·познакомить учащихся с историческими объектами Кремля;
·воспитывать уважительное отношение к истории страны.
Оборудование:мультимедийная презентация урока, мультифоры с белым листом, маркеры.
Ход урока:
I.Орг. момент.
II.Актуализация опорных знаний.
Учитель.Сегодня мы отправимся на экскурсию, конечно, воображаемую.
Чтобы узнать, куда мы отправимся, давайте разгадаем слово, зашифрованное на доске.
III.Устный счёт.
Слайд 4
36
20
12
17
90
25
60:3=Р100:4=Ь 30X3=Л
51:3=М 12X3=К 48:4=Е
Уч. Решив примеры, поставьте буквы на места полученных результатов.
(Дети выполняют задание на мультифорах.)
Уч. Какое слово у вас получилось?
Дети.Кремль.
Слайд 5
(Читает подготовленный ученик)
Москва, Москва! Люблю тебя как сын,
Как русский – сильно, пламенно и нежно!
Люблю священный блеск твоих седин,
И этот Кремль, зубчатый, безмятежный.
(М.Ю. Лермонтов)
Слайд 6
Уч.Молодцы! Именно туда мы с вами и отправимся.
IV. Закрепление пройденного
Уч. Кто может сказать, где находится Кремль?
Д.В центре Москвы, на Боровицком холме.
Слайд 7
Уч. Правильно. Добраться туда можно на метро. Представим, что мы выходим на станции «Александровский сад» и подходим к стенам Кремля. Строились они несколько раз.
- Каким был Кремль сначала? Потом?
Д.Деревянным, белокаменным, кирпичным.
Уч.Сначала стены были из дерева и страдали от пожаров, затем из белого камня и, наконец, кирпичные, такие, какими мы их видим сейчас. Этим стенам более 500 лет. Какие же у них размеры? Чтобы ответить на этот вопрос, надо выполнить несколько заданий.
Слайд 8
1. Высота стен Кремля разная. Самая маленькая – 5 м, а самая большая – на 14 м выше. Какой максимальной высоты достигают стены Кремля?(Записать решение в тетрадь, взаимопроверка)
Д. От 5 до 19 метров.
.Это интересно!(Дети читают информацию со слайда)
Общая длина стен – более 2 км, толщина – от 3,5 до 6,5 м. По верху стен идут двурогие зубцы, похожие на ласточкины хвосты. Их больше тысячи.
Уч.Перед вами ширина и высота зубцов, данная в сантиметрах. Переведите их в метры. (Маркером записать на доске, проверить с доски.)
Ширина – 100 – 200 см
Высота – 200 – 250 см
Слайд 9
Уч.А теперь посмотрим на башни. Они разные: есть круглые, есть четырёхугольные, а есть проездные. Что значит «проездные»?
Д.Через них можно проехать, они с воротами.
Уч.Как мы говорили в начале урока, Кремль перестраивался несколько раз. Какими были строения?
Д.Деревянными, белокаменными, кирпичными.
Уч. Помимо того, что перестраивались стены и здания, увеличивалась территория, так как росло количество живших в Кремле людей. Стены дубового Кремля имели 5 башен. В дальнейшем их стало больше.
Чтобы узнать, сколько башен было в белокаменном и стало в кирпичном Кремле, решите задачу.
Слайд 10
Задача 1
Деревянный Кремль имел 5 башен, белокаменный – на 3 башни больше, чем деревянный, а кирпичный – в 4 раза больше, чем деревянный. Сколько башен было у белокаменного Кремля и укирпичного? (Дети решают задачу в тетрадях ответы пишут на мультифорах маркером.)
Уч.Сколько же башен у Кремля сейчас?
Д. Двадцать.
Уч. Правильно, их 20. И, как мы сказали, они разные. Сколько проездных башен вы узнаете, решив следующую задачу.
Слайд 11
Задача 2
Кремль окружает стена с 20 башнями, проездных из них – в 4 раза меньше. Сколько проездных башен в Кремле?(Дети самостоятельно записывают решение задачи в тетрадях. Проверяют с доски)
Д.Можно проехать через 5 башен.
