Консультация для детей по теме "Друзья - это огромный труд"
Submitted by Елена Владимировна Залуцкая on вс, 07/11/2010 - 15:16
Консультация для детей по теме: "Друзья — это огромный труд"
Кажется, что большинство детей от рождения умеют заводить друзей. На самом деле это не так. Умение заводить друзей и поддерживать хорошие отношения со сверстниками, необходимое человеку в жизни, приобретают в детстве. Если это умение не сформировалось в раннем возрасте, то у подростка, а потом и у взрослого могут возникнуть проблемы социальной адаптации.
Это вовсе не означает, что каждый малыш непременно должен научиться быть душой компании. Важно, чтобы ребенок был способен выбирать: играть вместе с другими или же самостоятельно. Если же он все время остается один, потому что не умеет общаться и дружить со сверстниками, то такому ребенку нужно помочь научиться искусству заводить друзей.
Новые друзья - важный элемент взросления ребенка. Когда ребенок переходит в новую школу, когда его семья переезжает в другой город, когда ребенок просто меняется с возрастом, он каждый раз озабочен проблемой поиска новых друзей.
Кажется, что этот процесс идет волнами. То вокруг нас толпа друзей, то никого, как будто никто не любит нас. Для ребенка поиск нового друга может казаться трудным делом.
И мы, родители, должны помогать своим детям в этом процессе, напоминая им об их положительных качествах и давая разумные советы.
Будьте моделью дружбы
Первые уроки дружбы дети учат, наблюдая за нами, родителями. Поэтому вы должны демонстрировать те качества и те усилия, которые необходимы для заведения новых друзей и поддержания старых уз дружбы. Показывайте им, что нужно делать, чтобы дружба была крепкой. Дети многому научатся на вашем примере.
“Извини, Катя, я бы с удовольствием прошлась сегодня с тобой по магазинам, чтобы купить тебе туфли, но моя подруга Зоя попросила меня помочь ей покрасить кухню.Может, давай отложим покупки на завтра? Нам ведь не к спеху, а подруга может расстроиться”.
Ребенок, конечно, тоже может расстроиться, что вы не пошли с ним за покупками, зато он усвоит урок, как важно дорожить дружбой. Подражая вашему положительному примеру, он скоро сам обретет все необходимые атрибуты верного друга.
Похвалы
Каждый любит, когда окружающие признают те положительные качества, которыми он обладает. Если ваш ребенок демонстрирует качества настоящего друга, не упускайте случаев похвалить его за это.
“Коля, мне очень понравилось, как вы включили Игоря в вашу игру сегодня. Я теперь понимаю, почему другие дети любят играть с тобой. Ты всегда делишься игрушками и умеешь соблюдать очередность”.
Пользуйтесь любой возможностью отмечать и хвалить качества хорошего друга в своем ребенке и окружающих его людях. Искренние комплименты способствуют закреплению желательного поведения.
Уверяйте ребенка, что его есть за что любить
Ваши похвалы, ко всему прочему, укрепляют ребенка в убеждении, что он достоин дружбы и любви. Дети, которые любят себя и убеждены, что окружающие тоже любят их, заводят друзей очень легко.
Составьте “список достоинств” и повесьте его на стене в комнате ребенка, на холодильнике или в любом другом месте, где он часто будут перед глазами.
За что меня можно считать хорошим другом:
Я добрый.
Я щедрый
Я умею веселиться.
Я соблюдаю очередность.
Я делюсь игрушками.
Этот список послужит напоминанием обо всех положительных качествах вашего ребенка и укрепит его веру в себя. Когда вы начнете работу над списком, ребенок, возможно, тоже захочет поучаствовать. Вы можете также составить список тех качеств, которые ребенок хотел бы видеть в своих новых друзьях. Составив этот второй список, спросите своего ребенка, обладает ли он такими качествами сам, потому что и окружающие могут искать такие же достоинства в нем самом, как в друге. Таким образом, вы предпринимаете первые шаги к тому, чтобы объяснить своему ребенку, что количество друзей, которые есть у человека, напрямую зависит от достоинств самого человека
Будьте таким человеком, каким вы хотите видеть своего друга Оптимистичный ребенок излучает позитивную энергию и притягивает к себе людей. Никому не нравится быть мрачным и скучным. Поэтому важно помнить: то, что мы проецируем в окружающий мир, к нам же и возвращается. Если вы помогаете своему ребенку чувствовать себя счастливым, любимым и особенным, этот само по себе действует как магнит, притягивающий друзей.
Утверждения:
“Я легко завожу друзей”.
“Я нравлюсь людям”.
“Я хороший друг”.
Эти и многие другие позитивные утверждения - отличное начало любого дня. Если ребенок повторяет их с десяток раз перед уходом в школу, это задает хороший тон всему предстоящему дню и заряжает ребенка позитивным отношением к себе.
Для внушения позитивных идей лучшее время - перед сном, когда ребенок наиболее восприимчив.
А вот идея, что можно сделать после того, как ребенок уснет. Прежде чем вы сами ляжете спать, прошепчите спящему малышу на ухо:
“Все тебя любят. Ты легко заводишь друзей”. Это не лишено смысла, ведь подсознание ребенка открыто для благотворного воздействия даже тогда, когда сам ребенок спит.
В придачу ко всем этим позитивным утверждениям, подкладывайте ребенку записку в пакет с завтраком. Вы увидите, как рады бывают дети, когда обнаруживают подбадривающую записку от тех, кто их любит. Это идеальная возможность сообщить ребенку, какой чудесный он человек, и напомнить ему, какими качествами настоящего друга он обладает.
Визуализация новых друзей
Если ребенок переживает ту стадию, когда друзей у него мало или их вообще нет, ему может казаться, что хороших друзей у него больше никогда не будет. Мы, конечно, знаем, что это не так, но у ребенка нет нашего жизненного опыта. Это чревато тем, что он может впасть в негативизм.
Если такое происходит, если ребенок только и думает о том, что у него мало друзей, на помощь может прийти направленная визуализация. Пусть он каждый день хоть по пять минут воображает себя в окружении кучи друзей в школе, на детской площадке, в плавательном бассейне, пусть он зрительно представляет, как знакомится с новыми друзьями, и это сотворит чудо. Он не только будет лучше и увереннее чувствовать себя. Такое упражнение породит также и позитивные ожидания. Первое время это может казаться попросту самообманом, но мы не знаем случая, чтобы ребенок, в течение двух недель занимавшийся такой визуализацией, не нашел себе за этот период нового друга. Это действует подобно волшебству. Если ваш ребенок недавно пережил негативный опыт общения с другими детьми, можно провести с ним беседу, выяснив, как бы это могло произойти иначе, что можно было бы сделать, чтобы результат общения получился более приятным. После этой беседы визуализация поможет заменить негативные образы и чувства этим положительным исходом; новые позитивные образы разбудят в ребенке позитивные ожидания в отношении будущих контактов с другими детьми.
Как реагировать на негативные установки
Ничто так не согревает сердце родителей, как осознание того, что у их ребенка много друзей. Мы очень хотим, чтобы наши дети больше общались с другими и нравились окружающим. Однако случается, что ребенок приходит домой и заявляет: “Никто не хочет со мной играть” или “Все меня ненавидят”. Вашей первой реакцией может быть тревога, но старайтесь не паниковать. Ребенок сразу уловит, какое большое значение вы придаете его словам, поэтому отвечать нужно осторожно. Не поддавайтесь искушению, не пытайтесь отрицать саму ситуацию: “Я не могу в это поверить. Тебя все любят”. Такое прямое противоречие может лишь усилить сопротивление ребенка: “Нет, никто меня не любит”. Более эффективный подход - внимательно выслушать ребенка, не уставая напоминать ему о его положительных качествах.
Затем, не слишком акцентируя на жалости, так как это может лишь усугубить негативные чувства, предложите какой-нибудь выход, или, еще лучше, побудите самого ребенка найти решение. Вы можете сказать, например: “Если бы в каком-нибудь городе девочка твоего возраста оказалась в такой же ситуации, что бы ты ей посоветовала, как ей обрести друзей?”. Это наверняка поможет ребенку разобраться в своем собственном положении. Напоминайте ребенку, как он заводил друзей в прошлом или как окружающим нравилось бывать в его обществе.
“Помнишь, как ты познакомился с Костей в парке и он пригласил тебя в футбольную команду? Может, и тебе пригласить Максима поиграть?”
Это отличная возможность исподтишка использовать некоторые приемы “Силы разума”, чтобы предупредить подобные проблемы в будущем. Но не будьте ненавязчивы, проявите осторожность. Ребенок может и не согласиться с вашим предложением на этот раз, но для начала вам нужно лишь внушить ему, что есть позитивная альтернатива его негативизму. Постепенно позитив возьмет верх. Главное, помнить, что у детей недостаток друзей всегда явление временное.
Помните, однако, и о том, что когда вы помогаете ребенку решать проблемы, связанные с дружбой, важно, чтобы эти проблемы не становились вашими проблемами. Родители не должны подменять собой друзей. Не поддавайтесь, например, искушению приходить к ребенку на обед в школу только ради того, чтобы он не оставался один за столом. Эти временные “решения” лишь консервируют проблему.
Позволяйте детям разговаривать с незнакомцами
Большинство людей, с которыми мы на протяжении жизни встречаемся и заводим связи - незнакомцы. Наши друзья детства были когда-то незнакомцами. Люди, с которыми мы дружили в школе, до того были незнакомцами, как и люди, с которыми мы теперь работаем. Даже ваш супруг некогда был незнакомцем, поэтому вместо того, чтобы учить своих детей остерегаться и избегать незнакомых людей, учите их, как следует вести себя с незнакомцами, давая им шанс расширить круг общения.
Если уж на то пошло, незнакомцы составляют огромное большинство человечества. Если мы велим своим детям не разговаривать с ними, с кем им тогда разговаривать? И что на самом деле мы сообщаем нашим детям, когда внушаем им такое?
Мы в состоянии обеспечить физическую безопасность наших детей без ущерба для их эмоционального состояния. Сделать это можно, фокусируясь на позитиве. Позвольте им общаться с незнакомцами. Только скажите им никуда с незнакомыми людьми не ходить. Почему? Потому что вы, родители, всегда должны знать, где он, ребенок, находится. Вы обнаружите, что дети с радостью согласятся со столь разумным требованием. Таким образом, вы не подрываете доверие ребенка к окружающим. Кроме того, никто не может знать, насколько полезным для вашего ребенка может оказаться однажды тот или иной незнакомец.
Пора отказаться от установки на страх, пронизывающий все общество. Вместо того чтобы учить детей избегать контактов с незнакомыми людьми, давайте учить их управляться с различными ситуациями. В минуту нужды “незнакомец” - с гораздо большей вероятностью окажется другом, нежели врагом. Если мы приучаем своих детей не видеть в людях доброты, мы лишаем их богатства общения и потенциальной помощи, когда они в ней могут нуждаться. Как никто не полезет в горы, если боится упасть, так и никто не сумеет создать крепкие связи с окружающими, если его с детства учат не доверять незнакомцам и бояться их. Учите детей доверять людям при сохранении своих личностных границ, а не бояться всех и самоизолироваться. Учите их, как вести себя при случайных встречах с людьми. Позволяйте им разговаривать с незнакомцами в приемлемой обстановке. И сами показывайте пример, как это надо делать.
Советы: как заводить друзей
Постарайтесь привлечь нового друга к предстоящему событию: посещению боулинга, походу в кино и т.д. Планируя внеклассное мероприятие для своего ребенка, пригласите с собой нового друга.
Детей можно научить ценить дружбу, побуждая их отправлять благодарственные записки своим друзьям после праздников, вечеринок. Дружбу тоже надо подпитывать, от этого все чувствуют себя лучше.
Пригласите кого-нибудь из родителей из класса вашего ребенка на кофе, чтобы их ребенок мог за это время поиграть с вашим. Действуйте как будто ненароком: “Мама Лизы придет к нам во вторник, и Лиза тоже будет с ней”. Это лучше, чем сказать: “Я договорилась с Лизой прийти к нам во вторник, чтобы вы могли подружиться”. Если ребенок не проявляет радости по этому поводу, у вас нет необходимости тревожиться и менять свои планы. Чтобы завести друзей, с чего-то всегда нужно начинать, а вашему ребенку в долгосрочной перспективе друзья совершенно необходимы, как бы он ни относился к этой идее в данный момент. Навыки общения, вырабатываемые у вашего ребенка в таких, может быть, искусственных ситуациях пригодятся ему в дальнейшем.
Прежде чем договариваться о подобной встрече, спросите у учительницы вашего ребенка, с кем из детей у него более-менее схожие интересы. Такая беседа, возможно, побудит учительницу поддержать новую дружбу в школе, например, предложив обоим детям участвовать в одном и том же научном проекте.
Устройте выезд на природу с участием нескольких семей. Собрания соседей, о чем бы ни шла речь - это лишняя возможность соседским детям пообщаться между собой. Ваш ребенок может найти друзей среди тех, кто живет неподалеку.
Изготовьте плакат, воспевающий положительные качества вашего ребенка как хорошего друга. Хвалите его за то, что он делает хорошо. Поощряйте его, чтобы такое поведение проявлялось и в будущем.
Если в жизни вашего ребенка наступил период, когда у него мало друзей, побуждайте его визуализировать, что у него много друзей, мысленно играть с ними и развлекаться. Такие ситуации, как первый день в школе, ночевка в доме друга или предстоящее спортивное мероприятие, идеальны для использования техники визуализации.