Педагогические условия укрепления и сохранения здоровья школьников
Submitted by Ольга Викторовна Лисиенко on пн, 04/05/2009 - 11:33
Содержание педсовета
3 слайдМаракулина Людмила Витальевна – заместитель директора по научно-методической работе.
Проблема здоровья детей относится к категории таких проблем, о которых вроде бы все знают – и как его сохранить, и чем его поправить, и что пить и есть, чтобы его не подорвать. И делаем мы для сохранения здоровья как будто бы все больше и лучше, но результат получается – сами знаете какой… Увы, касается это и наших детей.
4 слайд
По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, только 10% школьников относятся к числу здоровых, 50% - имеют патологию, а 40% - относятся к группе риска.
В этой связи перед школой встают сразу две задачи. Во-первых, сохранить, поддержать, укрепить тот уровень здоровья, с которым ребенок приходит в образовательное учреждение. А во-вторых, воспитать у него ценностное отношение к собственному здоровью, обучить его основам здорового образа жизни, чтобы он желал и мог, например, иметь хорошую осанку, спокойный нрав, комфортно себя чувствовать без сигарет или наркотиков.
В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто педагог должен работать так, чтобы обучение не наносило ущерба здоровью школьников.
5 слайд
«Здоровье – это состояние организма, при котором он биологически полноценен, трудоспособен, функции всех его составляющих и систем уравновешены, отсутствуют болезненные проявления. Основным признаком здоровья является уровень адаптации организма к условиям внешней среды, физическим и психоэмоциональным нагрузкам». В.И. Дубровский.
6 слайд
По определению Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
Актуальным является и вопрос о состоянии здоровья педагогов, которые работают в школе и об их отношении к своему здоровью. Может ли педагог быть примером для своих воспитанников в вопросах здоровьесбережения?
Многие задают себе вопрос: «Как прожить, чтобы не стареть?». И себе же отвечают: «Так не бывает». Каждый человек хоть чем-то, да болеет. Но почему один попадает в больницу два раза в жизни, а другой чуть ли не каждый месяц? Уже давно установлено, что за здоровьем надо следить с детства. Давайте проведем небольшое тестирование для получения информации о своем здоровье. Вам предлагается перечень утверждений, каждое из которых требует ответа «да» или «нет». (За ответ «да» - 1 балл, за ответ «нет» - 0 баллов).
7 слайдТест «Твое здоровье»
8 слайд
У меня часто плохой аппетит.
После нескольких часов работы у меня начинает болеть голова.
Часто выгляжу усталым и подавленным, иногда раздраженным и угрюмым.
Периодически у меня бывают серьезные заболевания, когда я вынужден несколько дней оставаться в постели.
Я почти не занимаюсь спортом.
В последнее время я несколько прибавил в весе.
У меня часто кружится голова.
В настоящее время я курю.
В детстве я перенес несколько серьезных заболеваний.
У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения.
9 слайд Результаты:
1-2 балла. Несмотря на некоторые признаки ухудшения здоровья, вы в хорошей форме. Ни в коем случае не оставляйте усилий по сохранению своего самочувствия.
3-6 баллов. Ваше отношение к своему здоровью трудно назвать нормальным, уже чувствуется, что вы его расстроили довольно основательно.
7-10 баллов. Как вы умудрились довести себя до такого состояния? Удивительно, что вы еще в состоянии ходить и работать. Вам немедленно нужно менять свои привычки, иначе…
Конечно, вы вправе не согласиться с данной интерпретацией результатов, но лучше давайте задумаемся о своем образе жизни и о своем здоровье. Чем ниже уровень грамотности педагога в вопросах сохранения и укрепления здоровья, тем менее эффективно педагогическое воздействие на обучающихся.
10 слайд
Только тогда, когда здоровый образ жизни – это норма педагога, только тогда воспитанники поверят и будут принимать педагогику здоровьесбережения должным образом.
По данным исследования ученых до 30% детей, приходящих в школу, уже имеют хронические заболевания. За время обучения этот процесс усугубляется. Сказывается ухудшение социальных условий, недостаточность медицинского сопровождения, ухудшение питания, возрастающие учебные нагрузки. Все это ухудшает состояние здоровья школьников.
