Submitted by Светлана Владимировна Кропачева on Wed, 23/03/2011 - 10:29
Тема: Сравнение звуков по звонкости – глухости[г]-[к]и[г’]-[к’].
Текст «Зайка».
Цель:
Продолжить формировать понятие парные согласные по звонкости-глухости на примере звуков [г]-[к]и [г']-[к'].
Задачи:
1.Закрепить понятие парные согласные по звонкости-глухости.
Отработка понятий "звук-буква".
Пропедевтика правописания и проверки слов с парными согласными в слабой позиции.
Формирование навыка беглого, осознанного, правильного чтения; анализа текста.
2.Развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания, словесно-логическое мышление, внимание, фонетический слух; умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.
3.Воспитание самостоятельности, сплоченности; интереса к чтению, уважения к мнению других.
Ожидаемые результаты урока:
Умение выделять звуки в речи, сравнивать их и давать им характеристику.
Умение сравнивать слова на основе звукобуквенного анализа.
Умение делать вывод в ходе наблюдения над языковым материалом. Формы организации работы учащихся
фронтальная, групповая, индивидуальная Формы организации работы учителя:
организаторская
обучающая
контролирующая Методическая и\или педагогическая эффективность используемых технологий.
Использование учителем различных источников информации в виде ЦОР побуждает учащихся к выполнению проблемных, внутренне неоднородных учебных заданий. Предложение заданий различного типа, вида и формы стимулирует учащихся к выполнению основных учебных действий,последовательности их выполнения в группе единомышленников по поиску правильного решения.
В 1 классе учащимся еще сложно делать выводы, анализировать, выстраивать логическую цепочку рассуждений, а использование на уроке компьютерной презентации позволит активизировать работу учащихся на уроке, понять изучаемый материал и в ходе работы сделать вывод, а благодаря ярким образам, усилить интерес к изучаемому предмету и сделать его запоминающим.
Ход урока:
I.Орг.момент
II. Определение темы и постановка целей урока (Слайд 1)
-Откройте учебники и определите тему и цель урока. (стр. 65-66) (Будем сравнивать звуки, продолжать читать слова, предложения слова с изученными буквами, отгадывать загадки, сравнивать пары слов, читать скороговорки, читать текст)
III.Проверка домашнего задания (Слайд 2)
.-Произведение какого автора вы читали дома? (Б.Заходера )
-Как называется произведение? (Кит и кот)
-Назовите звуки в этих словах и дайте им характеристику.
-Какое настроение у вас было, когда читали это произведение? Что особенно запомнилось?
-Почему такая нелепая, глупая история произошла в этой сказке? Дополните предложение по памяти "В этой сказке нет порядка.
В ней ..."(Ошибка, опечатка)
-Какой урок вынесли после прочтения этого произведения?( Важно быть на письме внимательным, чтобы не допускать ошибок, опечаток)
-Назовите слова-рифмы? Для чего автор их использует? (порядка – опечатка. Рифма для созвучности, яркости речи)
2. Проверка чтения скороговорок наизусть и анализ услышанного учащимися (с.64) (Слайд 3)
IV.Открытие новых знаний(Слайд 4)
- Ученик (хорошо читающий) читает загадку. Отгадайте загадку. Как называются такие загадки? (Горка. Это загадка-складка, потому что отгадка в рифму)
«Я большой любитель санок.
Встану утром спозаранок,
Обзвоню своих ребят
И девчонок – всех подряд.
Будем вместе веселиться-
Нужно только вниз скатиться.
Если есть у снега корка -
Всё, тогда готова … (ГОРКА)»
-Назовите слово-рифму для слова ГОРКА. (Корка)
-Произнесем эти 2 слова и послушаем. Какими звуками отличаются эти слова? Дайте им характеристику.( [г] [к]) (Слайд 5)
-Произнесем эти звуки и понаблюдаем за работой речевого аппарата. Что замечаете? Как называются эти звуки в русском языке? (Органы речи работают одинаково, воздух встречает одинаковую преграду. Звук [г] произносится с голосом и шумом, а звук [к] произносится только с шумом. Эти звуки парные по звонкости-глухости)
-Назовите пары звуков [г][к] по твердости-мягкости .( [г’][к’])
-Сравним эти звуки. Понаблюдаем снова за речевым аппаратом. Как назовем эти звуки?
V.Чтение и анализ слов на голубом, розовом и желтом фонах.
Работа в парах.(Слайд 6)
1). Ребята, сидящие на 1 вар-читают слова на розовом прямоугольнике ( с. 65), а ребята на 2 вар. Читают слова на желтом и голубом прямоугольниках. Тот, кто слушает, оценивает чтение своего соседа с точки зрения правильности чтения.
2). Сравниваем слова. Найти пары слов, которые отличаются:
1) буквами парных согласных звуков
2) 1 буквой, но 2 звуками
Пара может выбрать себе задание или выполнить оба задания.
-Значение каких слов вам было непонятно? Где можно узнать значение слов?
-Значение одного из слов я покажу на иллюстрации. Найдите слово, которым можно подписать эту картинку. (Кулик) (Слайд 7)
-В народе говорят: « Всяк кулик своё болото хвалит» .Как понимаете? (Каждый хвалит то, что ему хорошо знакомо и дорого, что является близким или родным. Говорится, часто в шутку, когда кто-л. расхваливает место, где он живет, или дело, которым занимается)
-Что обозначает условный знак после желтого прямоугольника?( Отгадай загадку)
-Читаем и называем отгадку хором. (Слайд 8)
-Как называется такая загадка? (Загадка-складка)
-Какие слова рифмуются?
Сколько предложений в этой загадке? Прочитайте 1 предложение. Какой знак стоит в конце этого предложения? Как будем читать?
Прочитаем 2-ое предложение. Какой знак и с какой интонацией прочитаем?
-Прочитаем хором, но соблюдая интонацию, которую нам подсказывают знаки в конце предложения.
-Что обозначает слово – отгадка? Покажите модель этого слова.( Название предмета)
-Что вы знаете о носорогах?
-Рассмотрите иллюстрацию в учебнике и составьте предложения про бегемота.
-Составьте предложение по модели. Из каких слов будет состоять предложение? Составьте предложение (работа в паре) (Слайд 9)
-Подойдет ли предложенное предложение к схеме? Докажите?
-Произнесем каждое слово с ударением хором.
-Объясните подчёркнутые «опасные места». Какой звук слышим на месте буквы Г в слове «носорог»?( [к])
- В какой позиции стоит этот согласный?( В «слабой» позиции, на конце слова. На конце слова парный звонкий согласный оглушается)
-Почему звук [к]обозначили буквой Г? (Носорог-носороги)
VI. Инструктаж по Д/З. (Слайд 10)
-У Бориса Заходера есть стихотворение «Про доброго носорога» . Я предлагаю вам найти ( по желанию) и прочитать это стихотворение и ответить на вопрос : «Быть добрым хорошо или нет?»
(Если есть время на уроке, можно предложить посмотреть мультфильм, созданный по произведению Б.Заходера "Сказка про доброго носорога" и обсудить данный вопрос на уроке)
Светлана Владимировна! Спасибо за содержательный и грамотный урок. Все этапы урока взаимосвязаны, прослеживается системность. В презентации нет ничего лишнего.
Размещено Fri, 25/03/2011 - 22:45 пользователем Елена Андреевна Новикова.
Светлана Владимировна! В уроке учтены программные требования. Подача материала урока логична, ясна, доступна для учащихся. Целесообразность использования различных форм совместной деятельности. Спасибо!
На: Сравнение звуков по звонкости – глухости [г]-[к], [г']- [к']
Светлана Владимировна! Спасибо за содержательный и грамотный урок. Все этапы урока взаимосвязаны, прослеживается системность. В презентации нет ничего лишнего.
На: Сравнение звуков по звонкости – глухости [г]-[к], [г']- [к']
Светлана Владимировна! В уроке учтены программные требования. Подача материала урока логична, ясна, доступна для учащихся. Целесообразность использования различных форм совместной деятельности. Спасибо!