Уч.Хорошо. Вычислив значения данных выражений, вы узнаете о разновидностях башен.
Слайд 12
Круглых башен – (100-25):5-12
Четырёхугольных башен – (20+22)X2:7
Башен со звёздами – (64+4X9):20
(Проверяют с доски)
Уч.Что нового вы узнали?
Д.В кремлёвской стене 3 круглых башни, 12 четырёхугольных, на 5 башнях есть звёзды.
Слайд 13
Уч.Остановимся на некоторое время и посмотрим на башни со звёздами. Сколько их?
Д.Пять.
Уч.Правильно. Это Боровицкая, Водовзводная, Спасская, Никольская, Троицкая башни. (Учитель показывает иллюстрации с изображениями башен).
Это интересно!- Размер каждой звезды – от 3 м до з,75 м, вес – от 1 т до 1,5 т.Несмотря на это, звёзды свободно и плавно вращаются под действием ветра.
Сделаны кремлёвские звёзды из рубина. Освещаются изнутри мощными лампами днём и ночью. Самые большие звёзды – на Спасской и Никольской башнях. Внутри башен есть специальные подъёмные приспособления для очистки звёзд.
На какой же высоте установлены эти прекрасные звёзды? Чтобы узнать это, решим задачу и найдём высоту башен.
Слайд 14
Задача 3
Высота Спасской башни – 71 м; Боровицкая – на 17 м ниже Спасской; Водовзводная – на 7 м выше Боровицкой; Никольская – на 9 м выше Водовзводной; Троицкая – на 10 м выше Никольской. Найдите высоту всех башен. (Дети разбирают задачу с учителем. На доске появляется краткая запись. Учитель проверяет у первого решившего задачу, и этот ученик проверяет у следующего, и так далее по цепочке.)
На доске:
Спасская – 71 м
Боровицкая - ?, (71-17) м
Водовзводная - ?, (Б+7) м
Никольская - ?, (В+9) м
Троицкая - ?, (Н+10) м
Слайд 15
IV.Физкультминутка
Отдых наш физкультминутка.
Занимай свои места.
Шаг на месте левой, правой,
Раз и два! Раз и два!
Прямо спину все держите,
Раз и два! Раз и два!
И под ноги не смотрите,
Раз и два! Раз и два!
Слайд 16
V.Закрепление пройденного. (Продолжение)
Уч.А теперь пройдём на территорию Кремля через Боровицкие ворота.(На доске появляется схема Кремля.)
- Посмотрите на схему. Мимо, каких строений мы двигаемся?
Д.Мимо Оружейной палаты, Большого Кремлёвского дворца.
Уч.Мы пришли на Соборную площадь. Какие строения мы здесь видим?
Д.Успенский собор.
- Колокольню Ивана Великого.
- Архангельский собор.
- Благовещенский собор.
- Грановитую палату.
(На слайде поочерёдно появляются картинки с изображениями соборов)
Уч.Как вы думаете, почему площадь назвали Соборной?
Д.На ней находятся несколько соборов.
Слайд 17
Уч.Правильно. Посмотрите на колокольню Ивана Великого. Это самое высокое строение в Кремле. Найдите его высоту, вычислив значение данного выражения.
На доске:
3X(54:6)X3=
- Какую высоту имеет колокольня?
Д.81 метр.
Это интересно!
Уч. Построена эта колокольня около 500 лет назад. Толщина её стен – от 2,5 м до 5 м, вверх идёт 329 ступеней. Вычислив значение выражений, вы узнаете количество колоколов на звоннице и вес самого большого колокола.
На доске:
27X2:3
(90-18)+4X7-12X3
- Что у вас получилось?
Д.На звоннице 18 колоколов. Самый большой из них весит 64 тонны. (Решение записывают в тетрадях, а несколько человек решают у доски).
Уч.Рассмотрите схему. Рядом с колокольней находятся ещё 2 исторических памятника.
Слайд 18
Д.Царь-колокол.
- Царь-пушка.
Уч.Сходство их в том, что Царь-пушка никогда не стреляла, а Царь-колокол никогда не звонил.
Это достаточно большие и тяжёлые сооружения. Вспомните вес самого большого колокола, находящегося на колокольне.
Д.64 тонны.
Уч.Так вот, вес Царь-колокола на 136 тонн больше. Кто может посчитать и сказать его вес?
Д.200 тонн.
У.Решив следующую задачу, вы узнаете массу пушки
Задача 4
Царь-колокол весит 200 т, а Царь-пушка в 5 раз легче. Найдите массу Царь-пушки. (Дети самостоятельно решают задачу. Проверяют с доски).
- Что у вас получилось?
Д.Царь-пушка весит 40 тонн.
Уч.Вот такие гиганты находятся в Кремле.
Слайд 19
Посмотрите на Спасскую башню. Вспомните, что вы о ней узнали?
Д.Она проезжая, её высота – 71 м.
Наверху находится рубиновая звезда.
Уч.Молодцы! Кто из вас знает, чем знаменита эта башня, чем отличается от всех остальных?
Д. На ней находятся часы – куранты.
Бой курантов.
Это интересно!
Уч.Посмотрите на иллюстрацию (показ иллюстрации) и вспомните вид курантов. Каждый Новый год вся страна с замиранием слушает 12 ударов этих часов. Занимают они на башне 3 этажа. Как вы понимаете, часы очень большие. Об их размерах мы сейчас и поговорим.
Слайд 20
Выполнив следующие вычисления, мы узнаем вес часов, высоту цифр, диаметр часов (объяснить, что такое диаметр), длину стрелок.
На доске:
Вес часов: 100:4=
Высота цифр: 12X6=
Диаметр часов: 66:11=
Длина стрелок: 60:20=
- Что вы можете сказать о часах?
Д.Часы весят 25 тонн.
- Высота цифр – 72 см
- Диаметр часов – 6 м
- Длина стрелок – 3 м
(Дети на доске пишут ответы)
Уч.Это не совсем точная длина. Вы знаете, что минутная стрелка длиннее часовой. Поэтому чтобы узнать точную длину минутной стрелки, к полученному результату надо прибавить 28 см.
Д. 3 м+28 см=3 м 28 см
У.А часовая стрелка короче нашего результата на 3 см.
Д. 3 м-3 см=2 м 97 см
Уч.Вот какие огромные часы находятся на Спасской башне.
Уч.Итак, мы познакомились с некоторыми историческими памятниками с математической стороны.
Слайд 21
VI.Итог урока
Уч.Вы молодцы, хорошо работали. А теперь давайте ещё раз вспомним, что нового и интересного вы узнали на экскурсии и ответим на вопросы блиц-опроса.
1.Сколько башен у Кремля сейчас?
12 20 18
2.Сколько проездных башен?
5 3 12
3.Сколько башен со звёздами?
6 7 10
4.Из чего сделаны звёзды?
Золота серебра рубина
5.Сколько колоколов на колокольне Ивана Великого?
19 18 20
6.Сколько весит Царь-колокол?
200 т 200кг 200г
7.Сколько весит Царь-пушка?
50т 40т 70т
8.Какова высота Спасской башни?
71м 70м 34м
9.Чем знаменита Спасская Башня?
Звездой Курантами Высотой
Уч.- Что особенно вам понравилось и запомнилось во время нашей воображаемой экскурсии?
- Об архитектурных памятниках Кремля более подробно вы узнаете на уроках истории.
На: Внетабличное умножение и деление (закрепление). Московский К
Очень заинтересовал ваш ресурс, но он не очень правильно размещен в интернете,поэтому не смогла им воспользоваться
На: Внетабличное умножение и деление (закрепление). Московский К
Наталья!
Если точнее назовете проблему, то я постараюсь ее исправить в ближайшее время!
С уважением, Татьяна Захарова