Ежегодное проведение медицинских осмотров воспитанников нашей школы является обязательным и выявляет отклонения в развитии и состоянии здоровья воспитанников. Проанализировав результаты мед. осмотров за 2 года, мы сделали следующие выводы, о которых нам расскажет Кадер Н.П. – медицинский работник школы. 11, 12, 13,14 слайды
Главное условие здоровьесбережения – это использование СанПиН, привидение в соответствие с санитарными нормами и правилами образовательной среды школы: мебели, режима освещения, проветривания помещений, режима работы школы, учебного плана, наполняемости классов, структуры урока, педагогических технологий, психологического комфорта, бесплатного питания учащихся, 15-20-минутные перемены, 3 урока физической культуры. Следует отметить, что немаловажное влияние на моральное и физическое здоровье школьников оказывает и окружающая обстановка учебных комнат.
15 слайдМаракулина Л.В.
Материально-техническая база нашей школы, созданная для оздоровления обучающихся:
· Спортивный зал, где не только проходят уроки физкультуры, но и успешно работает клуб «Здоровье»;
· Спортивная площадка, на которой дети играют в подвижные игры на свежем воздухе;
· Тренажерный зал;
· Бассейн, который дети посещают ;
· Столовая;
· Медицинский кабинет;
· Физиокабинет;
· Игровая;
· Кабинет психолога;
· Кабинет дефектолога;
· Кабинет логопеда;
·Кабинет для занятий ритмикой и ЛФК.
16 слайд
Выделим основные правила здорового образа жизни:
· Правильное питание.
· Здоровый сон.
· Активная деятельность и активный отдых.
· Отказ от вредных привычек.
При правильном питании снижается заболеваемость учащихся, улучшается их психологическое состояние, поднимается настроение, а самое главное – повышается работоспособность и интерес к учебной деятельности.
2.Употребление этого овоща очень полезно для зрения и для профилактики раковых заболеваний. (Морковь)
3.Этот овощ улучшает обмен холестерина и является сильным антиаллергеном. (Капуста)
4.А этот овощ улучшает работу кишечника, снижает артериальное давление. Наличие йода в этом корнеплоде делает его ценным для профилактики заболевания щитовидной железы и укрепления иммунитета. Обеспечивает организм фосфором, калием, кальцием, натрием и хлором. (Свекла)
5.Этот овощ малокалориен, зато в нем много фолиевой кислоты, а это значит, что он ускоряет вывод из организма холестерина, избытка воды и поваренной соли, усиливает способность инсулина понижать уровень сахара и способствует процессу образования эритроцитов в крови. (Баклажаны)
6.Обладают общеукрепляющим действием. Хороши для почек, сердечно-сосудистой системы, обмена веществ. (Яблоки)
7.Повышают прочность капиллярных сосудов, оказывают противосклеротическое действие, способствует выведению из организма воды и поваренной соли. (Груши)
8. Общеукрепляющие фрукты, полезные при малокровии. (Вишня, черешня)
9. Улучшает пищеварение при атеросклерозе и гипертонической болезни. (Малина)
10. Богата общеукрепляющим витамином С (Черная смородина)
В нашей школе дети в достаточном количестве получают фруктов, овощей и других полезных для здоровья продуктов.
Второе правило здорового образа жизни, которое мы назвали «сон». Сон очень положительно влияет на организм человека, сон обеспечивает полноценный отдых и в первую очередь он необходим для центральной нервной системы, органов чувств и мускулатуры. Систематическое недосыпание и недостаточно глубокий сон ведут к истощению нервной системы: появляется раздражительность, быстрее развивается утомление, нарушается деятельность внутренних органов. Перед сном целесообразна прогулка на свежем воздухе. Много споров вокруг того, сколько же надо спать человеку? Раньше утверждалось, что для ребенка необходимо 10 – 12 ч, подростка – 9 – 10 ч, взрослого – 8 ч. сейчас многие приходят к мнению, что все индивидуально, некоторым нужно побольше, некоторым поменьше. Но главное человек не должен чувствовать усталость после сна. Не случайно об этом придумано столько пословиц:
· «От хорошего сна молодеешь»;
· «Сон – лучшее лекарство»;
· «Выспишься - помолодеешь»;
· «Выспался – будто вновь народился».
