Официальный сайт aksakal 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация


Бумажкам.Нет!


Педсовет "Роль личности педагога в учебно-воспитательном процессе"

Фото пользователя Антонина Александровна Петрова
Размещено: Антонина Александровна Петрова - вс, 24/05/2009 - 16:48
Данные об авторе
Автор(ы): 
А.А. Петрова
Место работы, должность: 
Методист, ПОИПКРО
Регион: 
Псковская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
все уровни образования
Уровень образования: 
высшее профессиональное образование
Уровень образования: 
дополнительное профессиональное образование
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Предмет(ы): 
Другое
Цель урока: 
Почти каждый человек – личность, трудность в том, чтобы сохранить свою индивидуальность, не став ни банальным, ни легковесным А. Моруа Многие личности обладают, подобно необработанным алмазам, блестящими качествами, скрытыми под грубой наружностью Ювенал
Используемые ЦОР: 

Презентация к докладу

Краткое описание: 
В настоящее время заметно активизировались поиски путей радикальной модернизации системы образования как необходимого условия подготовки подрастающего поколения к осуществлению социально-экономических преобразований в наступившем 21 веке. На основе прогностических данных о характере общества будущего, развитие личностно-делового потенциала преподавателя приобретает особую актуальность.

<!--[if gte mso 9]> Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 <![endif]--><!--[if gte mso 9]> <![endif]--> <!-- /* Font Definitions */ @font-face {font-family:Verdana; panose-1:2 11 6 4 3 5 4 4 2 4; mso-font-charset:204; mso-generic-font-family:swiss; mso-font-pitch:variable; mso-font-signature:-1593833729 1073750107 16 0 415 0;} /* Style Definitions */ p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal {mso-style-parent:""; margin:0cm; margin-bottom:.0001pt; text-align:left; mso-pagination:widow-orphan; font-size:12.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-font-family:"Times New Roman";} h4 {mso-style-next:Обычный; margin-top:12.0pt; margin-right:0cm; margin-bottom:3.0pt; margin-left:0cm; text-align:left; mso-pagination:widow-orphan; page-break-after:avoid; mso-outline-level:4; font-size:14.0pt; font-family:"Times New Roman"; font-weight:bold;} p {mso-margin-top-alt:auto; margin-right:0cm; mso-margin-bottom-alt:auto; margin-left:0cm; text-align:justify; mso-pagination:widow-orphan; font-size:12.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-font-family:"Times New Roman";} @page Section1 {size:612.0pt 792.0pt; margin:2.0cm 42.5pt 2.0cm 3.0cm; mso-header-margin:36.0pt; mso-footer-margin:36.0pt; mso-paper-source:0;} div.Section1 {page:Section1;} --><!--[if gte mso 10]> /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;} <![endif]-->

Будущее поколение не сможет внести необходимый вклад в решение задач национального развития, если оно не будет иметь соответствующего образования. Поэтому под личностно-деловым потенциалом преподавателя нового века подразумевают такую систему ценностей и норм поведения, которая смогла бы обеспечить развитие науки, техники, производства, искусства и культуры нации.

Существуют профессионально обусловленные требования к личности педагога.

Слайд 3

Совокупность профессионально обусловленных требований к преподавателю определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности. В ее составе правомерно выделить, с одной стороны, психологическую, психофизиологическую и физическую готовность, а с другой - научно-теоретическую и практическую компетентность как основу профессионализма. 

 

Содержание профессиональной готовности как отражение цели педагогического образования аккумулировано в профессиограмме.

Слайд 4

К настоящему времени накоплен богатый опыт построения профессиограммы педагога, который позволяет профессиональные требования объединить в три основных комплекса, взаимосвязанных и дополняющих друг друга: общегражданские качества; качества, определяющие специфику профессии; специальные знания, умения и навыки по предмету (специальности). Психологи при обосновании профессиограммы обращаются к установлению перечня педагогических способностей, представляющих собой синтез качеств ума, чувств и воли личности. В частности, выделяют дидактические, академические, коммуникативные способности, а также педагогическое воображение и способность к распределению внимания.

Слайд 5

К числу важнейших педагогических способностей относятся:  дидактические, конструктивные,  экспрессивные, коммуникативные и организаторские. Считается, что в психологической структуре личности педагога должны быть выделены общегражданские качества, нравственно-психологические, социальные, индивидуально-психологические особенности, практические умения и навыки: общепедагогические:

(слайд 6)

информационные, мобилизационные, развивающие, ориентационные), общетрудовые:  

(слайд 7)

(конструктивные, организаторские, исследовательские),

( слайд 8)

коммуникативные (общение с людьми разных возрастных категорий),

 самообразовательные:  (Слайд 9)

 (систематизация и обобщение знаний и их применение при решении педагогических задач и получении новой информации).

Учитель, преподаватель - не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В этой связи цель педагогического образования может быть представлена как непрерывное общее и профессиональное развитие учителя нового типа, которого характеризуют:

высокая гражданская ответственность и социальная активность;                

любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце;

подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;

высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений;

потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;

физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.

Эта емкая и лаконичная характеристика преподавателя может быть конкретизирована до уровня личностных характеристик.

В профессиограмме педагога ведущее место занимает направленность его личности. Рассмотрим в этой связи свойства личности педагога-воспитателя, характеризующие его социально-нравственную, профессионально-педагогическую и познавательную направленность.

( Слайд 10)

 К. Д. Ушинский писал: "Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, а на убеждение можно действовать только убеждением. Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания, как бы хороша она ни была, не перешедшая в убеждения воспитателя, останется мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности. Самый бдительный контроль в этом деле не поможет. Воспитатель никогда не может быть слепым исполнителем инструкции: не согретая теплотой его личного убеждения, она не будет иметь никакой силы" [1].

1 Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: В 6 т. - М., 1988. - Т. 3. - С. 168-169.

В деятельности педагога идейная убежденность определяет все другие свойства и характеристики личности, выражающие его социально-нравственную направленность, в частности социальные потребности, моральные и ценностные ориентации, чувство общественного долга и гражданской ответственности. Идейная убежденность лежит в основе социальной активности педагога. Именно поэтому она по праву считается наиболее глубокой фундаментальной характеристикой личности.

В структуре личности педагога особая роль принадлежит профессионально-педагогической направленности. Она является тем каркасом, вокруг которого компонуются основные профессионально значимые свойства личности педагога.

Профессиональная направленность личности преподавателя, учителя включает интерес к профессии,  педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности. Основой педагогической направленности является интерес к профессии, который находит свое выражение в положительном эмоциональном отношении к детям, к родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам, в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями. Педагогическое призвание в отличие от педагогического интереса, который может быть и созерцательным, означает склонность, вырастающую из осознания способности к педагогическому делу.

Наличие или отсутствие призвания может выявиться только при включении учителя в учебную или реальную профессионально ориентированную деятельность.

Таким образом, педагогическое призвание формируется в процессе накопления педагогом теоретического и практического педагогического опыта и самооценки своих педагогических способностей. Отсюда можно сделать вывод, что недостатки специальной (академической) подготовленности не могут служить поводом для признания полной профессиональной непригодности будущего или работающего педагога.

Основу педагогического призвания составляет любовь к детям. Это основополагающее качество является предпосылкой самосовершенствования, целенаправленного саморазвития многих профессионально значимых качеств, характеризующих профессионально-педагогическую направленность личности учителя.

Среди таких качеств - педагогический долг и ответственность. Руководствуясь чувством педагогического долга, преподаватель всегда спешит оказать помощь детям и взрослым, всем, кто в ней нуждается, в пределах своих прав и компетенции; он требователен к себе, неукоснительно следуя своеобразному кодексу педагогической морали.

Высшим проявлением педагогического долга является самоотверженность учителя. Именно в ней находит выражение его мотивационно-ценностное отношение к труду. Педагог, имеющий данное качество, работает, не считаясь со временем, подчас даже с состоянием здоровья, что не всегда хорошо.

Взаимоотношения учителя с коллегами, родителями и детьми, основанные на осознании профессионального долга и чувстве ответственности, составляют сущность педагогического такта, который есть одновременно и чувство меры, и сознательная дозировка действия, и способность проконтролировать его и, если это необходимо, уравновесить одно средство другим. Тактика поведения учителя в любом случае состоит в том, чтобы, предвидя последствия, выбрать соответствующие стиль и тон, время и место педагогического действия, а также провести своевременную их корректировку.

Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. Он является той основой, на которой вырастают доверительные отношения между педагогами и учащимися. Особенно отчетливо педагогический такт проявляется в контрольно-оценочной деятельности педагога, где крайне важны особая внимательность и справедливость.

Педагогическая справедливость представляет собой своеобразное мерило объективности педагога, уровня его нравственной воспитанности.

(Слайд  11)

В. А. Сухомлинский писал: "Справедливость - это основа доверия ребенка к воспитателю. Но нет какой-то абстрактной справедливости - вне индивидуальности, вне личных интересов, страстей, порывов. Чтобы стать справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребенка" [1].

1 Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. - Киев, 1969. - С. 83.

Качества личности, характеризующие профессионально-педагогическую направленность педагога, являются предпосылкой и концентрированным выражением его авторитетности. Если в рамках других профессий привычно звучат выражения "научный авторитет", "признанный авторитет в своей области" и т.п., то у учителя может быть единый и неделимый авторитет личности.

Необходимо отметить ,что основу познавательной направленности личности составляют духовные потребности и интересы.

Одним из проявлений духовных сил и культурных потребностей личности является потребность в знаниях. Непрерывность педагогического самообразования - необходимое условие профессионального становления и совершенствования

(Слайд 12)

Один из главных факторов познавательного интереса - любовь к преподаваемому предмету. Л.Н.Толстой отмечал, что если "хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят тебя, а ты воспитаешь их; но ежели ты сам не любишь ее, то, сколько бы ни заставлял учить, наука не произведет воспитательного влияния" [1].

(слайд 13)

Эту мысль развивал и В. А. Сухомлинский. Он считал, что "мастер педагогического дела настолько хорошо знает азбуку своей науки, что на уроке, в ходе изучения материала, в центре его внимания не само содержание того, что изучается, а ученики, их умственный труд, их мышление, трудности их умственного труда" [2].

1 Толстой Л. Н. Педагогические сочинения. - М., 1953. - С. 72.

2 Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения: В 3 т. - М., 1981. Т. 3. - С. 56.

Современный преподаватель должен хорошо ориентироваться в различных отраслях науки, основы которой он преподает, знать ее возможности для решения социально-экономических, производственных и культурных задач. Но этого мало - он должен быть постоянно в курсе новых исследований, открытий и гипотез, видеть ближние и дальние перспективы, преподаваемой науки.

Поэтому необходимо профессиональное самовоспитание учителя

Понятие профессионального самовоспитания и его роли в становлении личности педагога целесообразно соотнести с утверждением К.Д.Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, в современных условиях это  приобретает особое значение. Не менее актуальна сегодня и мысль о необходимости постоянного совершенствования педагога путем неустанной работы над собой. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования.

И в нашем училище это тоже актуальная проблема, которой мы уделяем серьезное внимание. Это курсы, семинары, школа педагогического мастерства, открытые уроки и классные часы, работа наставников с молодыми преподавателями, работа по самообразованию.

Опыт работы над собой в плане самосовершенствования составляет предпосылку профессионального самовоспитания, которое предполагает сознательную работу по развитию своей личности как профессионала: адаптирование своих индивидуально неповторимых особенностей к требованиям педагогической деятельности, постоянное повышение профессиональной компетентности и непрерывное развитие социально-нравственных и других свойств личности.

Профессиональное самовоспитание тесно связано с профессиональным идеалом и самооценкой.

Слайд 14

Психологи отмечают два приема формирования самооценки. Первый состоит в том, чтобы соотнести уровень своих притязаний с достигнутым результатом, а второй - в социальном сравнении, сопоставлении мнений о себе окружающих. Но при использовании этих приемов не всегда вырабатывается адекватная самооценка. Невысокие притязания могут привести к формированию завышенной самооценки, так как затруднения в работе обычно имеют лишь те преподаватели и воспитатели, которые ставят перед собой высокие задачи. Не может удовлетворить творчески работающего преподавателя и прием формирования самооценки через сравнение себя и своих результатов с результатами коллег.

Основной способ формирования самооценки учителя - соизмерение своих результатов с идеалом личности и деятельности учителя-воспитателя, и такая работа должна начинаться как можно раньше. Самый простой и в то же время надежный способ формирования профессионального идеала - чтение специальной литературы, знакомство с жизнью и педагогическим творчеством выдающихся педагогов. Правильно сформированный идеал учителя - условие эффективности его самовоспитания.

К внешним факторам, стимулирующим процесс самовоспитания, относят педагогический коллектив, стиль руководства  ОУ и фактор свободного времени.

Педагог, особенно начинающий, попадая в педагогический коллектив, где царит атмосфера взаимной требовательности, принципиальности, конструктивной критики и самокритики, где с особым вниманием относятся к творческим поискам коллег и искренне радуются их находкам, где чувствуется заинтересованность в профессиональном росте начинающих, стремится соответствовать требованиям профессионального идеала. Напротив, отсутствие коллективистических начал среди педагогов, пренебрежение к творческому поиску и скептическое отношение к возможностям самовоспитания неизбежно убьют потребность в самосовершенствовании.

Если руководство ОУ не создает педагогам условия, при которых каждый из них имел бы возможность переживания успеха, вызывающего веру в собственные силы и способности, если за его требованиями не чувствуется озабоченности успехами преподавателей и воспитателей, стремления помочь, то в таком коллективе у них не появляется потребности в самовоспитании.

Наконец, фактор времени. Оно необходимо учителю для чтения художественной литературы, периодики, посещения музеев, театров, выставок, просмотра фильмов и телепередач, изучения социальной, а также психолого-педагогической литературы.

Процесс профессионального самовоспитания чрезвычайно индивидуален. Однако в нем всегда можно выделить три взаимосвязанных этапа:

(слайд 15)

самопознание, самопрограммирование и самовоздействие.

Профессиональному самопознанию может помочь курс психологии. Для выявления общей самооценки может быть использована традиционная методика построения ранжированных рядов качеств идеала и характерных для конкретной личности с последующим вычислением коэффициента по соответствующей формуле [1]. Самооценка профессиональных качеств определяется с помощью той же методики.

1 См.: Практические занятия по психологии / Под ред. Д.Я.Богдановой И.П.Волкова. - М., 1989. - С. 35-36.

Для выявления уровня общительности (коммуникабельности) рекомендуется тест В. Ф. Ряховского [2].

2 См.: Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении - М 1987 - С. 52-54.

Учитывая, что умение общаться складывается из частных умений, а также зависит от многих факторов, углубленное познание себя должно идти по линии выявления уровня сформированности  умений и навыков педагогической техники и таких умений, как умение слушать собеседника, управлять общением, выступать перед аудиторией и т.п.

Процесс самопрограммирования развития личности не что иное, как материализация собственного прогноза о возможном усовершенствовании своей личности.

Построению программы самовоспитания обычно предшествует выработка системы "правил жизни", которые постепенно становятся принципами поведения и деятельности личности. Например, никогда и никуда не опаздывать; никогда и никому не отвечать односложно "да" или "нет" - искать другие формы ответа; никогда и никому не отказывать в помощи и т.п. Наряду с программой самовоспитания можно составить и план работы над собой: план-максимум на большой отрезок времени и план-минимум (на день, неделю, месяц).

Средства и способы самовоздействия бесконечно разнообразны. Учитывая особенности своей личности и конкретные условия, каждый человек выбирает их оптимальное сочетание. Особое место в ряду средств самовоспитания занимают средства управления своим психическим состоянием, т.е. средства саморегуляции. К ним относят разного рода приемы отключения, самоотвлечения, расслабления мышц (релаксации), а также самоубеждение, самоприказ, самоконтроль, самовнушение и др. В последние годы благодаря широкой популяризации все шире используются методы и приемы целенаправленного самовнушения с помощью специальных словесных формул - аутотренинг.

В воспитательной и обучающей деятельности учителя всегда есть место творчеству, которое чаще всего реализуется на основе его педагогической импровизации.

Педагог не просто имеет право на импровизацию, он не имеет права не импровизировать, он обязан постоянно работать над собой, чтобы находиться в состоянии импровизационной готовности, готовности творить и искать наилучшие решения на уроке именно ради того, чтобы полно и эффективно воплотить задуманное.

Что же такое педагогическая импровизация, и какой вклад она вносит в процесс творческого саморазвития преподавателя? С одной стороны, педагогическую импровизацию можно охарактеризовать как фрагмент педагогической деятельности, в котором педагог в процессе решения предварительно не планируемой педагогической задачи экспромтом осуществляет творческую трансформацию педагогических знаний, умений и способностей.

С другой стороны, педагогическая импровизация создает условия для творческого саморазвития учителя. В условиях педагогической импровизации идет процесс самоактуализации и мобилизации творческих сил и способностей учителя.

При рассмотрении «Я-концепции» творческого саморазвития педагога могут быть выделены следующие аспекты: «Я-духовное», «Я-физическое», «Я-интеллектуальное», «Я-семейное», «Я-социальное», «Я-психологическое», «Я-профессиональное», «Я- в прошлом», «Я-сегодня», «Я-в будущем», «Я-реальное», «Я-идеальное».

Анализ каждого из выделенных аспектов или блоков «Я-концепции» лучше всего начать с самооценки своих достоинств, возможностей, достижений, с одной стороны, и недостатков, упущений, ошибок, с другой. Но и этот самоанализ, эта самооценка - не самоцель, а лишь средство для выделения приоритетных проблем и стратегии своего творческого саморазвития. Более того, следует учитывать особенности своей самооценки: она может быть заниженная, завышенная или адекватная.

(Ядром «Я-концепции» педагога являются его убеждения. Когда у человека действительно есть убеждения, то ни новые знания, ни новые впечатления, ни новые отношения, ничто не в силах их поколебать, кроме собственных доказательств и собственных аргументов. Профессионально значимые убеждения учителя - это убеждения о том, как и чему нужно учить, воспитывать, на какие педагогические концепции опереться. Для современного педагога особенно важно иметь профессиональные убеждения, так как наука часто не дает окончательного ответа на вопросы, которые возникают в сложной педагогической практике. )

Особые трудности в саморазвитии педагог испытывает в связи с тем, что ему чаще всего недостает методологической культуры, исследовательских умений и способностей. А это, в свою очередь, приводит к тому, что он разочаровывается в экспериментально-исследовательской деятельности, так как те усилия и затраты времени, которые он имел, не оправдывают его профессиональных ожиданий.

Для разработки «Я-концепции» творческого саморазвития также важно, насколько учитель объективно оценивает себя.

 Чтобы ответить на этот вопрос, рекомендуется соотнести свою самооценку с оценкой коллег, администрации, учеников, близких друзей.

При разработке «Я-концепции» творческого саморазвития личности полезно поразмышлять и ответить на следующие вопросы:

СЛАЙД 17

В чем смысл моей жизни?
Каковы приоритетные цели моей жизни?
Какие творческие способности и другие личностные и профессиональные качества мне необходимо развивать?
Что мне делать в плане образования и самообразования?
Какие я вижу в своей жизни проблемы и трудности?
На какие принципы и правила мне необходимо опираться, чтобы достичь своей цели?

 

С момента возникновения педагогической  профессии за педагогами  закрепилась прежде всего воспитательная, единая и неделимая, функция. Учитель, преподаватель - это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение. Именно это имел в виду А. С. Пушкин, посвящая своему любимому учителю профессору нравственных наук А. П. Куницыну (Царскосельский лицей) следующие строки: "Он создал нас, он воспитал наш пламень... Заложен им краеугольный камень, им чистая лампада возжена" [2].

Хотелось, чтобы наши ученики могли так сказать о каждом их нас.

2 Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. - Л., 1977. - Т. 2. - С. 351.

 

 

ИМИДЖ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

Профессия педагог – особенная. Учителя – это те люди, которые всегда на виду, рядом с ними всегда находятся родители, ученики, коллеги.

Часто педагог теряет авторитет своих подопечных потому, что неинтересен как личность. А без интереса к личности учителя нет интереса к предмету. Другое дело, что в последующем интерес к личности учителя угасает, а разгорается интерес к предмету. Интерес к личности учителя, таким образом, – средство активизации интереса к предмету. Именно ученики дают энергию жизни учителю, а учитель дарит открытие “новых горизонтов”. Поэтому образ педагога должен вдохновлять. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая, таким образом, собственный имидж.
Вот несколько выдержек из высказываний учеников:
“Когда к нам пришла наша учительница, мы очень плохо ее встретили. Одета она была в какое-то старье, волосы всклокочены, косметики никакой. На первом уроке ее совсем не слушали, только комментировали, хихикали, придумывали клички. Наверное, месяца через три установились те отношения, когда мы поняли, что она самая умная, самая чуткая. Наши девочки делали ей прическу и учили краситься”.
“Когда учитель хорошо одет, мы проникаемся невольным уважением к нему”.
То, как учитель одет, влияет на запоминание материала. Я думаю, здесь такой механизм. Если она со вкусом, современно одета, мы ей верим”.
“Многие учителя старой закалки позволяют себе небрежность и неаккуратность в одежде, прическе, манерах. Откуда у детей возьмется эстетический вкус, если они с детства видят перед собой безвкусицу?”.
В зарубежной практике не существует каких-либо сомнений в обязательности имиджа делового человека, который рассматривается как составная часть культуры делового общения. К сожалению, у нас далеко не все учителя озабочены личным авторитетом. Исследования показывают, что учителя в 2 раза занижают значение своего имиджа. По данным социологических исследований, только 19% учителей удовлетворены своим внешним видом. А ведь имидж – своеобразный человеческий инструментарий, помогающий выстраивать отношения с окружающими.
"Имидж" – красивое и загадочное слово – появилось в нашем языке в конце 80-х годов. В переводе с французского и английского языков оно обозначает "образ". Причем под “образом” нужно понимать не только визуальный, зрительный образ (вид, облик), но и образ мышления, действий, поступков. Это и умение общаться, искусство говорить и, особенно, слушать. Правильно выбранный тон разговора, тембр голоса, изящество движений во многом определяет тот образ, в котором мы предстаем перед учениками и коллегами. Вместе с тактом, образованием, деловыми качествами наша внешность является либо продолжением наших достоинств, либо еще одной отрицательной чертой, мешающей жизни и карьере.

Конечно, успешная “самоподача” требует усилий по поддержанию созданного впечатления. Первым шагом на пути к созданию “эффекта ореола”, думаем, можно считать работу над собственным имиджем. Визуальная привлекательность – первостепенная составная имиджа педагога. Здесь значение имеет и цветовая гамма рабочего костюма, и правильно выполненный макияж, и модная стрижка или укладка.
Важной частью имиджа педагога является и то, в какой мере ему присуще красноречие. Общаясь с учениками, учитель не должен забывать и о тоне, которым он разговаривает с другими людьми. От этого зависит не только эмоциональное состояние его учеников, но и их работоспособность.
Так называемый "невербальный" имидж связан с тем, насколько мы обладаем приятными манерами, под которыми подразумеваются жесты, мимика, поза. Хорошие манеры помогают быстро адаптироваться в любой обстановке, упрощают установление коммуникационных связей с людьми.
.
Немаловажное значение имеет и ваш образ жизни. Имидж вашего образа жизни – это то, как люди воспринимают вашу личную жизнь, отношения с окружающими и домочадцами, ваши моральные принципы, достоинство, поведение и характер.
Иногда бывает, что все элементы мощного имиджа на месте, но он все равно не работает. Вам может не хватать самого важного аспекта вашего личного успеха привлекательности в глазах окружающих. Привлекательные люди:
– часто и охотно улыбаются;
– обладают хорошим чувством юмора;
– естественно себя ведут;
– веселы;
– часто и охотно говорят комплименты;
– знакомы с этикетом и следуют ему;
– уверены в себе;
– умеют посмеяться над собой;
– быстро вызывают человека на разговор о нем самом;
– осознают свои ограниченные возможности и то, что у них нет ответов на все вопросы;
– дружелюбны, с ними легко в общении;

