1. ЭОР должен быть педагогически целесообразным:
· Соответствовать по содержанию регламентируемым Министерством образования и науки Российской Федерации нормативным требованиям, учебным планам и иным документам;
· соответствовать основным дидактическим принципам (научность, доступность, наглядность и т. д.);
· обладать логичностью и последовательностью в изложении учебного материала и организации учебной деятельности;
· поддерживать по возможности межпредметные связи;
· содержать оптимальные, эффективные и разнообразные формы и методы контроля учебных достижений школьников (промежуточных, итоговых): множественность в типологии тестовых заданий, заданий тренажеров, контрольных работ, проблемно-поисковых и эвристических заданий; вариативность тестовых заданий, заданий тренажеров, контрольных работ, проблемно-поисковых и эвристических заданий; адекватность оценивания уровня учебных достижений учащихся;
· содержать адекватные решаемым педагогическим задачам технологические решения и формы представления материала (аудио, видео, анимация, графика, таблицы).
2. ЭОР должен соответствовать возрастным особенностям обучаемых:
· соответствие тем и учебных заданий возрасту обучаемых;
· соответствие темпа подачи учебного материала индивидуальным особенностям обучаемых за счет наличия возможности регулировки и/или пошагового представления учебного материала;
· учет психологических особенностей учащихся для активизации внимания и развития интереса к предмету;
· приемлемость требований к уровню технической подготовки школьников.
3. Должна быть предусмотрена вариативность образования:
· наличие в содержании компоненты, обеспечивающей реализацию уровневой дифференциации (наличие нескольких уровней сложности, соответствующих уровням усвоения учебного материала);
· наличие возможности изменения последовательности подачи материала для поддержки традиционных и внедрения новых методик обучения;
· наличие разнообразных средств ведения диалога: вопросы в произвольной форме, ключевые слова, форма с ограниченным набором символов и др.
4. ЭОР должен быть методически обеспечен:
· наличие комплекта методических материалов (для учителя, для учителя и ученика, для ученика);
· четкая определенность роли, места и времени использования ЭОР;
· четкое и однозначное указание на место в содержании программы по предмету;
· наличие перечня знаний и умений, необходимых для освоения ЭОР;
· четкое указание на те знания и умения, которые должны быть приобретены после прохождения (освоения) ЭОР;
· наличие своевременной, проблемно-ориентированной, адекватной, лаконичной и доступной помощи.
5. Должны быть учтены следующие требования к содержанию ЭОР:
· информация должна быть достоверной, т.е. обеспечивать реализацию принципа научности обучения; должны отображаться и/или моделироваться реальные события, факты, явления и процессы;
· содержание, объем и глубина информации должны соответствовать установленным в Российской Федерации государственным образовательным стандартам;
· информация ЭОР должна быть комплементарна учебнику (учебно-методическому комплекту) и не должна входить в конфликт с информацией других средств обучения, используемых в школе;
· учебный материал и лексика должны соответствовать уровню знаний и словарному запасу обучающихся;
· в основной учебной информации гуманитарного цикла должны быть представлены альтернативные точки зрения на исторические факты, явления общественной и культурной жизни, произведения искусства;
· в основной учебной информации естественно-математического цикла могут быть представлены различные точки зрения на изучаемые объекты и явления, если они не противоречат современной естественнонаучной картине мира; могут включаться гипотезы с обязательным указанием на их недоказанность;
· научно недостоверная и ложная информация может быть предъявлена исключительно с целью ее самостоятельного опровержения учеником;
· учебная информация должна отвечать принципам системности и систематичности;
· объем предлагаемой информации должен соответствовать возрастным скоростным возможностям зрительного и слухового восприятия школьников;
· количество новых теоретических знаний (терминов, понятий, законов и пр.), вводимых в ходе одного занятия с ЭОР, — 3 ± 2; количество новых фактов (описаний) — 7 ± 2.
6. Если ЭОР ориентирован на самостоятельную работу учащихся, он должен дополнительно отвечать следующим требованиям:
· должна быть в явном виде представлена информация о целях и задачах изучения материала, его структуре;
· должна быть заложена учебная информация, организующая управление познавательной деятельностью ученика;
· учебная информация должна обеспечивать создание положительной мотивации к изучению материала;
· основная учебная информация должна быть поддержана дополнительной информацией, связывающей изучаемый материал с повседневной жизнью школьника;
· учебная информация должна иметь ярко выраженный развивающий характер;
· учебная информация должна иметь ярко выраженный воспитательный характер;
· учебная информация должна быть дополнена инструментами и методиками самооценки учащегося;
· обучающемуся должны быть доступны методические рекомендации по изучению курса.
7. От ЭОР, ориентированных на работу под руководством учителя, дополнительно требуется:
· должны содержаться материалы, которые поддерживают изложение материала перед аудиторией;
· должны содержаться методические рекомендации для учителя (методическая предметная информация: программа, заложенные и реализованные методические идеи, нормативные ссылки, рекомендации по изучению учебной информации; информация и рекомендации о других источниках учебной информации, информация о правилах работы с ресурсом и о разрешении возможных затруднений).
8. При отборе информации для ЭОР следует иметь в виду следующее:
· сложность понимания увеличивается с ростом основного состава слов, насчитывающих более 3 слогов;
· объем кратковременной памяти равен 7±2 единиц (несвязных цифр, несвязных слогов или слов);
· продуктивность осмысленного запоминания в 20 раз выше механического;
· пропускная способность зрительного анализатора человека значительно больше, чем слухового;
· контекстное окружение основной информации напрямую влияет на скорость и точность её распознавания и восприятия;
· конфигурация пространственных стимулов имеет большое значение для репрезентации в визуальной кратковременной памяти информации о пространственном расположении, цвете и форме стимулов.
