Цели: 1)развивать практические навыки учащихся по локализации и тушению пожара;
2) уметь определять, как выглядит опасность и почему она возникает; 3) воспитывать бережное отношение к своей жизни и своему здоровью.
Оборудование: игрушечные телефоны; таблицы, плакаты и рисунки «Опасность игры с огнем», «Новогодняя елка», «Первичные средства пожаротушения», «Пожар в лесу», компьютер, мультипроектор, презентация по теме классного часа.
Ход классного часа:
I. Организационный момент.
II. Введение в тему.
Презентация "запомнить нужно твердо нам –
пожар не возникает сам!"
На слайде 1 записаны слова Владимира Маяковского:
Запомнить твердо нужно нам – пожар не возникает сам!
Учитель читает эти слова, ставит цели мероприятия и задает вопросы (2 слайд):
– Как случаются пожары?
– Почему они происходят?
– Кто или что может быть виновником пожаров?
– Назовите причины пожаров.
Учащиеся называют причины возникновения пожара, а учитель проецирует их на доске (3 слайд):
1) неисправность электрических приборов;
2) забывчивость (забыли выключить электроприбор, отключить вовремя, закрыть-открыть дымоход и т. п.);
3) воспламенение от искры (печь, камин);
4) близость к огню легковоспламеняющихся предметов (мебель, обои, книги, одежда, пол);
5) игры со спичками, зажигалками, горючими смесями;
6) легковоспламеняющиеся и взрывоопасные вещества – керосин, бензин, газ, порох, жидкости в аэрозольных баллончиках.
Учащиеся делают в ы в о д: самые главные виновники пожаров – люди.
Учитель.Как защитить свой дом (квартиру) от проникновения дыма? Как защитить себя от дыма? Какой должна быть марлевая повязка?
III. Игра-соревнование «Лесной пожар» (4-6 слайды).
О п и с а н и е.Учитель предлагает учащимся внимательно рассмотреть рисунки и прочесть текст к ним. Затем учитель проецирует вопросы-задания (слайд 7), участники игры отвечают на них. Зрители оценивают ответы участников и выбирают лучшего игрока в соревновании.
Текстк рисункам (сюжетным картинкам):
·Пожар в лесу – это опаснейшая чрезвычайная ситуация. Он может привести к гибели людей, животных, уничтожению больших участков леса, домов и поселков. Причиной таких пожаров бывают молнии или длительная засуха, но чаще всего виноваты люди. В 90 случаях из 100 лесные пожары вызваны неправильным обращением людей с огнем.
·Не разводи костров в лесу, парке, саду, особенно если рядом нет взрослых. Не играй с огнем в местах скопления тополиного пуха.
·Если возник пожар в лесной зоне, то спасаться от него лучше по открытым местам (полянам, просекам, дорогам, рвам, речным переправам), стараясь как можно быстрее покинуть горящий лес. Нос и рот закрой от дыма мокрым платком.
·Если возгорание небольшое, огонь только начинает разгораться, попытайся справиться с ним сам. Для этого залей его водой, засыпь песком или землей.
·Когда огонь приближается к домам, взрослые борются с ним – заливают водой, засыпают песком или землей, роют рвы и вырубают деревья. Ты тоже можешь им помочь, если уведешь малышей в безопасное место, где будешь заботиться о них.
Вопросы к игре-соревнованию «Лесной пожар» (слайд 7).
1. Как потушить костер?
2. Каким путем ты будешь выходить из горящего леса?
3. Что может послужить причиной пожара в лесу?
4. Почему опасно поджигать тополиный пух?
5. Как защитить себя от дыма?
6. Какие природные явления могут быть причиной пожара?
7. Для чего во время лесного пожара роют рвы?
8. Почему из горящего леса выходят по открытым местам?
9. Какие меры нужно предпринимать, если пожар усиливается?
IV. Игра «Вызов по телефону пожарной команды» (слайд 8).
Учитель. Если вдруг пожар возник,
То звонить обязан вмиг,
Как и всякий гражданин,
В часть к пожарным «01».
О п и с а н и е. Учащийся «звонит» по телефону в пожарную часть, докладывает диспетчеру пожарной части (службы спасения), что случилось: называет адрес; где горит; свой номер телефона; свою фамилию; на каком этаже горит; как лучше подъехать к дому; сколько подъездов в доме. Все сведения ученик должен сообщить четко, быстро, без запинок.
V. Рассказ учителя (9 - 10 слайды).
Пожар – стихийное распространение огня, вырвавшегося из-под контроля человека.
На пожаре люди гибнут не от пламени, а от дыма и горячего воздуха. Порой хватает нескольких глотков, чтобы потерять сознание или перестать бороться за жизнь. Поэтому защищайтесь от дыма. В задымленном месте можно дышать только через мокрую плотную материю, шарф, шапку.
Уходя из квартиры, закрывайте дверь и в горящую комнату, и в квартиру (пламя не только уменьшится без кислорода, но может вовсе погаснуть). Уходить из квартиры можно только, зная, что там никого не осталось. Особенно надо следить за маленькими детьми. От дыма они прячутся в шкафах, под столами, кроватями, в ванных комнатах и чаще всего не откликаются. Двигаясь по задымленной квартире, можно заблудиться и у себя дома – помни об этой опасности. По задымленным коридорам пробирайся на четвереньках или ползком – внизу меньше дыма.
Если дым в подъезде, постарайся сначала выяснить, что происходит. Однако делать это надо осторожно: выйдя из квартиры, обязательно прикрой за собой дверь, иначе квартира станет огромным дымоходом. Если дым мешает дышать, не пытайся спуститься ниже. Возвращайся в квартиру и звони «01». Если ты живешь в современном непрогораемом доме, закрой дверь, забей щели мокрыми тряпками, заткни вентиляционные отверстия и жди пожарных. Если в квартиру, несмотря на принятые меры, проник дым и пожар, остается еще возможность выйти на балкон и подавать знаки спасателям.
VI. Дидактическое упражнение «Пожар в школе, кинотеатре, на стадионе. Страх и паника» (11 - 12 слайды).
О п и с а н и е. Учитель предлагает учащимся ознакомиться с сюжетными картинками по теме и информационным текстом к ним , проанализировать их возможное поведение в сложной ситуации.
Используя полученные знания, учащиеся должны ответить (в ходе игры-упражнения), как вести себя при пожаре в общественном месте и при возникновении паники.
Информационный ряд к рисункам:
·В местах, где собирается очень много людей, например в школе, кинотеатре, на стадионе, на аттракционах в парке и т. д., могут возникнуть очень опасные ситуации: пожары, аварии, взрывы. Чаще всего люди гибнут не от самой опасности, а от страха и паники, возникших в толпе. Об этом нужно всегда помнить и предвидеть возможную опасность. Для этого, входя в любое помещение, нужно обратить внимание на запасные и аварийные выходы, представить себе, как ты к ним доберешься.
·Помни, что самое опасное – быть зажатым и затоптанным в толпе! Люди в панике не замечают тех, кто рядом. Каждый думает о собственном спасении. Люди стремятся вперед, к выходу. Поэтому наибольшая давка бывает в дверях, перед сценой, около арены и т. д.
·Старайся не приближаться к ограждению, стенам, стеклянным дверям, к которым тебя могут прижать. Не держи руки в карманах. Старайся не упасть на пол. Если толпа тебя увлекла – не сопротивляйся ей! Глубоко вдохни, согни руки в локтях, приподними их, чтобы защитить грудь.
·Если тебя сбили с ног и ты упал на землю, постарайся свернуться клубком и защитить голову руками, прикрывая затылок.
Вопросы и задания к упражнению (слайд 13):
1. О чем нужно помнить, отправляясь в кино, цирк, на стадион?
2. Что нужно делать, чтобы не упасть в толпе?
3. Почему нельзя толпиться у дверей?
4. Что может послужить причиной паники?
5. Что нужно делать, если в толпе тебя сбили с ног?
6. Куда ты побежишь, если возникла паника?
7. Найди или вообрази план эвакуации с объяснением, куда идти.
8. Где бывает наибольшее скопление людей при эвакуации?
9. Чем опасны стены, ограждения, стеклянные двери?
10. Что нужно предпринять, если толпа тебя увлекла?
Ритмическая пауза
Учитель:Предлагаю вам считалку
Очень веселую, так для разрядки.
На вопросы наши хором отвечайте.
Где с огнем беспечны люди,
Там взовьется в небо шар,
Там всегда грозить нам будет
Злой ...
Пожар.
Раз, два, три, четыре —
У кого пожар ...?
В квартире.
Дым столбом поднялся вдруг.
Кто не выключил ...?
Утюг.
Красный отблеск побежал.
Кто со спичками ...?
Играл.
Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил белье над ...?
Газом.
Пламя прыгнуло в траву
Кто у дома жег ...?
Листву.
Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые ...?
Предметы.
Помни каждый гражданин этот номер ...
Ноль один.
Дым увидел — не зевай и пожарных ...
Вызывай.
VII. Игра « Как действовать при пожаре» (слайд 14).
Учитель проецирует рисунок предмета. Учащиеся должны объяснить, для чего он предназначен, в чем его назначение при пожаре, как его применять, как им действовать.
Комплект предметов представлен на рисунке.
VIII. Игра «Крестики-нолики» (работа в парах) (слайд 15).
Учитель. Отметьте причины опасности в квартире, в окружающей среде.
Объект
Причина
люди
техника
другие причины
утюг
печь
телевизор
елочная гирлянда
лес
газ
густой дым на улице
Проверочный тест (слайд 16).
1. Соедини стрелочками номера телефонов и названия аварийных служб:
01 газовая служба
03 пожарная охрана (служба спасения)
04 скорая помощь
2. Что необходимо сделать прежде всего, если в доме неожиданно начался пожар, который ты не сможешь потушить самостоятельно? Выбери правильный ответ:
а) убежать;
б) закричать, позвать на помощь;
в) вызвать пожарников по телефону «01».
