Проектно-исследовательская деятельность с точки зрения ученика — это возможность максимально раскрыть свой творческий потенциал. Это деятельность позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.
Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения. Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.
Комментарий был изменен с момента создания (oliak1978, пт, 16/04/2010 - 18:30).
В современной школе необходимо использование методов, которые формировали бы активную и самостоятельную позицию учащихся в учении и были направлены на развитие познавательной активности.
Создание мотивационной среды, развитие познавательной активности через исследовательскую деятельность учащихся осуществляется в учебной и внеурочной деятельности, предполагает работу по использованию ИКТ, способствует самореализации школьников и их социализации.
К вышесказанному хочу добавить, что успехи в учебе напрямую зависят от стремления и настойчивости ученика, от его желания и умения учиться. Что касается Формирования положительной мотивации к обучению у ученика с недостатками в интеллектуальном развитии, она способствует «включению» компенсаторных функций организма, коррекции аномалий развития, обусловленных заболеванием, позволяет преодолеть физический барьер и успешно конкурировать со сверстниками . Использование исследовательской деятельности, средств новых информационных технологий позволяет усилить мотивацию учения школьников, открывает резервы образовательного процесса и личности его участников: учащегося и учителя.
В латыни, откуда к нам пришло слово " projectus", это причастие означает "выброшенный вперёд", "выступающий", "бросающийся в глаза". В настоящее время термины "проект" и "проектирование" чаще всего употребляются в менеджменте. В педагогике под "проектом" принято понимать особую творческую ситуацию, когда человек перестаёт быть собственником какой-то идеи: он отказывается от личного, чтобы коллективно найти решение поставленной проблемы.
С уважением, Людмила Шептухина
Комментарий был изменен с момента создания (sheptlv, пн, 05/04/2010 - 20:59).
Исследование – деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (не путать с практикумом). Исследование предполагает наличие основных этапов:
постановка проблемы,
изучение теории, посвящённой данной проблематике,
подбор методик исследования,
сбор материала, его анализ и обобщение,
научный комментарий,
собственные выводы.
Проектная деятельность – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности. Этапы проектирования:
выработка концепции,
определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности,
создание плана,
организация деятельности по реализации проекта.
Одним из главных требований в проектно-исследовательской деятельности является её значимость, наличие смыслов для членов пед коллектива и учащихся.
Внутренняя убежденность педагогов является средством проявления их личностных качеств на занятиях с учащимися, залогом значимости деятельности для них.
Именно-совместная работа с большим элементом свободы для учащихся приведет к значительному позитивному результату.
Рассматривая проектно-исследовательскую деятельность как средство повышения мотивации учащихся, мы углубились в изучение деятельности, но упустили, что это только средство, а цель- повышение мотивации.Давайте рассмотрим понятие "мотивация". МОТИВАЦИЯ - активные состояния психики, побуждающие человека совершать определенные виды действий. В границах парадигмы деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев) М. полагается вызываемой направленностью на удовлетворение потребностей под влиянием. Мотивация - побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Термин "М.", взятый в широком смысле, используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека и животных.
Я считаю, что проектно - исследовательская деятельность дошкольников влияет главным образом на их мышление, внимание, речь, где в процессе работы волей-неволей приходится самостоятельно отстаивать свои интересы, происходит потребность в поисковой активности детей, при этом также развивается умение работать в коллективе, учиться принимать общие решения.
В детский сад нельзя перенести методику проведения исследования из школьной практики. У дошкольников совершенно иные источники информации: нет возможности и умений самостоятельной работы с литературой, не до конца сформирована способность осуществлять связь процесса деятельности с её результатом, особенно отдалённым по времени. Поэтому педагогам необходимо выстроить так проектно-исследовательскую деятельность, чтобы донести до детей суть задуманного. Таким образом дошкольники в ходе работы смогут реализовать свои умения на практике, возрастет их стремление в участии, интерес к познанию
Как влияет проекто-исследовательская деятельность на мотивацию учащихся?