном.
2.Наступила ненастная осень и караваны птиц потянулись в теплые края.
3.Солнце дарит ягодам тепло и наливает их сладким соком.
·Давайте рассуждать все вместе. Посмотрите на первое предложение. Проанализируйте его (и так все три предложения). Запишите только сложносочиненное предложение в тетрадь и нарисуйте схему к нему.
ВЫВОД:Еще раз скажите, какие предложения называются сложносочиненные?
·Это правило вывили мы, а что сказано в учебнике?
·Читают хором.
·Как вы понимаете слово равнозначные?
·Зачитывают из толкового словаря.
·Равнозначные – имеющие такое же, одинаковое значение.
Итак:сложные предложения, состоящие из предложений равнозначных, независимых одного от другого, и соединяются интонацией и сочинительными союзами, называются сложносочиненными.
Запишем несколько предложений.
Зацвела ива. Пчелы вылетели за первым взятком. На лесных полянах робко показались подснежники.
- Разберем их, найдём грамматические основы предложений.
- Какие это предложения?
- Простые.
- Зависят ли они друг от друга?
- Нет.
- А теперь составьте из этих предложений сложносочиненное.
- Что вы для этого будете использовать?
- Союзы: и, а, но.
- Пожалуйста.
Зацвела ива, и пчёлы вылетели за первым взятком, а на полянах робко показались подснежники.
- Проанализируйте теперь это предложение (повествовательное, сложносочиненное, состоит и 3-х простых предложений, соединенное союзами и, а).
- Составьте схему.
[= ―], и [― =], а [= ―].
VI.Самостоятельная работа
- А теперь вы поработаете самостоятельно. Откройте учебник на странице 151, упражнение 374.
- Сколько предложений здесь дано?
- Три.
- Слушайте внимательно задание.
- Выпишете только сложносочиненные предложения, разберите их, т.е. найдите грамматические основы и нарисуйте схемы к предложениям.