Урок истории в 10 классе по теме: «Россия в начале XIX века»
Учитель истории первой категории Казаринова А.В.
Цельурока: охарактеризовать социально-экономическое положение России в начале XIX века.
Задачи:
Дать характеристику России к началу XIX в. (социально – экономическое, политическое положение);
Продолжить формирование навыков работы в группах, умения составлять опорные схемы, устанавливать причинно-следственные связи;
Осуществлять патриотическое воспитание.
Прогнозируемый педагогический результат: учащиеся делают вывод о том, что крепостническая система и самодержавие, всевластие бюрократии – все это сдерживало развитие страны и определяло тот замедленный темп экономической жизни, который так отличал Россию от стран Западной Европы.
Межпредметные, межкурсовые, внутрикурсовые связи:Новая история: 1789-1794- Великая французская буржуазная революция; 1792-1795- революционные войны Франции против коалиции европейских государств. История России: император Павел I. История С.-Пб.: Петербург на рубеже веков. География: территория России.
I.Изучение нового материала (сопровождается демонстрацией презентации)
Учительсообщает: Сегодня мы приступаем к изучению нового периода в истории России-первой половины XIX века, в которой Россия достигает вершины своего могущества. Но сначала взглянем на Россию, какой она предстает взгляду историка, к началу этого периода.
Работа с картой: учитель показывает границы Российской империи на карте, затем показывает отдельные регионы: Центральную Россию, Север России и Карелию, Поволжье, Заволжье, Северный Кавказ, Урал, Сибирь, наконец, приобретенные в XVII-XVIII веке районы Украины и Белоруссии и прибалтийские территории.
Одновременно учитель продолжает: Россия была многонациональным государством, население которой составляло 40 млн. человек. Далее учитель по учебнику (п.55. с. 117) рассказывает о плотности населения и районах расселения разных народов, сопровождая рассказ указаниями на карте.
- Какие территории были включены в состав Российской империи в XVIII веке?
Религиозный состав населения России
Учитель сообщает: Россия была не только многонациональным государством и многоконфессиональным государством.
Запись в тетрадях:
Многоконфессиональное государство-государство, население которого исповедует различные религиозные учения.
Учитель продолжает: народы, населявшие Российскую империю, находились на различных стадиях общественного развития. Многие народы Севера, Сибири и Северного Кавказа находились на стадии родоплеменного строя. Культура и быт всех этих народов отличались большой пестротой. Столь же различным был уровень развития производительных сил различных народов - от примитивных орудий труда у народов Кавказа, Сибири и Севера до использования достаточно сложных станков и промышленных процессов на мануфактурах и заводах.
Учитель сообщает: население России делилось на сословия.
Беседа с классом по вопросам:
- Что такое сословие?
- Какие сословия существовали в России к XIX веку?
- Какие сословия можно считать привилегированными, а какие - нет?
- В чем заключались основные сословные привилегии?
- Можно ли считать привилегированным сословие казачество?
Учитель сообщает: самым многочисленным сословием в России оставалось крестьянство, которого к середине XIX века насчитывалось около 30 млн. человек. Из них около половины были государственными крестьянами. На Севере России и в Сибири основная масса крестьян были государственными, много государственных крестьян жило также в Поволжье, где в их состав были зачислены местные нерусские народы – татары, чуваши, мордва, мари. Большая часть крепостных крестьян жила в губерниях Центральной России и в Черноземной полосе.
Работа с текстом: ученик читает текст из книги А.А. Корнилова «Курс истории России XIX в. – М., 1993. – С.26-28)» о категории крестьян в России. Слушая его, ученики должны распределить упоминаемые в нем группы крестьянства по группам:
Работа с учебником: ученики читают самостоятельно в учебнике (п.55, с. 119-120) о расслоении крестьянства и о социальной мобильности и отвечают на вопросы:
- Что такое вертикальная мобильность?
- Что свидетельствует о начале формирования в России классовой структуры общества?
Учитель сообщает: Важной характеристикой состояния экономики и даже социального развития страны является степень развития ее транспортной системы, связывающей воедино различные регионы. Особенно важен этот показатель для России с ее огромными пространствами, удаленностью значительной части территории от моря. Основным видом транспорта в России долгое время оставались речные системы для северных и центральных районов Европейской части империи и Сибири, в то время как в южных районах европейской части более распространенными были сухопутные системы сообщений. Первая железнодорожная ветка появится в Империи только в 1837 году и свяжет Петербург с Царским Селом. Шоссейные дороги начали строить лишь в середине века.
Складывание общероссийского рынка еще не завершилось. Региональный товарообмен осуществлялся на ярмарках. Особенно большое значение, общероссийского масштаба имела Макарьевская ярмарка и заменившая ее в 1816 г. Нижегородская.
Промышленное развитие.
- Вспомните, какая отрасль являлась основной для экономики России в начале XIX века?
Учитель сообщает. Развитие сельского хозяйства в России на рубеже XVIII-XIX веков шло экстенсивным путем, преимущественно за счет введения в сельскохозяйственный оборот новых земель. Применение улучшенных сельскохозяйственных орудий и приемов, сельскохозяйственных машин не получило сколько-нибудь значительного применения.
Промышленность России была развита неравномерно. Некоторые города являлись ее средоточием (Петербург, Москва, Тула, Ярославль), в то же время многие небольшие города имели аграрный характер – их жители вспахивали землю, разводили сады и огороды. В промышленном отношении развитие России отставало от уровня Западной Европы. Промышленный переворот в России начался лишь в середине XIX века, в то время как в Англии он близился к концу. По-прежнему широко применялся в промышленности труд крепостных, однако доля вольнонаемного труда неуклонно росла. Значительная часть мануфактур по-прежнему являлась государственными и обслуживала военные нужды страны.
Работа с учебником: о промышленном районировании ученики читают самостоятельно учебник, с.121-122.
Работа с учебником: ученики читают самостоятельно раздел учебника о политическом строе России (с.122) и рисуют схему политического управления империей в тетради:
Запись в тетрадях
Россия по политическому строю была самодержавно-бюрократической монархией.
Неограниченный самодержец-император опирался при управлении на мощный слой
чиновников средний и высший слой которых состоял преимущественно из дворян.
II.Итог урока
Россия начала XIX века представляла собой огромное по территории, многонациональное и многоконфессиональное государство с населением около 40 млн. человек. Россия продолжала оставаться аграрной страной, промышленное развитие которой значительно отставало от уровня стран Западной Европы. Политическое устройство империи – самодержавная монархия, опирающаяся на мощный бюрократический аппарат – сохранялось.
Домашнее задание
П.55 учебника; прочитать документ на стр. 123-125, ответить на вопрос 3 к тексту.
Используя карту 11 на вклейке учебника изучить районирование форм феодальной эксплуатации и промышленного производства.
Доклад ученика на 5-7 минут о личности и обстоятельствах восшествия на престол Павла I. При подготовке использовать материалы электронного учебника «Энциклопедия истории России», фирма производитель «Коминфо» 1997-2002г. и сети Интернет.
Доклад ученика на 5-7 минут о М.М. Сперанском. При подготовке использовать материалы сети Интернет.
Рефлексия
Оценить свою работу на уроке по 5-балльной шкале, последовательно отвечая на вопросы
Размещено вт, 25/05/2010 - 20:20 пользователем Татьяна Геннадьевна Боровкова.
Уважаемая Анжела Викторовна, внимательно ознакомилась с вашим уроком. Спасибо за опыт. Позвольте поделиться некоторыми размышлениями. Во-первых, фраза "мы приступаем к изучению нового периода в истории России-первой половины XIX века, в которой Россия достигает вершины своего могущества", на мой взгляд содержит фактическую ошибку. Разве Россия достигает своего могущества в первой половине XIX века? И какого могущества? Исходя из темы урока, все-таки экономического. А как быть с тем, что промышленный переворот начался в 30-40 г.г. XIX века? А промышленный подъем в 90 г.г? Во - вторых, если это урок по началу XIX века, то при чем здесь сообщение о Павле, которое, судя по всему звучит на предыдущем уроке? Еще раз благодарю вас за представленный урок.
Комментарий был изменен с момента создания (бтг1965, вт, 25/05/2010 - 20:20).
Размещено вт, 25/05/2010 - 21:06 пользователем Дмитрий Вячеславович Воробьёв.
Татьяна Геннадьевна! Независимо от оценки , Вы - очень смелый и компетентный специалист. Елена Евгеньевна справедливо обругала мою рецензию на данный урок, я не учёл специфики класса, мы даже немного поспорили. Каким-то особым чутьём Вы определили её(специфику), прочитав комментарий, я согласился. С уважением, Воробьёв Д.В.
На: Россия в начале XIX века
Уважаемая Анжела Викторовна, внимательно ознакомилась с вашим уроком. Спасибо за опыт. Позвольте поделиться некоторыми размышлениями. Во-первых, фраза "мы приступаем к изучению нового периода в истории России-первой половины XIX века, в которой Россия достигает вершины своего могущества", на мой взгляд содержит фактическую ошибку. Разве Россия достигает своего могущества в первой половине XIX века? И какого могущества? Исходя из темы урока, все-таки экономического. А как быть с тем, что промышленный переворот начался в 30-40 г.г. XIX века? А промышленный подъем в 90 г.г? Во - вторых, если это урок по началу XIX века, то при чем здесь сообщение о Павле, которое, судя по всему звучит на предыдущем уроке? Еще раз благодарю вас за представленный урок.
На: Россия в начале XIX века
Татьяна Геннадьевна! Независимо от оценки , Вы - очень смелый и компетентный специалист. Елена Евгеньевна справедливо обругала мою рецензию на данный урок, я не учёл специфики класса, мы даже немного поспорили. Каким-то особым чутьём Вы определили её(специфику), прочитав комментарий, я согласился. С уважением, Воробьёв Д.В.