Размещено: Людмила Свистунова - пт, 15/05/2009 - 10:09
Задачи:
1.Развивать обобщённые представления о зиме как времени года, её существенных признаках.
2.Активизировать наблюдательную деятельность, сравнение основных зимних признаков.
3.Поддерживать познавательные интересы к природе.
4.Воспитывать эмоционально – положительное отношение к красоте окружающей природы.
5.Вызвать у детей эмоциональные переживания, связанные с наблюдениями за опушёнными инеем деревьями, отклик на поэтические произведения о зимней берёзке, покрытой снегом, желание выразительно нарисовать её.
6.Закреплять навыки рисования карандашом.
7.Познакомить детей со способом выразительного изображения инея таким материалом как соль.
8.Обогащать словарь детей.
Предварительная работа:
1.Наблюдения за состоянием погоды, объектами живой природы.
2.Чтение художественной литературы, заучивание стихов о зиме.
3.Рассматривание репродукций, картин с зимними пейзажами.
4.Труд на участке.
Материалы:
Иллюстрации с изображением зимы, простой карандаш, кисти, белая гуашь, клей ПВА, соль, музыкальное произведение А.Вивальди «Зима».
Ход занятия.
( Дети сидят полукругом)
Чтение стихотворения И.Сурикова:
Белый снег пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле забелело,
Точно пеленою всё его одело.
Тёмный лес, что шапкой принакрылся чудной
И заснул под нею крепко, непробудно…
В.: о каком времени говорится в этом стихотворении?
Д.: о зиме.
В.: назовите признаки зимы.
( ответы детей)
В.: какой месяц начинает зиму?
Д.: декабрь.
В.: декабрь зиму начинает, а год завершает и прибавляет стужи. Его в народе прозвали «студень», «стужайло». А какие ещё месяцы вы знаете?
Д.: январь, февраль.
В.: погода зимой капризна и переменчива: то тихо и спокойно, то вдруг сильные ветры наметают снежные сугробы. Зимы бывают разными и год на год не похож. Даже в течение одной недели часто меняется погода. От этого меняется и наше настроение. Когда выпавший снег полежит – полежит и вдруг растает. Какое бывает у вас настроение?
Д.: грустное, тоскливое.
В.: но вот опять повалил густой, пышный снег. И нам становится радостно, весело.
( Показываю иллюстрации с изображением зимы, рассматриваем).
В.: снег может создавать ощущение спокойствия, тишины, неподвижности. Красив укрытый пушистым толстым ковром снега зимний лес, хотя в нем нет ничего яркого, броского.
Какие же по настроению эти картины?
Д.: тихие, спокойные.
В.: а в какие дни бывает такая красивая погода?
Д.: в морозные, безветренные.
В.: да, снег лежит тихо на ветвях деревьев, когда на улице нет ветра, и с небес падает тихий снежок.
В: как сказочно красивы деревья, когда они опушены инеем. Помните, как мы радовались, выйдя на улицу и увидев волшебный сад – словно распустились необыкновенные цветы. Послушайте, какое стихотворение сочинил про зимнюю берёзку поэт С.Есенин:
Белая берёза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит берёза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.
Удивительно подметил художник и поэт прелесть берёзки, украшенной инеем!
Давайте полюбуемся ещё на картины, послушаем и насладимся тихой песней морозного дня.
(Включаю отрывок из пьесы А.Вивальди «Зима».)
В.: понравилась ли вам музыка? А что вы ощутили? Похоже это чувство на то, которое навевают картины?
(Ответы детей)
В.: а кто может скрываться в этом лесу?
(Ответы детей)
Физкультминутка: «Зайчик»
Зайчик беленький сидит Пружинка, руки - ушки,
И ушами шевелит. пошевелить пальцами.
Зайке холодно сидеть, Встать, потереть ладонь
Надо лапочки погреть. о ладонь.
Лапки вверх, лапки вниз, Руки вверх-вниз,
На носочки поднялись. встать на носочки.
Лапки ставим на бочок, Руки на пояс.
В стороны и в кулачок Руки в стороны, сжать
пальцы в кулаки.
А теперь вприсядку, Приседания.
Чтоб не мёрзли лапки.
(Приглашаю детей за столы)
В.: сегодня мы увидели и почувствовали, как красиво нам рассказали поэты, художники и композитор о своём настроении, навеянном красотой и напевами зимы. Вот и мы сейчас, как художники, постараемся нарисовать красивую картину. Давайте вспомним, как нужно рисовать дерево. Сначала нарисуем ствол. От него отходят веточки. Толстые ветви начинаются чуть выше земли, растут с разных сторон – справа и слева, одна над другой – и тянутся вверх. На толстых ветвях нарисуем тоненькие, они мягко, округло опускаются каскадами вниз, как волосы у девочки. После этого мы будем рисовать иней на веточках, используя необычный материал – соль. Вместо краски мы берём клей и по каждой веточке проводим кисточкой с клеем также как и краской. Когда каждая веточка будет покрыта клеем, мы посыплем на неё соль. Лишнюю соль стряхиваем с листа на поднос. Ствол закрашиваем в последнюю очередь.
(По ходу занятия оказываю детям индивидуальную помощь.)
В конце занятия рассматриваем детские работы и сравниваем их с картинами.
Физкультминутка: « Деревце».
Вот мы деревце сажали, Потопать ногами и присесть.
Семя в землю зарывали.
Вырос тоненький росток, Встать, потянуться.
Он и строен, и высок,
И другие распустились, Руки в стороны.
Дружно так зашевелились. Пальцы в стороны и пошевелить ими.
Налетел весёлый ветер Поочерёдные взмахи руками.
И раскачивает ветки.
Ветер дует нам в лицо, Наклоны в стороны. Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише, Присесть.
Деревцо всё выше, выше. Встать на носки, опуститься.
На: Берёзки, опушённые инеем
Людмила, Вы МОЛОДЕЦ - Быстро осваиваете контент!
На: Берёзки, опушённые инеем
Людмила, правда было бы здорово, если бы занятие было бы полностью оснащено цифровыми образовательными ресурсами!
На: Берёзки, опушённые инеем
Мне кажется, что 4 и 5 задачи могут быть объединены в одну. А вы что думаете, коллеги?