Submitted by Юлия Александровна Скабицкая on вс, 29/11/2009 - 15:05
Разработка урока «Способы восприятия мира»
Тип урока:освоение и закрепление нового материала
Вид урока:интерактивный урок
Метод обучения:эвристическая беседа, игровой тренинг
Цели урока:
1. Обучающая:познакомить учащихся с основными свойствами информации, объяснить принципы построения оптических иллюзий, расширить кругозор учащихся.
2. Развивающая: развитие навыков критического и образного мышления, развитие способности целостного восприятия объекта и анализа мелких деталей, развитие навыков публичного выступления.
3. Воспитательная: воспитание способности формулировать собственное мнение и понимания субъективности этого мнения, воспитание лояльного отношения к взглядам других людей.
ТСО:проектор
Оборудование: презентация 9 слайдов (среда POWER POINT), раздаточный материал (тексты заданий для команд, бумага для записей, домашнее задание)
Разработка урока сделана на базе учебника Л.Л. Босовой "Информатика" 5 класс
При подготовке урока использованы следующие материалы сайтов:
«Логические задачи и головоломки» (http://www.smekalka.pp.ru)
№
Блоки урока
Техническая поддержка, раздаточный материал
Временная реализация
1
Организационный момент: приветствие
1 мин.
2
Объявление темы урока, создание атмосферы
Слайд №1
2 мин.
3
Эвристическая беседа:
«Как оценить качество информации, которую мы получаем?»
5 мин.
4
Подведение итога беседы. Формулирование основных свойств информации.
Слайд №2
5 мин
5
Постановка вопроса: параллельны ли прямые линии?
Слайд №3
2 мин.
6
Постановка вопроса: Какого цвета точки на пересечениях линий?
Слайд №4
2 мин.
7
Постановка вопроса: Одинакового ли размера центральные круги?
Слайд №5
2 мин.
8
Постановка вопроса: Что вы видите на изображении?
Слайд №6
2 мин.
9
Постановка вопроса: Что вы видите на изображении?
Слайд №7
2 мин.
10
Игра «Как было на самом деле».
10.1
Разбить учащихся на команды
Раздаточный материал: разноцветные билеты, задания для команд, бумага для записей
2 мин.
10.2
Физминутка
Организация штабов команд
2 мин.
10.3
Работа в группах
Слайд №8
10 мин.
10.4
Изложение результатов совместной работы
10 мин.
10.5
Подведение итогов игры
3 мин.
11
Подведение итогов урока
Слайд №9
3 мин.
12
Домашнее задание: Самостоятельно проверить иллюзии Аристотеля, Вербера, Пуркинье и Иллюзию Луны.
Раздаточный материал: домашнее задание.doc
2 мин.
План урока
Ход урока:
1.Приветствие.
2.Объявление темы урока (Слайд 1):
Сегодня мы с Вами поговорим о том, к чему привыкли настолько, что иногда перестаем замечать: о мире в котором мы с Вами живем и о вещах, которые нас окружают. И я хочу предложить Вам немного отвлечься от повседневных дел и вспомнить, что мы живем не столько среди предметов, сколько среди ощущений, поставляемых нашими органами чувств. Итак, речь сегодня у нас пойдет об умении смотреть и видеть.
3.Эвристическая беседа. Формулирование вопроса.
Учитель: «Мы каждый день сталкиваетесь с огромным потоком информации. К нашим услугам телевидение, радио, газеты и интернет. Скажите, пожалуйста, а есть ли у Вас какие-то требования к качеству той информации, которую Вы получаете? »
Дети:………………..
Учитель наводящими вопросами помогает сформулировать основные свойства информации
4.Подведение итога беседы. Формулирование основных свойств информации. (Слайд 2)
Формулируются свойства информации. Кратко комментируется каждое из них.
Полнота– полной мы называем информацию, если ее достаточно, чтобы сформировать целостностную картину события
Достоверность- мы говорим, что информация достоверна, когда уверены, что то, что мы узнали – правда.
Доступность– доступной мы называем ту информацию, которую вполне способны понять сами, без посторонней помощи.
Актуальность– информация для нас будет актуальной, если может нам пригодиться в ближайшее время.
Точность– информация точна, если в ней нет ошибки.
Объективность– информация объективна, если она не искажается из-за личных интересов или эмоций или особенностей восприятия того, кто эту информацию передает.
Учитель:«Как вы думаете, а это легко – быть объективным? Увидеть события так, как есть на самом деле и ни капельки их не переврать?»
Дети:……..
Учитель:«Хорошо. Давайте попробуем проверить, насколько можем быть объективными мы сами»
Дети:……..
5.Постановка вопроса: параллельны ли прямые линии? (Слайд 3)
Учитель:Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает, что линии параллельны.
А теперь те, кто считает, что линии кривые.
(как правило, мнения разделятся)
Ответ:На самом деле линии параллельны. Обратный эффект достигается за счет того, что синие и желтые квадраты смещены друг относительно друга.
6.Постановка вопроса: Какого цвета точки на пересечениях линий?(Слайд 4)
Учитель: Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает, что точки белые?
А теперь те, кто считает, что точки черные.
Возможен вариант: «Точки мигают»
Ответ:На самом деле точки белые. Однако, чтобы это заметить нужно внимательно смотреть на каждую точку отдельно. Если смотреть на картинку целиком, то за счет контраста цветов и особенностей нашего зрения иногда кажется, что точки черные или вовсе мигают.
7.Постановка вопроса: Какой из центральных кругов больше? (Слайд 5)
Учитель: Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает, что правый круг больше?
А теперь те, кто считает, что левый круг больше?
Возможен вариант: «Они равны»
Ответ:На самом деле центральные круги равны между собой, но за счет разного масштаба по отношению к соседним объектам нам кажется, что один меньше, а второй больше. Если кто не верит, можно взять линейку и измерить самостоятельно.
8.Постановка вопроса: Что вы видите на изображении? (Слайд 6)
Учитель: Посмотрите, пожалуйста, на экран. Что вы видите?
Дети:Лицо мужчины. Девушку, которая идет по улице.
Ответ:На самом деле вы все правы. Но имейте в виду, те кто видят лицо человека более склонны рассматривать картину в целом и обобщать, а те кто видят девушку –лучше замечают детали и анализируют.
9.Постановка вопроса: Что вы видите на изображении? (Слайд 7)
Учитель: Что вы видите на маленькой картинке?
Дети:Череп.
Учитель: Еще какие-нибудь варианты будут?
Дети:……
(По щелчку мышки изображение увеличивается)
Учитель: Смотрите, череп вы увидели, потому что за изображения приняли пустое белое пространство картинки.
10. Работа по группам. Игра «Как было на самом деле».
10.1Учитель разбивает детей на несколько групп. (вариант: все ученики вытягивают билеты разных цветов. Те, кто выбрал одинаковые цвета оказываются в одной группе )
10.2Формулировка задачи.
Учитель: «Итак, вы все разбились на команды. Во-первых, вам нужно организовать себе штаб, и, во-вторых, выбрать капитана. Затем капитан каждой команды получит конверт. В конверте вы найдете имя своей команды и задание. Ребят, обратите внимание: имя вашей команды - это тайна для всех остальных, поэтому постарайтесь не проболтаться. На выполнение задания у вас есть 10 минут. Когда время на подготовку закончится, капитан у доски доложит нам о результатах работы.»
10.3Физминутка: Дети организуют себе рабочие места и разбирают конверты с заданиями
Раздаточный материал: тексты с заданием, бумага для записей.
После того, как учащиеся ознакомятся с заданием – слайд №8
10.4Текст задания для команды №1 - «Бесстрашные путешественники»
«Вы – отважные молодые путешественники, которые видят выход из самых безнадежных ситуаций. Вы мечтаете о приключениях, подвигах и славе и презираете опасности. Говорят, вы неисправимые оптимисты, и не зря, говорят. Как вы думаете, чем закончатся события, которые вы увидите на экране? Расскажите всем о том, что происходит сейчас и что последует дальше. Аргументируйте свою версию развития событий, исходя из реальной картины. Рассказывая, постарайтесь использовать самые яркие образы, какие только найдутся»
Текст задания для команды №2 «Опытные мореплаватели»
«Вы – настоящие морские волки, пережившие множество суровых испытаний. Вы не раз видели, как гибли корабли во время страшных бурь. Вы способны трезво, отбросив глупые надежды, оценивать ситуацию. Говорят, что вы мрачные пессимисты, но вы просто привыкли смотреть правде в лицо. Как вы думаете, чем закончатся события, которые вы увидите на экране? Расскажите всем о том, что происходит сейчас и что последует дальше. Аргументируйте свою версию развития событий, исходя из реальной картины. Рассказывая, постарайтесь использовать самые яркие образы, какие только найдутся»
Текст задания для команды №3 - «Королевская Академия Мореплаванья»
«Вы – официальные представители Королевской Академии Мореплавания. Ваше дело – сообщать королю самую точную и самую правдивую информацию обо всех морских экспедициях. Вам одинаково не подобает питать глупых надежд и мрачных предчувствий. Подготовьте прогноз для короля:
как вы думаете, чем закончатся события, которые вы увидите на экране? Расскажите всем о том, что происходит сейчас и что последует дальше. Аргументируйте свою версию развития событий, исходя из реальной картины. Рассказывая, постарайтесь использовать самые яркие образы, какие только найдутся»
Учитель: «Итак, вот событие, о котором вам нужно будет рассказать» (Слайд 8)
10.5 Проверка результатов работы
Учитель: «Итак, время, отведенное на обсуждение, истекло, и я приглашаю к доске наших капитанов.
Сейчас каждая команда выскажет нам свое мнение по поводу того, что происходит на картине и чем это все закончится. Пока капитан будет говорить, ваша задача – понять, что за народ собрался в его команде и как она называется.»
Выступления капитанов
10.6 Подведение итогов игры (Слайд №8 )
Учитель: «Вы отлично поработали. Большое спасибо всем за фантазию и за свой план развития событий. А кто-нибудь из вас знает, кто написал эту картину и как она называется? »
Дети:……
Учитель:«Это полотно Ивана Айвазовского «Радуга». Если вы внимательно присмотритесь, то кроме шторма и гибнущего корабля сможете заметить радугу и чайку. Радуга означает, что шторм заканчивается, а чайка – что берег где-то очень близко».
11.Подведение итогов урока. (Слайд № 9)
Учитель:«Итак, я думаю, что вы сегодня убедились, какое это не простое дело – быть человеком объективным. Очень уж много факторов определяют, как мы видим с вами окружающий мир. Как вы думаете, какие?»
Дети: выказываются мнения
Учитель:«Вы все правы. И на этот вопрос в принципе не может быть правильных и не правильных ответов. В завершение нашего занятия я хотела вам предложить взглянуть, что по этому поводу думали величайшие философы запада и востока.»
12.Домашнее задание
Учитель:«Если Вам захочется самостоятельно продолжить поиск иллюзий и их проверку, то могу предложить вам начать с домашнего задания. Проверьте, правда ли существуют иллюзии, перечисленные в домашнем задании и расскажите потом о результатах своих исследований на уроке.»
Проведите эксперимент и сами проверьте описанные ниже иллюзии. Объясните, за счет чего возможны такие эффекты.
Иллюзия Аристотеля
Если перекрестить средний и указательный пальцы на руке и прикоснуться одновременно подушечками этих пальцев к кончику носа с закрытыми глазами, то возникает иллюзия его удвоения.
Иллюзия Вебера
Холодные предметы кажутся тяжелее, чем теплые предметы того же веса.
Эффект Пуркинье
Пуркинье в 1825 году заметил, что яркость голубых и красных дорожных знаков в разное время суток разная: днём обе краски одинаково яркие, а на закате голубая кажется более яркой, чем красная. При наступлении более глубоких сумерек цвета совсем блекнут и, вообще, начинают восприниматься в серых тонах.
Иллюзия Луны
Видимый (кажущийся) размер небесного тела - Луны или Солнца - примерно в 1,5 раза больше, когда оно находится низко над горизонтом, чем тогда, когда оно находится высоко в небе. Это действительно иллюзия. Убедиться в ней можно, если попытаться закрыть Луну большим пальцем на расстоянии вытянутой руки. Он одинаково скроет и восходящий лунный диск, и планету в зените.
На: Способы восприятия мира
С уважением, Антонина Александровна