Кириллова Людмила Васильевна, учитель английского языка МОУ Заворонежской средней общеобразовательной школы Мичуринского района Тамбовской области
Одной из актуальных проблем методики преподавания иностранных языков в школе является дифференцированный подход в обучении. Эта проблема не новая, но, наверное, далеко не полностью раскрыто всё многообразие её сторон, вся значимость её при решении задач активизации процесса обучения. Уверена, что у каждого учителя, работающего в школе, эта, на первый взгляд, вроде бы не сложная проблема вызывает трудности. Главная трудность вызвана неумением найти оптимальное сочетание индивидуальных, групповых и фронтальных форм работы при обучении иностранному языку. Другие трудности связаны с определением индивидуальных особенностей личности учащегося и организацией на этой основе деятельности учителя, направленной на развитие умственных способностей каждого ученика. Всё это побудило меня обратиться к соответствующей литературе и опыту учителей-практиков.
Прежде всего, бесспорным фактом является разная степень подготовленности школьников. Чтобы правильно понять причины неравномерной успеваемости учеников класса, необходимо выявить причины неравномерной успеваемости учащихся класса, необходимо выявить причины отставания каждого и разобраться в них. Эти причины различны: один пропустил уроки по болезни, другой был невнимателен на уроке, а третий не понял объяснение учителя на уроке. Некоторые психологи и методисты считают, что зачастую дифференциация в обучении иностранному языку основывается не на индивидуальных особенностях личности ученика, а лишь на индивидуальных пробелах в его знаниях. Способности к изучению иностранного языка не одинаковы: одним язык даётся легко, другим – с большим трудом. Следует отметить и тот факт, что учебный материал на разных ступенях обучения может усваиваться учащимися одного и того же класса по-разному: одни легче усваивают лексику, в силу хорошо развитой механической памяти, у других более развито слуховое восприятие, поэтому они успешно справляются с заданиями по аудированию и т. д. Кроме того у всех детей разный склад мышления.
Изучение интересов и склонностей учащихся, их учебных возможностей, а также анализ перспектив развития этих возможностей должны послужить исходным моментом в дифференцированном подходе к обучению иностранному языку. Я убедилась на собственном опыте, что осуществлять всё это на практике нелегко. Основная трудность заключается в подборе и использовании заданий дифференцированной степени сложности. При выполнении заданий с одинаковой степенью сложности способный и менее способный ученики могут добиться одинакового результата только при разных затратах времени.
Часто бывает так, что даёшь слабому ученику менее сложное задание, чем сильному, исходя из соображения: пусть сделает меньше, да лучше. С одной стороны, это, конечно, правильно. Давая возможность слабому ученику принять участие в учебном процессе, тем самым активизируя его способности. Но тогда у сильного учащегося может возникнуть правомерный вопрос: «Почему мне приходится учить так много и выполнять такие сложные задания, если моему однокласснику, чтобы получить такую же оценку, достаточно сделать работу гораздо меньшую по объёму и более лёгкую по степени трудности?». Вот почему порой трудно ответить на подобный вопрос. Ребёнку это не всегда понятно, особенно если слабый ученик отстаёт из-за своей нерадивости, лени (пропустил уроки, невнимательно слушал учителя, а ему делаются поблажки: даются лёгкие задания). Дело в том, что дети менее чем взрослые, склонны доискиваться до сути вещей. В данном случае налицо явная «несправедливость» учителя, и заставить ребёнка разувериться в этом нелегко. С другой стороны, нельзя игнорировать принцип индивидуального подхода к каждому ученику, иначе неусвоенный однажды материал может сделать учащегося постоянно отстающим.
Знание индивидуальных особенностей ребят позволяет предвидеть возникновение возможных конфликтных ситуаций на уроке, как, например, в случае несовпадения самооценки школьника с оценкой его ответа учителем. Я обычно стараюсь запланировать опрос учащихся на уроке. Это даёт возможность продумать варианты их ответов, реакцию учащихся на ответ одноклассника. Я выставляю оценки за каждый вид речевой деятельности, что позволяет выявить индивидуальные пробелы в знаниях.
Я понимаю дифференцированный подход в обучении следующим образом: не только дифференцированные задания по сложности, но и дифференцирование условий выполнения этих заданий (различная помощь учителя сильным и слабым учащимся, различное время для выполнения задания, для обдумывания ответа), а также форм контроля за их выполнением.
Таким образом, можно предложить следующие основные варианты осуществления дифференцированного подхода в обучении иностранному языку:
Дифференцированная сложность задания – одинаковые условия его выполнения для всех учащихся – одинаковые формы контроля за его выполнением;
Дифференцированная сложность задания – дифференцированные условия его выполнения для всех учащихся – одинаковые формы контроля;
Дифференцированная сложность задания – дифференцированные условия его выполнения для всех учащихся – дифференцированный контроль за его выполнением;
Одинаковая сложность задания для всех учащихся – дифференцированные условия его выполнения – дифференцированный контроль;
Одинаковая сложность задания для всех учащихся – одинаковые условия его выполнения – дифференцированный контроль за его выполнением;
Привожу несколько примеров дифференцированного подхода в обучении из опыта работы по учебнику «Millie-3», где изучается грамматический материал PresentProgressive. Освоение структуры с этим временем осуществляется первоначально с опорой на наглядность. Например:
T – P1: What are you doing?
P1: I’m writing.
T – P2: Vadim, stand up, please. Go to the door.
P2: I’m going to the door.
T – P3: What is Vadim doing?
P3: He is going to the door.
T – P4: Is he going to the blackboard?
P4: No, he isn’t. He is going to the door.
Работают и сильные и слабые ученики, помогая друг другу. Далее роль учителя берёт на себя один из хорошо подготовленных учащихся. После этого ведущим может быть любой ученик из группы, в том числе и менее способный.
Успешно осуществляется овладение этим грамматическим материалом с помощью раздаточного материала. Предлагаю задание трёх степеней сложности, в зависимости от уровня овладения школьниками PresentProgressive.
Для учащихся с высокой степенью подготовленности даётся задание
описать картинку.
Менее подготовленные учащиеся получают задание посмотреть на картинку, ответить на вопросы.
Учащимся с низким уровнем обученности предлагается следующее задание. Им даются карточки с глаголами в PresentProgressive.
Такие дифференцированные задания позволяют слабым учащимся переходить к освоению данного материала на более высоком уровне.
Наиболее сложным моментом в изучении этой грамматической темы является умение различать PresentProgressive и PresentSimple. Cлабые ученики успешнее преодолевают трудности в различении этих грамматических времен, если использовать в качестве опоры два хорошо известных слова nowusually.
Примернаяситуация.
T- РР: Look at this picture. This is a pupil.
T – P1: Is he going to school now?
P1: No, he isn’t
T – P2: Does he go to school ( usually)?
P2: Yes, hedoes.
Отрабатывая таким образом подобные грамматические структуры, ученики осваивают их на доступном им уровне. Этот уровень максимально высок у каждого.
Учебник «New Millennium English - 6» Цикл10.Урок 2 Famous Travellers. При выполнении задания по аудированию текста упражнения 2а стр.144 учащиеся встречают много трудностей: большой по объёму текст, много говорящих, Why-question в задании 2а. Текст для понимания сложный, но интересный. Опыт показывает, что значительную трудность для многих учащихся при выполнении задания по аудированию представляют и понимание содержания текста, и умение показать учителю то, что понято (т.е. раскрыто содержание). Поэтому сильным учащимся можно предложить выполнение упражнения 3bстр.115, а слабым 2b стр.114, затем при втором прослушивании учащимся можно соответственно предложить упр. «Anyonecangointospace» и упражнение 3b.
Упражнения в рабочей тетради продуманы по степени сложности и дают прекрасную возможность дифференцированно подходить к домашним заданиям. Кому-то достаточно одного упражнения, а кому-то нужно выполнить 2-3.
Более сильный ученик может справиться со сложным заданием, которое не под силу слабому ученику.
Таким образом, основными задачами дифференцированного подхода в обучении иностранному языку считается удовлетворение потребностей и сильных, и слабых учащихся с учётом их индивидуальной подготовленности, индивидуальных качеств каждого.
|
На: Дифференцированный подход в обучении английскому языку
Современные учебники и рациональная организация труда дает нам возможность это осуществлять!
На: Дифференцированный подход в обучении английскому языку
Представленный в данной статье материал является актуальным ,и практически каждый учитель сталкивается с проблемой как научить детей ,обучающихся в одном коллективе,но с разным уровнем подготовки,особенно там,где имеет место так называемая "текучка",я имею в виду военные гарнизоны,городки,поскольку сама работаю в одном из таких.У всех у нас есть свои "изюминки"при обучении таких детей, и автор данной статьи представил свой интересный вариант,за что ей огромное спасибо.
Петрова Наталья