Официальный сайт travelspo 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Россия в XVII веке

Фото пользователя M. Skulenkova
Submitted by M. Skulenkova on Tue, 23/06/2009 - 15:43
Данные об авторе
Автор(ы): 
Копытова Светлана Анатольевна
Место работы, должность: 
Учитель истории и обществознания МОУ Сертоловская СОШ №2
Регион: 
Ленинградская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
История
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
Тема урока: РОССИЯ В XVII ВЕКЕ. «Бунташный век». Тип урока: практическое занятие с элементами групповой работы. Цель: 1. Охарактеризовать сложное внутреннее положение России в XVII веке. 2. Определить особенности народных выступлений в XVII веке. Задачи: Образовательная: 1. Представить причинно – следственные связи народных выступлений в XVII веке. 2. Рассмотреть ход и последствия городских восстаний 1640-50-х гг.. 3. Охарактеризовать основные положения Соборного уложения 1649 года. Развивающая: 1. Используя средства ТСО, компьютерную презентацию, развивать умения сопоставлять исторические явления; сравнивать изменения социального положения крестьян, посадских людей, дворян. 2. Организовать работу с историческими источниками. 3. Продолжить формировать умение работать с дополнительной литературой, раздаточным материалом. Воспитательная: 1.Способствовать развитию познавательного интереса к истории. 2. Формировать патриотические, нравственные чувства и любовь к Отечеству. Основные понятия: «Бунташный век», прямой и косвенный налог, абсолютизм, крепостное право, Соборное Уложение, посад, «белые» слободы, «тягло». Оборудование: компьютерная презентация «Россия в 17 веке. «Бунташный век», карта «Россия в XVII в»; портрет «Царь Алексей Михайлович», раздаточный материал по теме.

st1\:*{behavior:url(#ieooui) } /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman","serif";} table.MsoTableGrid {mso-style-name:"Сетка таблицы"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-unhide:no; border:solid windowtext 1.0pt; mso-border-alt:solid windowtext .5pt; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-border-insideh:.5pt solid windowtext; mso-border-insidev:.5pt solid windowtext; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman","serif";}

Тема урока: РОССИЯ В XVII ВЕКЕ. «Бунташный век».

 

 Тип урока: практическое занятие с элементами групповой работы.                                          

Цель:

1. Охарактеризовать сложное внутреннее положение России в XVII веке.

2. Определить особенности народных выступлений в XVII веке.

  Задачи:

      Образовательная:

1.  Представить причинно – следственные связи народных выступлений в XVII веке.

2.  Рассмотреть ход и последствия городских восстаний 1640-50-х гг..

3. Охарактеризовать основные положения Соборного уложения 1649 года.                            

   Развивающая:

1. Используя средства ТСО, компьютерную презентацию, развивать умения сопоставлять  исторические явления; сравнивать изменения социального положения крестьян, посадских людей, дворян.

2. Организовать работу с историческими источниками.

3. Продолжить формировать умение работать с дополнительной литературой, раздаточным материалом.

   Воспитательная:

1.Способствовать развитию познавательного интереса к истории.

2. Формировать патриотические, нравственные чувства и любовь к Отечеству.

 

Основные понятия: «Бунташный век», прямой и косвенный налог, абсолютизм, крепостное право, Соборное Уложение, посад,  «белые» слободы, «тягло».

 

Оборудование: компьютерная презентация «Россия в 17 веке. «Бунташный век», карта «Россия в XVII в»; портрет «Царь Алексей Михайлович», раздаточный материал по теме.

 

               Основные события:

    Лето 1648 г. – Соляной бунт в Москве.

       1648 – 1650 гг. – городские восстания в стране.

       1649 г. – Соборные Уложение.

       1662 г. – Медный бунт в Москве.

       1668 г. -  начало осады Соловецкого монастыря.

       1670 – 1671 – крестьянская война под предводительством Степана Разина.

       Ход урока:

 

Организационный момент.

 

               Проверка домашнего задания.

   Учащимся предлагаются вопросы для беседы: блиц- опрос.

- Вспомните наиболее значимые события и факты политической жизни России в XVII веке.    

  1.Что означает термин «Смутное время»?

  2.Как звали первого  царя из  династии Романовых? 

  3.Назовите годы правления Михаила Романова.

  4.В каком году произошло избрание  царем Михаила Романова?

  5.Вспомните, что такое Судебник?

  6.В каком году был принят Судебник Ивана 111?

  7. В каком году был принят Судебник Ивана 1V?

  8. Как назывался день, когда крестьянам было разрешено переходить к другому                    хозяину?

  9.В каком году был введен Юрьев день?

  10.Что такое  указ «Об урочных летах»?

  11.Каких крестьян мы называем частновладельческими?

  12.Кого называем « посадскими людьми»?

13.Дайте определение Земского собора.

14.Что «белые слободы» и «черные»?

Учащиеся за верные ответы получают жетоны.

 

            Изучение нового материала.

                                                         ПЛАН

 

  1. Городские восстания в период царствования Алексея Михайловича.
  2. Соборное Уложение.

 

1.Городские восстания в период царствования Алексея Михайловича.

 

 Работа в группах.

     1-я группа – «Соляной бунт».

     2-я группа – «Восстание в Новгороде и Пскове» (дополнительный материал).

     3-я группа – «Медный бунт».

 

 Работа с презентацией:  Россия в17 веке. «Бунташный век».

 

            Учитель дает характеристику периоду правления Алексея Михайловича:   Правление второго Романова трудно назвать счастливым временем для Российского государства. Не восстановившаяся до конца хозяйственная жизнь страны, серия мощнейших народных восстаний, церковный раскол - вот что определяло время царствования Алексея Михайловича. Во всех делах царь с одной стороны продолжал старорусские традиции, а с другой - не чурался нового, временами приходившего из-за границы.

 

            Алексей Михайлович Романов (Тишайший), русский царь с 1645 г. В правление Алексея Михайловича уменьшилась роль Боярской думы и начался процесс становления абсолютизма. С принятием Соборного уложения (1649) оформилось крепостное право; проводилась политика покровительства отечественному купечеству; воссоединена с Русским государством Украина (1654), возвращены Смоленские и Северские земли.

При нем подавлены народные восстания в Москве, Новгороде и Пскове (1648, 1650, 1662) и крестьянская война (1670-1671) под руководством С.Т.Разина. Церковная реформа привела к расколу русской православной Церкви.

 

            Учащимся предлагается для ознакомления материалы, где дается характеристика  царя Алексея Михайловича.

            Учитель: В XIX веке  историки по - разному характеризовали  личность Алексея Михайловича. Опираясь на раздаточный материал, который лежит на партах, выделите главные черты, характеризующие личность царя как государственного деятеля.

 

            Учащиеся работают с раздаточным материалом в группах.

Что пишет В.О. Ключевский о царе Алексее Михайловиче: «При доброте и мягкости характера это уважение к человеческому достоинству в подданном производило обаятельное действие на своих и чужих и заслужило Алексею прозвание "тишайшего царя". Иностранцы не могли надивиться тому, что этот царь при беспредельной власти своей над народом, привыкшим к полному рабству, не посягнул ни на чье имущество, ни на чью жизнь, ни на чью честь (слова австрийского посла Мейерберга). Дурные поступки других тяжело действовали на него всего более потому, что возлагали на него противную ему обязанность наказывать за них. Гнев его был отходчив, проходил минутной вспышкой, не простираясь далее угроз и пинков, и царь первый шел навстречу к  

потерпевшему с прощением и примирением, стараясь приласкать его, чтобы не сердился. Уменье входить в положение других, понимать и принимать к сердцу, их горе и радость было одною из лучших черт в характере царя».                   

            ЗАДАНИЕ: Выберите из текста черты, характеризующие личность царя Алексея Михайловича.  

 

Алексей Михайлович Романов

            Ключевский В.О. Курс русской истории. М., 1988.

            В зрелые годы царь, Алексей представлял в высшей степени привлекательного, добрых свойств, верного старине древнерусского человека с наклонностью к полезным и приятным новшествам. Он был образцом набожности, того чинного и  твердо разученного благочестия, над которым так много и долго работало религиозное чувство древней Руси...

            В царе Алексее нет и тени самонадеянности, того щекотливого и мнительного, обидчивого властолюбия, которым страдал Грозный. От природы живой, впечатлительный и подвижной, Алексей страдал вспыльчивостью, легко терял самообладание и давал излишний простор языку и рукам. … Вспыльчивость царя чаще всего возбуждалась встречей с нравственным безобразием, особенно поступками, в которых обнаруживалось хвастовство и надменность. Кто на похвальбе ходит, всегда посрамлен бывает: таково было житейское наблюдение царя. чувство разбивалось о неблаговоспитанный темперамент, и даже добрые движение души получали непристойное выражение.ний простор я

    ЗАДАНИЕ: Выберите из текста черты, характеризующие личность царя Алексея Михайловича.

  

Платонов  С.Ф. Царь Алексей Михайлович. Опыт характеристики. М., 1912.

            Он очень любил писать, и в этом отношении был редким явлением своего времени. Он  имел привычку своеручно поправлять текст и делать прибавки в официальных грамотах, причем не всегда попадал в тон приказного изложения.

                Алексей Михайлович нередко давал волю своему неудовольствию, бранился и даже дрался. Вспыльчивый и бранчливый, Алексей Михайлович был в гневе отходчив, легко и искренне переходя от брани к ласке.

            Царь Алексей любил и понимал красоту. Чувство красоты заставляло царя увлекаться внешним благочестием церковного служения.

            При всем уме Алексея Михайловича был безвольный и временами малодушный человек. Пользуясь его добротою и безволием, окружающие не только своевольничали, но забирали власть над самим «тихим» государем. … Малодушно он убегал от ответственных объяснений и спешил заслониться другими людьми.

Царь Алексей не мог быть бойцом и реформатором. Между тем течение исторической жизни поставило царю Алексею много чрезвычайно трудных и  жгучих задач и внутри, и вне государства. Шла горячая, напряженная деятельность. Он везде, постоянно с разумением дела, постоянно добродушный, искренней и ласковый. Но нигде не сделает ни одного решительного движения, ни одного резкого шага вперед.

    

  

 

 

Ключевский В. О. Исторические портреты.

            Современники, даже, иностранцы, признавали в нем богатые природные дарования: восприимчивость и любознательность помогли ему приобрети замечательную по тому времени начитанность не только в божественном, но и в мирском писании; о нем говорили, что он «навычен многим философским наукам»; дух времени, потребности минуты также будили мысль, задавали новые вопросы. Это возбуждение сказалось в литературных наклонностях царя Алексея. Он любил писать и писал много больше, чем кто-либо из  древнерусских царей после Грозного. Он пытался изложить историю своих военных походов, делал даже опыт в стихотворстве: сохранилось несколько написанных им строк, которые моги казаться автору стихами. Всего больше оставил он писем к разным лицам. В этих письмах много простодушия, веселости, подчас задушевной грусти и просвечивает тонкое понимание ежедневных людских отношений, меткая оценка  житейских мелочей и заурядных людей

            ЗАДАНИЕ: Выберите из текста черты, характеризующие личность царя Алексея Михайловича.

 

            На магнитной доске каждая группа крепит выделенные качества Алексея Михайловича (за работу учащиеся получают жетоны).Учащиеся отвечают на вопрос: Какие черты царя характеризуют его как государственного деятеля?

 

            Учитель подводит итог: Алексей Михайлович был человеком набожным, привечал богомольцев, нищих. Царь по тем временам неплохо образован, с удовольствием читал, обладал литературными способностями. Авторы отмечают необычайную для правителя доброту и благожелательность, а порой и слабость, которой могли воспользоваться бояре. Неслучайно царя прозвали «Тишайший». Все это не мешало ему, однако, в случае необходимости проявлять и другие качества, необходимые царю: решимость, волю, жестокость, что и проявилось во внутренней политике Алексея Михайловича.         

            Учитель обязательно подчеркивает: Русская история XVII века, как ни один другой исторический период, богата социальными взрывами.

