- Сегодня на уроке мы будем говорить о стилях речи, об их использовании в художественном произведении, узнаем о функции языковых вкраплений различных стилей речи в художественном произведении, познакомимся с новыми терминами.
Открываем тетради, записываем число. Сегодня 2.12.
Тема урока: “Использование различных стилей речи в художественном произведении”
Я назвала вам цели нашего урока. Сформулируйте, пожалуйста, свои, важные лично для вас цели учебной деятельности. (учиться распознавать стили речи, определять стилистическую принадлежность текста, учиться выразительному чтению, учиться анализировать, делать выводы, развивать навыки языкового анализа текста)
ІІ. Повторение и обобщение пройденного материала.
- Прежде чем мы приступим непосредственно к теме урока, повторим тот материал, который уже знаем.
Вспомните, какие стили речи вам известны, и отобразите это графически. Перед вами опорные слова, с помощью которых необходимо составить схему по теме: “СТИЛИ РЕЧИ”.
3 уч-ся работают с карточками индивидуально. Ваша задача выразительно прочитать текст, определить стиль речи, указать языковые средства, характерные для данного стиля.
Слайд 2
Пока учащиеся работают по карточкам, мы с вами, как всегда, проведём словарно-орфографическую работу, рассмотрим лексическое значение и повторим написание слов и сочетаний слов. Слова и сочетания слов записываем в столбик.
Стилистика
– стиль(фр. Style- палочка для письма. Совокупность языковых приёмов).(изучать стилистику)
Интонация
(от нем. громко произносить) – изменение тона речи, (произнести с интонацией)
Лексический анализ
– анализ слова с точки зрения значения слова, однозначности или многозначности, наличия антонимов, синонимов, паронимов, истории происхождения. (выполнить лексический анализ, подробный лексический анализ, хороший лексический анализ).
-Как называется наука, изучающая происхождение слова?
Этимология
– происхождение того или иного слова или выражения. (установить этимологию слова).
Иностилевая лексика –
отдельные слова и выражения, характерные для других стилей, используемые в художественной речи с определённой стилистической целью. (употребление иностилевой лексики)
Логическое ударение
– (логос) особое повышение голоса на самом значимом слове или словосочетании во фразе в пределах простого предложения. (расставить логическое ударение)
- Составьте словосочетания с данными словами и запишите их.
- Итак, ребята заканчивают работать по карточкам, отложили их в сторону. А сейчас мы проверим как выполнены индивидуальные задания. Проверяем работу по составлению схемы. (Ответ учащегося)
- Верно ли составлена схема? (да)
Но у каждого стиля речи есть свои особенности. Послушаем первый текст. (чтение, анализ текста)
Слайд 3
Карточка №1
Определите стиль речи. Укажите языковые средства, характерные для стиля.
Кометы – небесные тела, входящие в состав Солнечной системы; имеют вид туманных пятнышек с ярким сгустком в центре – ядром. У ярких комет при приближении к Солнцу появляется хвост в виде светящейся полосы.
Детская энциклопедия.
(Текст научного стиля. Сообщаются сведения, имеющие познавательный характер. Высказывание точное, обобщённое. Отношение автора не передаётся. Значение термина раскрывается в научном определении.
Логичность (последовательность и аргументированность), беспристрастность, точно передаётся информация для сообщения знаний.
- Итак, каковы особенности научного стиля? (используются специальные слова( в том числе термины); специальная фразеология; сложные синтаксические конструкции с вводными словами; конструкции с обобщающими родовыми наименованиями.
Чтение и анализ второго текста.
Слайд 4
Карточка №2
Определите стиль речи. Укажите языковые средства, характерные для стиля.
1. Любить Родину – значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у неё праздник. Страдать, когда Родине тяжело. И главное – беречь Родину. Беречь, как свою мать. Для человека всё должно быть дорого на своей Родине: и её народ, и её земля, и её история, и её завтрашний день.
Будущее Родины в руках подрастающего поколения, в ваших руках. Помните об этом, ребята!
(Текст публицистического стиля. Это речь обращенная к подрастающему поколению. Высказывание злободневно по тематике, яркое, призывное. Помимо повествовательных предложений используются восклицательное предложение. Экспрессивный повтор слов (Родина, беречь), прямое обращение (ребята), обратный порядок слов (инверсия).
- Каковы же особенности публицистического стиля? (широко используются помимо нейтральных, высокие, торжественные слова и фразеологизмы, эмоционально окрашенные слова, частицы, междометия, несложные синтаксические конструкции, риторические вопросы, восклицания, повторы и т.д.)
Выразительное чтение и анализ третьего текста.
Слайд 5
Карточка №3
Определите стиль речи. Укажите языковые средства, характерные для стиля.
Как сохранить цветы, купленные за неделю до праздника?
Стебли цветов подрезают наискось острой бритвой и ставят цветы на два часа в воду комнатной температуры. Затем заворачивают букет в газету и кладут на нижнюю полку холодильника. Через несколько дней проверяют букет. Если цветы слегка увяли, повторяют ту же операцию.
Данный текст делового стиля. Это инструкция, цель которой сообщить сведения, имеющие практическое значение, даются точные рекомендации. Текст лишён эмоций, точен, официален.
- Каковы же особенности делового стиля? (используются нейтральные языковые средства, слова в прямом значении, составные предлоги и союзы, отглагольные существительные, развёрнутые предложения, специальные слова)
- Официально-деловой стиль располагает своими жанрами: устав, расписка, приказ, объявление и т.д., а это инструкция, характерной особенностью которой является употребление глаголов, с целью определения порядка действия.
-У 4-го учащегося было дано перспективное задание. К тексту, который он получил, необходимо было составить ряд вопросов для определения стиля данного текста. (чтение и анализ)
Слайд 6
Карточка №4
Определите стиль речи. Укажите языковые средства, характерные для стиля. Составьте вопросы к тексту.
Под Москвой леса были насквозь просвечены золотом. Особенно много этого лиственного шумного золота скопилось в оврагах, куда не проникал ветер. А на холмах ветер начисто срывал сухую листву, кружил её и уносил вдаль. И там, в этой дали, в холодном блеске октябрьского солнца листья временами летели по ветру так густо, что воздух казался от них желтоватым.
Я считаю, что данный текст является примером художественного стиля. Но чтобы доказать это, вы должны ответить на несколько моих вопросов.
Какое явление описал К.Паустовский в этом отрывке?(листопад)
Какими словами назвал автор осенние листья? (золото, сухая листва, листья))
Найдите в тексте слова, которые помогают установить сходство этих понятий. Какие слова прямо указывают на наличие другого значения у слова золото? (много лиственного шумного золота)
Какой приём использует автор называя один и тот же предмет по- разному? (антитеза: золото и сухая листва)
Найдите в данном тексте метафору, которая показывает насыщенность листопада. (так густо, что воздух казался желтоватым)
Какие эпитеты использованы в тексте? (шумного золота, в холодном блеске)
О чём говорит наличие всех изобразительно-выразительных средств? (это текст художественного стиля)
Слайд 7
- Спасибо. Картины осени необычайно яркие. Они передают настроение легкой тихой грусти, светлую печаль об уходящем дне, наполненном неожиданными красками, когда даже один маленький осенний лист может сочетать в себе богатую цветовую палитру. К. Паустовский назвал осенний лист “шедевром, совершенным творением природы”. Мы доказали, что этот текст является примером художественного стиля? В чём же особенность художественного стиля? (воздействие с помощью созданных образов на чувства и мысли читателей и слушателей. Используются все языковые средства).
- Итак, мы определили особенности каждого стиля. Обратимся к учебнику с.179 прочитаем, что же такое художественный стиль. (чтение материала учебника).
- Что-то новое из прочитанного мы узнали? (нет, всё знакомо)
- Но следует различать “стиль художественной литературы” и “язык художественного произведения”. Чтобы доказать это, мы начинаем работу с отрывком из рассказа К.Паустовского “Жёлтый свет”.
Слайд 8
Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю, но это мне долго не удавалось. Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука. Если листья и шуршали, то только на земле, под ногами человека. Шорох листьев в воздухе казался мне таким же неправдоподобным, как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава.
Я был, конечно, не прав. Нужно было время, чтобы слух, отупевший от скрежета городских улиц, мог отдохнуть и уловить очень чистые и точные звуки осенней земли.
Как-то поздним вечером я вышел в сад, к колодцу. Я поставил на сруб тусклый керосиновый фонарь “летучая мышь” и достал воды. В ведре плавали листья. Они были всюду. От них нигде нельзя было избавиться. Чёрный хлеб из пекарни приносили с прилипшими к нему мокрыми листьями. Ветер бросал горсти листьев на стол, на койку, на пол, на книги, а по дорожкам сада было трудно ходить: приходилось идти по листьям, как по глубокому снегу. Листья мы находили в карманах своих дождевых плащей, в кепках, в волосах – всюду. Мы спали на них и насквозь пропитались их запахом.
Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит над чёрным лесистым краем и только колотушка сторожа доносится с деревенской околицы.
Была такая ночь. Фонарь освещал колодец, старый клён под забором и растрёпанный ветром куст настурции на пожелтевшей клумбе.
Я посмотрел на клён и увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые я услышал шелест падающего листа – неясный звук, похожий на детский шёпот.
- Попробуем доказать, что особенностью языка художественной литературы является соединение элементов разных стилей и широкое использование изобразительно-выразительных средств. У вас есть фломастеры, с помощью которых мы составим цветовую палитру текста и будем учиться воспринимать текст визуально.
Перед вами цветовая градация, с помощью которой мы подготовим текст к визуальному восприятию.
-слова со сниженной стилистической окрашенностью, т.е. разговорные.
-книжные элементы: слова и сочетания слов, формы (причастия и деепричастия)
-конструкции (сложноподчинённые предложения, обособленные члены предложения, однородные члены с нанизыванием их)
-изобразительно-выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения)
-Найдите слова со сниженной стилистической окрашенностью, т.е. разговорные и выделите их желтым цветом.
Книжные элементы: слова и сочетания слов, формы (причастия и деепричастия) – красным цветом.
Конструкции (сложноподчинённые предложения, обособленные члены предложения, однородные члены с нанизыванием их) – зелёным цветом.
- Итак, сделаем вывод о соединении элементов разных стилей, т.е. о многостильности, смешении стилей. (смешение стилей очевидно: наличие разговорных и книжных элементов, лексических и синтаксических конструкций – всё это указывает на многостильность.)
- Не забыли какова цель нашей работы: найти особенности языка художественной литературы. Найдём изобразительно-выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения) и выделим их синим цветом.
Немаловажную роль играет в тексте пунктуационная и стилевая особенность. Обратите внимание на пунктуацию: тире между обобщающим словом и однородными членами предложения, обособление определений и обстоятельств, последовательная связь предложений – всё это характерно для художественного стиля.
- Посмотрите, текст совсем небольшой. Но какой красочный он получился. Много ли в нём изобразительно- выразительных средств? (много)
Часто осенью я пристально следил за
Я был, конечно, не прав. Нужно было время, чтобы слух, отупевший от скрежета городских улиц, мог отдохнуть и уловить очень чистые и точные звуки осенней земли.
Как-то поздним вечером я вышел в сад, к колодцу. Я поставил на сруб тусклый керосиновый фонарь “летучая мышь” и достал воды. В ведре плавали листья. Они были всюду. От них нигде нельзя было избавиться. Чёрный хлеб из пекарни приносили с прилипшими к нему мокрыми листьями. Ветер бросал горсти листьев на стол, на койку, на пол, на книги, а по дорожкам сада было трудно ходить: приходилось идти по листьям, как по глубокому снегу. Листья мы находили в карманах своих дождевых плащей, в кепках, в волосах – всюду. Мы спали на них и насквозь пропитались их запахом.
Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит над чёрным лесистым краем и только колотушка сторожа доносится с деревенской околицы.
Была такая ночь. Фонарь освещал колодец, старый клён под забором и растрёпанный ветром куст настурции на пожелтевшей клумбе.
Я посмотрел на клён и увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые я услышал шелест падающего листа – неясный звук, похожий на детский шёпот.
- Действительно много, т.к. это отрывок из художественного произведения, а текст художественного произведения имеет цель воздействовать на читателя, писатель стремиться донести своё видение осени, необычайный шорох, который он слышит.
Сегодня мы с вами на уроке, используя фломастеры, создали цветовую палитру текста, отобразив смешение стилей, наличие изобразительно-выразительных средств, что помогает нам визуально воспринимать текст. Ведь художественное произведение воздействует, создаёт определённое настроение у читателя, часто можно в художественном произведении найти отражение своего настроения. Сочетание разных элементов и стилей помогают создать художественный образ. Это и есть особенность языка художественной литературы..
- Подведём итог, прочитав лингвистический материал на с.179.
- Какую новую информацию вы получили? (понятие язык художественной литературы – более широкое понятие. В художественном произведении кроме художественного стиля используются и другие стили. С помощью иностилевых вкраплений создаётся образ).
Слайд 10
- Итак, язык художественной литературы, как вы убедились, отличается от художественного стиля речи.
Слайд 11
Домашнее задание: 1.упр.171 (с объяснением),
Доказать, что фрагмент из романа “Герой нашего времени” с,197 -198, это художественное произведение. Обратите внимание на язык произведения. Используя полученные на уроке знания, найдите элементы смешения стилей, изобразительно-выразительные средства и выпишите их в тетрадь.
- Отметки за урок.
Слайд 9 опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю, но это мне долго не удавалось. Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука. Если листья и шуршали, то только на земле, под ногами человека. Шорох листьев в воздухе казался мне таким же неправдоподобным, как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава.
Цель урока: формировать у учащихся образное мышление, обосновывать принципы сближения и соединения разных понятий при создании словесного образа, учить видеть смысловые связи между понятиями, сближенными в художественном контексте.
На: Использование различных стилей в художественном произведении
Цель урока: формировать у учащихся образное мышление, обосновывать принципы сближения и соединения разных понятий при создании словесного образа, учить видеть смысловые связи между понятиями, сближенными в художественном контексте.