Официальный сайт aktuell 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Лекция "Содержательные и методические требования"

Выберите действие:

 

 

 

 

 1.     ЭОР должен быть педагогически целесообразным:

·        Соответствовать по содержанию регламентируемым Министерством образования и науки Российской Федерации нормативным требованиям, учебным планам и иным документам;
·        соответствовать основным дидактическим принципам (научность, доступность, наглядность и т. д.);
·        обладать логичностью и последовательностью в изложении учебного материала и организации учебной деятельности;
·        поддерживать по возможности межпредметные связи;
·        содержать оптимальные, эффективные и разнообразные формы и методы контроля учебных достижений школьников (промежуточных, итоговых): множественность в типологии тестовых заданий, заданий тренажеров, контрольных работ, проблемно-поисковых и эвристических заданий; вариативность тестовых заданий, заданий тренажеров, контрольных работ, проблемно-поисковых и эвристических заданий; адекватность оценивания уровня учебных достижений учащихся;
·        содержать адекватные решаемым педагогическим задачам технологические решения и формы представления материала (аудио, видео, анимация, графика, таблицы).
 

 

2.     ЭОР должен соответствовать возрастным особенностям обучаемых:

·        соответствие тем и учебных заданий возрасту обучаемых;
·        соответствие темпа подачи учебного материала индивидуальным особенностям обучаемых за счет наличия возможности регулировки и/или пошагового представления учебного материала;
·        учет психологических особенностей учащихся для активизации внимания и развития интереса к предмету;
·        приемлемость требований к уровню технической подготовки школьников.
 

 

3.     Должна быть предусмотрена вариативность образования:

·        наличие в содержании компоненты, обеспечивающей реализацию уровневой дифференциации (наличие нескольких уровней сложности, соответствующих уровням усвоения учебного материала);
·        наличие возможности изменения последовательности подачи материала для поддержки традиционных и внедрения новых методик обучения;
·        наличие разнообразных средств ведения диалога: вопросы в произвольной форме, ключевые слова, форма с ограниченным набором символов и др.
 

 

4.     ЭОР должен быть методически обеспечен:

·        наличие комплекта методических материалов (для учителя, для учителя и ученика, для ученика);
·        четкая определенность роли, места и времени использования ЭОР;
·        четкое и однозначное указание на место в содержании программы по предмету;
·        наличие перечня знаний и умений, необходимых для освоения ЭОР;
·        четкое указание на те знания и умения, которые должны быть приобретены после прохождения (освоения) ЭОР;
·        наличие своевременной, проблемно-ориентированной, адекватной, лаконичной и доступной помощи.
 
 

5.     Должны быть учтены следующие требования к содержанию ЭОР:

·        информация должна быть достоверной, т.е. обеспечивать реализацию принципа научности обучения; должны отображаться и/или моделироваться реальные события, факты, явления и процессы;
·        содержание, объем и глубина информации должны соответствовать установленным в Российской Федерации государственным образовательным стандартам;
 

·        информация ЭОР должна быть комплементарна учебнику (учебно-методическому комплекту) и не должна входить в конфликт с информацией других средств обучения, используемых в школе;

·        учебный материал и лексика должны соответствовать уровню знаний и словарному запасу обучающихся;
·        в основной учебной информации гуманитарного цикла должны быть представлены альтернативные точки зрения на исторические факты, явления общественной и культурной жизни, произведения искусства;
·        в основной учебной информации естественно-математического цикла могут быть представлены различные точки зрения на изучаемые объекты и явления, если они не противоречат современной естественнонаучной картине мира; могут включаться гипотезы с обязательным указанием на их недоказанность;
·        научно недостоверная и ложная информация может быть предъявлена исключительно с целью ее самостоятельного опровержения учеником;
·         учебная информация должна отвечать принципам системности и систематичности;
·        объем предлагаемой информации должен соответствовать возрастным скоростным возможностям зрительного и слухового восприятия школьников;
·         количество новых теоретических знаний (терминов, понятий, законов и пр.), вводимых в ходе одного занятия с ЭОР, — 3 ± 2; количество новых фактов (описаний) — 7 ± 2.
 

 

6.     Если ЭОР ориентирован на самостоятельную работу учащихся, он должен дополнительно отвечать следующим требованиям:

 

·        должна быть в явном виде представлена информация о целях и задачах изучения материала, его структуре;

 

·        должна быть заложена учебная информация, организующая управление познавательной деятельностью ученика;

 

·        учебная информация должна обеспечивать создание положительной мотивации к изучению материала;

 

·        основная учебная информация должна быть поддержана дополнительной информацией, связывающей изучаемый материал с повседневной жизнью школьника;

 

·        учебная информация должна иметь ярко выраженный развивающий характер;

 

·        учебная информация должна иметь ярко выраженный воспитательный характер;

 

·        учебная информация должна быть дополнена инструментами и методиками самооценки учащегося;

 

·        обучающемуся должны быть доступны методические рекомендации по изучению курса.

 

 

7.     От ЭОР, ориентированных на работу под руководством учителя, дополнительно требуется:

 

·        должны содержаться материалы, которые поддерживают изложение материала перед аудиторией;

 

·        должны содержаться методические рекомендации для учителя (методическая предметная информация: программа, заложенные и реализованные методические идеи, нормативные ссылки, рекомендации по изучению учебной информации; информация и рекомендации о других источниках учебной информации, информация о правилах работы с ресурсом и о разрешении возможных затруднений).

