I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Подтянулись все, посмотрели мне в глаза, улыбнулись друг другу и тихонько сели.
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Всё ль на месте?
Всё в порядке?
Ручка, рядом с ней тетрадка.
А ещё на партах ваших
Учебник и карандашик.
Молодцы! Все готовы к уроку.
II. Актуализация знаний учащихся.
- Кто из вас любит сказки?
- Сегодня на нашем уроке вы будете сами участвовать в сказке и закрепите знания по нумерации чисел в пределах 20, вспомните, как переводить дециметры в сантиметры, поработаете с геометрическим материалом.
-Урок у нас сегодня нетрадиционный – математика в сказке. К нам в гости пришёл замечательный детский поэт и писатель Корней Иванович Чуковский.
( Слайд 3.)
Он принёс с собой сказку. А вот какую, вы сейчас попробуете отгадать.
- Название этой сказки зашифровано в числовых выражениях, которые записаны на доске. Вы должны прочитать эти выражения математическим языком, используя понятия: слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность и сказать значения выражений. Если вы справитесь с этим заданием, то в награду буквы встанут по порядку. И получится слово, которое вам поможет приблизиться к отгадке.
(Слайд 4.)
3 + 5 = Х 8 – 6 = М
9 – 6 = У 4 + 6 = А
Д -Первое слагаемое 3, второе слагаемое 5, сумма 8.
- Уменьшаемое 9, вычитаемое 6, разность 3.
- Уменьшаемое 8, вычитаемое 6, разность 2.
- Первое слагаемое 4, второе слагаемое 6, сумма 10.
Проверка: фронтальная, игра «Светофор» (у каждого ученика карточки красного и зелёного цвета. Поднимая карточку они высказывают согласие или несогласие с ответом).
У. Какое слово у вас получилось?
Д. Это слово «муха».
У. Как же называется эта сказка?
Д. «Муха-Цокотуха».
У. Итак, сказка начинается….
Д. Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
У. - А какую денежку она нашла, вы узнаете, когда найдёте значение числового выражения. Ответ нужно сказать мне на ушко.
(Слайд 5.)
10 – 6 + 4 – 3 + 5 – 9 =
Проверка: ученики говорят ответ на ушко учителю.
III. Закрепление изученного материала.
1. Повторение нумерации в пределах 20.
У.- А теперь послушаем продолжение сказки.
Д. Пошла Муха на базар
И купила самовар.
Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!
Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали.
А букашки-
По три чашки,
С молоком
И крендельком:
Нынче Муха-Цокотуха –
Именинница!
У. - Букашками будете вы. Две «букашки» идут «есть» крендельки к доске, а остальные будут «пить» чай из этих двух чашек, которые содержат два варианта. Надо написать через клеточку предыдущие и последующие числа для тех, которые написаны рядом с чашками. Приятного вам аппетита!
( Слайд 6.)
11 16
19 10
15 12
Проверка: фронтальная, игра « Хлопай-топай»
У. Продолжим наше путешествие по сказке…
Д. Приходили к мухе блошки,
Приносили ей сапожки,
А сапожки не простые –
В них застёжки золотые.
Приходила к Мухе
Бабушка-пчела,
Мухе-Цокотухе
Мёду принесла!
Бабочка красавица,
Кушайте варенье!
Или вам не нравится
Наше угощенье?
( Слайд 7.)
У. – Ой, а куда наша бабочка улетела? Давайте её поищем. А! Вот она – на цветке у окна. Вот вам научный факт для сведения: бабочка пробует еду
( сок, нектар) не хоботком, а средними лапками, а сосёт уже хоботком. Это я узнала из книги «Занимательная энтомология». Энтомология – это наука насекомых.
Варенье у мухи было из разных ягод. Количество ягод вам надо записать в тетради:
1 десяток 2 единицы =
1 десяток 8 единиц =
1 десяток 5 единиц =
|
Проверка: взаимопроверка в парах.
У. - Определите количество крендельков, ватрушек и пирогов, которые испекла муха для гостей.
( Индивидуальную работу по карточке с красным фонариком выполняют 2 ученика)
4десятка 1 единица =
2десятка 6 единиц =
7 десятков 5 единиц =
|
Проверка: фронтальная, игра « Хлопай-топай».
2.Задание на смекалку
У. – Малины больше вишни, но меньше смородины. Каких ягод больше всех? Каких ягод меньше всех? Сколько ягод смородины? Сколько ягод вишни?
Сколько ягод малины?
Сколько всего ягод использовала Муха-Цокотуха для приготовления варенья?
Проверка: фронтальная (при правильном ответе на слайде изображения ягод крутятся).
Физкультминутка.
Д. Вдруг какой – то старичок
Паучок
Нашу Муху в уголок
Поволок –
( Разминка мелких мышц кисти – пальчиками-
« паучками»)
Хочет бедную убить,
Цокотуху погубить!
Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея зарубите!
( Круговые вращения головой)
И кормила я вас,
И поила я вас,
Не покиньте меня
В мой последний час!
(Наклоны туловища влево-вправо)
Но жуки-червячки
Испугалися,
По углам, по щелям
Разбежалися:
( Руки подняты, покачивания)
Тараканы
Под диваны,
А козявочки
Под лавочки,
А букашки под кровать –
Не желают воевать!
(Приседания)
И никто даже с места
Не сдвинется:
Пропадай-погибай именинница!
( Дети присаживаются и замирают)
По ходу чтения дети выполняют соответствующие движения
У.- Вот так, друзья!.. Никто не помог имениннице в беде. Стыдно за таких гостей. Неприятно… А как бы вы поступили в этой ситуации?
3. Работа с величинами. Решение задач.
Д. А кузнечик, а кузнечик,
Ну совсем как человечек,
Скок, скок, скок, скок!
За кусток, под мосток
И молчок.
У.- Посмотрите, какими прыжками скакал кузнечик. Переведите эти данные в сантиметры.
( Слайд 8.)
1дм 2см = …см
1дм 5см = …см
1дм 8см = …см
|
Проверка: взаимопроверка в парах.
У. - Кузнечик-гигант скакал такими прыжками.
( Индивидуальную работу по карточке с красным фонариком выполняют 2 ученика)
6дм 8см = …см
3дм 9см = …см
8дм 1см = …см
|
Проверка: фронтальная, игра « Хлопай-топай».
Д. А злодей-то не шутит,
Руки-ноги он Мухе
Верёвками крутит…
( Слайд 9.)
У.- Первая верёвка – длиной 10см. Начертите такой отрезок.
( Дети выполняют задание)
У. - Вторая верёвка – на 2см короче, чем первая. Начертите отрезок.
( Дети выполняют задание)
У.- Сколько сантиметров длина второго отрезка?
- Как нашли его длину?
Д.- Из 10см вычли 2см, получили 8см.
У.- Третья верёвка на 1см длиннее, чем вторая. Найдите её длину. Начертите отрезок.
(Дети выполняют задание)
У.- Сколько сантиметров длина третьего отрезка?
Как нашли его длину?
Д. -К 8см прибавили 1см, получили 9см.
Проверка: фронтальная (при правильном ответе на слайде появляется ответ)
4. Работа с геометрическим материалом.
Д. Зубы острые в самое
Сердце вонзает
И кровь у неё выпивает.
Муха криком кричит,
Надрывается,
А злодей молчит,
Ухмыляется.
Вдруг откуда-то летит
Маленький Комарик,
И в руке его горит
Маленький фонарик.
У.- Рассмотрим этот фонарик под «увеличительным» стеклом.
( Слайд 10.)
- Какие геометрические фигуры имеют 4 стороны и 4 угла?
- Покажите квадрат и прямоугольник. Найдите ещё один прямоугольник.
- Какая геометрическая фигура имеет 3 стороны и 3 угла?
- Сколько здесь треугольников? Покажите их.
Проверка: фронтальная, игра « Хлопай-топай»
5. Закрепление знаний по нумерации
Д. Где убийца? Где злодей?
Не боюсь его когтей!
У. - Вы будете комариками. Спасти Муху можно, если верно расставить числа на паутине в порядке возрастания.
( Слайд 11 – 12. )
10 12 14 16 18 20
Проверка: самопроверка (запись на слайде).
У. – Какую закономерность вы заметили в числовом ряду?
- Назовите самое большое число.
- Какое число на 4 меньше, чем 20?
- Назовите соседей числа 16?
Проверка: фронтальная, игра «Светофор» (у каждого ученика карточки красного и зелёного цвета. Поднимая карточку они высказывают согласие или несогласие с ответом).
У. - Посмотрим сумели ли мы помочь Мухе-Цокотухе.
Д. Подлетает к Пауку,
Саблю вынимает
И ему на всём скаку
Голову срубает!
Муху за руку берёт
И к окошечку ведёт:
« Я злодея зарубил,
Я тебя освободил
И теперь, душа-девица,
На тебе хочу жениться!»
Тут букашки и козявки
Выползают из-под лавки:
«Слава, слава Комару –
Победителю!»
Прибегали светляки,
Зажигали огоньки,
То-то стало весело,
То-то хорошо!
Эй, сороконожки,
Бегите по дорожке,
Зовите музыкантов,
Будем танцевать!
6. Повторение связи компонентов и результата сложения.
У. Вот они светляки, сороконожки, бабочки. Вспомните, как называются компоненты действия сложения и как они связаны между собой.
( Слайд 13.)
Д. – Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма.
- В равенстве первое слагаемое – светлячок, второе слагаемое – сороконожка, значение суммы бабочка.
- Если из суммы бабочки вычесть первое слагаемое светлячок, то получится второе слагаемое сороконожка.
- Если из суммы бабочки вычесть второе слагаемое сороконожка, то получится первое слагаемое светлячок.
Проверка: фронтальная, игра « Хлопай-топай»
Д. Музыканты прибежали,
В барабаны застучали.
Бом! Бом! Бом! Бом!
Пляшет Муха с Комаром!
……………………………
Нынче Муха-Цокотуха –
Именинница!
IV. Итог урока.
У. -Вот закончилась сказка, подошёл к концу и наш урок. Он вам понравился? Закройте глазки на минутку и вспомните всё, что было на этом уроке, какие задания мы выполняли, с чем работали.
У. - Выберите мордашки, а выбор будет зависеть от того,
насколько вы остались довольны своей работой на уроке.
( Слайд 14.)
Я работал хорошо, все понял, очень старался.
В следующий раз я постараюсь быть активнее.
Мне было трудно, я многое не понял.
У.-Покажите ваши выбранные мордашки. Спасибо вам всем за работу.
|
Педагогика сотрудничества
Психологические приемы:
- аудиальные (голос)
Заинтересовать.
Фронтальная беседа (словесный метод).
Психологические приемы:
- визуальные (наглядность).
Познавательная игра (метод стимулирования интереса к учению). Психологические приемы:
- визуальные
(наглядность).
Выразительное чтение ученика
(словесный метод).
Самостоятельная работа (практический метод).
Психологические приемы:
- визуальные (наглядность).
Выразительное чтение ученика
(словесный метод).
Письменные упражнения (практический метод).
Психологические приемы:
- визуальные (наглядность).
Выразительное чтение ученика
(словесный метод).
Познавательный рассказ (метод стимулирования интереса к учению). Психологические приемы:
- визуальные (наглядность).
Самостоятельная работа (практический метод).
Индивидуальная дифференцированная работа (метод стимулирования интереса к учению).
Задание на развитие логики
(метод стимулирования интереса к учению).
Выразительное чтение ученика
(словесный метод).
Беседа (словесный метод).
Выразительное чтение ученика
(словесный метод).
Самостоятельная работа (практический метод).
Психологические приемы:
-визуальные (наглядность).
Индивидуальная дифференцированная работа (метод стимулирования интереса к учению).
Выразительное чтение ученика
(словесный метод).
Выполнение упражнения,
(практический метод).
Психологические приемы:
- визуальные (наглядность).
Выразительное чтение ученика
(словесный метод)
Игра на внимание
(метод стимулирования интереса к учению),
фронтальная работа.
Психологические приемы:
- визуальные (наглядность)
Выразительное чтение ученика
(словесный метод)
Самостоятельная работа (практический метод).
Психологические приемы:
- визуальные (наглядность
Фронтальная беседа (словесный метод).
Выразительное чтение ученика
(словесный метод)
Задание на развитие логики
(метод стимулирования интереса к учению)
Психологические приемы:
- визуальные (наглядность)
Выразительное чтение ученика
(словесный метод)
Фронтальная беседа (словесный метод).
Психологические приемы:
-визуальные (наглядность)
|