9. В ЭОР должны соблюдаться следующие правила предъявления информации различного вида:
· сжатость и краткость изложения текста, максимальная информативность (тяжело читать большой текст с экрана), но без ущерба для полноты выражения мысли;
· использование слов и сокращений, знакомых и понятных обучаемому; сокращения должны быть общеупотребительными и сведены к минимуму;
· реализация принципа структурности: отсутствие нагроможденности, четкий порядок во всем; тщательная сгруппированность (структурирование) информации; объединение отдельных семантически связанных информационных объектов в целостно воспринимаемые группы;
· наличие кратких и емких заголовков, маркированных и нумерованных списков; текст должен легко просматриваться;
· вся наиболее важная информация должна помещаться в левом верхнем углу экрана и быть доступной без скроллирования;
· отведение каждому положению (каждой идее) отдельного абзаца текста;
· основная идея абзаца должна находиться в самом его начале (в первой строке); лучше всего запоминаются первая и последняя мысли;
· таблицы (матрицы) позволяют представить материал в компактной форме и наглядно показывают связи между различными понятиями; матричный формат предъявления материала более эффективен, чем текстовый или линейный; таблицы должны помещаться на один экран без скроллирования; большие таблицы рекомендуется разбивать на несколько более мелких;
· графика должна органично дополнять текст; динамика взаимоотношений вербальных и графических элементов и их количество определяется функциональной направленностью учебного материала;
· целесообразно использование мнемонических репрезентаций, когда информация предъявляется в визуальной форме, в виде образов, метафорически передающих суть изучаемых явлений и понятий; информация репрезентируется в различных кодах, и образуется больше тематических связей между уже известным и новым для ученика материалом;
· при представлении знаний в виде моделей необходимо учитывать, что пространственные знания, полученные через модели, приводят к тому, что обучаемые занимают позицию персонажей, находящихся внутри ситуации; в случае предъявления схем и диаграмм обучаемые занимают позицию внешних наблюдателей, находящихся снаружи ситуации;
· при проектировании характера и последовательности предъявления учебного материала должен соблюдаться принцип стадийности: детальная и интегральная информация, требующаяся обучаемому на четко разграниченных стадиях решения задач, может разделяться в пространстве (одновременное отражение в разных зонах экрана) или во времени (последовательное отображение различной информации);
· при предъявлении материала, необходимого для целостного понимания определенного вопроса, следует соблюдать принцип совместности; пояснения к графическим иллюстрациям должны располагаться как можно ближе к ним (принцип пространственной совместности); текст и соответствующее ему изображение должны предъявляться одновременно, а не последовательно (принцип временной совместности); это создает целостность образной и вербальной информации и повышает степень восприятия;
· иллюстрации (карты, планы, схемы и т.д.), представляющие сложные модели или устройства, должны быть снабжены системой мгновенной подсказки (помощи), появляющейся или исчезающей синхронно с движением курсора по отдельным элементам иллюстрации;
· должен учитываться принцип использования ассоциаций и стереотипов, который основан на преимущественном применении в обучающих программах символов, ассоциирующихся с обозначаемыми объектами, процессами и явлениями, вместо абстрактных условных знаков;
· инструкции по выполнению заданий необходимо тщательно продумывать на предмет ясности, четкости, лаконичности, однозначности толкования; слишком длинные и излишне подробные инструкции резко снижают мотивацию обучающихся к продолжению работы;
· вся вербальная информация должна тщательно проверяться на отсутствие орфографических, грамматических и стилистических ошибок;
· производительность обучения значительно повышается, если задействованы зрительный и слуховой каналы восприятия информации (эффективность слухового восприятия информации – 15%, зрительного – 25%, а их одновременное включение – до 65%); поэтому рекомендуется, там, где это возможно, использовать кроме визуального ряда звуковое сопровождение;
· дикторский текст должен носить эмоциональный характер, включая риторические вопросы, восклицания, прямые обращения к ученику. В дикторском тексте не допускаются:
· канцеляризмы, жаргонизмы, штампы, повторы, если это не обусловлено спецификой изучаемого вопроса;
· иноязычные термины, если имеются соответствующие русские аналоги;
· термины, не соответствующие уровню подготовки школьников;
· полное повторение текста учебника.
· медиа-составляющие, при их наличии, должны:
· однозначно идентифицироваться пользователем: название, сопроводительный текст и управляющие кнопки должны информировать пользователя о том, что перед ним находится объект, который можно «запустить», и подсказывать, как это можно сделать;
· иметь указание на длительность;
· иметь возможность запуска, остановки и возобновления работы с любого момента;
· иметь указатель текущего положения;
· иметь кнопку для полноэкранного просмотра с указанием на способ возвращения в исходный режим;
· иметь регулятор громкости с возможностью полного отключения звука.
10. Все заимствованные материалы, используемые в ЭОР должны быть должным образом атрибутированы:
· для использованной репродукции картины атрибутами являются: название, имя автора, год написания, размеры, материал и музей, где она хранится;
· для заимствованного текста атрибутами являются автор, название, издательство, год издания, если текст является переводом, то также должен указываться переводчик.
|