Официальный сайт osinform 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Сложные предложения. Сложносочинённые предложения

Submitted by Таскира Габдульбаровна Собянина on Fri, 19/03/2010 - 15:53
Данные об авторе
Автор(ы): 
Собянина Таскира Габдульбаровна
Место работы, должность: 
МАОУ СОШ № 34
Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
начальное общее образование
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
Цели урока: 1. Способствовать формированию знаний о сложносочинённых предложени-ях, умения распознавать их и правильно ставить знаки препинания; 2. Способствовать развитию умения проводить морфологический, фонетический разборы слов; 3. Способствовать развитию орфографической зоркости; 4. Способствовать обогащению словарного запаса детей; 5. Способствовать развитию самоконтроля и самооценки: 6. Способствовать воспитанию трудолюбия и любви к предмету.

 

Тема урока: Сложные предложения. Сложносочинённые предложения
Цели урока: 1. Способствовать формированию знаний о сложносочинённых предложениях, умения распознавать их и правильно ставить знаки препинания;
2. Способствовать развитию умения проводить морфологический, фонетический разборы слов;
3. Способствовать развитию орфографической зоркости;
4. Способствовать обогащению словарного запаса детей;
5. Способствовать развитию самоконтроля и самооценки:
6. Способствовать воспитанию трудолюбия и любви к предмету.
 
Ход урока
I.            Чистописание
·         Для чего нам нужны уроки русского языка?
·         С какой целью вы приходите на эти уроки?
·         Ответы детей.
·         Но также для того, чтобы научиться красиво писать, а учимся красиво писать мы на уроках чистописания. Сегодня мы напишем букву П, п. Охарактеризуйте её.
·         Обозначает звуки [п], [п`]- согласный, парный, глухой.
·         Напишите красиво целую строчку.
·         Звук – это самая маленькая единица речи, которая обозначается буквой, а кроме звука, какие вы знаете единица языка? (Сочетание букв, слоги.)
·         Вот давайте и напишем сочетание букв Пл пл Пр пр– сочетание и слоги По по Па па.
II.            Словарная работа
·         А какая единица языка имеет собственное значение? ( Слово.)
·         А теперь мы займёмся словарной работой. А зачем нам нужна словарная работа?
·         Ответы детей.
·         Какие слова на букву Пп вы знаете?
Комментированное письмо словарных слов на Пп.
·         Какое слово лишнее и почему?
·         Сегодня мы познакомимся с еще одним словарным словом. А каким, вы узнаете, если выполните несколько заданий по определению каждой буквы искомого слова.
·         Первая буква – это буква которую мы писали на чистописании. ( п )
·         Вторая буква - ударная гласная в слове пароль. ( о )
·         Третья и пятая буквы являются вторыми в словах правительство, привет. ( р )
·         Четвертая и седьмая – обозначают глухой, твердый звук, парный звуку[д]. ( т )
·         Шестая буква – безударная гласная в слове печаль? ( е )
·         Какое слово получилось?
Портрет (ударение падает на второй слог, безударная гласная о. Запишите это слово в тетрадь.
·         Как вы понимаете значение этого слова?
·         А вот как объясняется это слово в толковом словаре. Портрет – изображение человека на картине, фотографии, скульптуре.
·         Итак, это слово однозначное, используется в переносном значении – литературный портрет, – т.е. описание какого-либо литературного героя.
·         Дайте краткий фонетический анализ этого слова.
·         Прокомментируйте (2 слога, 2 гласные,5 согласных,7 букв, 7 звуков).
·         Морфологический разбор комментирует ученик: существительное, начальная форма портрет – нарицательное, неодушевленное, мужской род, единственное число, именительный падеж, 2 склонение.
·         Ребята, а где в нашем городе можно увидеть произведения художников, в том числе и портреты?
·         Составьте простые предложения с этим словом. Докажите, что они простые.
III.            Закрепление сложных предложений
·         А теперь все внимание на доску. Читаем все вместе тему урока.
·         С какой частью нашей темы мы уже знакомы? Вот о них сейчас и пойдет речь.
(Дать 2 карточки – работать на листочках, разбор сложных предложений)
(К доске выходит ученик А, пишет предложение, все остальные записывают его в тетрадь.)
Осыпаются астры в садах, стройный клен под окошком желтеет.
·         Проанализируй это предложение (предложение повествовательное, 2 грамматические основы, значит предложение сложное, состоит из двух простых предложений; первое – осыпаются астры в садах, второе – стройный клен под окошком желтеет).
Оценивание
·         А теперь, ребята, давайте сделаем вывод: Какие предложения мы называем сложными?
ВЫВОД: Предложения, которые состоят из двух или нескольких простых предложений, связанных по смыслу и интонации, называют сложными.
·         А как практически определяем, что предложение сложное?
·         Ответы детей.
IV.            Объяснение нового материала
·         Прочитайте вторую часть нашей темы.
·         Дети читают: «Сложносочиненные предложения»
·         Какая часть слова вам уже знакомо в этом слове? (сложно)
·         Значит сложносочиненное предложение - сложное, то есть имеет две или три грамматические основы, но есть какая- то особенность.
·         А какая?
·         Все сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные сложные предложения.
·         Вернемся к предложению ученика А. Как вы думаете какое это сложное предложение? ( бессоюзное)
·         Совершенно верно.
·         А если я подставлю между предложениями союзы, что произойдет с предложением?
·         Оно станет союзным.
·         А мы с вами знаем, что союзные предложения делятся на сложносочиненные предложения и сложноподчиненные.
·         О сложноподчиненных предложениях мы поговорим через несколько уроков, а вот о сложносочиненных – сегодня. Кто догадался, какие же предложения будут сложносочиненными?
·         Выслушиваем ответы детей и выводим правило:
Сложные предложения, которые состоят из двух или несколько простых, соединенных интонацией и сочинительными союзами, называются сложносочиненными.
V.            Первичное закрепление
·         На доске даны три предложения, но только одно из них сложносочиненное.
Какое? Внимательно прочитайте их.
1.      Плывут паутины над сонным жнивьём, краснеют рябины под каждым окном.
2.      Наступила ненастная осень и караваны птиц потянулись в теплые края.
3.      Солнце дарит ягодам тепло и наливает их сладким соком.
·         Давайте рассуждать все вместе. Посмотрите на первое предложение. Проанализируйте его (и так все три предложения). Запишите только сложносочиненное предложение в тетрадь и нарисуйте схему к нему.
ВЫВОД: Еще раз скажите, какие предложения называются сложносочиненные?
·         Это правило вывили мы, а что сказано в учебнике?
·         Читают хором.
·         Как вы понимаете слово равнозначные?
·         Зачитывают из толкового словаря.
·         Равнозначные – имеющие такое же, одинаковое значение.
Итак: сложные предложения, состоящие из предложений равнозначных, независимых одного от другого, и соединяются интонацией и сочинительными союзами, называются сложносочиненными.
       Запишем несколько предложений.
Зацвела ива. Пчелы вылетели за первым взятком. На лесных полянах робко показались подснежники.
- Разберем их, найдём грамматические основы предложений.
- Какие это предложения?
- Простые.
- Зависят ли они друг от друга?
- Нет.
- А теперь составьте из этих предложений сложносочиненное.
- Что вы для этого будете использовать?
- Союзы: и, а, но.
- Пожалуйста.
Зацвела ива, и пчёлы вылетели за первым взятком, а на полянах робко показались подснежники.
- Проанализируйте теперь это предложение (повествовательное, сложносочиненное, состоит и 3-х простых предложений, соединенное союзами и, а).
- Составьте схему.
[= ―], и [― =], а [= ―].
VI.            Самостоятельная работа
- А теперь вы поработаете самостоятельно. Откройте учебник на странице 151, упражнение 374.
- Сколько предложений здесь дано?
- Три.
- Слушайте внимательно задание.
- Выпишете только сложносочиненные предложения, разберите их, т.е. найдите грамматические основы и нарисуйте схемы к предложениям.
VII.       Проверка
             (2 ученика рисуют схему на доске.)
            Зачитайте 1) сложносочиненное предложение, 2) сложные предложения.
Итоги этапа (самостоятельной работы)
VIII.      Развитие речи
- Здесь на доске даны начало пословиц, а вы должны их закончить так, чтобы получились сложносочиненные предложения.
Глаза страшатся, а … (руки делают).
Труд кормит, а … (лень портит).
(Разберите глаголы по составу те, кто сделал работу.)
- Докажите, что это сложносочиненные предложения. Найдите грамматические основы, нарисуйте схемы.
IX.        Проверка
             Вывод: Так какие предложения называют сложносочиненными?
             Сложные предложения, которые состоят из предложений равнозначных,
             независимых друг от друга и соединяются интонацией и сочинительными союзами
             называются сложносочиненными.
X.         Подведение итогов
            - Что нового узнали на уроке?
            - Поднимите руки, кто понял, какие предложения сложносочиненными.
            - А это мы сейчас узнаем.
            - Возьмите карточки в руки, внимательно прочитайте, подумайте под каким            номером сложносочиненное предложение?
            - Напишите номер и по моему знаку покажите.
              Итог
XI.         Оценки за урок
             - Все вы хорошо работали на уроке, но я бы хотела узнать, как вы оцениваете свой
               труд. Поставьте каждый себе оценку карандашом в тетрадь, а я посмотрю
               совпадают ли наши мнения и поставлю оценку в журнал. 
XII.         Домашнее задание
               Выучить правило на странице 151, упражнение 371 (выписать сложносочиненные
               предложения).
               По выбору: выписать 3 сложносочиненных предложений из учебника «Чтение».

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн