Образовательные: дать детям представление о грамматических признаках имени прилагательного; формировать умения безошибочно находить имя прилагательное в предложениях и текстах.
Развивающие:развитие речи при чтении художественного текста, при проигрывании сценки
Воспитательные:развитие творческих качеств; умение слушать других, воспитание любви к русской литературе
Оборудование урока: интерактивная доска, слайды, фишки, учебники, тетради, учебники русского языка.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны,
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
- О какой части речи мы сегодня будем говорить?
2. Работа по теме урока.
·Сценка «Прилагательное и прилагается»
Г-жа Простакова: Митрофанушка, что ты знаешь из грамматики?
Митрофанушка: Много. Существительна да прилагательна.
Г-жа Простакова: Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофанушка: Дверь? Котора дверь?
Г-жа Простакова: Вот эта!
Митрофанушка: Эта? Прилагательна!
Г-жа Простакова: Почему же?
Митрофанушка: Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста неделя дверь стоит не навешана: так покамест существительна.
Г-жа Простакова: Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку.
Митрофанушка: И ведомо!
·Интерактивная доска.
- А теперь ответьте на вопрос: что такое прилагательное?. Дайте характеристику из материала 2 класса.
Изучая эту часть речи ты узнаешь: ( чтение с интерактивной доски)
Имя прилагательное
Ты узнаешь:
·Какие признаки предметов называет имя прилагательное
·Что такое качественные, относительные и притяжательные прилагательные
·Почему можно сказать красив, хорош, умен, но нельзя сказать деревянен, стеклянен, медвежен
·Как образуются имена прилагательные и какими ленами предложения они обычно бывают
Какова цель нашего урока? ( на интерактивной доске)
Цель урока: «Знакомство с грамматическими признаками имени прилагательного»
Задачи урока:
1.Имя прилагательное как часть речи
2.Признаки имен прилагательных
3.Работа в рубрике «Давай подумаем»
4.Знакомство с правилами.
5.Работа над словосочетаниями.
- На интерактивной доске текст, в котором надо найти имена прилагательные, выделить их электронным маркером и задать к ним вопросы.
- Но сначала вспомните, из какого произведения эти строки?
Задание 1.
Найди имена прилагательные и задай к ним вопрос.
Пустил стрелу младший брат - упала она на боярский двор, прямо против девичьего терема. Пустил стрелу средний брат – полетела стрела к купцу на двор и остановилась у красного крыльца, а на том крыльце стояла душа-девица, дочь купеческая. Пустил младший брат и попала стрела в грязное болото, где сидела лягушка.
3.Работа в тетради ( упр 2 с. 69 текст упражнения на интерактивной доске)
На доске фотография торта.
Выпиши только те признаки, которые относятся к торту.
(Один ученик работает у доски электронным маркером, подчеркивая нужные слова)
4.Физминутка.
5.Чтение сказки «Скромные просители»
От рождения у прилагательных у Прилагательных был очень покладистый характер. Они с удовольствием согласовывались бы во всём с Существительными, да вот незадача: не было у Прилагательных собственных рода, числа и падежа.
- А что, если нам попросить их у существительных ну хоть бы на время – мечтали Прилагательные и решили, наконец, поговорить с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были очень рады своим новым друзьям. Так и живут с тех пор Прилагательные, чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода, числа и падежа.
( интерактивная доска)
Книга (какая?) интересная – ж. р, ед.ч., им.п..
Книги (какой?) интересной – ж. р., ед.ч., р. п
Книгу (какую?) интересную – ж.р., ед.ч., в.п.
Книгами (какими?) интересными – ж.р, мн.ч., т.п.
6.Знакомство с правилом ( на интерактивной доске)
Запомни!
·Имя прилагательное зависит от имени существительного
·Имя прилагательное как и имя существительное имеет форму. Форма может меняться.
·В словосочетании и предложении имя прилагательное ставится в том же роде, числе и падеже, что и имя существительное. Такая связь называется согласованием.
7.Закрепление (дифференцированное)
С. 70 упр. 4.
Те, ребята, у которых на парте – зеленые фишки выписывают имена прилагательные + существительное из первых 4 строк стихотворения «Весенняя капель»
Те, у кого синие фишки – выписывают прилагательные и всего стихотворения.
Те, у кого красные фишки выполняют упр. 5.
Выписывают словосочетания, отмечают окончания существительных и прилагательных, определяют род, число, падеж существительных и прилагательных.
Альфия Шайхнуровна, спасибо Вам за желание поделиться наработками и за возможность поразмышлять о КАЧЕСТВЕ выставляемых продуктов! Давайте обсуждать. Привлекать к обсуждению других коллег. Давайте спорить и находить истину!!!
Выскажу свои мысли об уроке.
Во-1, (лирическое отступление) очень нравится УМК "Начальная школа XXI века". Курс русского языка С.В. Иванова считаю лучшим.
