Программа "Образ и мысль" является уникальной по целям, содержанию и способам организации образовательного процесса. Не удивительно, что в ходе преподавания этого курса в школе складывается уникальный опыт, возникают специфические проблемы и находятся неожиданные способы их решения. Пока еще наше сообщество находится в стадии становления, предлагаю все предложения и вопросы высказать на этом форуме. Вместе мы найдем способы поддержки этого удивительного и очень эффективного образовательного проекта.
Добрый день, коллега! Рада присоединиться к нашему сообществу. Я работаю по данной программе с 2000 года. В этом году к своим двум группам взяла 2 группы параллельного 1- го класса. Я до сих пор в восторге от данного курса, а сейчас, когда я могу сравнить высказывания по одним и тем же картинам три поколения детей, мне втройне интереснее. Я стараюсь приглашать на занятия коллег, родителей, провожу мастер - классы, открытые уроки на городских, районных семинарах. Но приходиться отстаивать цель, идеи данного проекта перед старшим поколением. Они не согласны с тем, что не звучит названия картины, а самое главное "ПРАВИЛЬНОЕ" мнение учителя. Может дело в бывшем авторитарном режиме? Хотя меня тоже строго воспитывали...
Комментарий был изменен с момента создания (samusevatv, чт, 07/01/2010 - 23:22).
Татьяна Васильевна, рада Вас приветствовать! Нас мало и постепенно мы соберемся для хороших профессиональных решений. А я с тех же пор региональный координатор (один из...) проекта "Образ и мысль" в Свердловской области. Правда, в последние годы все меньше масштабных событий по проекту, зато даже в кризисное время не прекращается практика преподавания "Образ и мысль" в школах.
Вопрос, который Вы предлагаете обсудить, для меня чрезвычайно важен и, если окажется, что и другим участникам сообщества интересен, можем открыть специальный форум, ориентированный на практические ответы. А пока хочу обратить внимание на такие моменты - старшие коллеги и родители просто спорят, высказывают свою точку зрения, оставаясь уважительными к Вам, Вашему профессионализму, и не препятствуют ведению курса? Это бы хорошо - везде, где живое дело, есть о чем поспорить. Главное, не допустить, чтобы дети лишились возможности обучаться на этой программе.
А что касается наших аргументов... Здесь важно показать Вашим оппонентам и процесс и результат. Процесс, ход урока, способы педагогического взаимодействия не могут быть сразу понятны тем, кто не владеет методологией и технологией фасилитации - иначе зачем бы так долго и нелегко учиться преподаванию "Образ и мысль"? Не легче, чем играть в футбол или играть на скрипке... А вот результаты должны быть очень понятными и убедительными, и они у Вас есть. Родители хотят видеть грамотного, порядочного, здорового, общительного ребенка, имеющего полезное увлечение и способного сдать ЕГЭ, учиться дальше... примерно так? Школе плюс к этому нужны победы, признание... Если ребята, учившиеся на программе "Образ и мысль", имеют преимущества - их образовательные результаты будут очень высоки - так ведь и есть? А нам надо научиться показывать эти результаты, не забывать время от времени обобщать свои педагогические наблюдения, и показывать их родителям, школе. Потому что в данном случае убеждают только результаты детей.
А про названия картин - Вы ведь не отказываетесь их сообщить, если кто-то из детей спрашивает? А если не спрашивают - то что им от этого названия? Узнают в свое время, если интерес к искусству устоится. А вот названия да классификации без любви к искусству и приводят к равнодушию и неспособности видеть мир своими глазами. Никто из родителей не пожелает такого для своего ребенка.
Вы правы, родители видят, ценят. Учителя нач. классов тоже, но вот пришли с ГЦРО и высказали мнение о том, что это приводит к понижению авторитета учителя, "ведь дети сейчас, что хотят, то и говорят и что хотят, то и делают"."Что это такое, назвать Шаляпина новым русским?", - обсуждают они урок в другой школе. Я им отвечаю, что ненавязчиво портрет возникает перед детьми и мы выясняем, кто это и почему возникло такое мнение и т. д. При мне вроде бы согласились, но завучу всё равно высказали, что мы же можем из методики брать лучшее, как это делаем, преподавая предметы. Я тогда сказала себе, что на таком уровне скорее всего не стоит давать мастер - классы. Работать для детей.
Что касается результатов, то их множество, на всех уровнях.
Мои ребятишки перешли в 5 класс... И я не ожидала, что их рассудительность, собственное мнение будут раздражать учителей (не всех), но на математике, русском - нужны только вызубренные правила и к ним упражнения. Я уже смотрю на первоклашек и думаю: "А надо ли?" Но по другому не могу.
Хотя во второй четверти уже получше и настроение у ребят, и успеваемость.
Комментарий был изменен с момента создания (samusevatv, вт, 27/04/2010 - 22:39).
Татьяна Васильевна, понятно, что ситуация довольно сложная, особенно, когда участники привносят в нее много личных контекстов, своих ассоциаций и говорят не о том, что видят сейчас, а о том, что где-то когда-то с кем-то было или может быть... Не будем слишком строги и поблагодарим за возможность заметить новые, более тонкие задачи. Например, как научить детей не вызывать на себя раздражения взрослых? Возможно, они научились видеть образ, текст, но пока еще не опытны в том, чтобы уловить душевное состояние другого и не вступать в разрушительный спор. Иногда полезно и упражнения по математике, русскому поделать - если операция не доведена до автоматизма, она будет отвлекать на себя внимание и не даст заняться действительно творчеством. Будничную нашу работу и впрямь лучше не показывать тем, кто не готов видеть... А вот результаты надо нам всем научиться и планировать и предъявлять...
Очень интересные вопросы, конкретная информация - подумаем, как найти решение вместе, не торопясь, но и не откладывая.
Комментарий был изменен с момента создания (ЕленаП, сб, 23/01/2010 - 17:57).
Программа "Образ и мысль" является уникальной по целям, содержанию и способам организации образовательного процесса. Не удивительно, что в ходе преподавания этого курса в школе складывается уникальный опыт, возникают специфические проблемы и находятся неожиданные способы их решения. Пока еще наше сообщество находится в стадии становления, предлагаю все предложения и вопросы высказать на этом форуме. Вместе мы найдем способы поддержки этого удивительного и очень эффективного образовательного проекта.