            В царствование Алексея Михайловича (Тишайшего) страна сотрясалась от народных восстаний. Дворяне всемерно старались закрепить за собой право не только на землю, но и рабочую силу в лице крестьян, превратить их в своих крепостных. Дворян не устраивало существование «урочных лет» сыска беглых, по истечении которых ушедший от господина крестьянин уже не подлежал  возвращению. Срок «урочных лет» постепенно удлинялся, но этого дворянам было мало. Крестьянство не могло  мириться с таким униженным, бесправным положением и боролось всеми доступными средствами. Народные восстания запомнились и современникам, и потомкам. И этот XVII век прозвали «Бунташным». Самые известные социальные выступления: Соляной, Хлебный и Медный бунты, крестьянская война под руководством Степана Разина и движение старообрядцев.

 

            Задание: используя  презентацию, текст фильма, раздаточный материал, сценку (может использоваться в зависимости от времени), представить городские восстания в период царствования Алексея Михайловича по следующему алгоритму:

 

  АЛГОРИТМ КРЕСТЬЯНСКОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ.

1.      Дата восстания.

2.      Причины восстания

3.      Место действия.

4.      Повод к восстанию.

5.      Состав восставших.

6.      События.

7.      Результаты.

 

            Работа в группах (каждая группа должна подготовить историческую справку о своем восстании).

     1-я группа – «Соляной бунт».

     2-я группа – «Восстание в Новгороде и Пскове» (дополнительный материал).

     3-я группа – «Медный бунт».

            Ответы групп можно оформить в виде сравнительной таблицы (распечатки           таблицы лежат на  парте).

       Каждая группа приступает к работе с материалами, готовя историческую справку о народном выступлении по предложенным  вопросам. Учитель в ходе работы групп играет роль консультанта, помогает школьникам распределить обязанности в группах, обращает их внимание на основные факты и события.

 

       Группа, работавшая с материалами «Соляной бунт» характеризует произошедшие события. Остальные вносят информацию в таблицу. Учитель задает вопросы:

1.      Почему бунт 1648 года именуется «Соляным»?

2.      Какую роль играла соль в жизни человека? Какие слои населения приняли участия в «Соляном» бунте?

3.      Каковы были основные цели восставших? О чем свидетельствует тот факт, что правительство согласилось выполнить требования восставших?

 

            Группа, работавшая с материалами «Хлебный бунт» характеризует произошедшие      события. Остальные вносят информацию в таблицу. Учитель задает вопросы:

1.Назовите главную причину восстания в Пскове?

2.Что такое «всегородняя изба»?

3.Какая задача была выдвинута перед центральной властью после событий 1648-1650гг.?

 

       Группа, работавшая с материалами «Медный бунт» характеризует произошедшие события. Остальные вносят информацию в таблицу. Учитель задает вопросы:

1.      Какие слои населения приняли участия в «Медном» бунте?

2.      Объясните причины подтолкнувшие к выступлению каждую из социальных групп?

3.      Подумайте, почему основной силой народных выступлений были жители городов?

 

       Учитель подводит итог: Давайте, сравним причины трех бунтов, в чем сходство и отличия? Выделите сходства в причинах «Соляного» и «Медного», «Хлебного» бунтов,  а также в составе участников? Чем различались результаты бунтов? Подумайте, о чем это свидетельствует?

             После итогового обсуждения проверяем сравнительную  таблицу.

 

Городские восстания в период

Царствования Алексея Михайловича

       

Вопросы,

сравнения

Соляной бунт

Восстания в Новгороде и Пскове

Медный бунт

1

2

3

4

Дата

1648 г.

1650 г.

1662 г.

Причина

восстания

Внутренняя политика Алексея Михайловича – введение налога на соль (ухудшило положение населения в стране).

Сложное экономическое положение страны из – за неудачной внешней политики.

Экономическое положение страны.

Повод к восстанию

Подача челобитной царю, царь не реагирует. Арест просителей, неудачные переговоры между челобитчиками и представителями царя

Скупка хлеба для выплаты долга Швеции. Неурожайный год. Рост цен на хлеб.

Выпуск медных денег. Рост цен.

Состав восставших

Холопы, горожане, верхушка посада, стрельцы, дворяне.

Городское население, крестьянство.

Чернь, солдаты, горожане, крестьяне.

События

Погром дворов бояр и дворян, физическая расправа над вельможами.

Выступление горожан, аресты представителей Швеции и Дании. Переход власти к городским старостам. Введение войск. Репрессия со стороны правительства. Переговоры и присяга царю.

Выпуск прокламаций, выдвижение требований, погром дворов.

Результаты

Уступки со стороны царя. Созыв Земского собора, принятие Соборного уложения (нового свода законов)

Подавление восстания правительственными войсками.

Подавление восстания войсками. Отмена медных денег.

 

Место

действия

Москва

Новгород, Псков.

Москва.

 

Для закрепления изученного материала используется задание «узнай событие».

I. Иностранец, сидящий на сцене. Да, насилу тогда государь Алексей Михайлович сладил с народным бунтом. И бояр пришлось на расправу отдать, и шурина своего Бориса Морозова в ссылку в Кирилло-Белозерский монастырь выслать. Но шло время, крепла власть царская, и уже по-новому заговорил он с народом.

1-й горожанин. Пришел на торг, все деньги потратил, да так ничего и не купил. Сколько ни есть медяшек, а на приличное платье не станет. Ефимок же совсем не осталось – все отдал в налоги да купцам. Как год дожить, ума не приложу.

2-й горожанин. Слышно, что теперь богат тот, кто к производству денег подход имеет. Глянь, как Никитка Осеев разодет, да женка его вся в дорогих нарядах, да дом с резными наличниками. Сказывают, что тайно они «воровские деньги» готовят, да государственным знаком метят. А деньги те не казенные, потому и не стоят ничего.

Стрелец. Получил третьего дня жалованье медными деньгами, а купец требует серебро за товар. Нет справедливости! Надо вновь к государю идти, как в 1648 г. Пусть наведет порядок, да примерно накажет виновных, чтоб иным неповадно было.

1-й горожанин. И то правда, надо к царю идти…

2-й горожанин. Не у царя надо искать правды, а у бояр забрать то, что наше по справедливости…

 

II. Горожанин.  Снова власти решили нас извести непомерными платежами и налогами. Видишь что удумали – платить соляную пошлину по 20 копеек с пуда. Где ж таких денег взять?! Да и без соли никуда, ни рыбу и мясо не заготовишь, а значит, зимой – голод, ни продуктов не купишь готовых – больно дороги.

