Submitted by Марина Ивановна Козлова on чт, 04/03/2010 - 03:58
Ход урока.
1. Психологический настрой на урок.
Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю».
2. Сообщение темы и задач урока.
Урок русского языка мы проведем в форме игры «Счастливый случай». На уроке мы продолжим учиться красиво и грамотно писать, будем думать и рассуждать. Сегодня встретятся 3 команды друзей. Наша задача проявить свои знания и выявить команду-победительницу и лучших знатоков в каждой из них. За правильный ответ дается жетон. Победит тот, у кого их соберется больше. Чтобы дать командам названия, ответьте на вопросы:
- Какие части слова знаете?
- Что такое приставка?
- Что такое корень?
- Что такое суффикс?
- Что такое окончание?
Итак, название 1 команды – корень, 2 – суффикс, 3 – окончание.
3. Минутка чистописания.
Если вы правильно отгадаете загадки и расположите все слова по горизонтали, то узнаете слово, зашифрованное в вертикальном столбце.
(Работа в блокноте страница 1. Разгадывание кроссворда. Перенос букв в нужные ячейки)
По горизонтали: Хоть верь, хоть не верь,
Пробежал по лесу зверь.
Нес на лбу он неспроста
Два развесистых куста. (Олень)
Горел в траве росистой
Фонарик золотистый.
Потом померк, потух
И превратился в пух. (Одуванчик)
Межи деревянные,
А поля стеклянные. (Окна)
Что за дерево такое,
Ветра нет, а лист дрожит. (Осина)
- Какое слово получилось? (Очки)
- Какая орфограмма в слове очки?
- С какой буквы оно пишется? Расскажите об этой букве, какой звук она обозначает?
Повторение каллиграфического написания буквы, узора из соединения нескольких букв «о». Запись слов-отгадок.
4. Словарный диктант. (Работа с блокнотом страница 2. К представленным картинкам учащиеся подбирают и записывают в тетрадях словарные слова, после чего происходит проверка: открываются карточки-шторки, уч-ся объясняют написание слов)
Костер, кровать, метро, заяц, театр, рябина, природа.
Разминка закончилась, начинаем игру.
5. Обобщение по теме.
1-й гейм. Найти друзей.
- Прочитать слова, определить часть речи. От данных слов образовать однокоренные слова.
1 команда: лечить (лечение, лекарство, лекарь).
2 команда: берег (бережок, набережная, береговой).
3 команда: горка (горный, горец, пригорок).
2 гейм. (Работа в блокноте страница 3.
Учащиеся составляют из предложенных частей слово, опускается на один уровень шторка и осуществляется проверка данного слова. Используя маркер ученики разбирают слово по составу.
- Составить из частей слово, разобрать по составу:
1 команда: и, ник, под, снеж (подснежники);
2 команда: а, к, по, сад (посадка);
3 команда: а, ушк, корм (кормушка).
Физкультминутка. Игра «Не ошибись»: учитель называет команды, но выполнять их надо только после слова «пожалуйста».
3 гейм. (Работа в блокноте страница 4)
Написать слово к каждой схеме:
1 команда: корень, суффикс, окончание;
2 команда: приставка, корень, окончание;
3 команда: приставка, корень, суффикс, окончание.
4 гейм. Игра «Кто больше»: за 1 минуту записать как можно больше слов, образованных при помощи приставок:
1 команда: у, при, по, вы, за, с, пере, от, но и слова «ход»;
2 команда: вы, об, за, при, пере, про, из, по, на, от, под, раз и слова «учить»;
3 команда: от, за, пере, про, по, вы, раз, на, за, под и слова «работать».
5 гейм. Игра «Это все мы проходили»: У каждой команды по две карточки с вопросами, ответы на которые есть на карточках в других командах. Задача: найти и зачитать ответ на заданный вопрос. Остальные сигнализируют его правильность. За правильный ответ защитывается очко.
1 команда задает вопросы:
- Что такое основа слова?
- Какая часть слова бывает во всех словах?
2 команда: