Разновозрастное занятие по русскому языку на тему "Окончание и основа слова".Связь слов в предложении".
Submitted by Людмила Павловна Крышковец on Sat, 24/04/2010 - 22:26
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. Учащиеся образуют разновозрастные пары, проверяют готовность к занятию.
II. МИНУТКА КАЛЛИГРАФИИ. Дети пишут слоги: РЁ, ЗА, БЕ. В каждой строке по слогу. - Составьте из данных слогов слово. - Какое слово получилось? (берёза) - Запишите его в следующей строке.
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ. - Что вы можете сказать о слове БЕРЁЗА? Слово БЕРЁЗА обозначает название дерева; является именем существительным, которое отвечает на вопрос ЧТО?; женского рода, единственного числа; в слве 6 букв, 6 звуков, 3 слога, ударная гласная Ё, непроверяемая безударная гласная Е. Это слово нужно запомнить или посмотреть его написание в словарике. Берёза так была бела, Что буква Е из слова "Белый" К ней незаметно перешла И уходить не захотела. - А знаете ли вы, что слово БЕРЁЗА в переводе со старославянского языка означает "апрель". Другое значение этого слова - "что-то блестящее, белеющее". - Как вы думаете, почему?
РАССМАТРИВАНИЕ ФОТОВЫСТАВКИ "БЕРЁЗЫ". - Составьте предложения с этим словом. - А теперь мы прочитаем предложения, которые придумал НЕЗНАЙКА с данным словом.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ НАПЕЧАТАНЫ НА МОНИТОРЕ КОМПЬЮТЕРА: Берёза называют символом России. О берёза сочиняют стихи и песни. Под берёза в траве лежит колючий ежик. В нашем лесу много берёза.
- На что вы обратили внимание? Всё ли в этих предложениях правильно?
- Тема занятия для учащихся 3 класса - "Связь слов в предложении". Мы с вами будем совершенствовать умения устанавливать связь слов в предложениях.
- А сейчас исправьте ошибки, допущенные НЕЗНАЙКОЙ в данных предложениях.
Учащиеся 3 класса подходят к монитору и исправляют ошибки в окончаниях слова БЕРЁЗА.
- Что вы изменили в слове БЕРЁЗА? (Окончание).
- Тема, над которой мы будем работать с учащимися 2 класса - "Окончание и основа слова". Вы научитесь находить и выделять в слове окончание и его основу, узнаете, какое значение оно имеет в предложении.
IV. РАБОТА В РАЗНОВОЗРАСТНЫХ ПАРАХ(Объяснение нового материала)
Задание: выписать из данных предложенийсуществительное БЕРЁЗА вместе с предлогами (где они есть) и выделите в них основу и окончание.
Учащиеся 3 класса помогают второклассникам выполнить это задание, объясняют им, что такое окончание, показывают как оно выделяется в слове и для чего служит в предложении.
На карточках написано определение: ОКОНЧАНИЕ - ЭТО ИЗМЕНЯЕМАЯ ЧАСТЬ СЛОВА, КОТОРАЯ СЛУЖИТ ДЛЯ СВЯЗИ СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ. ОСНОВА - ЭТО ЧАСТЬ СЛОВА БЕЗ ОКОНЧАНИЯ.
1. После записи слов в тетради, учащиеся 3 класса рассказывают второклассникам об окончании и основе, показывают как выделить основу в словах.
2. Второклассники читают определения на карточке.
V. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
Вопрос для учащихся 2 класса: - Почему в предложениях, которые составил НЕЗНЙКА, нарушена связь между словами? (Неправильно написал окончания)
- Сделайте вывод, для чего нужно окончание. Зачем мы должны их писать и произносить правильно ? (Для правильной связи слов в предложении).
Работа на карточках для учащихся 2 класса:Задание: прочитайте предложения. Выпишите слово, которое употребляется во всех предложениях. Выделите в нём основу и окончание.
ТЕКСТ: Воздух в комнате должен быть свежим. В воздухе кружился тополиный пух. Легко дышать морским воздухом. Без воздуха на Земле погибнет всё живое.
Учащиеся 3 класса в это время выполняют следующее задание: Из предложений, напечатанных на мониторе компьютера, выписать выделенное тёмным шрифтом предложение. Найти в нём главные члены, подчеркнуть их. Указать при помощи стрелочек связь слов в предложении. Под берёзой в траве дежит колючий ёжик.
VI. ПРОВЕРКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. ИГРА "КТО БЫСТРЕЕ".
Учащиеся 3 класса проверяют работу, выполненную второклассниками. Исправляют ошибки, если они есть, оценивают.
В это время с учащимися 2 класса проводится игра "Кто быстрее?"
Дети берут со стола карточку, с написанным на ней словом и выполняют задание на доске по команде учителя.
Задание: Измени существительное, используя предлоги - У, НА, ЗА. Напиши слова столбиком, выдели в них основу и окончание.
1 карточка - ШКОЛА. (У школы, на школе, за школой).
2 карточка - ПАРТА. (У парты, на парте, за партой).
3 карточка - ДОСКА. (У доски, на доске, за доской).
4 карточка - КНИГА. (У книги, на книге, за книгой).
VII. Физминутка.
VIII. РАБОТА В РАЗНОВОЗРАСТНЫХ ПАРАХ. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕФОРМИРОВАННОГО ТЕКСТА.
Вопрос учащимся 3 класса: - При помощи чего, кроме окончаний, ещё могут быть связаны слова в предложении? (Вопросов, по смыслу).
ЗАДАНИЕ НА КАРТОЧКАХ. НЕЗНАЙКА ещё раз попробовал составить предложения и вот что у него получилось.
- Можно ли их назвать предложениями?
Задание: Составьте из данных групп слов предложения. Запишите их в своей тетради. Выделите окончания и основу имён существительных - 2 класс.
Подчеркните в каждом предложении главные члены - 3 класс.
в, сад, цвести, липа
бабочки, летать, над, цветы
весело, петь, птицы
стрекотать, в трава, кузнечики
Учитель выдаёт детям карточки с правильно выполненным заданием. Самопроверка. Оценивание. Анализ выполненной работы.
IX. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ. РЕФЛЕКСИЯ. Давайте расскажем НЕЗНАЙКЕ, что мы сегодня узнали на занятии:
- Как в предложении слова связаны друг с другом? - вопрос 3 кл. (По смыслу и по форме - грамматически).
- Что такое окончание? (Изменяемая частьслова.)
- Могут ли быть слова без окончаний? (Нулевое окончание). Приведите примеры.
- Что мы называем основой слова? (Часть слова без окончания).
Детям выдаётся карточка с изображением двух берёзовых листьев.
- Какому дереву принадлежат эти листики?
- Почему именно листья берёзки мы с вами будем раскрашивать?
ЗАДАНИЕ:Сначала вы будете раскрашивать литок, который расположен слева
. - если вам понравилось наше занятие, и вы узнали много нового и интересного - раскрасьте этот листик зелёным карандашом;
- если вам было очень трудно и непонятно на занятии - используйте жёлтый карандаш;
- если же вы совсем ничего не поняли и вам было не интересно - раскрасьте лист красным цветом.
Сейчас вы оцените свою работу на занятии.Будем раскрашивать листик справа.
- если вы считает, что хорошо работали на занятии, были активны и заслужили оценку 5 - раскрасьте листик зелёным карандашом; - если вы считает, что заслужили оценку 4 - раскрашивайте лист жёлтым цветом;
- если вы заслужили оценку 3, то лист вам нужно закрасить красным карандашом.