У нас обучающиеся старших классов спят – 10,5 часов, младших классов – 12,5 часов.
17 слайд
От педагога – основной фигуры педагогического процесса – в наибольшей степени зависит, какое влияние на здоровье обучающихся оказывает их пребывание в школе, процесс обучения, насколько здоровьесберегающими являются образовательные технологии и вся внутришкольная среда. Работая с учащимися, педагогам необходимо учитывать, что у каждого ребенка свой потенциал здоровья. И зная это, мы можем правильно спланировать свою работу по укреплению и сохранению здоровья детей.
Школьная среда помогает организовать профилактическую работу и медицинское обслуживание обучающихся, обеспечивает возможность рациональной организации учебного процесса и здоровьесберегающую деятельность школы.
Одним из важнейших средств сохранения и укрепления здоровья является двигательная активность. Рациональное сочетание умственной деятельности и активного отдыха – необходимое условие профилактики перенапряжения нервно-мышечной системы. Движение – это универсальное лекарство против любого стресса (считается, что самостоятельные и контрольные работы в школе являются сильнейшей стрессовой ситуацией).
Двигательная активность снимает нервное и умственное напряжение. Одной из форм двигательной активности в школе являются уроки физической культуры, которые восполняют потребность детей в движении.
18 слайд
Уроки физкультуры проводятся с учетом возрастных, индивидуальных особенностей школьников.
19, 20,21 слайды
Спортивный зал в нашей школе отремонтирован и оснащен комплектами оборудования и спортивного инвентаря, необходимого для полноценных занятий физической культурой. Ученики всегда принимают активное участие во всех спортивных соревнованиях района, области и страны и нередко занимают призовые места.
22, 23, 24 слайды
Жучкова Ирина Равильевна – учитель ЛФК
Очень большая работа проводится и с обучающимися, отнесенными к специальной медицинской группе. И здесь основным направлением является формирование потребности в систематических занятиях физической культурой, активного отношения к своему здоровью.
Работать с такими детьми одновременно и сложнее, и легче, чем, в основной группе. Сложнее в отношении организации занятий. Необходимость четкого дозирования нагрузки, индивидуальный подбор упражнений, очень слабая физическая подготовленность занимающихся – это далеко не полный перечень трудностей, с которыми приходится сталкиваться учителю.
Основная часть этих занятий построена в игровой форме, что способствует развитию воображения и фантазии, образного мышления, а также речевых навыков обучающихся, которые охотно выполняют упражнения, превращаясь по ходу составленной учителем сказки-фантазии в различных животных. Для повышения заинтересованности воспитанников занятия проводятся с музыкальным сопровождением. Это развивает также чувство ритма, гармонии с окружающим миром.
25, 26 слайды
«Коррекционная ритмика»- Савкина Татьяна Васильевна – учитель музыки. Это специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных и психологических упражнений происходит коррекция и развитие детей, улучшаются качественные характеристики движения, развиваются такие важные личностные качества, как саморегуляция и произвольность движений и поведения.
С давних пор музыка используется как лечебный фактор. Восприятие специально подобранной музыки не требует предварительной подготовки и доступно всем детям. Музыкально – ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизируют мышление. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, социализируют ребенка. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, способствует формированию целенаправленной деятельности.
Дети учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах. Содержание обучения направлено на совершенствование движений и их коррекцию. Музыкальные и речевые сопровождения создают условия для развития речи учащихся, их эстетического воспитания.
Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводятся с теми учениками, которые имеют более выраженные нарушения речевого развития, общей моторики, сенсорных процессов.
Маракулина Л.В.
Большое внимание педагоги, особенно начальных классов, уделяют проведению оздоровительных фикультминуток на уроках. Время урока после физминутки используется более продуктивно, с большей отдачей учащиеся. Физминутки сегодня являются обязательной составной частью урока.
27 слайд
«Значение физминуток для укрепления и сохранения здоровья детей» Ильиных Людмила Васильевна – учитель начальных классов.
Рассмотрим вопрос о значимости смены деятельности в учебном процессе как факторе физического благополучия. С началом обучения естественная двигательная активность детей снижается на 50 %. Доминирующей становится учебная деятельность. И очень важно, чтобы учителя не забывали проводить физкультминутки, которые могут включать в себя:
28 слайд
При длительной работе с учебником, или выполнении письменных заданий (при активной зрительной работе на близких дистанциях) каждую четверть урока целесообразно предлагать учащимся рассмотреть дидактический материал, расположенный на достаточном удалении от глаз или изображенный мелким шрифтом. Размер такого учебного материала (сюжетные и предметные картинки, карточки с буквенным текстом, цифровой материал и т. п.) должен быть по высоте не менее 1 м., но не более 2-3 м. Такие изображения, видимые учеником на пределе зрительного различия, создают предпосылки для интенсивного зрительного сосредоточения вдаль. Это снимает напряжения с глазных мышц, долгое время работавших в режиме ближнего зрения.
Можно проводить и специальные упражнения, которые, по мнению ученых, помимо тренировки зрения, будут способствовать развитию ряда психических функций: зрительной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного и логического мышления.
Например:
учитель демонстрирует в течение нескольких секунд 7-9 мелких изображений предметов, затем убирает их и просит детей воспроизвести увиденное;
после кратковременного показа учитель незаметно для учащихся меняет местами две картинки и просит сказать, что изменилось;
используя иллюстрации из различных детских журналов, найти как можно больше различий между двумя похожими картинками;
в запутанном лабиринте из нескольких линий найти оба конца одной и др.
29 слайд
Задания: сосчитай, сколько в пирамидке колец красных, черных, зеленых и т.д.; сколько у пирамидки колпачков красных, зеленых, желтых и т.д.; сколько всего колец у всех пирамидок? Сколько всего колпачков? Как быстрее сосчитать?
30 слайд
Можно рекомендовать и такие упражнения для глаз, которые хорошо сочетаются с физическими упражнениями. Например, "веселые человечки". На карточках, которые показывает учитель, схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения (наклоны головы и туловища, отведение рук или ног в сторону, приседания и т.д.). Размер изображения 1-2 см. Дети должны вначале рассмотреть человечка, а затем повторить его движения.
31 слайд
Расширения зрительно-пространственной активности учащихся - использование разного рода траекторий, по которым дети "бегают" глазами. Во весь лист ватмана изображаются какие-либо цветные фигуры, толщина линии 1 см - овал, "восьмерка", волна, зигзаг, спираль. Такой плакат размещается в любом удобном месте. При этом каждому упражнению желательно придавать игровой характер. Например, в начале любой фигуры прикрепляется кораблик и предлагается проследить, как он будет плыть по заданной траектории.
32 слайд
Пальчиковая гимнастика.
·«Колокольчик»
«Колокольчик все звенит,
Язычком он шевелит»
Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. Средний палец правой руки опущен вниз, и ребенок им свободно вращает.
· «Кошечка»
«А у кошки ушки на макушке,
Чтобы лучше слышать мышь в ее норушке»
Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх.
·«Зайчик» «Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат
Он и прыгает и скачет,
Веселит своих зайчат»
Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательные пальцы. Ими шевелить в стороны.
·«Лошадка»
«У лошадки вьется грива,
Бьет копытами игриво»
Правая ладонь на ребре от себя. Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только благоприятно воздействует на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Нужно добиваться, чтобы все упражнения ребенок выполнял легко, чтобы занятия приносили ему радость.
Физкультминутки благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности, препятствуют нарастанию переутомления и повышают эмоциональный уровень учащихся, снижают статические нагрузки.
33 слайдМаракулина Л.В.
