Уважаемые коллеги!
Познакомьтесь с конкретными примерами использования интерактивной таблицы на уроке русского языка.
Надеемся, что этот материал окажется полезным для подготовки сценариев уроков с использованием других таблиц Единой коллекции.
ФРАГМЕНТЫ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНОЙ ТАБЛИЦЫ «КАЧЕСТВЕННЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ»
Предмет «Русский язык»
Раздел «Морфология»
Подраздел «Имя прилагательное»
Тема «Разряды прилагательных по значению»
Тематический элемент «Качественные прилагательные»
Краткое описание ЦОРа
Местонахождение в ЕК: Русский язык/Наборы цифровых ресурсов к учебнику «Русский язык. Теория», 5-9 классы, Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д./ 6 класс/ Самостоятельные части речи/Имя прилагательное/ Разряды прилагательных по значению
Интерактивная гипермедийная четырёхуровневая таблица; раскрывает признаки качественных прилагательных (второй уровень); открывающиеся вложения содержат иллюстрации, примеры (третий уровень) и текстовые комментарии (четвёртый уровень)
Исходный вид таблицы (1 уровень)
Подсветка строки таблицы при наведении курсора (2 уровень)
ФРАГМЕНТ 1.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦОР НА ЭТАПЕ ВВЕДЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Цель:
Знакомство с понятием «качественное прилагательное».
Условия для использования ЦОР
Оборудование: проектор и экран или интерактивная доска.
Исходная компетенция учителя (владение ИКТ и инструментарием Единой коллекции, ее ресурсов): владение компьютером и проекционным оборудованием, детальное знакомство с цифровыми ресурсами по изучаемой теме.
Исходная компетенция ученика (владение ИКТ и инструментарием Единой коллекции, ее ресурсов): не требуется.
Вариант 1.
Форма организации учебной деятельности
Аудиторная коллективная работа под руководством учителя: объяснение нового материала учителем
Ролевые отношения участников учебного процесса
Роль учителя: объяснениенового материала с использованием ЦОР как демонстрационного, иллюстративного средства. Раскрывая понятие «качественное прилагательное», учитель последовательно знакомит класс с вложениями в ячейки таблицы.
Роль ученика: пассивное восприятие информации.
Вариант 2.
Форма организации учебной деятельности
Аудиторная коллективная работа под руководством учителя: коллективное обсуждение нового учебного материала.
Ролевые отношения участников учебного процесса
Роль учителя: постановка проблемных задач на основе информации второго уровня (подсветка строк) интерактивной таблицы («Как вы это понимаете?»; «С помощью каких рисунков, примеров вы это проиллюстрируете?»).
Ответы учеников подтверждаются или корректируются учителем на основе информации третьего уровня интерактивной таблицы (открытие вложений).
Роль ученика: участие в решении проблемных задач.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦОР НА ЭТАПЕ ЗАКРЕПЛЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Цель:
Освоение понятия «качественное прилагательное».
Условия для использования ЦОР
Оборудование: проектор и экран или интерактивная доска.
Исходная компетенция учителя (владение ИКТ и инструментарием Единой коллекции, ее ресурсов): владение компьютером и проекционным оборудованием, детальное знакомство с цифровыми ресурсами по изучаемой теме.
Исходная компетенция ученика (владение ИКТ и инструментарием Единой коллекции, ее ресурсов): не требуется.
Форма организации учебной деятельности
Аудиторная коллективная работа под руководством учителя: коллективное обсуждение учебного материала.
Ролевые отношения участников учебного процесса
Роль учителя: Создание проблемной учебной ситуации на основе подобранного им материала.
(см. Учебные словари к теме «Разряды прилагательных по значению»:
«Качественные прилагательные», «Качественные прилагательные, характеризующие предмет и лицо по разным признакам»).
Возможные вопросы:
- «Докажите с помощью таблицы, что данное прилагательное качественное/некачественное»;
- «Исключите лишнее из данного ряда и аргументируйте свой выбор с помощью этой таблицы»;
- «Как называются степени сравнения прилагательных (вложение в строку 2 с рисунками)
Для подтверждения или коррекции ответов активизируется всплывающий комментарий.
- «Охарактеризуйте форму прилагательного (вложение в строку 3 с примерами).
Роль ученика: участие в решении проблемных задач.
ФРАГМЕНТ 3.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦОР НА ЭТАПЕ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ (при поддержке других ЦОРов ЕК)
Цель:
Контроль сформированности предметной, коммуникативной и информационной компетенций.
Условия для использования ЦОР
Оборудование: персональный компьютер/компьютерный класс, проектор и экран или интерактивная доска.
Исходная компетенция учителя (владение ИКТ и инструментарием Единой коллекции, ее ресурсов): владение компьютером и проекционным оборудованием, детальное знакомство с цифровыми ресурсами по изучаемой теме.
Исходная компетенция ученика (владение ИКТ и инструментарием Единой коллекции, ее ресурсов).
Формы организации учебной деятельности
Самостоятельная индивидуальная/групповая работа: подготовка сообщения по теме. Аудиторная коллективная работа под руководством учителя: сообщение ученика(ов), коллективное обсуждение.
Ролевые отношения участников учебного процесса
Роль учителя: составление задания: формулировка, список дополнительных ресурсов, формирование групп исполнителей (групповая работа), определение критериев и форм её оценки (самооценка, оценка коллектива, оценка учителя).
Поддержка другими ЦОР:
Учебные словари к теме «Разряды прилагательных по значению» («Качественные прилагательные», «Качественные прилагательные, характеризующие предмет и лицо по разным признакам»);
Коллекция интерактивных рисунков "Опишите предмет" к теме "Разряды прилагательных по значению".
Возможные темы заданий:
- «Подготовьте сообщение о качественных прилагательных, используя таблицу, дополнив ее примерам из учебных словарей ЕК и собственными иллюстрациями»;
- «Какой информации о значении качественных прилагательных не хватает в таблице? Подготовьте сообщение на эту тему, используя интерактивные рисунки ЕК и учебные словари.
Роль ученика: подготовка сообщения, публичное выступление, ответы на вопросы, участие в дискуссии, оценка, самооценка.
Мы надеемся, что этот мастер-класс послужит стимулом для творческих находок и смелых экспериментов. Желаем успехов в вашей работе по внедрению учебных материалов нового поколения!
|