Стрелец. Не только налог выше стал, но и жалованье нам уменьшилось. За такие деньги ни себя самого, а тем паче семью свою не прокормить в голодное зимнее время.

Горожанин.  Сказывают, что известен тот, кто нашему государю предложил налог-то ввести. У самого, небось, и погреба полны, и денег вдосталь. Лишь простой люд страдает.

Стрелец. А бояре вообще стыд потеряли, простой человек для них – букашка бессловесная. Государь-то ничего и не замечает, слушает своих приспешников.

Горожанин. Надо бы государю глаза раскрыть на приближенных его, да о налоге рассказать, а то ведь поди и не ведает, каково нам, простым слугам его.

 

Раздаточный материал:

 

                        I. «Соляной бунт».

            В 1646 г. боярин Б. И. Морозов, воспитатель царя и его любимец, вместе с бывшим купцом, дьяком Н. Чистым провели налоговую реформу, от которой ожидали пополнения казны. Была введена повышенная пошлина на соль, продукт всеобщего спроса. Одновременно отменили главные налоги с населения. Шло время, а поступление доходов резко падало. Население, особенно малоимущие люди, отказывались покупать дорогую соль. Реформаторы спохватились и вернулись к прежним порядкам.

 Кроме ежегодно собираемых прямых налогов с тяглых людей правительство в связи с нехваткой денег стало собирать еще и чрезвычайные (то есть внеочередные сборы) - так называемые «пятую» и «десятую» деньгу, представлявшие собой соответственно пятую или десятую доли оценки движимого имущества или доходов Главная тяжесть этих поборов ложилась на посадских людей, живших в черных, государственных слободах, так как население белых (частновладельческих) слобод государственных налогов не платило.

            Небывалую нужду, а то и разорение многим принес новый косвенный налог - соляная пошлина, взимавшаяся с продаваемой соли. Еще больше обстановку накаляли злоупотребления и насилия воевод и приказных людей. Поводом для московского восстания 1648 года, оставшегося в истории под названием Соляного бунта, разгон стрельцами толпы москвичей, представители которой пытались подать Алексею Михайловичу, возвращавшемуся в столицу с богомолья, челобитную грамоту. Это произошло 1 июня 1648 года. Толпы восставшего народа ворвались в Кремль. К ним примкнули давно не получавшие жалования стрельцы и кое-кто из дворян.  Оказавшись перед лицом стихийно сложившегося объединения посадских и служилых людей, царь был вынужден пойти на серьезные уступки. Боярин Б. Морозов был смещен, глава Земского приказа Л. Плещеев и глава Пушкарского приказа Траханиотов - растерзаны толпой. Царь был вынужден пойти на созыв Земского собора, который должен был разрешить противоречия между властью и восставшим народом.

Задание:  Каковы были результаты восстания. Подумайте, о чем свидетельствуют уступки власти и выполнение требований восставшего народа.

 




                        II. Городские восстания 1640-50-х годов. « Хлебные бунты».

   В 1648 г. волнения вспыхнули в Козлове, Курске, Устюге Великом и др. В 1649 г. заволновались горожане Новгорода и Пскова. Поводы для недовольства населения в каждом из городов были различные, но выступления объединяли общий протест против произвола местных властей. Поводом к восстанию послужило резкое повышение цен на хлеб, вызванное обязательством правительства поставить Швеции зерно в качестве платы за перебежчиков в Россию с территорий, захваченных шведами еще в годы Смуты. Закупки зерна взвинтили цены, что вызвало волнения сначала в Новгороде, а затем и в Пскове. Особенно наглядно это проявилось в псковском восстании 1650 г. Изгнав воеводу, местные жители поручили управление «всегородней избе» — выборному органу. Особенно примечательной была деятельность «всегородней избы», когда во главе ее встал энергичный ремесленник Гаврила Демидов. В городе наладили строгие порядки, препятствующие грабителям и другим «лихим людям», закрыли кабаки, обеспечили гласность принимаемых общественным органом решений. Общие дела, включая спорные судебные, рассматривали на общих сходках горожан, здесь же оглашались поступающие в город документы.

Характерно, что в ходе восстаний конца 40-х гг. правительство не пошло на широкие расправы. Даже руководители восстаний уцелели.

События 1648—1650 гг. выдвинули перед центральной властью задачу: идти ли по линии расширения демократических тенденций в управлении страной или резко усилить роль царской власти. При поддержке дворян царская власть встала на путь самоутверждения. Это и подчеркнуло новое законодательство — Соборное уложение 1649 г.

Задание:  Каковы были результаты восстания. Подумайте, о чем свидетельствуют уступки власти и выполнение требований восставшего народа.

 

 

                        III.  «Медный бунт»

В 1662 году в Москве вспыхнул Медный бунт, вызванный денежной политикой правительства. Затянувшаяся русско-польская война совершенно опустошила казну, и власть пошла на выпуск наряду с серебряными также и медных денег, которые имели хождение наряду с серебряными.

              Сначала эти металлические кредитки пользовались полным доверием, ходили … «с серебряными заравно». Рынок был наводнен «воровскими» … деньгами.  Разница между серебряными и медными деньгами дошла до того, что в конце 1660 г. за серебряный рубль давали 2 медных, в 1663 г. сперва 12, а потом 15 медных. Соответственно тому дорожали товары. Поскольку расплачивалось правительство медными деньгами, а подати собирало серебряной монетой, от реформы пострадали очень многие. Особенно тяжело пришлось тем, кто получал денежное жалование, а также ремесленникам и мелким торговцам.

