- игра на знакомство:ребенок представляет свою маму и на первую букву имени называет прилагательное-характеристику мамы (напр., Даша-добрая и т.п.)
2. Основная часть:
- Упражнение «портрет»
Ребенок садится напротив взрослого. Взрослый – художник. «Сейчас я буду рисовать портрет». Художник прикасается рукой к овалу лица и говорит: «Сейчас я нарисую лицо». «Какую форму рисовать? – спрашивает он у ребенка. – Такую же, больше, меньше?» Ребенок отвечает. «Какие будут глазки – большие, маленькие или оставим те, какие есть?» При этом он обводит контур глаз. «Какого они будут цвета?» Ребенок называет. Затем в таком же порядке рисуются брови, нос, щеки, губы, уши, волосы. В конце все любуются портретом, говорят, как он хорош.
Обратная связь: ребенок делится чувствами.
- «Ладошки».
Встаньте напротив друг друга в паре или сядьте удобно так, чтобы ваши руки могли встретиться. Закройте глаза. По команде ведущего пусть ваши руки сначала найдут (1)друг друга, затем (2)познакомятся, (3)проявят симпатию, (4) потанцуют, (5) подерутся, (6) помирятся, (7) попрощаются. Всего задание занимает 5 –7 минут. Обсудить чувства на разных этапах.
- «Водитель».
Участники свободно перемещаются в помещении парами, при этом один участник находится за спиной у другого, направляя его за плечи. Глаза направляемого участника закрыты, он должен полностью доверять своему водителю в том, что их пара не столкнется с другой. Через некоторое время ведущий просит пары поменяться местами. Если игра получается, то ведущий просит прибавить скорость.
- «Кто это на ощупь?», «Угадай, чьи руки».
Эти игры проводятся с завязанными глазами. Сначала дети пытаются на ощупь (по лицу и фигуре) угадать имя партнера. Затем родители находят с завязанными глазами ощупывают руки детей, стараясь определить своего ребенка. Для родителей и детей это может быть очень значимая ситуация (найдет ли мама своего ребенка?). Впечатлительный ребенок может расплакаться, если мама «отвергнет» его руки. Чтобы не допускать эксцессов, психолог должен вовремя незаметно помочь родителю найти руки его ребенка.
Детям настолько нравятся такие игры, что у психолога могут возникнуть проблемы с их окончанием.
- «Совместный рисунок».
Оно проводится в двух вариантах, в зависимости от возраста детей. Дошкольники и их родители совместно рисуют картинку на определенную тему («Наш дом», «Дом», «Праздник»).Родителям с детьми старшего возраста дается задание выполнить рисунок одной рукой (карандашом, фломастером), предавая его друг другу. При этом им нельзя договариваться и вообще говорить друг с другом.
После того как все закончили, каждая пара представляет свое произведение, ведущий предлагает ребенку рассказать, как был нарисован этот рисунок, кто был инициатором воплощенных идей, как происходила прорисовка тех или иных деталей.
- «Портрет».
Ребенок рисует взрослого. Взрослый делится чувствами.
3.Заключение:
- упражнение «подарок».
Детям и взрослым раздаются сердечки, вырезанные из бумаги и цветные карандаши. Задание: напишите или нарисуйте что-либо приятное в память о сегодняшнем празднике и подарите друг другу. (упражнение в паре «ребенок-мама»)
Ирина Валериевна! С интересом познакомилась с тренингом взаимодействия родителей с детьми. Мне самой нарвится принимать участие в тренингах, которые проводят психологи.
Я правильно понимаю, что этот тренинг часть какой -то программы по работе с семьей? Подбирается какая-то определённая группа родителей и детей? С какими проблемами? Мне понравилось, что в тренинге подобрано очень много упражнений на тактильный контакт между родителем и ребенком. Порой родители мало уделяют времени на то, чтобы пообщаться со своим ребенком, приобнять его, погладить. А детям так не хватает родительской ласки и любви!
Размещено чт, 07/05/2009 - 08:26 пользователем Татьяна Евгеньевна Иванова.
Ирина Валериевна представила интересный материал. Тренинг структурирован. Подобраны игры и упражнения, выполняемые в диаде "родитель-ребенок", и направленные на телесный контакт ("Ладошки", "Угадай, чьи руки"), невербальное взаимодействие ("Совместный рисунок"), на создание доверительных отношений ("Портрет", "Водитель"). Это позволяет установить боле тесные и положительные взаимоотношения между родителями и детьми. Так же, положительным аспектом данного тренинга является то, что участникам дается возможность рассказать о своих чувствах и ощущениях, которые они испытывали в процессе выполнения заданий, обратная свячзь позволяет получить рефлексивный анализ тренинга. Это дает возможность скорректировать ход тренинга, а так же изменить или дополнить предстоящие занятия, в зависимости от полученных результатов. Хотелось бы увидеть список методической литературы, если таковая ипользовалась в процессе разработки тренинга. В ходе упражнения "Портрет" к чьему лицу прикасается взрослый? Может ли этот тренинг использоваться при работе с детьми с особенностями развития? Представленный тренинг является актуальным, т.к. в наше время родителям зачастую не хватает времени на такой длительный и положительный контакт с ребенком.
Размещено пт, 08/05/2009 - 11:00 пользователем Ольга Юрьевна Синякова.
Ирина Валерьевна, спасибо большое за интересный тренинг по взаимодействию родителей и детей.Вы предоставили структурированный конспект занятия, который можно брать и проводить.Данная тема весьма актуальна у родителей дошкольников и младших школьников, очень часто приглашают на родительские собрания с этой темой.Если вы будете не против то в следующем учебном году применю Ваш конспект в работе с родителями и детьми. Предложенные тэги максимально характеризуют данный ресурс.
Размещено вт, 12/05/2009 - 16:03 пользователем Алла Леонидовна Николаева.
Ирина Валерьевна! Спасибо за предоставленную возможность познакомиться с интересной разработкой! На мой взгяд, такая форма работы может быть весьма эффективной в достижении заявленной цели. Я не психолог, но уверена, что могла бы провести такой тренинг, пользуясь Вашей разработкой, в кругу своих коллег, знакомых и т.д., так как материал изложен в очень доступной форме.
Ирина Валерьевна, спасибо за материал тренинга. Я солидарна с теми специалистами, которые считают, что большинство личностных проблем у детей возникает в семье и "лечится" - коррегируется в семье. Очень важно, чтобы родитель мог своими глазами увидеть трудности своего ребенка: отказ выполнить задание, смущение, агрессию и т.д. Любящий и заинтересованный родитель своим активным участием в тренинге поможет ребенку в разрешении трудностей, а также сможет увитеть ситуацию в своей семье по-новому. Ваш тренинг позволяет родителям и детям поделиться друг с другом своими чувствами.Совместное выполнение упражнений позволит ребенку и родители вернуть утраченное чувство доверия друг к другу, наполниться позитивными эмоциями.
На: Тренинг взаимодействия родителей с детьми.
Ирина Валериевна! С интересом познакомилась с тренингом взаимодействия родителей с детьми. Мне самой нарвится принимать участие в тренингах, которые проводят психологи.
Я правильно понимаю, что этот тренинг часть какой -то программы по работе с семьей? Подбирается какая-то определённая группа родителей и детей? С какими проблемами? Мне понравилось, что в тренинге подобрано очень много упражнений на тактильный контакт между родителем и ребенком. Порой родители мало уделяют времени на то, чтобы пообщаться со своим ребенком, приобнять его, погладить. А детям так не хватает родительской ласки и любви!
На: Тренинг взаимодействия родителей с детьми.
Ирина Валериевна представила интересный материал. Тренинг структурирован. Подобраны игры и упражнения, выполняемые в диаде "родитель-ребенок", и направленные на телесный контакт ("Ладошки", "Угадай, чьи руки"), невербальное взаимодействие ("Совместный рисунок"), на создание доверительных отношений ("Портрет", "Водитель"). Это позволяет установить боле тесные и положительные взаимоотношения между родителями и детьми. Так же, положительным аспектом данного тренинга является то, что участникам дается возможность рассказать о своих чувствах и ощущениях, которые они испытывали в процессе выполнения заданий, обратная свячзь позволяет получить рефлексивный анализ тренинга. Это дает возможность скорректировать ход тренинга, а так же изменить или дополнить предстоящие занятия, в зависимости от полученных результатов. Хотелось бы увидеть список методической литературы, если таковая ипользовалась в процессе разработки тренинга. В ходе упражнения "Портрет" к чьему лицу прикасается взрослый? Может ли этот тренинг использоваться при работе с детьми с особенностями развития? Представленный тренинг является актуальным, т.к. в наше время родителям зачастую не хватает времени на такой длительный и положительный контакт с ребенком.
На: Тренинг взаимодействия родителей с детьми.
На: Тренинг взаимодействия родителей с детьми.
Ирина Валерьевна! Спасибо за предоставленную возможность познакомиться с интересной разработкой! На мой взгяд, такая форма работы может быть весьма эффективной в достижении заявленной цели. Я не психолог, но уверена, что могла бы провести такой тренинг, пользуясь Вашей разработкой, в кругу своих коллег, знакомых и т.д., так как материал изложен в очень доступной форме.
На: Тренинг взаимодействия родителей с детьми.
Ирина Валерьевна, спасибо за материал тренинга. Я солидарна с теми специалистами, которые считают, что большинство личностных проблем у детей возникает в семье и "лечится" - коррегируется в семье. Очень важно, чтобы родитель мог своими глазами увидеть трудности своего ребенка: отказ выполнить задание, смущение, агрессию и т.д. Любящий и заинтересованный родитель своим активным участием в тренинге поможет ребенку в разрешении трудностей, а также сможет увитеть ситуацию в своей семье по-новому. Ваш тренинг позволяет родителям и детям поделиться друг с другом своими чувствами.Совместное выполнение упражнений позволит ребенку и родители вернуть утраченное чувство доверия друг к другу, наполниться позитивными эмоциями.