Номинация "Интерактивная школа", Лот 2, "Улицы нашего города. Экскурсия по проспекту имени В.И.Ленина", МСКОУ школа-интернат II вида №12, Безделкина Н.И., Смирнова Н.Я.
Submitted by Надежда Безделкина on Fri, 04/03/2011 - 16:23
Тема: "Улицы нашего города. Экскурсия по проспекту имени В.И .Ленина."
Конспект группового воспитательского занятия по гражданскому воспитанию с использованием ИКТ. (Старшие классы, 2-е отделение)
Цели: воспитание у учащихся чувства патриотизма и любви к малой Родине.
Задачи:
Знакомство учащихся с историей главной улицы нашего города -проспекта имени В. И. Ленина.
Формирование патриотических и эстетических чувств.
Пополнение и активизация словаря, совершенствование связной речи учащихся.
Методическая и воспитательная эффективность используемых функций программного обеспечения и инструментария доски.
ЦОР воздействует на сенсорно-перцептивную сферу психики детей с целью формирования нравственных, патриотических, эстетических чувств, поскольку любой объект воспринимается зрением и слухом.
ЦОР создаёт эффективные условия для формирования речи, расширение словарного запаса, способствует созданию эмоционального настроя.
Повышается эффективность труда воспитателя, т. к. сводятся до минимума непроизводительные затраты времени, особенно это относится к информационной функции и к функции организации и управления занятия.
"ЦОР адаптирован к потребностям слабослышащих детей.
Он предоставляет ученику возможность обратиться к подсказкам, заложенным в нём, позволяет создавать и перемещать объекты.
Использование инструментария интерактивной доски повышает интерес и активность учащихся.
Информация даётся на более высоком эстетическом и современно-технологическом уровне.
Ожидаемые результаты
Возрастание интереса к истории родного города и повышение мыслительной активности учащихся.
Повышение общего интеллектуального развития, рост культурного уровня учащихся.
Увеличение запаса понимаемых слов и выражений.
Формы организации работы учащихся
Фронтальная.
Индивидуальная.
Формы организации работы воспитателя
Организаторская.
Обучающая.
Контролирующая.
Стимулирующая.
Организационный момент
(слайд №1)
Воспитатель: Сегодня на занятии мы продолжим знакомство с улицами нашего города.
(На заставке фотография города Звучит песня о городе)
(слайд №2)
На заставке фотография проспекта Ленина. (часть 1, часть 2)
Воспитатель: Мы совершим экскурсию по проспекту Ленина, главной улице нашего города.
(слайд №3)
Фотография проспекта Ленина.
Воспитатель: Что такое улица?
Дети читают текст.
Пространство между домами,
Где ходят и ездят,
Где отдыхают и работают,
Где смотрят и себя показывают.
Улица- место встреч и расставаний.
Воспитатель: Какая самая главная улица в Челябинске?
Дети отвечают на вопрос, используя подсказку за шторкой.(Проспект Победы, Комсомольский проспект, проспект Ленина)
Воспитатель: Сегодня наша экскурсия пройдёт по главной улице города- по проспекту Ленина.(рассматриваем фотографию проспекта)
(слайд №4)
Воспитатель: Давайте познакомимся с новыми словами, которые понадобятся нам на этом занятии.(Детям предлагается картинный словарь. Рассматриваем фотографии. Дети проговаривают слова и их значение).
Словарь
Аллея- дорога в парке с деревьями, посаженными по обеим её сторонам.
Сквер- небольшой сад ( парк) в городе.
Бульвар- широкая аллея посреди городской улицы.
Проспект- большая, широкая, прямая улица.
Ландшафтный- природный.
Парк имени Гагарина- ландшафтный парк.
(слайд №5)
Рассматриваем карты города 1873 года и 1909 года и сравниваем, как изменился город к началу века. Вспоминаем, где был центр города в то время. Если дети затрудняются ответить на вопрос, они могут воспользоваться подсказкой за шторкой.
Воспитатель: к началу ХХ века город заканчивался Южным бульваром и Южной площадью, это была окраина города, а где был центр города?
Дети: Центр города был на Соборной площади, сейчас там находится театр оперы и балета
(Слайд №6)
Рассматриваем картину художника Вандышева «Вид на Южную площадь начала ХХ века». Даём текст слухо-зрительно.
Текст:
Южная площадь до начала ХХ века была окраиной Челябинска. На переднем плане слева рядом с церковью- таможня. В то время Челябинск занимал второе место в стране по торговле чаем. Через таможню проходил чай из Китая, Цейлона, Индии.
Справа белеют храмы Одигитриевского женского монастыря. В центре- шатёр цирка. Сегодня Южная площадь- главная в городе. Это площадь Революции.
(словарь за шторкой)
Таможня- это государственное учреждение, которое контролирует провоз грузов через границу, взимает (собирает) деньги в казну государства с провозимых товаров.
(слайд №7)
Рассматриваем фотографию «Вид на Южную площадь вначале ХХ века» и описываем её с помощью передвижения объектов.
Задание детям. Продолжи предложения.
На переднем плане находится… цирк- шапито
Справа мы видим… берёзовая роща
Вдалеке видны… церковь
…заканчивает город каменные дома
Деревянные дома
(слайд №8)
Южная площадь в начале ХХ века (будущая площадь Революции).
Читаем текст об Одигитриевском монастыре, рассматриваем картину и фотографию.
Текст:
На южном бульваре находился Одигитриевкий женский монастырь. В монастыре было два храма (церкви), завод, на котором делали свечи, рукодельные мастерские.
При монастыре открыли начальную школу для девочек.
Сейчас на этом месте находится гостиница «Южный Урал»
В 1920 году улица Южный бульвар стала называться улицей Спартака.
Воспитатель: Составьте словосочетания, передвигая объекты по экрану с опорой на текст.
Бульвар женский
Монастырь Южный
Мастерские начальная
Школа Спартака
Улица рукодельные
Часть 2.
(слайд№10)
Воспитатель: Рассмотрим две фотографии проспекта Ленина и площади Революции и прочитаем текст.
Текст:
В 30-е годы центр города перемещается на Южную площадь, которая получает новое название- площадь Революции. В 1934 было построено административное здание. Его еще называют «круглое» здание.
В 1938 году на площади Революции был построен 7-ми этажный жилой дом. Он положил начало формированию площади Революции.
Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы(за шторкой).
Когда появилось новое название площади?
Какие здания были построены в это время?
(слайд 11)
Воспитатель: В годы войны Челябинск продолжал строиться. Давайте прочитаем текст и рассмотрим здания, построенные на площади Революции в годы войны.
Дети рассматривают три фотографии: площадь Революции и проспект Ленина,
Здание гостиницы Южный Урал, Здание Управления Южноуральской железной дороги.
Дети отвечают на вопросы
Как сейчас называется эта улица?
Как называется площадь, примыкающая к ней?
Назовите здания, которые вы узнаёте. (подсказка за шторкой )
Здание банка, семиэтажный жилой дом, гостиница Южный Урал, Управление ЮУЖД.
(слайд №12)
Воспитатель: Рассмотрим фотографии современного проспекта Ленина и прочитаем текст.
Текст:
Одно из красивейших мест Челябинска - площадь Революции. Это центр города. Через площадь проходит главная улица города- проспект Ленина. Его длина более 7-ми км. Начинается проспект у завода ЧТЗ, который выпускает мощные тракторы. Заканчивается проспект у парка имени Гагарина.
Воспитатель: Что вы узнали нового о проспекте?
(слайд №13)
Воспитатель: Познакомимся с памятником В.И.Ленину на площади Революции.( Рассматриваем фотографию, читаем подпись к фотографии: «Авторы памятника- скульпторы Л. Головницкий и В. Зайков. Архитектор- Е. А. Александров».
Словарь:
Постамент, трибуна.
Дети читают текст:
В 1959 году на площади установили памятник. В.И. Ленину и улицу Спартака переименовали в проспект Ленина.
В.И. Ленин возглавил Октябрьскую революцию в 1917 году и был первым руководителем Советского государства.
Общая высота памятника 18 метров: постамент с трибуной- 10 м, скульптура Ленина- 8 м. Постамент с трибуной выполнен из гранита, а скульптура- из бронзы. На постаменте надпись: «В.И. Ленину от трудящихся Челябинска».
Воспитатель: Задайте друг другу вопросы и ответьте на них. (за шторкой)
Что находится в центре площади Революции?
Что вы узнали о В.И. Ленине?
Назовите авторов памятника.
Из какого материала выполнен памятник?
Прочитайте надпись на постаменте.
Часть 3.
(слайд №14)
Воспитатель: Вы знаете, где начинается проспект Ленина?
Дети рассматривают фотографии заводоуправления ЧТЗ и первого трактора. Читают текст.
Текст:
Начинается проспект Ленина у Челябинского тракторного завода. Здесь на ЧТЗ впервые в стране родились самые мощные гусеничные тракторы. Поэтому первый трактор С-60 стал памятником на Призаводской площади. В годы Великой Отечественной войны завод выпускал танки. Всего за годы войны выпущено 18 тысяч танков.
Воспитатель предлагает детям выполнить задание(за шторкой)
ЧТЗ- что означают эти буквы?
Как назывался наш город в годы Великой Отечественной войны?
Подбери названия к фотографиям путём передвижения объектов.
Комсомольская площадь.
Первый трактор.
Памятник- Танк.
Трактор С-60.
Призаводская площадь.
Здание заводоуправления ЧТЗ.
(слайд №15)
Воспитатель: Рассмотрим две фотографии магазина «Детский мир» (современную и 50-х годов) и ответим на вопросы (постепенно открываем шторку в случаях затруднения детей)
Воспитатель: Вы узнаёте это здание?
Дети : Это первый самый большой в городе и в области магазин для детей.
Воспитатель: Как называется этот магазин?
Дети: «Детский мир»
Воспитатель: Ответим на вопросы, вставляя слова в предложения( путём передвижения объектов).
Как изменилась улица?
Улица стала… молодые липы
Исчезли маленькие… одежду, игрушки, обувь
Вместо старых тополей посажены… школьные принадлежности
Как изменился магазин? живой уголок
Витрины магазина стали… животными: крокодилом
попугаем
В цокольном помещении имеется… наряднее, ярче,
шире
Там можно наблюдать за… деревянные домики
В магазине «Детский мир» можно купить…
(слайд №16)
Воспитатель: Вы видите фотографии двух зданий, расположенных на проспекте Ленина.
Прочитайте диалог и ответьте на вопрос: «Что нового вы узнали?»
Диалог
1) Ты знаешь, где находится это здание?
2) Да. Это здание находится на проспекте Ленина, недалеко от площади Революции. А что находится в этом здании?
1) В нём расположилась главная библиотека города, она называется Челябинская областная универсальная научная библиотека. Знаешь, сколько человек там работает?
2) Я читал, что в библиотеке работает более 250-ти библиотекарей. В библиотеке имеется более двух миллионов книг, журналов, газет. А ты знаешь, сколько человек посещает библиотеку?
1) Да, более 80-ти тысяч человек. 40% читателей- студенты и школьники. Они любят посещать Интернет- зал.
2) А что находится напротив библиотеки?
1) Там расположено здание института швейной промышленности. Его фасад украшает чугунная решётка из каслинского литья.
(слайд №17)
Воспитатель: Ребята, вы были на Алом поле?
Ответы детей.
Воспитатель: Как вы думаете, почему это место так называется?
Дети затрудняются ответить.
Воспитатель: Давайте познакомимся с историей названия « Алое поле».
Текст предлагается детям слухо-зрительно.
Текст:
13 октября 1905 года рабочие Челябинска собрались на митинг на Александровской площади. Они требовали ввести 8-ми часовой рабочий день, повысить зарплату. Неожиданно на участников митинга обрушились (напали) казаки и жандармы (полиция). Пролилась кровь.
После Октябрьской революции 1917 года эту площадь переименовали в Алое поле.
Прилегающая к площади улица стала называться Красной.
Воспитатель: Давайте составим словосочетания (передвигая объекты) и ответим на вопросы.
Собрались в Алое поле
Напали кровь
Переименовали жандармы и казаки
Пролилась Красной
Стала называться на митинг
Вопросы
Что случилось на Александровской площади?
Когда и почему Александровскую площадь переименовали в Алое поле?
На какой улице находится наша школа?
Текст сопровождается фотографиями сквера на Алом поле и памятника «Орлёнок».
(слайд №18)
Воспитатель: Рассмотрим фотографии (сквер на Алом поле, памятник- бюст Ленина и памятник «Орлёнок»). Познакомимся с описанием сквера.
Дети читают текст:
Сквер на Алом поле заложен во время субботника в 1920 году, площадь сквера огромна. Здесь находятся Дворец пионеров и школьников, детские спортивные площадки, собор Александра Невского, площадь пионеров- героев. В сквере растут хвойные породы деревьев: ель, сосна, лиственница, а так же клёны, липы, берёзы.
Памятник- бюст Ленина и памятник «Орлёнок» находятся на территории сквера.
Воспитатель: Закончите предложения, опираясь на текст.
В 1920 году был заложен…
В сквере находятся…
Хвойные породы деревьев…
На территории сквера находятся...
Часть4.
(слайд №19)
Воспитатель: В конце проспекта Ленина сосредоточены высшие учебные заведения. Вы знаете какие?
Дети рассматривают фотографии ЮУРГу и ЧГПУ и читают текст.
На проспекте Ленина, там, где он примыкает к парку культуры и отдыха имени Гагарина, находятся 3 высших учебных заведения (ВУЗа). Это Южно- Уральский Государственный университет (ЮУРГу), Челябинский Государственный Педагогический университет (ЧГПУ) и Аграрно- инженерная академия.
Продолжи диалог:
1) Объясни что такое вуз.
2) ВУЗ это… А ты знаешь, где на проспекте Ленина находятся три ВУЗы?
1) Они находятся… Какие это ВУЗы?
2) Это… Знаешь какую профессию получают студенты в ЧГПУ?
1) Конечно, профессию…(врача, учителя, инженера).
(слайд №20)
На экране 4 фотографии скверов на проспекте Ленина и тексты к ним.
Воспитатель: Рассмотрим фотографии и подберём к ним соответствующий текст. (путём передвижения объектов)
Тексты:
В центре сквера на площади Революции сооружён фонтан в гранитном и мраморном обрамлении, украшенный Каслинским литьём. Это любимое место отдыха гаражан.
Сквер на Алом поле.
К Комсомольской площади примыкает детский парк имени первой женщины- космонавта В.А. Терешковой. Сквер создан в 1950 году. В сквере растут яблони, рябины, берёзы, липы.
В сквере перед Южно- Уральским Государственным университетом любят отдыхать студенты. Здесь растут прекрасные ели.
(слайд №21)
На проспект Ленина выходят четыре площади. Вспомните, какие?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте подберём к фотографиям соответствующие тексты.
1) Площадь Революции- главная площадь города. Здесь проходят митинги, праздничные концерты.
2) С Призаводской площади начинается проспект Ленина.
3) Площадь Науки находится у парка имени Гагарина. На площади стоит памятник И.В.Курчатову. Здесь проходит посвящение в студенты, вручение дипломов.
4) Комсомольская площадь находится в Тракторозаводском районе. На площади стоит Памятник- танк.
(слайд №22)
Воспитатель: Какие памятники находятся на проспекте Ленина?
Ответы детей.
Воспитатель: Подберите названия к этим памятникам (путём передвижения объектов).
Памятник- Танк
Памятник «Орлёнок»
Памятник И. В. Курчатову
Памятник В.И. Ленину
Памятник первому трактору.
(слайд №23)
Воспитатель: Центральная улица Челябинска, проспект Ленина, меняется непрерывно,здания обретают новый вид. Рассмотрите фотографии ЮУРГу и «круглого» здания и скажите, какие изменения произошли в облике зданий ЮУРГу и «круглого» здания на площади Революции за последние годы.
Если дети затрудняются ответить, они могут обратиться к подсказкам за шторкой.
Воспитатель: Рассмотрите фотографии современных зданий на проспекте Ленина. Вспомните, в какой части проспекта они находятся. (Даны три фотографии «Бизнесдом Спиридонов», институт Челябгипромез, офисное здание «Мизар».)
Составьте предложения с помощью передвижения объектов.
1.является, проспекта Ленина, Бизнесдом Спиридонов, украшением.
2.недалеко, Многоэтажное здание института « Челябгипромез», от Детского мира, находится.
3.видим, на заднем плане, Мы, высотное офисное здание « Мизар».
( слайд №25)
Воспитатель: А где заканчивается проспект Ленина?
Даны фотографии панорамы проспекта Ленина и пляжа.
Ребята читают текст.
Проспект Ленина заканчивается у Городского (Шершнёвского) бора- парка имени Юрия Гагарина. Шершнёвский бор - «зелёные лёгкие» нашего индустриального города.
Его главные аллеи соединяют предпарковую площадь на проспекте Ленина с зонами отдыха и пляжами.
Как вы понимаете выражение- «зелёные лёгкие» города?
Дети отвечают.
Воспитатель: Повтори предложения на слух.
1. Городской бор - «зелёные лёгкие» Челябинска.
2. Проспект Ленина заканчивается у парка имени Гагарина. Здесь самой природой создан красивый ландшафтный парк.
( слайд № 27).
Воспитатель: Вот мы и закончили экскурсию по проспекту Ленина- главной улице Челябинска. Широкая, красивая, зелёная- она является гордостью челябинцев. Читаем и слушаем стихотворение Аси Горской.