Место работы:
МОУ СОШ № 2, г. Ноябрьск Директор школы, учитель МХК
Межпредметные связи в преподавании истории и «Мировой художественной культуры»
Исследования последних лет в области человекознания подтверждают, что главное назначение образования состоит в том, чтобы создать условия для свободного развития личности. У детей рано складывается своя «картина мира». При своем несовершенстве она имеет важное преимущество – целостность. С приходом в школу эта целостность разрушается из-за границ между предметами. В результате знания, приобретенные детьми, мало связаны между собой. Принцип целостности образа мира требует отбора такого содержания образования, которое поможет ребенку, удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечит осознание им разнообразных связей между объектами и явлениями, и в то же время – сформированность умения увидеть с разных сторон один и тот же предмет.
При этом возникает проблема взаимодействия между рациональным и логическим, социально - необходимым и эмоциональным, чувственным и нравственно-духовным в отношениях, понимании и действиях учащихся в образовании и всей жизни. Необходимо наращивать процессы интеграции, целостности, единения природных и общественных явлений.
В рамках образования эти комплексы, соединения принято называть межпредметными связями, позволяющими рассматривать любые процессы в совокупности своих свойств, целостности внутренней организации и разностороннем взаимодействии с внешними факторами развития.
Великий дидактик Ян Амос Коменский подчёркивал: "Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи".
Интеграция (в обучении) - процесс установления связей между структурными компонентами содержания в рамках определенной системы образования с целью формирования целостного представления о мире, ориентированный на развитие и саморазвитие личности.
Есть три уровня интеграции:
- внутрипредметная - интеграция понятий, ЗУНов и т.п. внутри отдельных учебных предметов;
- межпредметная – синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин;
- транспредметная – синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.
На каждом уроке учитель МХК стремится воссоздать неповторимую картину изучаемой эпохи в единстве всех ее сторон. Эта задача не может быть успешно решена без творческого воображения и активного видения прошлого. Лишь творческое воздействие учителя на изучаемый материал сообщает ему жизненность. Разумеется, что воздействие не может быть продуктом вольной фантазии и художественного вдохновения.
Родство истории и искусства выявилось еще в древности. Сочинения античных историков Геродота и Плутарха близки по стилю к художественным произведениям. Образы прошлого, созданные ими, не уступают художественным образам по силе выразительности и эмоционального воздействия на читателя. Это достигалось благодаря использованию средств весьма близких к применяемым в искусстве: мифологичность, аксиологичность, использование литературных тропов (метафора, гипербола, эпитет). Таким образом, первоначально историческое мышление выступало в некоем единстве с художественным мышлением, затем их пути разошлись: история постепенно становилась наукой, литература остается искусством. Если Аристотель вообще отрицал научный статус истории, а как литературный жанр ставил ее ниже поэзии (история апеллирует к частностям, а поэзия — к непреходящим истинам), то уже Полибий, обвиняя современных ему историков в смешении истории с трагедией, подчеркивал, что цели истории и трагедии различны: одна отражает действительность, а другая подражает ей.
Но как бы мыслители прошлого не пытались развести историю и искусство, связь между ними неизбежна. В настоящее время в искусстве и прежде всего в литературе едва ли возможно создать что-либо выдающееся, игнорируя принцип историзма, а историческое познание, в свою очередь, не может не опираться на некоторые оправдавшие себя методы художественного изображения действительности.
Как мы видим, проблема отношения истории к искусству имеет достаточно глубокие корни. Родство между историей и искусством зиждется, как отмечал А.В.Гулыга, на том, что историческая реальность имеет эстетическую структуру. Немецкий философ и историк культуры В.Дильтей (1833-1911) указывал на сходство исторического и художественного методов. Кроме того, искусство дает истории художественную культуру, история освещает искусство теоретическим и фактическим фундаментом.
Каковы же неоспоримые черты сходства исторического и художественного осмысления действительности?
- История и искусство являются формами общественного сознания.
- В исторической науке и искусстве наблюдается амбивалентность отражаемой реальности: с одной стороны, она порождена действительными событиями, а с другой — она иллюзорна.
- Отсутствие непосредственного контакта с предметом исследования (событиями прошлого, художественным образом). Если иметь в виду, что для эстетического отношения к предмету необязателен контакт с ним, а достаточно лишь знания о нем, приходится признать, что историческая и художественная реальность в данном моменте переплетаются.
- Историческое событие имеет завязку, кульминацию и развязку, т.е. историческая реальность имеет эстетическую структуру.
- Историческое исследование, безусловно, обладает беллетристическими качествами. Историк конкурирует с писателем, если надо создать яркую картину прошлого, драматизирует эпохи.
- Ход исторических событий, поступки исторических личностей, равно как и развитие художественного образа, не всегда согласуются с логикой.
Любое реальное явление, в том числе и научный факт, находится за пределами художественного наслаждения. Что же доставляет нам наслаждение историей?
Как в трагедии или комедии человек достигает катарсиса через эмоции ужаса, сострадания, так и занятие историей вызывает разнообразные эмоции. Но историк только тогда сможет пережить сам описываемые события и помочь читателю пережить их, когда ему удается встать вровень с ними. В.Дильтей отмечал, что историческое познание есть внутреннее переживание автора: все, что включается в сознание автора, становится частью структуры его личности. «Я люблю этого героя, я его понимаю, на его месте я поступил бы так же», — говорит историк. Историческое повествование лишь тогда обретает ценность, когда типическое историческое явление излагается эмоционально, типический герой перестает быть искусственно заданной комбинацией производственных отношений.
Таким образом, историческое познание является синтезом теоретического и эстетического, абстрактного и чувственно-конкретного освоения мира. Строгие понятия сосуществуют в нем с наглядной картиной прошлого. Образно-эмоциональное начало переходит в историческое повествование порой независимо от намерений автора. Историк не вправе пренебрегать эмоциональными возможностями материала. Сознательно их используя, он может добиться и большей познавательной ценности своего произведения.
Следует помнить, что при всем сходстве художественного и исторического методов познания действительности художественная литература, как правило, не может выступать в роли полноправного, достоверного исторического источника, но успешно привлекается в качестве важного вспомогательного средства, оживляющего урок истории. Благодаря использованию художественной литературы историческая канва наполняется зримыми образами.
Одной из форм взаимодействия МХК и истории является интегрированный урок.
В школьной программе трудно найти тему, которая не была бы художественно осмыслена в мировой литературе. Но всегда следует помнить, что использование фрагментов исторической беллетристики должно воспитывать эстетический вкус учащихся и использование сомнительных сочинений, которыми сейчас наполнен рынок, не рекомендуется.
Требования к планированию, организации и проведению интегрированных уроков:
- определение системы таких уроков на целый год в каждом классе;
- тщательное планирование каждого урока, выделение главных и сопутствующих целей;
- моделирование содержания уроков, наполнение их только тем содержанием, которое поддерживает главную цель;
- тщательный выбор типа и структуры урока, методов и средств обучения;
- оптимальная нагрузка детей впечатлениями;
- привлечение к проведению интегрированных уроков педагогов различных учебных предметов, специалистов.
Методика работы на таком уроке предполагает широкое использование учебной техники, проблемных задач, работы с книгой, наглядности, групповых форм обучения; необходима также связь с внеклассной работой.
При организации интегрированного обучения надо твердо следовать принципу: содержание смежных дисциплин, привлекаемых в качестве добавлений в учебном процессе по данному учебному предмету, не должно заменять и вытеснять основное содержание изучаемой темы.
Хочется отметить, что процесс интеграции требует выполнения определенных условий: объекты исследования совпадают либо достаточно близки; в интегрируемых предметах используются одинаковые или близкие методы исследования; они строятся на общих закономерностях и теоретических концепциях.
Значение интегрированных уроков велико. Они положительно влияют на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся. Содержание их, обучающая деятельность учителя обращены к личности ученика, поэтому способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов учащихся, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам. Систематическое использование интегрированных занятий создает возможности для широкого применения разнообразных наглядных пособий.
При интеграции предметов, конечно же, возрастает темп изучения учебного материала, что, с одной стороны, концентрирует внимание учащихся, а с другой, стимулирует их познавательную активность (деятельность). Здесь снимается проблема отношения учащихся к "мелкому, второстепенному" предмету и существенно облегчается система контроля.
Необходимо отметить, что интеграция предполагает выполнение трех условий:
1) объекты исследования должны совпадать, либо быть достаточно близкими;
2) в интегрируемых исследуемых предметах используются одинаковые или близкие методы исследования;
3) интегрируемые учебные предметы строятся на общих закономерностях, общих теоретических концепциях.
Только соблюдение всех трех условий допускает возможность интеграции предметов.
Необходимо помнить, что урок - важнейшее звено всей работы. Именно через нее реализуем все главные задачи интеграции и приходим к успеху или неудаче, если не сумели этого сделать.
В. А. Сухомлинский считал, что детство – это каждодневное открытие мира, и нужно сделать так, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием природы, человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота природы и Отечества.
Если сделать некоторое обобщение сказанному, то под интеграцией в современной школе понимается одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих улучшению дел в ней, развитию творческих потенциалов педагогических коллективов и отдельных учителей с целью более эффективного и разумного взаимодействия с учащимися.
Литература
- Кукушин В. С. Теория и методика обучения. Ростов н/Д. : Феникс, 2005. – 474 с.
- Орехова В. А. Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, 2006. 147 с.
- Подласый, И. П. Педагогика начальной школы. — М. : Владос, 2000. — 400 с.
- Сердюк Т. Г. «К вопросу об отношении истории к искусству», журнал «Преподавание истории в школе» № 5, 1998 г.
- Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.
- Сухаревская Е. Ю. Технология интегрированного урока: Практич. пособ. для учителей начальной школы, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. – Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2003.- 128 с.
- Якиманская, И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. — М. : Сентябрь, 1996. — 96 с.
|