В июле 1662 г., когда царь жил в подмосковном селе Коломенском, мятежная толпа тысяч в пять подступила к встретившему ее царю с требованием поставить на суд изменников. При этом царя держали за пуговицы кафтана и заставили обещаться перед Богом  и с одним из мятежников ударить по рукам на обещании, что он сам расследует дело. Но когда другая толпа из Москвы, соединившись с первой, стала невежливо требовать у царя изменников, грозя, что если он не выдаст их добром, их возьмут у него силой, Алексей крикнул стрельцам и придворным, и началось повальное избиение безоружных, сопровождавшееся пытками и казнями…

В подделке медных денег, как и в мятеже, участвовали люди различных состояний -   попы и причетники, монахи, гости, посадские, крестьяне, холопы; к бунту пристали также солдаты и некоторые офицеры. Операция с медными деньгами сильно расстроила торгово-промышленный оборот, и казна, выпутываясь из затруднений, только содействовала этому расстройству. Полная неудача предприятия заставила его ликвидировать. Указ 1663 г. восстановлял серебряное обращение и запрещал держать и пускать в оборот медные деньги.

Задание: Каковы были результаты восстания. Почему царь так жестоко расправился с восставшими?

 

                        2. Соборное Уложение.

            Учитель подробно представляет, характеризует Соборное Уложение 1649 г. При поддержке дворян царская власть встала на путь самоутверждения. Это и подчеркнуло новое законодательство Соборное Уложение  -  Земский собор, собранный царем Алексеем Михайловичем в 1648 году, принял решение о разработке нового свода законов. Каждое сословие предъявляло правительству свои требования. Поскольку на соборе не было крепостных крестьян, их нужды никто не представлял. Более того. За их счет стремились решить свои проблемы  другие сословия, прежде всего дворяне. Они давно домогались прекращения сроков сыска беглых крестьян, чтобы надежно обеспечить себя рабочими руками. Посадские люди на Земском соборе весьма резко выдвинули требование об упразднении беломестных слобод и дворов и о передачи их в тяглое состояние.  Этот документ, получивший название Соборного уложения, был подготовлен специальной боярской комиссией под председательством князя Н.И. Одоевского и утвержден собором 29 января 1649 года. Весной того же года уложение издали отдельной книгой и разослали во все приказы и всем воеводам.

Работа с презентацией. Можно использовать раздаточный материал по Соборному Уложению:

 

Раздаточный материал по Соборному Уложению:

            1.Выдержка из «Соборного Уложения» 1649 года .

«Будет кто каким умышлением учнет мыслить на государево здоровье злое дело, и про то его злое умышление кто известит, и по тому извету умышление сыщется допряма. Такого по сыску казнить смертью.А будет кто сведав в каких людях скоп и заговор или иной какой злой умысел. А государю про то не известит его за то казнить смертью без всякой пощады».

ЗАДАНИЕ: Сформулируйте: сущность преступления, форма наказания, кого подвергали наказанию.

 

            2. Выдержка из «Соборного Уложения» 1649 года о крестьянах

«Также будет кто вотчинники и помещики учнут государю бити челом о беглых своих крестьянах и бобылях тех крестьян и бобылей по сыску отдавати по писцовым книгам без урочных лет.Суд за крестьян своих ищут и отвечают они же дворяне и дети боярские во всех делах, кроме татьбы и разбою, и поличного и смертных убийств».

   ЗАДАНИЕ: Сравните статьи Уложения с Указами 1597 года. Что изменилось в положении крестьян в середине XVII века?

 

            3. Из главы XIX «Соборного Уложения» 1649 года о крестьянах

«Которые слободы на Москве государевых податей не платят и служб не служат, и те слободы со всеми людьми, которые в тех слободах живут, всех взяти за государя в тягло и в службы безлетно и бесповоротно, опричь кабальных людей.

А впредь, опричь государевых слобод, ничьим слободам на Москве и в городах не быть.

Всяких чинов торговые и ремесленные люди и розданы в тяглые сотни, и тем людям быть впредь бесповоротно за государем, где кто в тягло отдан».

            ЗАДАНИЕ: Что изменилось в положении посадских людей? Сравните их положение с положением крестьян.

 

            Учитель показывает прямую связь между городскими восстаниями и созывом Земского собора 1648 – 1649 гг. и принятием на нем Соборного Уложения.

Также учитель обращает внимание, что посадские люди и дворяне выдвинули ряд определенных требований, выступая совместно.

В сентябре 1649 г. Земский собор утвердил текст Уложения.

- Служилые люди получили увеличение земельного оклада;

- обедневшие помещики были дополнительно наделены землей;

- крестьяне согласно XI Уложению окончательно стали крепостными за своими владельцами. Был установлен сыск «без урочных лет».

Крепостное право стало наследственным.

            Учитель знакомит с некоторыми пунктами нового Уложения:

- за укрывательство беглого крестьянина устанавливается штраф в 10 рублей в год в пользу законного владельца;

- имущество крестьянина также признавалось собственностью помещика и могло быть продано за его долги;

- в случае если крестьянин или крестьянка, находясь в бегах, вступали в брак, то законному владельцу их возвращали со всей семьей, даже если (жена, муж) до этого принадлежали другому владельцу или были свободны.

 

Значит, землевладелец обретал право распоряжаться личностью и собственностью крестьянина. Процесс оформления крепостного права в России был завершен. Обратите внимание на таблицу «Этапы закрепощения крестьян» на доске.

  Рекомендуется представить учащимся наглядную таблицу:

 

период

Документы

Основное содержание

Последствия

1

2

3

4

1497 г.

Судебник Ивана III (указ о Юрьевом дне)

Ограничение перехода двумя неделями в году с уплатой пожилого

Начало государственного закрепощения крестьян

1550 г.

Судебник Ивана IV

Подтверждение решения 1497 г. о Юрьевом дне, увеличение пожилого

Закрепощения крестьян

1581 г.

Указ Ивана IV о «заповедных летах»

Запрещение перехода крестьян в Юрьевом день

Закрепощение крестьян

1597 г.

Указ Федора Ивановича об «урочных летах»

Введение 5 – летнего сыска

Расширение прав дворян на крестьян

Начало

XVII в.

Указ Василия Шуйского

15 – летний срок сыска

 

1649 г.

Соборное Уложения Алексея Михайловича

Отмена «урочных лет». Бессрочный сыск.

Окончательное закрепощение крестьян, крестьяне стали собственностью дворян

         

Учащимся предлагается тест для закрепления. Учитель подводит итоги,  жетоны, полученные командами, подсчитываются и выставляются оценки.

