Дистанционное обучение – это обучение с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, которые выполняют функцию связующего звена между учениками и учителем, находящимися на расстоянии. Расстояние возникает, когда в школе нет учителя и учащиеся вынуждены обращаться за помощью к учителям, находящимся в других населённых пунктах, когда дети болеют и не могут посещать школу, когда требуется организовать внеклассные индивидуальные занятия для нестандартного ребёнка. Возможно, вы назовете и другие ситуации, в которых дистанционное обучение может стать если не единственной, то очень востребованной формой педагогического общения.
Дистанционная форма обучения предоставляет обучающимся возможность освоения образовательных программ в удобное для них время и независимо от их местонахождения, в любом месте, где есть компьютер и Интернет.
Дистанционное обучение алгебре активно использует различные типы ЦОР, в том числе комплекты гипертекстовых мультимедийных материалов, тестовые системы. В дистанционном обучение также возможно использование различных виртуальных конструкторов.
И таких материалов в распоряжении учителя сегодня достаточно много. В рамках различных федеральных программ, нацеленных на развитие российского образования, был разработан большой массив цифровых образовательных ресурсов по всем школьным дисциплинам, в том числе и по алгебре.
Дистанционное обучение может включать и работу с различными нецифровыми материалами. В этом случае в системе дистанционного обучения фиксируются только результаты деятельности обучающегося, например полученные ответы.
Одну из моделей дистанционного обучения алгебре нам предстоит освоить в ходе работы этого мастер-класса, испытав на себе все ее достоинства и недостатки.
Дистанционное обучение является важнейшей формой образовательного процесса, появившейся благодаря внедрению в учреждения образования современных средств ИКТ.
Дистанционное обучение представляет собой совокупность современных педагогических, компьютерных и телекоммуникационных технологий, методов и средств, обеспечивающая возможность обучения без посещения учебного заведения, но с регулярными консультациями у преподавателей. Дистанционная форма обучения не регламентирует временные и территориальные требования к реализации учебного процесса.
Необходимым условием успешной организации дистанционного обучения является:
- описание ожидаемых от ученика действий;
- отбор материала по содержанию;
- структурная организация учебного материала, включение его в процесс обучения;
- выбор типов упражнений (раздел «Теория», «Практика», «Контроль»);
- применение интерактивных информационных обучающих систем;
- комплектование иллюстративного ряда, слайдов, графических изображений.
Применение интерактивных информационных средств обучения повышает эффективность уроков, процесса их выполнения, а также самоконтроля, самооценки и оценки успешности обучения.
Учитель, планирующий дистанционный урок сам должен понимать:
- какие цели он ставит перед собой при разработке урока;
- чему он хочет научить ученика;
- как сформулировать их для учащегося.
Алгоритм действий для создания дистанционных занятий
Для создания дистанционного занятия предлагается следующий примерный алгоритм действий:
1. Создается план-конспект, включающий описание этапов занятия с указанием планируемого времени на выполнение каждого этапа:
· описание темы,
· целеполагание,
· постановка проблемы,
· входной тест,
· лекция,
· промежуточный тест,
· виртуальная лаборатория,
· выводы.
2. Выполняется наполнение этапов материалами:
· текстами,
· слайдами,
· виртуальными моделями,
· вопросами различных типов,
· другими материалами.
3. Просматриваются получившиеся занятия.
4. Редактируются материалы.
Каждый этап должен наполняться ЦОРами, с соответствующим содержанием.
Для того, чтобы ученик смог организовать, выполнить и оценить свою работу ему необходимо сообщить цели его обучения.
Необходимо сформулировать:
· действия, которые может продемонстрировать успешный обучаемый;
· действия (более тонкое описание), которые может продемонстрировать менее успешный обучаемый;
· специфику предмета.
Для того чтобы выполнялись цели обучения необходимо:
· включить в описание правила выполнения задания и образец итогового задания,
· сообщить ученику условия выполнения задания;
· показать оформление, форму записи решения упражнений и задач.
Важной частью дистанционного обучения является проверка деятельности учащихся с обучающим материалом курса.
Критерии оценки должны быть сообщены учащимся для того, чтобы зафиксировать, качество выполнения требуемого действия, чтобы считать обучение законченным. Критерии должны позволить ученику самостоятельно оценить и скорректировать личные результаты обучения.
Алгоритм действия ученика при выполнении задания:
- Определить условия, при которых должно выполняться задание.
- Установить источники информации, к которым может обратиться учащийся для выполнения учебной задачи,
- Выяснить способы, методику выполнения задания.
- Определить критерии, удовлетворяющие желаемому результату, это поможет учащемуся самостоятельно оценить уровень выполнения задания
- Продолжим рассмотрение ЦОР, в наибольшей степени ориентированных на дистанционное обучение школьников.
Можно выделить следующие типы ресурсов для дистанционного обучения:
1) информационные, теоретические – в них представлены основные теоретические сведения, причем, текстовые материалы снабжены иллюстрациями (статические изображения и анимационные ролики); в ряде ресурсов тут же предлагается оперативный контроль в форме одного-двух вопросов;
2) практические – в них ученику предлагается выполнить несколько заданий или ответить на вопросы, причем, в случае неудачи ему предоставляется возможность повторного ответа или теоретическая подсказка;
3) контролирующие – в них ученику предлагается ответить на вопросы и выполнить задания, при этом фиксируются полученные им результаты.
Каждый из типов ресурсов соответствует определенному этапу урока (занятия).
Следует отметить, что последовательное использование ресурсов информационного, практического и контролирующего типа по некоторой теме, фактически, определяет ход соответствующего дистанционного урока.
Учитель, подбирающий сегодня цифровые образовательные ресурсы к своему уроку, должен выступать в роли эксперта, самостоятельно оценивающего найденные им материалы, и использовать на уроке только те из них, которые отвечают основным содержательно-методическим и дизайн-эргономическим требованиям.
Различные интересные материалы по дистанционному обучению можно найти на следующих сайтах:
2. Сайт Интернет-школы Просвещение.RU / НП Телешкола. – Москва, 2003. – Режим доступа: http://www.internet-school.ru/
3. Сайт дистанционного обучения шк ольников на профильном уровне / МЭСИ. – Москва, 2006. – Режим доступа: http://www.e-school.mesi.ru/
4. Сайт Виртуальная школа / ФГНУ «Госинформобр». – Москва, 2006. – Режим доступа: http://vs.iot.ru/
5. Сайт «iШкола» Центра образования «Технологии обучения» / ЦО «Технологии обучения». – Москва, 2003. – Режим доступа: http://iclass.home-edu.ru/
При подготовке дистанционных курсов Мы будем опираться на комплект ресурсов по учебнику «Алгебра», 9 класс. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. и др.
Этот учебник реализует идеи концепции "Школа 2000". Главная цель названной концепции развитие личности школьника в процессе его собственной деятельности, которая приводит к новому знанию. Учебник направлен на развитие логического мышления через достаточную систему упражнений. В нем заложены возможности формирования математической речи, выработки у учащихся умения осуществлять поиск путей решения проблем.
Найти данный комплект ресурсов мы можем в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ . Выбрав 9 класс и предмет «Алгебра» вы находите раздел «Учебные материалы», в котором содержатся разработанные комплекты ЦОР к учебникам.
Данный комплект разработан, прежде всего для учителей, использующих "Алгебра 9" (авт. Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова), включающий:
- Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений / Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова; под ред.С.А.Теляковского. - М.: Просвещение, 1990-2000.
- Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, Л.М.Короткова. Дидактические материалы по алгебре 9 кл. - М.: Просвещение, 1992-1999.
- М.Б.Миндюк, Н.Г.Миндюк, Разноуровневые дидактические материалы по алгебре 9 кл. - М.: Генжер, 1996-2000
- М.Б.Миндюк, Н.Г.Миндюк, Разноуровневые дидактические материалы по алгебре 9 кл. - М.: Генжер, 1996-2000
- Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, Л.М.Короткова. Дидактические материалы по алгебре 9 кл. - М.: Просвещение, 1992-1999.
- М.Б.Миндюк, Н.Г.Миндюк Алгебра: Рабочая тетрадь для 9 кл. - М.: Генжер, 1996-2000
- Тематический контроль по алгебре. Пособия для 7, 8, 9 кл. (авт. М.Б.Миндюк, Н.Г.Миндюк М.: Интеллект-Центр, 1997-1999).
|