Экономика и население России во второй половине XVIII в.
Цели урока.
1) Выявить факторы, влиявшие на развитие экономики России 2 п. 18 в., охарактеризовать развитие промышленности, сельского хозяйства, торговли и финансов во 2п. 18 в. Показать противоречия развития экономики страны.
2) Способствовать созданию условий для воспитания коммуникативных и информационных компетенций.
3) Совершенствовать умения систематизировать материал, выделять в нем важное, существенное. Использовать историческую карту в качестве источника знаний.
План.
1. Факторы развития экономики
2. Промышленность
3. Сельское хозяйство
4. Торговля и финансы
5. Противоречия развития экономики
Урок – практическое занятие с использованием интерактивной доски
Ход урока
1. Факторы развития экономики во 2 п. XVIII в.
папка территория (стр.2)
• 1-й фактор: рост территории и населения
Практическое задание
1) По историческим картам найти новые территории, которые вошли в состав России в XVIII в. Показать на интерактивной доске. (Западная Белоруссия, Западная Украина, Литва, Черноморское побережье, Крым, западное побережье Каспийского моря, Кубанский край.)
папка факторы (стр.3)
2) Выскажите предположение о влиянии этого фактора на развитие страны. Объясните, почему его нельзя оценивать однозначно?(с.205)
Положительные стороны
Приобретение огромных массивов плодородных земель
Развитие пашенного зернового хозяйства
Экспорт хлеба через черноморские порты
Отрицательные стороны
Затрата огромных средств на колонизацию и оборону новых территорий
Затруднение цивилизационного развития страны вследствие отсталости отдельных регионов
Удаленность от политического и экономического центра страны
• 2-й фактор: энергичное вмешательство государства
- Какие реформы Екатерины II усилили влияние этого фактора? (реформа местного управления, Жалованные грамоты дворянству и городам).
-Какой фактор в первую очередь оказывал тормозящее действие на экономику страны? В чем это проявлялось?
• 3-й фактор: крепостничество
2. Развитие промышленности
Папка промышленность. (стр.4)
Практическое задание.
Отметить (карты в приложениях к учебнику «Россия при Петре I» и «Россия при Екатерине II») изменения в появлении новых промышленных районов по сравнению с первой половиной XVIII века. Показать новые промышленные центры на интерактивной доске, выделив разным цветом.
НОВЫЕ ПРОМЫШЛЕННЫЕ РАЙОНЫ
1.Произошли изменения в размещении металлургических заводов. Уменьшилось значение старинных предприятий Тульско-Каширского района. На первое место вышел Урал. Предприятия имели внушительные размеры – 37 цехов выпускали железо разных сортов, сталь, медь, чугунное литье, проволоку, гвозди. Хорошо работали также Липецкие заводы.
2.В легкой промышленности (производство сукна, полотна, шелка), наряду с Москвой, новые центры к северу и западу от неё (Ярославль, Кострома, Кинешма, Смоленск), в Воронежской, Тамбовской губерниях, в Малороссии, Белоруссии.
3.Центрами судостроения - районы Прибалтики, Архангельск, Волга, Воронеж.
4.Существовали и другие предприятия – стекольные, пороховые, канатные.
- Проанализируйте данные графика «Развитие промышленности»?
Предприятия в России 18 в. по своему типу являлись мануфактурами, число которых увеличилось с 660 до 1200. Итак, давайте посмотрим, что они собой представляли.
папка мануфактуры (стр.5)
Распределите признаки, характеризующие государственные и частные мануфактуры.
- В чем заключались качественные изменения характера труда на российских мануфактурах?
В том что:
росло применение наемного труда, различных механизмов (в 1763 г. в России появились первый прокатный стан и паровая машина),
усилилось разделение труда.
Но использование принудительного труда, которое вначале способствовало развитию промышленности, например на Урале, впоследствии вело к его снижению.
Стал меньше использоваться несвободный труд на новых предприятиях, особенно текстильных.
На заводах, основанных после 1762 г., применялся только наемный труд.
Если поначалу мануфактуры принадлежали, прежде всего, казне, государству, то позднее, во второй половине XVIII века, все большее число владельцев мануфактур, фабрик и заводов являлись выходцами из купцов, а также крестьян и дворян. Из богатых крестьян и купцов вышли промышленники-миллионеры – основатели династий предпринимателей (Демидовы, С.Яковлев, И.Твердышев). Известны фамилии Бутримовых, Гореловых, Грачевых. Ефим Грачев – предприимчивый крепостной вынужденный арендовать 50 мануфактур у юридического собственника – своего хозяина Н.П. Шереметева и сумевшего все же выкупиться в 1795 году на свободу за 135 тысяч рублей и записался в купцы 1 гильдии.
Вывод. Что в развитии промышленности свидетельствовало о начале разложения крепостнической системы?
Итак, мы видим, что дворянство утрачивает свою ведущую роль как единоличного собственника земли и предприятий. Увеличивается доля вольнонаёмного труда.
В с/х также можно проследить процесс начала упадка крепостной системы.
3. Сельское хозяйство
Папка особенности с/х (стр.6)
Практическое задание.
Выявите основные характеристики сельского хозяйства России.
Россия – аграрная стран, с/х – основная отрасль ее экономики
Усиление крепостничества при одновременном повышении экономической деятельности дворянства
Четкое определение сельскохозяйственного профиля отдельных районов
Страница черноземные и нечерноземные районы (стр.7)
Распределив особенности черноземных и нечерноземных районов, дайте характеристику этим районам.
В некоторых случаях помещик совсем лишал крепостного надела и принуждал всю неделю трудиться на своем поле, снабжая его месячным довольствием. Такая форма зависимости стала называться месячиной. Она превращала крепостного в раба, полностью лишая его собственности. Появление её свидетельствовало о том, что крепостной строй достиг пределов своего развития и наметился упадок.
Возврат к стр.6
- Какие другие особенности развития с/х можно назвать?
Малопродуктивность, отсталость большинства хозяйств
Экстенсивные методы землепользования
Вывод. Что в развитии с/х свидетельствовало о начале разложения крепостнической системы? (Месячина, определение с/х профиля, подрыв дворянской монополии собственности на землю).
- Однако хлеб становится предметом экспорта в 18 в. Чем можно объяснить этот успех в условиях разложения крепостничества?
4. Торговля и финансы
Стр.8 Практическое задание
1.Отметить (карты в приложениях к учебнику «Россия при Петре I» и «Россия при Екатерине II») изменения в появлении новых торговых центров, ярмарок по сравнению с первой половиной XVIII века.
НОВЫЕ ТОРГОВЫЕ ЦЕНТРЫ
• Москва, Петербург. До 60 % всей морской торговли шло через Петербург. С утверждением России в Причерноморье роль торговых морских портов исполняют Таганрог и Севастополь, Херсон и Одесса. Через Астрахань, Оренбург, Кяхту велась торговля со странами Востока
• Черноземный центр – Пенза, Тамбов, Калуга
• Поволжские города – Ярославль, Нижний Новгород, Казань, Саратов.
• Сибирь – Тобольск, Томск, Иркутск.
Ярмарки
• Макарьевская под Нижним Новгородом
• Свенская под Брянском
• Ирбитская в Западной Сибири.
• Сорочинская ярмарка под Полтавой
• Курская,
• Нежинская под Черниговом.
- Какие изменения в жизни России XVIII в. существенно повлияли на развитие внутренней торговли?
отмена в 1754 г. всех внутренних таможен и пошлин.
Хозяйственная специализация отдельных районов
Указы о свободной для всех торговле 1762 года,
введение бумажных денег-ассигнаций в 1769 году дало удобство расчетов.
облегчение оптовой торговли, дешевизна изготовления.
Указ о свободе предпринимательства 1775 года.
Екатерина ввела новую форму торговли – магазины.
- О чем свидетельствует принятие Таможенного тарифа в 1767 г.?
Правительство по-прежнему придерживалось протекционизма. Таможенный тариф 1767 года совсем запретил ввоз товаров, производившихся в достаточном количестве в самой России. Напротив, сырье для промышленности облагалось низкими пошлинами. Тарифы 1782 и 1796 гг. сохраняли высокие пошлины на иностранные товары.
Охарактеризуем внешнюю торговлю, определив предметы экспорта и импорта.
Папка «Экспорт, импорт» (стр.9)
2. Распределите предметы импорта и экспорта в России. Дайте оценку подобному соотношению.
- График. Максимальный экспорт железа – середина XVIII века, после чего падает. С чем это связано?
Во второй половине XVIII века меняются статьи экспорта, так как в Западной Европе стали использовать новые технологии, основанные на применении коксующегося угля, и русское железо становилось неконкурентоспособным; начинается вывоз хлеба.
В финансовой сфере в России впервые наметился дефицит бюджета.
- Что такое дефицит бюджета? Почему он обнаружился в 18 в.?
5. Противоречия развития экономики страны на базе крепостного права
Папка противоречия (стр.10)
- Какие диаметрально противоположные процессы одновременно развивались в экономике России 2п. 18 в.?
Вывод.
Крепостное право оказывалось в противоречии с потребностями экономического развития страны.
С расширением товарных отношений сохранение крепостнических порядков становилось тормозом в дальнейшем развитии промышленности и с/х.
Д/З п. 18 (стр.11)
□ Выявите основные тенденции в национальной политике Рос¬сии второй половины XVIII в.
□ Сгруппируйте следующие черты национальной политики Рос¬сии второй половины XVIII в. по самостоятельно выбранным крите¬риям. Каждую группу озаглавьте:
а) вовлечение новых народов в общероссийские процессы;
б) веротерпимость;
в) появление черт оседлости;
г) ясак;
д) подавление бунтов протеста;
е) распространение крепостничества на новые территории;
ж) гибкая колониальная политика;
з) христианизация населения;
и) давление чиновничества;
к) приобщение к русской культуре;
л) распространение рекрутчины;
м) проникновение евразийской цивилизации;
н) опора на местную знать.
□ Какие черты национальной политики Российской империи и Русской православной церкви способствовали стабилизации поло¬жения в национальных районах?
Размещено вт, 02/06/2009 - 21:46 пользователем Елена Евгеньевна Воробьёва.
Валентина Владимировна! Мне не совсем понятно, что вы имете в виду когда пишите - папкка территория, папка промышленность.... Представленный конспект интересен для сообщества тем, что создан с использованием интерактивной доски. У нас пока не было подобных уроков. Поэтому хочется опять получить небольшой комментарий по поводу Вашей работы в этом направлении. На данном уроке Вы работали с факторами влиявшими на развитие экономики России 2 п. 18 в., характеризовали развитие промышленности, сельского хозяйства, торговли и финансов во 2п. 18 в. Показывали противоречия развития экономики страны. Предложенные задания ставили учащихся в позиции выбора, обдумывания, размышления и действия. Что очень важно для их развития. Знания не давались в готовом виде. Задание с графиками необходимо и для подготовки к ЕГЭ. В конспекте, на мой взгляд, не нашли отражения моменты постановки целей и задач урока, мотивации, выводы записаны слишком схематично. Тем не менее положительный моментов гораздо больше. Жду Вашего комментария и ответов на вопросы. Спасибо!
Размещено вт, 02/06/2009 - 23:21 пользователем Татьяна Геннадьевна Боровкова.
Я хотела бы поправить Елену Евгеньевну, в нашем сообществе это второй урок с применением интерактивной доски. Первый- урок обществознания Алимовой Оксаны Анваровны. Радуюсь за увеличивающееся количество коллег, пользующихся возможностями интерактивной доски. Мне в данном конспекте не совсем понятны формы работы. Увидела беседу и практическую работу. Но, насколько я знаю, интерактивная доска увеличивает количество форм работы. Возможно они не прописаны. Опять говорю о том, что трудно, к великому сожалению, читать урок без презентации, на которой он строится.
На: ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ ВО 2 пол. XVIII в.
Валентина Владимировна! Мне не совсем понятно, что вы имете в виду когда пишите - папкка территория, папка промышленность.... Представленный конспект интересен для сообщества тем, что создан с использованием интерактивной доски. У нас пока не было подобных уроков. Поэтому хочется опять получить небольшой комментарий по поводу Вашей работы в этом направлении. На данном уроке Вы работали с факторами влиявшими на развитие экономики России 2 п. 18 в., характеризовали развитие промышленности, сельского хозяйства, торговли и финансов во 2п. 18 в. Показывали противоречия развития экономики страны. Предложенные задания ставили учащихся в позиции выбора, обдумывания, размышления и действия. Что очень важно для их развития. Знания не давались в готовом виде. Задание с графиками необходимо и для подготовки к ЕГЭ. В конспекте, на мой взгляд, не нашли отражения моменты постановки целей и задач урока, мотивации, выводы записаны слишком схематично. Тем не менее положительный моментов гораздо больше. Жду Вашего комментария и ответов на вопросы. Спасибо!
На: ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ ВО 2 пол. XVIII в.
Я хотела бы поправить Елену Евгеньевну, в нашем сообществе это второй урок с применением интерактивной доски. Первый- урок обществознания Алимовой Оксаны Анваровны. Радуюсь за увеличивающееся количество коллег, пользующихся возможностями интерактивной доски. Мне в данном конспекте не совсем понятны формы работы. Увидела беседу и практическую работу. Но, насколько я знаю, интерактивная доска увеличивает количество форм работы. Возможно они не прописаны. Опять говорю о том, что трудно, к великому сожалению, читать урок без презентации, на которой он строится.
На: ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ ВО 2 пол. XVIII в.
Татьяна Геннадьевна! Спасибо за справедливую поправку.