Во-2, У авторов курса НЕТ такого типа урока. Содержание учебного материала дается поурочно. Более того, учебный материал структурирован по трем блокам "Как устроен наш язык", "Правописание", "Развитие речи". В рамках одного урока три основные цели не смешиваются, происходит "погружение" в одну проблему. Вывод: на уроках определенного блока реализуется одна цель, поэтому нет смешения заданий в упражнениях!!!!! Следовательно содержание не соответствует целям курса.
В-3, Каждый урок представлен сменяющимися друг друга рубриками и упражнениями. Их последовательность -это ЛОГИКА ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА и УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ!!!! В конспекте, к сожалению, не отражена работа с рубриками "Давай подумаем", "Тайны языка", "Обрати внимание".
В-4, задания рубрик и упражнений предполагают проблемное обучение. Так почему учитель дает знание в "готовом" виде (Н: нет наблюдения за важнейшим граммматическим признаком имен прилагательных- зависимостью от имен существительных (рубрика "Давай подумаем" - предусматривает эту работу) ????) и т.д.
В-5, авторы учебника настаивают: "Если Вы работаете с ЭТИМ учебником, не включайте в одно упражнение разные задания". В ходе урока нарушается и эта авторская рекомендация!!!!
В-6, следование логике учебника - залог положительного результата!!!. Успешность работы зависит от ПОНИМАНИЯ концептуальных педагогических и методических идей, заложенных в содержании курса.
Список литературы:
1) Беседы с учителем: Третий класс четырехлетней начальной школы/ Под ред. Л.Е. Журовой. - М.: Вентана-Граф;
2) Русский язык: Комментарии к урокам: 3 класс. Авт. Иванов С.В., Кузнецова М.И. - М.: Вентана-Граф
3) Статья С.В. Иванова "Работа над ошибками". ССЫЛКА
Иногда очень полезно и учителям провести работу над собственными ошибками. В статье Станислав Викторович рассматривает типичные ошибки учителей, работающих по учебникам «Русский язык» комплекта «Начальная школа XXI века», разбирает причины их появления и показывает способы устранения.
Спасибо, что дочитали МОИ мысли. Желаю успехов в работе по УМК "Начальная школа XXI века"!
На: Урок русского языка в 3 классе "Имя прилагательное"
Альфия Шайхнуровна, спасибо Вам за желание поделиться наработками и за возможность поразмышлять о КАЧЕСТВЕ выставляемых продуктов! Давайте обсуждать. Привлекать к обсуждению других коллег. Давайте спорить и находить истину!!!
Выскажу свои мысли об уроке.
Во-1, (лирическое отступление) очень нравится УМК "Начальная школа XXI века". Курс русского языка С.В. Иванова считаю лучшим.
Во-2, У авторов курса НЕТ такого типа урока. Содержание учебного материала дается поурочно. Более того, учебный материал структурирован по трем блокам "Как устроен наш язык", "Правописание", "Развитие речи". В рамках одного урока три основные цели не смешиваются, происходит "погружение" в одну проблему. Вывод: на уроках определенного блока реализуется одна цель, поэтому нет смешения заданий в упражнениях!!!!! Следовательно содержание не соответствует целям курса.
В-3, Каждый урок представлен сменяющимися друг друга рубриками и упражнениями. Их последовательность -это ЛОГИКА ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА и УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ!!!! В конспекте, к сожалению, не отражена работа с рубриками "Давай подумаем", "Тайны языка", "Обрати внимание".
В-4, задания рубрик и упражнений предполагают проблемное обучение. Так почему учитель дает знание в "готовом" виде (Н: нет наблюдения за важнейшим граммматическим признаком имен прилагательных- зависимостью от имен существительных (рубрика "Давай подумаем" - предусматривает эту работу) ????) и т.д.
В-5, авторы учебника настаивают: "Если Вы работаете с ЭТИМ учебником, не включайте в одно упражнение разные задания". В ходе урока нарушается и эта авторская рекомендация!!!!
В-6, следование логике учебника - залог положительного результата!!!. Успешность работы зависит от ПОНИМАНИЯ концептуальных педагогических и методических идей, заложенных в содержании курса.
Список литературы:
1) Беседы с учителем: Третий класс четырехлетней начальной школы/ Под ред. Л.Е. Журовой. - М.: Вентана-Граф;
2) Русский язык: Комментарии к урокам: 3 класс. Авт. Иванов С.В., Кузнецова М.И. - М.: Вентана-Граф
3) Статья С.В. Иванова "Работа над ошибками". ССЫЛКА
Иногда очень полезно и учителям провести работу над собственными ошибками. В статье Станислав Викторович рассматривает типичные ошибки учителей, работающих по учебникам «Русский язык» комплекта «Начальная школа XXI века», разбирает причины их появления и показывает способы устранения.
Спасибо, что дочитали МОИ мысли. Желаю успехов в работе по УМК "Начальная школа XXI века"!
ССЫЛКА
_________
С уважением, Зайцева Наталия
На: Урок русского языка в 3 классе "Имя прилагательное"
Спасибо за интересный конспект урока. В вашем конспекте много инновационных решений.