-  не говорят о людях плохо в их отсутствие
Имидж может быть положительным или отрицательным, кроме личностного имидж может быть профессиональным (это по роду деятельности). Например, профессиональный имидж политического деятеля, врача, педагога. Имидж может быть групповым, как обобщенная социальная характеристика.

Таким образом, понятие “имидж” может быть применимо не только к человеку, но и к организации, городу, даже к стране. Так что имидж любого ОУ будет определяться и имиджем педагогов, работающих в ней.
Формирование личного обаяния сопровождается огромной работой над собой, но приносит хорошие плоды: формирует позитивные установки по отношению к вам у окружающих, делает общение с вами приятным и комфортным. Помните поговорку: “Встречают по одежке, провожают по уму?”. Для многих людей информация, полученная от зрительного образа, является единственным “банком данных” о человеке, и на этом основании они выстраивают свои отношения с другими людьми. И, чем точнее создан ваш образ, тем легче людям общаться с вами, и тем меньше сил потребуется, чтобы найти общий язык с вашими учениками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Наталия Владимировна Зайцева

На: Педсовет "Роль личности педагога в учебно-воспитательном про


Антонина Александровна, спасибо за педсовет!!! Тема актуальна! Очень жаль, что предложен не полный список литературы. В вопросе о приоритетах между компонентами профессионализма ключевым на сегодняшний день (на мой взгляд) является мнение В. С. Выготского: "... учитель должен быть научно образованным профессионалом и истинным учителем раньше, чем математиком или словесником". С уважением, Наталия Зайцева
С уважением, Наталия Владимировна



Фото пользователя Антонина Александровна Петрова

На: Педсовет "Роль личности педагога в учебно-воспитательном про


Ваш взгляд, Наталия Вдадимировна, наверное, многие разделяют. Список литературы не проблема, я еще буду работать с этим материалом. На этом педсовете мы больше делали акцент на вопросы педагогической этики, что очень актуально.

Комментарий был изменен с момента создания (petrova_aa, вс, 24/05/2009 - 20:29).
С уважением Антонина Александровна



Фото пользователя Наталия Владимировна Зайцева

На: Педсовет "Роль личности педагога в учебно-воспитательном про


А Вы не разделяете? Могу поделиться списком литературы по теме "Педагогическая этика" (источник: ЭК РНБ): 1. Андреев В. И. Педагогическая этика : инновац. курс для нравств. саморазвития / В. И. Андреев. – Казань : Центр инновац. технологий, 2003. – 272 с. – Библиогр.: с. 266-270. Шифр РНБ: 2003-3/20323 2. Котигер Я. С. Педагогическая этика / Я. С. Котигер, В. И. Чамлер ; Бельц. гос. пед. ин-т им. А. Руссо. – Кишинев : Штиинца, 1984. – 147 с. – Библиогр.: с. 144-146 (70 назв.). Шифр РНБ: 84-3/6624 3. Морозова О. В. Этикет педагога : учеб. пособие для студентов пед. вузов / О. В. Морозова ; Ом. гос. пед. ун-т. – Омск : Изд-во ОмГПУ, 1996. – 83 с. – Библиогр.: с. 82 (30 назв.). Шифр РНБ: 96-4/14792 4. Педагогическая этика : учеб.-метод. пособие / Кемер. гос. ун-т ; сост. И. В. Тимонина. – Кемерово : Кузбассвузиздат, 2000. – 135 с. – Библиогр.: с. 121, 124-128. Шифр РНБ: 2001-3/15784 5. Писаренко В. И. Педагогическая этика : кн. для учителя / В. И. Писаренко. – 3-е изд., доп. и перераб. – Минск : Нар. асвета, 1986. – 240 с. – Библиогр.: с. 235-239. Шифр РНБ: 87-3/1700 6. Посохов П. П. Трудовая этика учителя : учеб. пособие по спецкурсу / П. П. Посохов ; Куйбышев. гос. пед. ин-т им. В. В. Куйбышева. – Куйбышев : КГПИ, 1989. – 79 с. – Библиогр.: с. 76-78. Шифр РНБ: 90-4/11776 7. Шевченко Л. Л. Практическая педагогическая этика : (эксперим.-дидакт. комплекс) : [кн. для учителей и родителей] / Л. Л. Шевченко ; Респ. ин-т повышения квалификации работников образования. – М. : Соборъ, 1997. – 506 с. – Библиогр.: с. 493-503 (277 назв.). Шифр РНБ: 97-7/357 8. Щуркова Н. Е. Этика школьной жизни / Н. Е. Щуркова. – М. : Пед. о-во России, 2000. – 182 с. : ил. – (Профессиональная культура педагога). Шифр РНБ: 2000-3/16302 9. Чернокозов И. И. Профессиональная этика учителя : кн. для учителей / И. И. Чернокозов. – 2-е изд., доп. – Киев : Рад. шк., 1988. – 223 с. – Библиогр.: с. 218-219. Шифр РНБ: 88-3/14291 А еще ссылками http://www.abccba.ru/abc69.php http://pedetika.narod.ru/ Буду рада, если материалы пригодятся. С уважением, Наталия Зайцева
С уважением, Наталия Владимировна



Фото пользователя Антонина Александровна Петрова

На: Педсовет "Роль личности педагога в учебно-воспитательном про


Наталия Владимировна, разделяю, конечно, у нас в сообществе есть материал по этой теме: целый блог посвящен педагогической этике и общению.  Спасибо за дополнение! Вот этим и хорошо сетевое взаимодействие, всегда найдутся коллеги, которые не только подскажут, но и делом помогут .

Комментарий был изменен с момента создания (petrova_aa, вс, 24/05/2009 - 22:34).
С уважением Антонина Александровна



Фото пользователя Марина Викторовна Иванова

На: Педсовет "Роль личности педагога в учебно-воспитательном про


Очень хороший материал, практически готовый педсовет на актуальную тему, спасибо!!!



Фото пользователя Антонина Александровна Петрова

На: Педсовет "Роль личности педагога в учебно-воспитательном про


Да, педсовет по этому материалу проведен успешно.

С уважением Антонина Александровна



Фото пользователя Валентина Яковлевна Пиманова

На: Педсовет "Роль личности педагога в учебно-воспитательном про


Здорово! Такой подробный и интересный доклад, спасибо!

Всего доброго!



Фото пользователя Антонина Александровна Петрова

На: Педсовет "Роль личности педагога в учебно-воспитательном про


Доклад - основа, далее может быть практическая часть в форме дискуссии или деловой игры.

С уважением Антонина Александровна



Фото пользователя Елена Александровна Моисеева

На: Педсовет "Роль личности педагога в учебно-воспитательном про


Антонина Александровна, спасибо. Меня давно интересует вопрос имиджа учителя. Особенно актуально это стало в сегодняшние дни, когда многие учителя не понимают и не принимают моду сегодняшнего поколения. Всё труднее становится найти общий язык.

Комментарий был изменен с момента создания (elenarosinka, сб, 01/08/2009 - 18:28).



Фото пользователя Антонина Александровна Петрова

На: Педсовет "Роль личности педагога в учебно-воспитательном про


Елена Александровна, мода приходит и уходит, а стиль остается, так говорят  специалисты-модельеры. У каждого человека есть свой стиль или должен быть. Стиль поведения, стиль в одежде, стиль в общении, стиль в преподавании, наконец! Такие разгоровы в учительской среде бывают очень полезны, иногда надо остановиться и посмотреть на себя со стороны...  После этого педсовета в коллективе, в котором я его проводила, у некоторых учителей не только изменился внешний вид, но даже походка стала более степенной и величественной. Желаю Вам успехов!!!

С уважением Антонина Александровна


Оценка материала

...
 
Приглашаем на официальную площадку Года учителя!

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн