Нам завуч по информатизации школы сказала, что нам необходимо разработать возможность обучения детей через школьный сайт и мы начали усердно разрабатывать эту идею.
А что вы думаете о дистанционном обучением через школьный сайт?
Какие вы видите перспективы, плюсы и минусы?
Как вообще должно быть организованно дистанционное обучение на школьном сайте?
Плюсы я вижу, если только данное обучение основывается на конкретной проблеме (погодные условия, обучение определенных категории детей, изучение дополнительного материала не по программе и т.п.).
Минусы могут быть связаны с организацией процесса (наличие Интернета дома у детей, трафик, загруженность учителей, формы работы и т.п.). Просто все риски надо просчитать при разработке дистанционного курса.
идея в общем то не плоха, но вот организация такого обучения мне представляется нереальной, кто будет осуществлять эту деятельность - учитель??? а как же уроки и урочная система??? где эта работа будет проходить? в школе?? дома?? в общем вопросов больше, чем ответов...если это в качестве элективного курса - то тоже много разных организационных вопросов...
На данном этапе в нашей школе предложено осуществлять ДО в узком направлении, только для учащихся, которые отстают. Для них на сайте будет выложен учебный материал и задания к нему, которое они должны выполнить и сдать на дополнительную оценку.
А у всех отстающих есть компьютеры и выход в Интернет? И есть ли разница для отстающих где брать задания через сайт или у учителя? тут может быть негативная оценка сос стороны родителей. Они будут говорить, о том, что задания можно выдать и так тез помощт Интернета.
Я выражаю только свое мнение, хорошо если вы с этим не столкнетесь.
Обычно, когда говорят о системе дистанционного образования, то в большей части имеют ввиду обучение по программам высшего образования, а также по программам повышения квалификации. При этом многие руководители центров предоставляющих возможность повышения квалификации, развертывающие такие системы, часто не представляют себе всех рисков, связанных с получением слушателями качественных знаний по этой форме обучения. Этот вопрос достаточно широко освещался в печати [1-10], поэтому не буду повторяться, тем более, что речь в моей статье пойдет о реализации программ профессиональной переподготовки / повышения квалификации объемом более 72 часов с использованием дистанционных технологий.
В чем же особенность этих программ? Прежде всего, в методике и организации переподготовки / повышения квалификации специалистов уже имеющих высшее/средне специальное образование. Сложность их обучения заключается в том, чтобы в течение короткого временного периода сформировать у них новые знания и умения. При этом предполагается, что необходимые фундаментальные и методологические знания у слушателей уже имеются. Учебный процесс этого вида образования организуется исходя из этих условий и существенно отличается от системы традиционного образования, что связано с возрастом обучаемых (обычно старше 30 лет) и уже имеющимся у них жизненным опытом. Еще большие сложности возникают при использовании дистанционных технологий. Сразу же оговорюсь, что сегодняшний уровень развития информационно – коммуникационных технологий (ИКТ) в России, по моему мнению, не позволяет сформировать умения и навыки у слушателей во многих областях знаний без личного общения с тьютором, даже при сильной мотивации их обучения. Отсюда возникает необходимость включения в учебный план времени непосредственной работы слушателей с подготовленным преподавателем – тьютором.
Другой не менее важный, на мой взгляд, аспект связан с идеей «группового» обучения, когда слушатели могут приобретать знания, обмениваясь между собой информацией по сети ИНТЕРНЕТ. Это особенно важно при организации корпоративного обучения в крупных организациях и органах государственного управления и позволяет использовать телекоммуникационные деловые игры.
Не менее важным остается и аспект, связанный с поиском новых эффективных форм взаимодействия тьютора с обучаемыми в сети ИНТЕРНЕТ. Основная цель таких форм – обучить их сложным умениям.
Надо отметить, что в практике имеется не достаточный, но вполне понятный опыт развертывания эффективных образовательных систем с использованием дистанционных технологий. Это позволяет внедрить, положительно зарекомендованные методики и формы взаимодействия со слушателями посредством сети ИНТЕРНЕТ.
При создании системы следует придерживаться следующих принципов:
1. Открытости.
2. Гарантированного качества обучения.
3. Проблемности обучения.
4. Мотивации обучения.
5. Самостоятельности обучения.
6. Достаточности информационных ресурсов для самостоятельного обучения.
Открытость системы. Система обучения создана на основе технологий, обеспечивающих ее постоянное наращивание и сопровождение преподавательским составом и не требует высокой квалификации для ее сопровождения. Технология рассчитана на "тонкого клиента", т.е. использует стандартные программы для работы в ИНТЕРНЕТ. Это не требует мощных вычислительных систем и проведения специальных инсталляций программного обеспечения..
Гарантированное качество. Содержание учебных материалов и форма их представления, рациональное размещение заданий и возможность обсуждения отдельных вопросов в специализированных форумах, участие в телекоммуникационных деловых играх, проведение аналитических исследований и постоянный контроль за обучением позволяют гарантировать соответствие знаний и умений слушателей заданным требованиям учебных программ. В разделе специальных дисциплин предусмотрено представлено программное обеспечение для использования его слушателями в практической работе.
Проблемность обучения. Для достижения преимуществ разработанной системы преподавательский состав должен обладать способностью проблемного изложения учебного материала на дистанционных лекциях, при проведении форумов и телекоммуникационных деловых игр.
Мотивация обучения. Учебные материалы включают раздел "от автора-составителя", который объясняет почему изучается данный курс, как он может использоваться в будущем и на что необходимо обратить особое внимание. Это один из способов формирования у слушателей мотивации к изучению курса.
Самостоятельность. Объем учебного материала достаточен для самостоятельного освоения программ обучения и представлен в доступной для понимания форме.
Достаточность информационных ресурсов. Учебно-методический материал обладает достаточной полнотой. Но при желании можно пользоваться и вспомогательной литературой, список которой приводится для в каждой изучаемой дисциплины.
По окончании обучения слушатели выполняют итоговую работу или итоговое тестирование и после ее очной защиты получают диплом / сертификат о переподготовке / повышении квалификации по изученному направлению.
Обучение ведется в дистанционной форме с использованием ИНТЕРНЕТ. На начальном этапе предусматривается установочный дистанционный сбор, либо подробная инструкция после изучения которой должно следовать входное тестирование, не позволяющее перейти к обучению. Входное тестирование должно проверять слушателя на:
знания об основных проблемах в изучаемых дисциплинах с позиций главной цели обучения слушателей;
умения самостоятельной работы в информационных технологиях и ИНТЕРНЕТ;
умения добывания информации в ИНТЕРНЕТ;
наличие мотивации к самостоятельной работе с учебными и методическими материалами;
знания о работе с программным обеспечением образовательного портала и проведению тестирования;
умения работы по обмену информацией в форумах;
знания методики работы с тьютором в ИНТЕРНЕТ;
знание учебного плана прохождения дисциплин и прохождением промежуточных и контрольных испытаний (итогового контроля);
ознакомиться со своими правами и обязанностями в период обучения.
После входного тестирования открывается дальнейшее обучение, которое проводится самостоятельно с использованием полученных учебных и методических материалов и информации, размещенной на образовательном портале. В соответствии с учебным планом и графиком прохождения дисциплин слушатель начинает знакомство с курсом. Затем начинается изучение учебных материалов. После освоения каждого раздела проводится самотестирование с фиксированием результатов на образовательном портале.
В определенное время, предусмотренное графиком прохождения дисциплин, проводится форум в ИНТЕРНЕТ по заранее заданной тематике. Во время форума выясняются проблемные вопросы по заданным темам. Критерием оценки за участие является правильность ответов, активность слушателя при проведении форума, убедительность аргументации и реакция на ситуации. Время объявляется на доске объявлений и дополнительно сообщается каждому слушателю по электронной почте. После прохождения дисциплины проводится контрольное итоговое мероприятие путем тестирования. При этом фиксируется время тестирования (оно ограничено) и правильность ответов.
Если в период обучения возникают вопросы по учебному материалу, то слушатель обращается к преподавателю - тьютору по электронной почте, либо на портале и в течение суток получает ответ. Все организационные вопросы решаются с методистом по электронной почте, на портале либо по телефону. Если слушатель, по какой - либо причине не выполнил задание, он обязан лично отчитаться перед тьютором за невыполненную учебную работу.
В последнее время в систему подготовки введены и новые формы интерактивного взаимодействия со слушателями: телекоммуникационные деловые игры и аналитические исследования. Все это позволяет гарантировать качество обучения и решить проблему формирования умений и навыков в подготовке / переподготовке высококвалифицированных специалистов в своей области
Я считаю это оправданным только для дополнительного образования, для основного общего - нет! Основное образование дети должны получать очно, исключая те случаи когда они не имеют возможности пойти в школу по состоянию здоровья или по иным причинам. Делать Дистанционное образование если в школе нет детей на домашнем обучении не вижу никакого смысла. Но в то же время интересна идея дополнительных курсов. У нас например на информационные технологии почти нет часов в этом году и мы решили сделать видеокурс для детей чтобы они учились графике и флэш на сайте, плюс консультации по каждому уроку в форуме. Такая инициатива более востребована.
Нам завуч по информатизации школы сказала, что нам необходимо разработать возможность обучения детей через школьный сайт и мы начали усердно разрабатывать эту идею.
А что вы думаете о дистанционном обучением через школьный сайт?
Какие вы видите перспективы, плюсы и минусы?
Как вообще должно быть организованно дистанционное обучение на школьном сайте?