 3. Домашнее задание

1. На контурной карте «Народные восстания в России в 40 – 70 –х годах XVII в.»:

1) Обозначить места и годы известных вам городских восстаний.

2. Ответить на вопрос: «Почему XVII век вошел в историю под названием  «бунташного»?

                

Тест для закрепления.

 

  1. Отметьте причину народных выступлений в XVII века:
             а) усиление роли церкви в жизни государства;

  б) закрепощение крестьян;

  в) расширение территории государства на запад и восток.


 

  1. Кто был фактическим главой правительства в первые годы царствования царя Алексея Михайловича:
             а) Д. М. Пожарский;
             б) Б. И. Морозов;
             в) П. П. Траханиотов;
             г) Л. С. Плещеев.

  1. В 1668 году:
             а) произошел Соляной бунт;
             б) вспыхнул Медный бунт;
             в) началось Соловецкое восстание.

  2. Соотнесите название восстания и место, где оно вспыхнуло:
            

а) Хлебный бунт

1) Москва

б) Соляной бунт

2) Коломенское

в) Медный бунт

3) Новгород

 

  1. Сопоставьте восстания и дату, в котором оно произошло:
     

а) Новгородское восстание

1) 1650

б) Соленой бунт

2) 1662

в) Медный бунт

3) 1648



Блиц- опрос.

 

   1. Что означает термин «Смутное время»?

 

   2. Как звали первого  царя из  династии Романовых? 

     

   3. Назовите годы правления Михаила Романова.

      

   4. В каком году произошло избрание  царем Михаила Романова?

     

   5. Вспомните, что такое Судебник?

     

   6. В каком году был принят Судебник Ивана 111?

      

   7. В каком году был принят Судебник Ивана 1V?

    

   8. Как назывался день, когда крестьянам было разрешено   переходить к другому хозяину?

    

   9. В каком году был введен Юрьев день?

    

 10. Что такое  указ «Об урочных летах»?

   

 11. Каких крестьян мы называем частновладельческими?

     

 12. Кого называем « посадскими людьми»?

     

 13. Дайте определение Земского собора.

    

 14. Что такое «белые слободы» и «черные»?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         1. Выдержка из «Соборного Уложения» 1649 года

           

            «Будет кто каким умышлением учнет мыслить на государево здоровье злое дело, и про то его злое умышление кто известит, и по тому извету умышление сыщется допряма. Такого по сыску казнить смертью.

         А будет кто сведав в каких людях скоп и заговор или иной какой злой умысел. А государю про то не известит его за то казнить смертью без всякой пощады».

          ЗАДАНИЕ: Сформулируйте: сущность преступления, форма наказания, кого подвергали наказанию.

 

         2. Выдержка из «Соборного Уложения» 1649 года о крестьянах

 

       «Также будет кто вотчинники и помещики учнут государю бити челом о беглых своих крестьянах и бобылях тех крестьян и бобылей по сыску отдавати по писцовым книгам без урочных лет.

         Суд за крестьян своих ищут и отвечают они же дворяне и дети боярские во всех делах, кроме татьбы и разбою, и поличного и смертных убийств».

         ЗАДАНИЕ: Сравните статьи Уложения с Указами 1597 года. Что изменилось в положении крестьян в середине XVII века?

 

         3. Из главы XIX «Соборного Уложения» 1649 года о крестьянах

 

         «Которые слободы на Москве государевых податей не платят и служб не служат, и те слободы со всеми людьми, которые в тех слободах живут, всех взяти за государя в тягло и в службы безлетно и бесповоротно, опричь кабальных людей.

         А впредь, опричь государевых слобод, ничьим слободам на Москве и в городах не быть.

         Всяких чинов торговые и ремесленные люди и розданы в тяглые сотни, и тем людям быть впредь бесповоротно за государем, где кто в тягло отдан».

         ЗАДАНИЕ: Что изменилось в положении посадских людей? Сравните их положение с положением крестьян.

 

 

Найдите в тексте ошибки.

 

         В 1646 г., видимо по инициативе боярина Б. Морозова, правительство для улучшения финансового положения решило ввести косвенный налог: была увеличена цена на хлеб. Но при этом отменялись ямские и стрелецкие деньги. Однако пополнить казну таким образом не удалось, население отказывалось покупать дорогой хлеб. По стране прокатился ряд бунтов, самым крупным из которых был бунт в Смоленске. Восставшие люди убивали представителей царской власти, особенно известных своим корыстолюбием. Были растерзаны Чистой, Плещеев, Морозов. Успокоить население удалось только после целой системы мероприятий, в которую входили отмена косвенного налога на хлеб, удаление от должностей нечестных людей, раздача подарков, ссылка особенно активных бунтовщиков и введение новой системы налогообложения – подворной.

 

         Зарабатывает баллы та команда, которая быстро и правильно определит порядок происходивших событий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Узнать событие».

Иностранец, сидящий на сцене. Да, насилу тогда государь Алексей Михайлович сладил с народным бунтом. И бояр пришлось на расправу отдать, и шурина своего Бориса Морозова в ссылку в Кирилло-Белозерский монастырь выслать. Но шло время, крепла власть царская, и уже по-новому заговорил он с народом.

1-й горожанин. Пришел на торг, все деньги потратил, да так ничего и не купил. Сколько ни есть медяшек, а на приличное платье не станет. Ефимок же совсем не осталось – все отдал в налоги да купцам. Как год дожить, ума не приложу.

2-й горожанин. Слышно, что теперь богат тот, кто к производству денег подход имеет. Глянь, как Никитка Осеев разодет, да женка его вся в дорогих нарядах, да дом с резными наличниками. Сказывают, что тайно они «воровские деньги» готовят, да государственным знаком метят. А деньги те не казенные, потому и не стоят ничего.

Стрелец. Получил третьего дня жалованье медными деньгами, а купец требует серебро за товар. Нет справедливости! Надо вновь к государю идти, как в 1648 г. Пусть наведет порядок, да примерно накажет виновных, чтоб иным неповадно было.

1-й горожанин. И то правда, надо к царю идти…

2-й горожанин. Не у царя надо искать правды, а у бояр забрать то, что наше по справедливости…

На сцене появляется иностранный купец, который держит в руках перо и раскрытую книгу. Он оглядывается вокруг и говорит:

- Вот уже много лет живу я при дворе московского государя Алексея Михайловича. Свидетелем каких только событий не стал я за эти годы. Все они у меня в этой книге(поглаживает ее рукой), все как смог описал для потомков. Вот сейчас переворачиваю страницы, и как будто встают перед глазами те далекие дни. Вот хотя бы эти…(Делает вид, что переворачивает страницы, находит что-то и углубляется в чтение.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Узнать событие».

                   Появляется горожанин и стрелец.

         Горожанин.  Снова власти решили нас извести непомерными платежами и налогами. Видишь что удумали – платить соляную пошлину по 20 копеек с пуда. Где ж таких денег взять?! Да и без соли никуда, ни рыбу и мясо не заготовишь, а значит, зимой – голод, ни продуктов не купишь готовых – больно дороги.

Стрелец. Не только налог выше стал, но и жалованье нам уменьшилось. За такие деньги ни себя самого, а тем паче семью свою не прокормить в голодное зимнее время.

Горожанин.  Сказывают, что известен тот, кто нашему государю предложил налог-то ввести. У самого, небось, и погреба полны, и денег вдосталь. Лишь простой люд страдает.

Стрелец. А бояре вообще стыд потеряли, простой человек для них – букашка бессловесная. Государь-то ничего и не замечает, слушает своих приспешников.

Горожанин. Надо бы государю глаза раскрыть на приближенных его, да о налоге рассказать, а то ведь поди и не ведает, каково нам, простым слугам его.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что пишет В.О. Ключевский о царе Алексее Михайловиче:

 

«При доброте и мягкости характера это уважение к человеческому достоинству в подданном производило обаятельное действие на своих и чужих и заслужило Алексею прозвание "тишайшего царя". Иностранцы не могли надивиться тому, что этот царь при беспредельной власти своей над народом, привыкшим к полному рабству, не посягнул ни на чье имущество, ни на чью жизнь, ни на чью честь (слова австрийского посла Мейерберга). Дурные поступки других тяжело действовали на него всего более потому, что возлагали на него противную ему обязанность наказывать за них. Гнев его был отходчив, проходил минутной вспышкой, не простираясь далее угроз и пинков, и царь первый шел навстречу к 

потерпевшему с прощением и примирением, стараясь приласкать его, чтобы не сердился. Уменье входить в положение других, понимать и принимать к сердцу, их горе и радость было одною из лучших черт в характере царя».

                 

ЗАДАНИЕ: Выберите из текста черты, характеризующие личность царя Алексея Михайловича. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алексей Михайлович Романов

Ключевский В.О. Курс русской истории. М., 1988.

 

В зрелые годы царь, Алексей представлял в высшей степени привлекательного, добрых свойств, верного старине древнерусского человека с наклонностью к полезным и приятным новшествам. Он был образцом набожности, того чинного и  твердо разученного благочестия, над которым так много и долго работало религиозное чувство древней Руси...

В царе Алексее нет и тени самонадеянности, того щекотливого и мнительного, обидчивого властолюбия, которым страдал Грозный. От природы живой, впечатлительный и подвижной, Алексей страдал вспыльчивостью, легко терял самообладание и давал излишний простор языку и рукам. … Вспыльчивость царя чаще всего возбуждалась встречей с нравственным безобразием, особенно поступками, в которых обнаруживалось хвастовство и надменность. Кто на похвальбе ходит, всегда посрамлен бывает: таково было житейское наблюдение царя. чувство разбивалось о неблаговоспитанный темперамент, и даже добрые движение души получали непристойное выражение.ний простор я

   

ЗАДАНИЕ: Выберите из текста черты, характеризующие личность царя Алексея Михайловича.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Платонов  С.Ф. Царь Алексей Михайлович. Опыт характеристики. М., 1912.

 

Он очень любил писать, и в этом отношении был редким явлением своего времени. Он  имел привычку своеручно поправлять текст и делать прибавки в официальных грамотах, причем не всегда попадал в тон приказного изложения.

      Алексей Михайлович нередко давал волю своему неудовольствию, бранился и даже дрался. Вспыльчивый и бранчливый, Алексей Михайлович был в гневе отходчив, легко и искренне переходя от брани к ласке.

   Царь Алексей любил и понимал красоту. Чувство красоты заставляло царя увлекаться внешним благочестием церковного служения.

   При всем уме Алексея Михайловича был безвольный и временами малодушный человек. Пользуясь его добротою и безволием, окружающие не только своевольничали, но забирали власть над самим «тихим» государем. … Малодушно он убегал от ответственных объяснений и спешил заслониться другими людьми.

Царь Алексей не мог быть бойцом и реформатором. Между тем течение исторической жизни поставило царю Алексею много чрезвычайно трудных и  жгучих задач и внутри, и вне государства. Шла горячая, напряженная деятельность. Он везде, постоянно с разумением дела, постоянно добродушный, искренней и ласковый. Но нигде не сделает ни одного решительного движения, ни одного резкого шага вперед.     

 

 ЗАДАНИЕ: Выберите из текста черты, характеризующие личность царя Алексея Михайловича.

   евский В. О. Исторические портреты.

 Современники, даже, иностранцы, признавали в нем богатые природные дарования: восприимчивость и любознательность помогли ему приобрети замечательную по тому времени начитанность не только в божественном, но и в мирском писании; о нем говорили, что он «навычен многим философским наукам»; дух времени, потребности минуты также будили мысль, задавали новые вопросы. Это возбуждение сказалось в литературных наклонностях царя Алексея. Он любил писать и писал много больше, чем кто-либо из  древнерусских царей после Грозного. Он пытался изложить историю своих военных походов, делал даже опыт в стихотворстве: сохранилось несколько написанных им строк, которые моги казаться автору стихами. Всего больше оставил он писем к разным лицам. В этих письмах много простодушия, веселости, подчас задушевной грусти и просвечивает тонкое понимание ежедневных людских отношений, меткая оценка  житейских мелочей и заурядных людей

 

ЗАДАНИЕ: Выберите из текста черты, характеризующие личность царя Алексея Михайловича.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Соляной бунт».

В 1646 г. боярин Б. И. Морозов, воспитатель царя и его любимец, вместе с бывшим купцом, дьяком Н. Чистым провели налоговую реформу, от которой ожидали пополнения казны. Была введена повышенная пошлина на соль, продукт всеобщего спроса. Одновременно отменили главные налоги с населения. Шло время, а поступление доходов резко падало. Население, особенно малоимущие люди, отказывались покупать дорогую соль. Реформаторы спохватились и вернулись к прежним порядкам.

 Кроме ежегодно собираемых прямых налогов с тяглых людей правительство в связи с нехваткой денег стало собирать еще и чрезвычайные (то есть внеочередные сборы) - так называемые «пятую» и «десятую» деньгу, представлявшие собой соответственно пятую или десятую доли оценки движимого имущества или доходов Главная тяжесть этих поборов ложилась на посадских людей, живших в черных, государственных слободах, так как население белых (частновладельческих) слобод государственных налогов не платило.

         Небывалую нужду, а то и разорение многим принес новый косвенный налог - соляная пошлина, взимавшаяся с продаваемой соли. Еще больше обстановку накаляли злоупотребления и насилия воевод и приказных людей. Поводом для московского восстания 1648 года, оставшегося в истории под названием Соляного бунта, разгон стрельцами толпы москвичей, представители которой пытались подать Алексею Михайловичу, возвращавшемуся в столицу с богомолья, челобитную грамоту. Это произошло 1 июня 1648 года. Толпы восставшего народа ворвались в Кремль. К ним примкнули давно не получавшие жалования стрельцы и кое-кто из дворян.  Оказавшись перед лицом стихийно сложившегося объединения посадских и служилых людей, царь был вынужден пойти на серьезные уступки. Боярин Б. Морозов был смещен, глава Земского приказа Л. Плещеев и глава Пушкарского приказа Траханиотов - растерзаны толпой. Царь был вынужден пойти на созыв Земского собора, который должен был разрешить противоречия между властью и восставшим народом.

 

Задание:  Каковы были результаты восстания. Подумайте, о чем свидетельствуют уступки власти и выполнение требований восставшего народа.

Городские восстания 1640-50-х годов. « Хлебные бунты».

В 1648 г. волнения вспыхнули в Козлове, Курске, Устюге Великом и др. В 1649 г. заволновались горожане Новгорода и Пскова. Поводы для недовольства населения в каждом из городов были различные, но выступления объединяли общий протест против произвола местных властей. Поводом к восстанию послужило резкое повышение цен на хлеб, вызванное обязательством правительства поставить Швеции зерно в качестве платы за перебежчиков в Россию с территорий, захваченных шведами еще в годы Смуты. Закупки зерна взвинтили цены, что вызвало волнения сначала в Новгороде, а затем и в Пскове. Особенно наглядно это проявилось в псковском восстании 1650 г. Изгнав воеводу, местные жители поручили управление «всегородней избе» — выборному органу. Особенно примечательной была деятельность «всегородней избы», когда во главе ее встал энергичный ремесленник Гаврила Демидов. В городе наладили строгие порядки, препятствующие грабителям и другим «лихим людям», закрыли кабаки, обеспечили гласность принимаемых общественным органом решений. Общие дела, включая спорные судебные, рассматривали на общих сходках горожан, здесь же оглашались поступающие в город документы.

Характерно, что в ходе восстаний конца 40-х гг. правительство не пошло на широкие расправы. Даже руководители восстаний уцелели.

События 1648—1650 гг. выдвинули перед центральной властью задачу: идти ли по линии расширения демократических тенденций в управлении страной или резко усилить роль царской власти. При поддержке дворян царская власть встала на путь самоутверждения. Это и подчеркнуло новое законодательство — Соборное уложение 1649 г.

 

Задание:  Каковы были результаты восстания. Подумайте, о чем свидетельствуют уступки власти и выполнение требований восставшего народа.

 

 

 

 

 

 

 

«Медный бунт»

В 1662 году в Москве вспыхнул Медный бунт, вызванный денежной политикой правительства. Затянувшаяся русско-польская война совершенно опустошила казну, и власть пошла на выпуск наряду с серебряными также и медных денег, которые имели хождение наряду с серебряными.

              Сначала эти металлические кредитки пользовались полным доверием, ходили … «с серебряными заравно». Рынок был наводнен «воровскими» … деньгами.  Разница между серебряными и медными деньгами дошла до того, что в конце 1660 г. за серебряный рубль давали 2 медных, в 1663 г. сперва 12, а потом 15 медных. Соответственно тому дорожали товары. Поскольку расплачивалось правительство медными деньгами, а подати собирало серебряной монетой, от реформы пострадали очень многие. Особенно тяжело пришлось тем, кто получал денежное жалование, а также ремесленникам и мелким торговцам.

В июле 1662 г., когда царь жил в подмосковном селе Коломенском, мятежная толпа тысяч в пять подступила к встретившему ее царю с требованием поставить на суд изменников. При этом царя держали за пуговицы кафтана и заставили обещаться перед Богом  и с одним из мятежников ударить по рукам на обещании, что он сам расследует дело. Но когда другая толпа из Москвы, соединившись с первой, стала невежливо требовать у царя изменников, грозя, что если он не выдаст их добром, их возьмут у него силой, Алексей крикнул стрельцам и придворным, и началось повальное избиение безоружных, сопровождавшееся пытками и казнями…

В подделке медных денег, как и в мятеже, участвовали люди различных состояний -   попы и причетники, монахи, гости, посадские, крестьяне, холопы; к бунту пристали также солдаты и некоторые офицеры. Операция с медными деньгами сильно расстроила торгово-промышленный оборот, и казна, выпутываясь из затруднений, только содействовала этому расстройству. Полная неудача предприятия заставила его ликвидировать. Указ 1663 г. восстановлял серебряное обращение и запрещал держать и пускать в оборот медные деньги.

 

Задание: Каковы были результаты восстания. Почему царь так жестоко расправился с восставшими?

 

Прикрепленный файл Size
Россия в XVII веке Бунташный век.ppt 4.8 MB
Городские восстания середины XVII века.avi 1.87 MB

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн