Современные информационные технологии и
электронные образовательные ресурсы на уроках математики
Современные информационные технологии
Термин «Современные информационные технологии» образован от информационных технологий, основанных на использовании современных компьютерных и сетевых средств.
Информационные технологии
Под информационными технологиями понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).
В последние годы термин «информационные технологии» часто выступает синонимом термина «компьютерные технологии», так как все информационные технологии в настоящее время, так или иначе связаны с применением компьютера. Однако, термин «информационные технологии» намного шире и включает в себя «компьютерные технологии» в качестве составляющей.
Под средствами современных информационных и коммуникационных технологий понимают программные, технические средства, устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей (в том числе глобальных).
Выделим средства современных информационных технологий в преподавании математики:
· Компьютер
· Проектор
· Сканер
· Принтер
· Интерактивная доска
Указанные выше технические средства являются основными инструментами для организации и проведения уроков математики.
Для объяснения нового материала, проверки домашнего задания, выполнения тренировочных упражнений и другой учебной деятельности со всем классом проектор незаменим. Если заранее отсканировать проверенные домашние работы или другие, выполненные учащимися работы, то очень просто, используя проектор, посмотреть эти работы, а потом обсудить с учащимися достоинства и ошибки работ.
Практика показывает, что часто возникает проблема с демонстрацией графиков на доске. Для того, чтобы координатная плоскость появлялась на доске в необходимый для работы с классом момент можно использовать среду «Живая математика» или инструмент «Математический конструктор», а если у Вас нет такой возможности, то можно заранее заготовить координатную плоскость. Например, взять лист в клеточку, начертить координатную плоскость и отсканировать, сохраненный файл всегда будет в Вашем арсенале.
Интерактивная доска позволяет, не отходя от доски, находить необходимые объекты, ресурсы, производить построения, преобразования, просматривать документы, входить при необходимости в интернет и т.д.
Эти технические средства способствуют активизации учебного процесса, эффективно проводить уроки, организовывать быстрый доступ к запланированной информации.
· Интернет-ресурсы:
http://www.unimath.ru/ - поурочные планы в помощь учителям математики
http://www.metodkopilka.com – методическая копилка учителей математики
http://www.valeryzykin.ru/view_journal.php?id=8 электронный журнал – компьютер школьного учителя математики
● edu - "Российское образование" Федеральный портал. Каталог образовательных интернет-ресурсов: Российское образование. Законодательство. Нормативные документы и стандарты. Образовательные учреждения. Каталог сайтов (можно выбрать: предмет, аудитория, уровень образования, тип ресурса) и электронных библиотек. Учебно-методическая библиотека.
Демонстрационные варианты тестов ГИА для 9 и ЕГЭ для 11 класса on-line.
edu.ru - ресурсы портала для общего образования
●ege.edu - "Портал информационной поддержки Единого Государственного экзамена". Новости. Нормативные документы. Демоверсии. Предварительные результаты ЕГЭ.
● fipi ФИПИ - федеральный институт педагогических измерений. ЕГЭ - контрольно измерительные материалы (демо ЕГЭ); Федеральный банк тестовых заданий (открытый сегмент); Научно-исследовательская работа; Повышение квалификации.
●mon.gov - Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации.
● rost.ru/projects - Национальный проект "Образование".
●edunews - "Все для поступающих" Основные разделы портала: Школьникам и дошкольникам; Абитуриентам и студентам; Экзамены и тесты; Дополнительное образование. Тематические ссылки на образовательные ресурсы и сами учебные материалы на сайте.
● window.edu.ru - Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Тематический каталог образовательных ресурсов.
Войдя в Единую коллекцию цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/, Вы можете познакомиться со следующими ресурсами:
Набор ЭОРов к учебникам
Н
|
|
«Алгебра», 9 класс, Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. и др.
|
Инновационные учебные материалы
|
|
«Алгебра в основной школе», 7-9 классы
|
|
|
«Алгебра»
|
|
|
|
«Алгебраические задачи с параметрами»
|
|
|
|
«Виртуальная математика. Задачи с параметрами». 7-11 класс
|
|
|
|
«Математика, 5-11 классы. Практикум»
|
|
|
|
«Математика, 5-11 классы»
|
|
|
|
Цифровые образовательные ресурсы по математике «График квадратичной функции» и «Вписанная и описанная окружности», 7-9 класс
|
Инструменты учебной деятельности
|
|
«Математический конструктор»
|
Электронные издания
Коллекции
|
|
Задачи по геометрии
|
|
|
Олимпиадные задачи по всем разделам математики
|
|
|
Ресурсы по математике Хабаровской краевой заочной физико-математической школы
|
|
|
Школьный математический словарь-справочник
|
|
Рекомендую познакомиться со всеми ресурсами.
v Личная информационная среда (пространство) - это те материалы, документы, фотографии, видеофильмы, ссылки на сайты, которые Вам необходимы для работы, для организации отдыха и т.д.
v Предметная информационная среда - это материалы по предмету, например папка по классам, папка с точками контроля (к/р, с/р, тесты, математические диктанты, устный счет и т.д.), папка с фрагментами уроков, папка с олимпиадными задачами, папка с проектами по математике, папка с итогами и анализом контрольных и других работ и т.д. Предметное информационное пространство позволяет накопить разного рода материалы, которые будут необходимы для подготовки уроков, написания разных справок, организации работы в проектах по предмету и т.д.
v Средства связи (электронная почта, скайп) - по электронной почте можно связываться с родителями, обмениваться мнениями о проблемах или достижениях ребенка, передавать домашние или другие задания, сообщать адреса сайтов, связанных с олимпиадами, подготовкой к итоговой аттестации в новой форме и т.д. Современные родители не всегда находят время для посещения школы, а электронная почта позволяет получить информацию практически по первому требованию.
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) – это средства современных информационных технологий, например:
v цифровая фотография,
v видеофрагменты,
v статические и динамические модели,
v звукозаписи,
v символьные объекты и деловая графика,
v текстовые документы, презентации и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.
При выборе или создании электронных образовательных ресурсов необходимо учесть следующее. ЭОРы должны:
o соответствовать содержанию учебника, нормативным актам Министерства образования и науки РФ, используемым предметным программам;
o ориентироваться на современные формы обучения, обеспечивать высокую интерактивность и мультимедийность обучения;
o обеспечивать возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения;
o предлагать виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений в рамках данного предмета;
o обеспечивать использование как самостоятельной, так и групповой работы;
o превышать по объему соответствующие разделы учебника, не расширяя при этом тематические разделы;
o иметь удобный интерфейс.
Задачи комплекта цифровых образовательных ресурсов:
помощь учителю при подготовке к уроку:
o компоновка и моделирование урока из отдельных цифровых объектов;
o большое количество дополнительной и справочной информации – для углубления знаний о предмете;
o эффективный поиск информации в комплекте цифровых образовательных ресурсов;
o подготовка контрольных и самостоятельных работ (возможно, по вариантам);
o подготовка творческих заданий;
o подготовка поурочных планов, связанных с цифровыми объектами;
o обмен результатами деятельности с другими учителями через Интернет и переносимую внешнюю память.
помощь при проведении урока:
· демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор;
· использование виртуальных лабораторий и интерактивных моделей набора в режиме фронтальных лабораторных работ;
· компьютерное тестирование учащихся и помощь в оценивании знаний;
· индивидуальная исследовательская и творческая работа учащихся с цифровыми образовательными ресурсами на уроке.
· помощь учащемуся при подготовке домашних заданий:
· повышение интереса у учащихся к предмету за счет новой формы представления материала;
· автоматизированный самоконтроль учащихся в любое удобное время;
· большая база объектов для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций и т.п.;
· возможность оперативного получения дополнительной информации энциклопедического характера;
· развитие творческого потенциала учащихся в предметной виртуальной среде;
· помощь ученику в организации изучения предмета в удобном для него темпе и на выбранном им уровне усвоения материала в зависимости от его индивидуальных особенностей восприятия;
· приобщение школьников к современным информационным технологиям, формирование потребности в овладении информационными технологиями и постоянной работе с ними.
На: Лекция "Современные информационные технологии и электронные
www.openclass.ru/sites/default/files/На современном этапе развития школьного образования проблема подготовки выпускников.do
На современном этапе развития школьного образования проблема подготовки выпускников.doc