3. Если в подъезде дым, что ты должен сделать? Выбери правильный ответ:
а) нужно выйти и посмотреть, где и что горит;
б) закрыть дверь и заткнуть щели мокрыми тряпками;
в) не обращать внимания – ведь горит не в твоей квартире.
4. Что нужно сразу сделать, если ты почувствовал в квартире запах газа? Выбери правильный ответ:
а) открыть окно;
б) сразу из квартиры позвонить в газовую аварийную службу – 04;
в) зажечь спичку.
5. Что при пожаре главное? Выбери правильный ответ:
а) защита от дыма;
б) звать на помощь в открытое окно;
в) залить водой место возгорания.
Девочки исполняют частушки на тему "Пожар"
Мы частушки пропоем,
Правила расскажем,
Как вести себя с огнем,
Вам сейчас покажем.
То, что спички не игрушка
Знает каждый, знают все.
Не давайте спички детям,
А то быть большой беде.
Когда из дома ты выходишь,
Не забудь проверить вновь,
Все ли выключил приборы,
Не возникнет ли огонь.
Разводить огонь у дома
Строга запрещается,
Так как может тот огонь
Перекинуться на дом.
Захламлять подвал не надо
Разными предметами,
А то вдруг пожар случится
Не сумеем обернуться.
Если вдруг увидишь дым,
Что-то загорается,
Позвони по 01,
Сразу все уладиться.
Всем напомнить здесь уместно,
Что с огнем шутить нельзя.
Выполняйте повсеместно
Эти правила, друзья!
X. Итог занятия.
– Какие важнейшие правила безопасности при пожаре вы запомнили?
– Как нужно действовать, если в квартире возник пожар?
– Почему во время пожара нельзя прятаться под кроватью?
Список использованной литературы
•http://images.yandex.ru– Пожар
•http://animashky.ru– Люди и работа. Пожарники
• Сборник сценариев агитбригад юных пожарных. Самара, 2004
• Комплект плакатов «Пожар». Издательство «Армпресс». Художник Шишкин В.П.
Вы рассуждаете как директор школы. Мы такой классный час проводим во время месячника по противопожарной безопасности. Вы правильно заметили, что нужно перед каникулами напомнить детям о правилах!
Вы, Марина Викторовна, молодцы, активны! Если все учителя были бы такие активные, то на страницах Открытого класса можно было бы собрать богатейший материал. Но и сейчас много удобств. Напимер, мне нужно было провести классный час к Дню космонавтики. Времени не хватает, много времени уходит на оформление документаций. Учащиеся класса готовились,но Вы сами знаете, что детей нужно либо контролировать, либо дублировать! Сразу Рашид Рафильевич прислал ссылки на разработки и очень мне помог. Спасибо ему.
А Вас Марина Викторовна действительно разработки внеклассных мероприятий замечательные.
На: Дидактическая игра "ЗАПОМНИТЬ НУЖНО ТВЕРДО НАМ – ПОЖАР НЕ
На: Дидактическая игра "ЗАПОМНИТЬ НУЖНО ТВЕРДО НАМ – ПОЖАР НЕ
Марина Викторовна! Спасибо, очень актуально, особенно сейчас, перед каникулами.
На: Дидактическая игра "ЗАПОМНИТЬ НУЖНО ТВЕРДО НАМ – ПОЖАР НЕ
Вы рассуждаете как директор школы. Мы такой классный час проводим во время месячника по противопожарной безопасности. Вы правильно заметили, что нужно перед каникулами напомнить детям о правилах!
На: Дидактическая игра "ЗАПОМНИТЬ НУЖНО ТВЕРДО НАМ – ПОЖАР НЕ
На: Дидактическая игра "ЗАПОМНИТЬ НУЖНО ТВЕРДО НАМ – ПОЖАР НЕ
Вы, Марина Викторовна, молодцы, активны! Если все учителя были бы такие активные, то на страницах Открытого класса можно было бы собрать богатейший материал. Но и сейчас много удобств. Напимер, мне нужно было провести классный час к Дню космонавтики. Времени не хватает, много времени уходит на оформление документаций. Учащиеся класса готовились,но Вы сами знаете, что детей нужно либо контролировать, либо дублировать! Сразу Рашид Рафильевич прислал ссылки на разработки и очень мне помог. Спасибо ему.
А Вас Марина Викторовна действительно разработки внеклассных мероприятий замечательные.
На: 12 апреля - День космонавтики!
Вот несколько вариантов:
На: Дидактическая игра "ЗАПОМНИТЬ НУЖНО ТВЕРДО НАМ – ПОЖАР НЕ
На: Дидактическая игра "ЗАПОМНИТЬ НУЖНО ТВЕРДО НАМ – ПОЖАР НЕ
Марина Викторовна! Вы, просто, профессионал по разработке классных часов!
На: Дидактическая игра "ЗАПОМНИТЬ НУЖНО ТВЕРДО НАМ – ПОЖАР НЕ
Галина Александровна, спасибо, за высокую оценку!