 

 

8.     При отборе информации для ЭОР следует иметь в виду следующее:

 

·        сложность понимания увеличивается с ростом основного состава слов, насчитывающих более 3 слогов;

 

·        объем кратковременной памяти равен 7±2 единиц (несвязных цифр, несвязных слогов или слов);

 

·        продуктивность осмысленного запоминания в 20 раз выше механического;

 

·        пропускная способность зрительного анализатора человека значительно больше, чем слухового;

 

·        контекстное окружение основной информации напрямую влияет на скорость и точность её распознавания и восприятия;

 

·        конфигурация пространственных стимулов имеет большое значение для репрезентации в визуальной кратковременной памяти информации о пространственном расположении, цвете и форме стимулов.

 

 

9.     В ЭОР должны соблюдаться следующие правила предъявления информации различного вида:

 

·        сжатость и краткость изложения текста, максимальная информативность (тяжело читать большой текст с экрана), но без ущерба для полноты выражения мысли;

 

·        использование слов и сокращений, знакомых и понятных обучаемому; сокращения должны быть общеупотребительными и сведены к минимуму;

 

·        реализация принципа структурности: отсутствие нагроможденности, четкий порядок во всем; тщательная сгруппированность (структурирование) информации; объединение отдельных семантически связанных информационных объектов в целостно воспринимаемые группы;

 

·        наличие кратких и емких заголовков, маркированных и нумерованных списков; текст должен легко просматриваться;

 

·        вся наиболее важная информация должна помещаться в левом верхнем углу экрана и быть доступной без скроллирования;

 

·        отведение каждому положению (каждой идее) отдельного абзаца текста;

 

·        основная идея абзаца должна находиться в самом его начале (в первой строке); лучше всего запоминаются первая и последняя мысли;

 

·        таблицы (матрицы) позволяют представить материал в компактной форме и наглядно показывают связи между различными понятиями; матричный формат предъявления материала более эффективен, чем текстовый или линейный; таблицы должны помещаться на один экран без скроллирования; большие таблицы рекомендуется разбивать на несколько более мелких;

 

·        графика должна органично дополнять текст; динамика взаимоотношений вербальных и графических элементов и их количество определяется функциональной направленностью учебного материала;

 

·        целесообразно использование мнемонических репрезентаций, когда информация предъявляется в визуальной форме, в виде образов, метафорически передающих суть изучаемых явлений и понятий; информация репрезентируется в различных кодах, и образуется больше тематических связей между уже известным и новым для ученика материалом;

 

·        при представлении знаний в виде моделей необходимо учитывать, что пространственные знания, полученные через модели, приводят к тому, что обучаемые занимают позицию персонажей, находящихся внутри ситуации; в случае предъявления схем и диаграмм обучаемые занимают позицию внешних наблюдателей, находящихся снаружи ситуации;

 

·        при проектировании характера и последовательности предъявления учебного материала должен соблюдаться принцип стадийности: детальная и интегральная информация, требующаяся обучаемому на четко разграниченных стадиях решения задач, может разделяться в пространстве (одновременное отражение в разных зонах экрана) или во времени (последовательное отображение различной информации);

 

·        при предъявлении материала, необходимого для целостного понимания определенного вопроса, следует соблюдать принцип совместности; пояснения к графическим иллюстрациям должны располагаться как можно ближе к ним (принцип пространственной совместности); текст и соответствующее ему изображение должны предъявляться одновременно, а не последовательно (принцип временной совместности); это создает целостность образной и вербальной информации и повышает степень восприятия;

 

·        иллюстрации (карты, планы, схемы и т.д.), представляющие сложные модели или устройства, должны быть снабжены системой мгновенной подсказки (помощи), появляющейся или исчезающей синхронно с движением курсора по отдельным элементам иллюстрации;

 

·        должен учитываться принцип использования ассоциаций и стереотипов, который основан на преимущественном применении в обучающих программах символов, ассоциирующихся с обозначаемыми объектами, процессами и явлениями, вместо абстрактных условных знаков;

 

·        инструкции по выполнению заданий необходимо тщательно продумывать на предмет ясности, четкости, лаконичности, однозначности толкования; слишком длинные и излишне подробные инструкции резко снижают мотивацию обучающихся к продолжению работы;

 

·        вся вербальная информация должна тщательно проверяться на отсутствие орфографических, грамматических и стилистических ошибок;

 

·        производительность обучения значительно повышается, если задействованы зрительный и слуховой каналы восприятия информации (эффективность слухового восприятия информации – 15%, зрительного – 25%, а их одновременное включение – до 65%); поэтому рекомендуется, там, где это возможно, использовать кроме визуального ряда звуковое сопровождение;

 

·        дикторский текст должен носить эмоциональный характер, включая риторические вопросы, восклицания, прямые обращения к ученику. В дикторском тексте не допускаются:

 

·        канцеляризмы, жаргонизмы, штампы, повторы, если это не обусловлено спецификой изучаемого вопроса;

 

·        иноязычные термины, если имеются соответствующие русские аналоги;

 

·        термины, не соответствующие уровню подготовки школьников;

 

·        полное повторение текста учебника.

 

·        медиа-составляющие, при их наличии, должны: 

 

·        однозначно идентифицироваться пользователем: название, сопроводительный текст и управляющие кнопки должны информировать пользователя о том, что перед ним находится объект, который можно «запустить», и подсказывать, как это можно сделать;

 

·        иметь указание на длительность;

 

·        иметь возможность запуска, остановки и возобновления работы с любого момента;

 

·        иметь указатель текущего положения;

 

·        иметь кнопку для полноэкранного просмотра с указанием на способ возвращения в исходный режим;

 

·        иметь регулятор громкости с возможностью полного отключения звука.

 

 

10. Все заимствованные материалы, используемые в ЭОР должны быть должным образом атрибутированы:

 

·        для использованной репродукции картины атрибутами являются: название, имя автора, год написания, размеры, материал и музей, где она хранится;

·        для заимствованного текста атрибутами являются автор, название, издательство, год издания, если текст является переводом, то также должен указываться переводчик.

»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн