Исследовательская деятельность учащихся на уроках физики
Submitted by Любовь Маркина on Sat, 12/12/2009 - 18:47
Муниципальное образовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя Советского союза
П.С. Шамаева города Петровска Саратовской области
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УЧАЩИХСЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА
ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ
Маркина Л.А., учитель
физики МОУ-СОШ №2
города Петровска
Саратовской области
г. Петровск2009
Повышение качества образования и формирование у учащихся ключевых компетенций – важнейшая задача модернизации школьного образования, которая предполагает активную самостоятельную позицию учащихся в учении; развитие общеучебных умений и навыков: в первую очередь исследовательских, рефлексивных, самооценочных; Формирование не просто умений, а компетенций, то есть умений, непосредственно сопряжённых с опытом их применения в практической деятельности, приоритетное нацеливание на развитие познавательного интереса учащихся, реализацию принципа связи обучения с жизнью.
Однообразие, шаблон, формализм и скука ведут к снижению уровня знаний учащихся и качества преподавания предмета.
Как оживить процесс обучения, как создать атмосферу радостной приподнятости, сопутствующей поиску и творчеству? Как сделать учебную деятельность жизнерадостной, увлекательной и интересной? Как пробудить у учащихся тягу к знаниям?
Поможет решить эти вопросы при обучении физики постановка ученика в условия исследователя, на место учёного или первооткрывателя.
Физика – наука экспериментальная. В основе её лежат наблюдения и опыты, и организация исследовательской деятельности учащихся при изучении физики – необходимый фактор, позволяющий повысить интерес к физической науке, сделать её увлекательной, занимательной и полезной и осознать, что физика – это не страшно, физика – это интересно.
Для успешной исследовательской деятельности необходимо выработать у учащихся элементарные навыки этой работы и пробудить интерес к исследовательской работе.
Важно научить учащихся:
·Ставить цель;
·Составлять план исследований;
·Подбирать необходимые приборы и материалы;
·Собирать необходимые установки;
·Проводить исследования и формулировать выводы.
А также
·Ознакомить учащихся с методами научных исследований по физике, который можно представить в виде следующей цепочки:
Теоретическое предвидение разработка рабочей гипотезы
наблюдения эксперимент анализ экспериментальных фактов и выводы из них проверка выводов на практике.
Оглянувших вокруг, можно найти много вопросов, требующих исследований.
Например:
·Почему жужжит пчела?
·Что поднимает в воздух самолёт?
·В чём причина полярных сияний?
·Через какое время после того, как в цепи пошёл ток, лампочка начинает светиться?
Нередко подобные вопросы нужно не просто объяснить, а оценить величины того или иного эффекта и подкрепить объяснение расчётом или экспериментом. Поиск ответов на такие вопросы заставит учащихся обратиться к дополнительной литературе, учебнику. Что ж, этого нам и надо, ведь и физики – профессионалы пользуются чужими результатами и редко начинают работу на пустом месте.
Исследовательская деятельность учащихся многогранна и организую её на любом этапе обучения физике:
·При изучении физической теории;
·При решении задач;
·При проведении демонстрационного эксперимента;
·При выполнении лабораторных работ.
А также провожу:
·Исследования в рассказах;
·Исследования практических вопросов;
·Исследования с помощью самодельных приборов;
·Исследования дома и на улице;
·Проектную исследовательскую деятельность учащихся.
·ПРИМЕРЫ:
1.Исследовательский метод очень эффективен при изучении физической теории. Так, после изучения темы «Магнитное поле тока» выдвигаю проблему: с помощью тока можно получить магнитное поле, а нельзя ли с помощью магнитного поля или магнита получить электрический ток? Из предложенных приборов учащиеся выбирают нужные, вносят предложения, проводят эксперименты, делают выводы.
2.В лабораторные работы вношу дополнительные задания исследовательского характера. Например, в работе «Измерение коэффициента трения» даю задание: исследуйте, как зависит коэффициент трения от прижимающей силы.
3.На уроках стараюсь решать больше экспериментальных задач. 1.Исследуйте, изменяется ли сопротивление волоска спирали электрической лампы при изменении яркости свечения. 2. Как распределяются токи в ветвях параллельного соединения?
4.Даю задания для домашних исследований: как зависит скорость протекания диффузии от температуры? Как зависит скорость испарения жидкости от рода, температуры и площади свободной поверхности жидкости? Как осуществляется процесс кипения жидкости?
5.Организую изготовление учащимися самодельных приборов и проведение с их помощью различных исследований. Например, исследовать зависимость влажности от температуры воздуха с помощью самодельного прибора для измерения точки росы.
Самой эффективной в плане формирования ключевых компетенций у учащихся является проектная исследовательская деятельность, так как призвана не только решать познавательные задачи, но и ориентировать учащихся в ключевых проблемах современной жизни, формировать у них коммуникативные качества, обеспечивающие успешную деятельность в будущей жизни. Так, изучая тему «Влажность воздуха» учащиеся 10-х классов работали над проектом «Тайны предсказания погоды». Они выдвинули следующую гипотезу: «Погода – самый величественный спектакль на Земле, в котором участвуют только три актёра: солнечная радиация, влага и воздух. Так ли это? Как самим предсказать погоду и можно ли управлять погодой?», т.е. ребят заинтересовала проблема прогнозирования погоды. В ходе работы над проектом они собрали большой информационный материал о научных методах прогнозирования погоды, основных функциях гидрометеорологической службы России, погодных явлениях природы и факторах, определяющих погоду. В проекте отражена большая исследовательская и практическая деятельность его участников: измерение величин, необходимых для прогнозирования погоды, изготовление прибора для определения точки росы, исследование прогноза погоды на неделю, взятого в Интернете с сайта гидрометеоцентра, которое позволило установить некоторые закономерности, происходящие в природе, связанных с изменением погоды; изучение старинных поговорок и примет о погоде. Кроме этого учащиеся подготовили вопросы и взяли интервью у учителя химии Гусева В.В. о химических процессах, происходящих в атмосфере Земли, и их влиянии на погоду, а также у начальника Петровской метеостанции Сайгаковой А.П.
Таким образом, проектная исследовательская деятельность формируют у учащихся целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и ответственности, что и обеспечивает современное качество образования и повышает качество преподавания предмета.