«Потерял деньги – жалко,
Потерял время – досадно,
Потерял здоровье – безнадежно»
Народная мудрость
34 слайд
«Комнатные растения – наши защитники»
35 слайд
Цветы оказывают на нашу жизнь самое непосредственное влияние. Они очищают воздух, улучшают микроклимат в наших помещениях. Но они еще и борются с пессимизмом и злобой своих хозяев, поглощают негативную энергию, скопившуюся в доме после ссор, и дарят умиротворение.
36 слайд
Загрязненный воздух – главный источник опасности. За одну минуту через легкие проходит 5 – 8 л воздуха, в течение суток – около 9 тыс. л, поэтому наше самочувствие намного зависит от того, каким воздухом мы дышим.
Ряд комнатных растений обладает способностью активно удалять из атмосферы замкнутых пространств летучие органические соединения.
Многие комнатные растения выделяют фитонциды – вещества, уничтожающие микроорганизмы или сдерживающие их размножение.
Кравцова Елена Алексеевна – учитель технологии (сельскохозяйственный труд).
Сейчас практически в любом помещении, будь то магазин, офис, детский сад или школа, можно встретить большое количество комнатных растений. Но всё ли мы знаем о том, какое растение и где более уместно, принесёт более пользы, нежели вреда, какие растения подходят более для офиса, а какие для кабинета химии в школе? Я познакомлю вас с некоторыми свойствами комнатных растений, и мы разберёмся, где лучше разместить то или иное растение.
Итак, многие комнатные растения обладают противомикробными свойствами. Это значит, что они снижают общее содержание патогенных клеток в воздухе помещений. Согласно данным исследований, достаточно 5–7 хорошо развитых растений на помещение стандартного размера (15–25 кв. м), чтобы значительно снизить количество болезнетворных микроорганизмов, в том числе таких опасных, как стафилококк, стрептококк, а также вирус гриппа. В этой группе растений следует назвать бегонию (за определённое время очищает воздух от патогенных микроорганизмов на 80 %), диффенбахию (80 %), традесканцию (70 %) и многие другие.
Ещё одно свойство комнатных растений – очищение воздуха от вредных высокотоксичных веществ. По данным учёных, воздух, которым мы дышим в закрытых помещениях, содержит около 1000 вредных веществ, причём порядка 15 канцерогенных соединений. Все современные материалы – древесностружечные плиты, пластмассы, пенопласт и др. содержат формальдегид, окись углерода, азота, бензол, трихлорэтилен и многие другие высокотоксичные вещества, попадающие в воздух, которым мы дышим. Отсюда – самые разнообразные заболевания, вплоть до рака.
Многие растения прекрасно справляются с задачей очищения воздуха от вредных примесей. Здесь назову алоэ (нейтрализует формальдегид на 90 %), хлорофитум, филодендрон, плющ, спатифиллум, сциндапсус. Целесообразно размещать эти растения в кабинете химии, во всех помещениях, при отделке которых используются современные материалы.
Ещё одно свойство комнатных растений – выделять биологически активные вещества, которые положительно влияют на здоровье человека. Например, летучие вещества алоэ нормализуют процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга, повышают работоспособность и выносливость к физическим нагрузкам, стимулируют защитные функции организма. То есть это универсальное растение, способное очищать воздух, одновременно выделяя целебные для человека вещества. Запах таких растений как роза, жасмин, лимон, пеларгония способствуют восстановлению сил, помогают при переутомлении и повышенной нервозности. Запах мяты регулирует сердечный ритм, устраняет стрессы.
Следует сказать о свойстве комнатных растений – очищать воздух от пыли, причём лучше всего с этим справляются опушённые растения (сенполия, или узумбарская фиалка, гинура, глоксиния), а также растения с большой поверхностью листовой пластинки (фикусы, монстеры, диффенбахия и др.). Такие растения полезно размещать в рекреациях.
Все комнатные растения увлажняют воздух, насыщают его отрицательно заряженными ионами кислорода, что немаловажно для нашего здоровья. Общение с зелёными питомцами благоприятно сказывается на психо-эмоциональном состоянии человека.
Однако к некоторым растениям при озеленении следует отнестись с осторожностью. Например, растения, содержащие ядовитый сок, такие как диффенбахия, молочай, не следует размещать там, где находятся дети, особенно младшего возраста. При попадании на слизистые сок этих растений может вызвать сильное раздражение. Кактусы, особенно колючие, также не рекомендуется размещать там, где находятся дети.
Существуют данные, что некоторые растения, например, монстера, кипарис, забирают у нас энергию. Так что эти растения нежелательны в учебных кабинетах, то есть там, где дети находятся большую часть времени.
И в заключение хотелось бы сказать, что к озеленению помещений надо подходить очень внимательно, взвесив все «за» и «против». Я советую воспользоваться памятками по озеленению, которые мы для вас подготовили. Ведь правильно подобранные растения помогут нам сохранить здоровье и физическое, и психическое.
Рекомендации по использованию комнатных растений
в озеленении помещений
37 слайд
Бегония.Очищает воздух от патогенных микроорганизмов на 80%.
38 слайд
Герань.Выделяет биологически активные вещества, улучшающие общее самочувствие.
39 слайд
Сансевиерия, плющ.Избавляют от паров бензола.
40 слайд
Традесканция.Снижает количество бактерий в воздухе на 70%.
41 слайд
Каланхое.Снижает содержание микробных клеток в воздухе помещений.
42 слайд
Алоэ.Нейтрализует формальдегид на 90%.
43 слайд
Хлорофитум.Накапливает окись углерода, очищает воздух от окислов азота.
44 слайд
Филадендрон.Способствует удалению пыли из воздуха.
45 слайд
Сциндапсус.Поглощает избыточное количество углекислого газа.
46 слайд
Кактусы.Нейтрализуют электромагнитное излучение.
47 слайд
Общение с зелеными питомцами благоприятно сказывается на психо - эмоциональном состоянии человека.
48 слайд
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…» В.А. Сухомлинский.
49 слайд
«Оздоровительные упражнения на занятиях во внеурочное время» Е.О. Мананникова - воспитатель.
Существуют различные способы пропаганды здорового образа жизни. Но детям моего класса (F71) в силу их психофизиологических и умственных способностей очень непросто произвольно внимать и запоминать то, что им рассказывают взрослые. Как же рассказать ребенку в наиболее доступной и интересной для него форме о вреде курения и употребления алкоголя, о правилах приема пищи, о важности двигательной активности человека, о необходимости соблюдения правил гигиены, пользе гимнастики или закаливания.
В своей практике использую дидактические, сюжетно – ролевые игры, художественные (конкурсы рисунков) и поэтические (стихотворения) формы работы с детьми, требующие от детей активного участия в совместной деятельности и способствующие более эффективному усвоению знаний.
50 слайд
Например: на занятии «Вредные привычки», о том, откуда появился табак в России, дети узнают из стихотворения
«Чтобы успокоить нервы,
Ввез в Россию этот яд
Император ПетрI
Триста лет тому назад.
Стала модною привычка
Нюхать и курить табак…»
Так же о вреде курения читаем сказку на новый лад «Муха – цокотуха»
«Муха, муха – цокотуха,
Позолоченное брюхо,
Муха по полю пошла,
Табачок она нашла.
Села мухонька в карету,
Закурила сигарету,
Увлеклася табачком,
Подавилася дымком…»
Другим нашим врагом является алкоголь.
Что такое алкоголь?
Это горе! Это боль!
Приведет болезнь с собой,
Организм разрушит твой.
Алкоголь - источник бед!
Спорить с этим смысла нет.
Если хочешь долго жить,
Значит нужно … что? Не пить!
51 слайд
Широко использую в своей работе различные викторины: «Что ты знаешь о гриппе»;
52 слайд
«Личная гигиена»;
53 слайд
«Гигиена тела»и т.д.
54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61 слайды
62 слайд Маракулина Л.В.
«Здоровье – это драгоценность, и притом единственная, ради которой стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей своей жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной».
Мишель де Монтень
Каждый из нас вносит свою частичку в воспитании здоровой личности, стремящейся вести здоровый образ жизни. Целенаправленная систематическая работа позволяет добиваться хороших результатов в оздоровлении обучающихся.